- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока истории на тему Феодальная раздробленность
Технологическая карта урока истории на тему Феодальная раздробленность
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дрюма С.А. |
Дата | 31.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Морозовская школа»
Технологическая карта урока
Предмет история Класс 6
Тема урока Феодальная раздробленность
Технологическую карту разработала - Дрюма Светлана Александровна, учитель истории
Технологическая карта урока
Предмет история Класс 6
Базовый учебник «История средних веков» Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. «Школа 2100» - М.: Баласс, 2013 г.
Тема урока Феодальная раздробленность
Цель урока по линиям развития личности:
1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях
На основании фактов сформировать представления о периоде феодальной раздробленности в Европе, о взаимоотношениях феодалов и королей. Закреплять умение использовать понятия: феод, феодал, вассал, натуральное хозяйство, феодальные отношения. Новые понятия: феодальная раздробленность, сословия.
3 ЛР. Историческое мышление.
Выделить причины и последствия феодальной раздробленности Европы, а также сохраняющиеся черты единства народов.
4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания отрицательных последствий феодальной раздробленности, сказавшихся на развитии страны.
Тип урока комбинированный
Необходимое оборудование мультимедийный проектор, атлас по истории средних веков, доска, тетради
Урок № 5. Феодальная раздробленность
Цели урока по линиям развития личности.
1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях
На основании фактов сформировать представления о периоде феодальной раздробленности в Европе, о взаимоотношениях феодалов и королей. Закреплять умение использовать понятия: феод, феодал, вассал, натуральное хозяйство, феодальные отношения. Новые понятия: феодальная раздробленность, сословия.
3 ЛР. Историческое мышление.
Выделить причины и последствия феодальной раздробленности Европы, а также сохраняющиеся черты единства народов.
4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания отрицательных последствий феодальной раздробленности, сказавшихся на развитии страны.
Обязательный минимум содержания
Политическая раздробленность.
План урока:
-
Проблема урока: Почему время с IX века считают периодом феодальной раздробленности, если в XI веке была восстановлена империя?
-
Поиск решения проблемы.
Используются документ к § 3 на с. 48. И справочные сведения сравните приведённые в них факты. Слайд 2.
- Прочитайте документ середины IX века. О каком событии ведёт речь автор?
- Какую информацию мы можем найти в справочных сведениях и на карте слайда?
- В чём противоречие между документом и справочными сведениями?
- Какую проблему урока мы будем решать? Слайд 3.
Учащиеся отвечают на вопрос к документу.
Справочные сведения - говорят о том, что была создана Священная Римская империя.
- Почему время с IX века считают периодом феодальной раздробленности, если в XI веке была восстановлена империя?
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
II. Версии.
- Какие у вас будут предположения решения проблемы?
Предлагают свои версии, принимается любая.
III. Актуализация знаний.
-Вспомните, что такое феодальные отношения.
Слайд 4.
-Воспользуйтесь картой и укажите границы империи Карла Великого, вспомните, кем и когда она была создана. (Слайд 5)
Ученики выполняют задание слайда (в тетради, с. 16).
Ученики выполняют задание на карте.
IV. Планирование деятельности.
Слайд 6
- Чтобы ответить на главный вопрос
урока, что нам надо сделать?
- Прочитать параграф 3, найти факты, которые помогут объяснить причины этого.
Предлагают версии.
V. Поиск решения
- Используя первый пункт параграфа 3 учебника, определите, обсудите в парах, почему распадается империя Карла Великого. На работу даётся 2 мин.
Слайд 7.
- На какие части распалась империя Карла Великого? Какие государства образовались на месте империи? Какой вывод можно сделать? (Слайд 8)
- Но даже после распада у народов бывшей империи остались общие черты. Докажите, что, несмотря на государственную раздробленность, остальные сферы жизни общества оказались не затронуты.
Слайд 9.
- Найдите в тексте учебника определения сословия и выпишите его в тетрадь и выучите.
Слайд 10.
- Используя пункт 2 § 3, попробуйте составить определение: феодальная раздробленность - это… Сравните ваши определения со словарём и запишите его в тетрадь.
- Работая в парах, используя пункт 2 § 3, докажите, что в Западной Европе - в Италии, Франции, Германии - наступил период феодальной раздробленности. На работу даётся 3 минуты. (Слайд 11.)
- Рассмотрите карту на с. 53. (Слайд 12.) Выполните задания к ней (на слайде указано только одно задание из размещённых на с. 53).
Слайд 13.
- Хотя не все территории Империи Карла Великого вошли в состав Священной Римской империи, владения всё равно оказались достаточно большими. Можно ли говорить о том, что было создано единое государство во главе с императором?
Ученики выполняют задание
В результате работы могут быть названы следующие причины:
1. Покорённые народы боролись за независимость.
2. Междоусобные войны между наследниками Карла.
Ученики выполняют задание по карте учебника на с. 50 и слайду.
- В IX веке империя Карла Великого распалась.
- Христианство, латинский язык, «семь свободных искусств», формирование сословий: духовенство, воины-землевладельцы, зависимые крестьяне.
Признаки феодальной раздробленности:
- феодалы сами собирали штрафы, налоги, осуществляли суд;
- земельное владение теперь передавали по наследству;
- перестали подчиняться королю, имели свою армию;
- натуральное хозяйство, слабые торговые связи между частями страны;
- феодалы чеканили свои монеты.
Определяют, какая часть империи Карла Великого вновь стала империей.
- Мы не можем говорить о единстве, т.к. феодалы, желая усилить свою власть, стремились к независимости.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
VI. Выражение решения проблемы.
- Как теперь мы можем ответить на проблему урока? (Слайд 13.)
- Какие гипотезы оказались верными?
Предлагают различные версии.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
VII. Применение нового знания.
- На с. 17 в рабочей тетради выполните задания 4-6.
- Попробуйте объяснить разницу в понятиях «государственная раздробленность» и «феодальная раздробленность».
Выполняют задание.
Обсуждение в парах и обобщение информации для представления готового ответа.
VIII. Домашнее задание.
- Дома вам предстоит познакомиться с завоевателями, которые наводили ужас на Европу. Их внешний вид, жестокость, внезапные набеги заставляли содрогаться даже много повидавших европейцев. О том, кто они такие, вы прочитаете дома в § 4 и ответите на вопросы перед §, которые помогают готовиться к проверочной работе.
Не забудьте выучить определения сегодняшнего урока: феодальная раздробленность, сословия. При чтении домашнего параграфа, вы можете нарисовать рисунок по теме урока.
Анализу конспекта урока № 5. Феодальная раздробленность ( 6 класс)
- Выбранная тема урока с точки зрения возможностей формирования и развития универсальных учебных действий довольно благоприятна т. к., на данном уроке развиваем регулятивные УУД это умение:
- Определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать деятельность в учебной ситуации;
Познавательные УУД:
- Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы);
- анализировать (выделять главное);
- определять понятия;
- обобщать, делать выводы;
- выделять причины и следствия;
- представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД:
- Умение работать в парах;
- излагать своё мнение, аргументируя его;
- создавать устные и письменные тексты;
- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
- оценивать свои и чужие поступки.
Место урока в изучаемой теме очень важно, т.к. процесс феодальной раздробленности закономерный процесс через который прошли, как правило, все страны Европы. Развивающий потенциал урока виден из подобранных заданий в технологической карте.
- Аргументация возможностей урока в развитии УУД видна с помощью примеров из конспекта урока ( например, - используя первый пункт параграфа 3 учебника, определите, обсудите в парах, почему распадается империя Карла Великого. На работу даётся 2 мин. Слайд 7. Задание для групповой работы обучающихся сформулировано таким образом, что ведет к развитию коммуникативных умений, каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, формируется умение использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения, умение работать в парах, создавать устные и письменные ответы).
- Анализ технологичности структуры урока позволяет сделать вывод, что, цели и задачи урока взаимосвязаны, разработаны критерии оценки результатов, целостность урока. Использованы: здоровьесберегающая технология, ИКТ, технология сотрудничества, технология проблемного изучения.
- Учебный материал подобран соответственно возрастных особенностей учащихся, развиваются личностные УУД - умение оценивать свои и чужие поступки, присутствие научности через работу со словарём, справочными материалами, анализом документа.