Разработка урока по истории на тему Первые киевские князья

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

Деятельность первых русских князей

Цель урока:

характеристика политики первых правителей Руси - Игоря, Ольги и Святослава

Задачи урока:

Образовательные:

раскрыть цели и показать результаты походов первых русских князей;

дать представление об организации власти князя над покорёнными народами.

Воспитательные:

прививать интерес к изучению истории родной страны;

воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Развивающие:

способствовать формированию у школьников навыков учебно -исследовательской работы, развитию умения осуществлять поиск

информации по заданной теме из различных источников; развитию познавательных интересов школьников, навыков критического мышления.

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Деятельность первых русских князей».

Цель - характеристика внешней и внутренней политики первых русских князей. А для этого нам надо вспомнить то, о чём мы говорили на предыдущих уроках.

Ответьте, каковы предпосылки создания Древнерусского государства?

  1. Торговля стала играть активную роль («путь из варяг в греки»)

  2. Стали возникать поселения ремесленников, которые впоследствии превратились в города

  3. Города стали центрами торговли

  4. Угроза торговым караванам кочевников

  5. Купцы нанимают дружины для охраны (во главе стоит князь)

Что же явилось причиной создания Древнерусского государства?

Причиной создания Древнерусского государства явилась общая военная угроза

Какие два крупных государственных центра возникли на землях славян (Киев и Новгород)

Кто объединил эти два центра в единое государство? В каком году это произошло?

(Олег, 882 г.)

Учитель: Итак, в результате объединения двух центров восточных славян: южного (во главе с Киевом) и северного (во главе с Новгородом) образовалось государство Русь с центром в Киеве - Киевская Русь.

Процесс формирования государства был закономерен, это результат изменений, произошедших во внутренней жизни восточнославянских племен, ускоренный внешним фактором - нападением варягов на северо-западные земли и хазар - на южные.

Перед преемниками Олега стояли важные задачи: укрепление княжеской власти, увеличение личных и государственных богатств за счёт сбора дани и выгодной внешней торговли, обеспечении обороноспособности страны.

Важным фактором в развитии Древнерусского государства была торговля. Поэтому внешняя политика была сосредоточена на решении ряда задач: укрепление границ, обеспечение безопасности государства, развитие дипломатических, торговых и культурных связей с окружающим миром, расширение территории.

Таким образом,

направление походов первых киевских князей:

  • Византийское направление;

  • Восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское)

(схема на слайде)

Каждая группа получила задание подготовить материал об одном князе:

Игоре, Ольге, Святославе.

Мы должны выяснить, какую политику проводили эти князья внутри страны и за её пределами.

Сейчас мы с вами послушаем сообщения и дадим характеристику их правления

Сообщения учащихся, презентации - 20 минут.

Сообщения об Игоре

Что такое полюдье? Можно ли назвать полюдье своеобразным налогом с населения?(оно выполняло роль не только сбора дани, но и общение князя с местным населением, осуществление княжеского суда)

Сообщение об Ольге

1. Почему народная молва нарекла княгиню Ольгу Мудрою и Святою?

2. Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня
Ольга?

Охарактеризуйте суть реформы взимания дани, проведенной княгиней Ольгой (она вводит уроки и погосты (размер и место сбора дани) - это означает важный шаг в строительстве государства, так как это говорит о том, что само действие по сбору дани становится уже привычным для зависимого населения и необходимо установить нормы сбора)

Сообщение о Святославе

Святослав, как и его предшественники, много сделал для Русского государства, а в чем отличалась его политики от политики Игоря и Ольги?

(Святослав расширял границ Древнерусского государства, обеспечил благоприятные условия для внешней торговли).

Назовите причины завоевательных походов князя Святослава. Каковы были итоги этих походов? Чем вы можете это объяснить?

IV. Обобщение и закрепление полученных знаний.

Итак, что же было общего в деятельности первых русских князей

а) внутри страны (внутренняя политика)

б) за пределами страны (внешняя политика)?

Ответы учащихсяПроведение первой

государственной реформы

( полюдье, уроки, погосты)

Заключение мирных договоров

Получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю

Взимание дани

V. Закрепление.

Индивидуальная работа. Выполнить контрольный тест.

Проверь себя:

Установите хронологическую последовательность правления первых русских князей

А) Игорь Б) Святослав В) Ольга

2. Установите соответствие между именами князей и временем правления

1. Ольга а) 912 - 945 гг.

2. Игорь б) 957 - 972 гг.

3. Святослав в) 945 - 957 гг.

3. Восстание древлян в 945 г. было вызвано

А) межплеменной рознью древлян и вятичей

Б) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян

В) нежеланием древлян принять участие в походах князя Святослава

4. Укажите имя князя, который всегда предупреждал своего противника о наступлении фразой «Иду на Вы»

А) Игорь Б) Олег В) Рюрик Г) Святослав

Правильные ответы

Г, А, В, Б

1Б, 2А, 3Г, 4В

БГБ

Далее учащиеся выполняют задание «Угадай, кто я?». По фактам летописи нужно определить, о каких князьях идет речь (это задание основано на летописных свидетельствах, и при выполнении его без визуальной опоры могут возникнуть затруднения, поэтому учащиеся получают карточки с заданиями).

1. Сказал __________ матери своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

2. Когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, - от него тебе умереть». __________ же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более».

3. Когда __________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал он в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

4. Умер __________ , передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

5. Сказала дружина __________: «Отроки (дружина) Свенельда изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы».

6. Отправилась __________ в Греческую землю, и пришла к Царьграду. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился ее разуму, беседуя с нею, и сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».

Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.

Материалы для обсуждения в группах

Н. М. Карамзин. История государства Российского

(извлечения)

1. Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: «народ стенал и проливал слезы. Присоединив к державе своей лучшие, богатейшие страны... сей князь был истинным основателем ее величия».

2. «Игорь в возрасте мужа принял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников государя великого, или презирают недостойных. <...> Судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия».

3. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь - Святою, история - Мудрою... Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством».

VI. Итог урока.

«Благодаря действиям первых русских князей расширяется территория Древнерусского государства, изменяется ее международное положение, укрепляется власть князя».

Домашнее задание.

Оцениваю работу учащихся на уроке. Выставляю оценки за урок.



© 2010-2022