Урок по истории Древний Рим (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Древний Рим

Цель:
- изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима;
- продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран.

Задачи:

Личностные - развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей;

Предметные - развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;

Метапредметные - развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, сравнение исторических объектов, тестовый контроль.

Планируемые результаты: предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Оборудование: Карта "Древний Рим".

Понятия:

Плебеи - переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции - потомки основателей Рима.

Даты: 753 год до н. э. - основание Рима.

I. Повторение пройденного материала.

Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности - поднятая рука.

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна.

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда.

(Междуречье)

На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит.

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны.

(Китай)

Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить,
Что учитель повелит.

(Педагог. Греция.)

Задание «Найдите лишнее слово». Переставьте буквы так, чтобы получились слова. В каждом столбике есть лишнее слово.

Урок по истории Древний Рим (5 класс)

Задание «Угадайте Что? или Кто?». Учитель показывает картинку, учащиеся отгадывают, что на ней изображено.

Полис, фаланга, акрополь, Олимп, портик, Македония, Древняя Греция, Зевс, ремесло, садоводство, животноводство, рыболовство, мореплавание, торговля.

Задание Сгруппируйте понятия. Работа с сигнальными карточками.

Урок по истории Древний Рим (5 класс)

II. Целеполагание.

Урок по истории Древний Рим (5 класс)

III. Изучение нового материала.

Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране? На наших занятиях, изучая любую страну, мы используем определённый план.- Вопросы, которые мы будем рассматривать те же.
- Давайте вспомним, какой источник мы используем при изучении географического положения страны? (карту)
- Итак, Рим - один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства.
- В наши дни Рим - это столица Италии.
- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта, Афины)
- Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

- Давайте представим, что мы с вами учёные - историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Тогда за работу! Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)

- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

Внимание, задание:

Прочитать легенду и приготовить пересказ.

1 ряд: читает легенду об основании Рима в учебнике (пункт 1, стр. 204 - 206)
2 ряд: работает с легендой по распечатке
3 ряд: с 1 по 3 парту по учебнику, 4 и 5 по документу.

Работа с источниками:

- Найдите расхождения в легендах.
- Как вы думаете, почему мы нашли эти неточности?
- Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные - историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

"Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью".

Работа с картой:

Найдите на карте подтверждения, описанных природных условий.

Каким занятиям благоприятствовали они? (земледелию, рыболовству и торговле)

Любая страна это не только территория, но и население, которое там живёт. Обратимся к учебнику с.207 - 208. Знакомясь с текстом, выделите категории населения, проживающие в Риме.

Закрепление материала:

- Ребята о чём мы сегодня узнали на уроке?
Игра «ДА-НЕТ»

1. Древнейший Рим возник в 753 году до н.э. (да).

2. Основными занятиями населения были ремесло. (нет).

3. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями. (да).

4. В самом центре Италии, в нижнем течении реки Тибр, жили племена, которых называли - латины. (да).

5. Ромул первый царь Рима (да).

6. Переселенцы из других поселений, называли патрициями (нет)

Кроссворд

Рефлексия:

Что я узнал для себя на уроке?
Почувствовал ли я себя исследователем, путешественником? Почему?
Комфортно ли мне было работать?

Оцени свой вклад в урок по листу самооценки.

Зотова Оксана Александровна, учитель истории и обществознания

© 2010-2022