РАбочая программа по всеобщей истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по всеобщей истории составлена на основе авторской программы:

«Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина - О.С.Сороко-Цюпы.5- 9классы. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И. Шевченко и др. - 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2016 г.»

Обоснование выбора УМК

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебника для 6 класса по истории Средних веков «История средних веков 6 класс» Е.В. Агибалова., Г.М. Донской. и является составной частью завершенной линии учебников по истории для основной школы. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.





Цели:


  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи:

- сформировать у учащихся целостное представление о ранней новой истории как закономерном и необходимом периоде всемирной и отечественной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы, мира , показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности ранней Новой истории, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам);

- развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса Нового времени в 7 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI-XVIII веков; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории Нового времени; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Нового времени.

Учебный план МКОУ предусматривает изучение истории в 7 классе в объеме 68 часов из расчета 2 часа в неделю.42 часа по истории Отечества ,26 часов по Новой истории.

Изменений в программу не внесено. Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе

Формы и методы, технологии обучения:

  • Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).

  • Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой)

ИКТ

  • Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).

  • Использование различных форм учебной работы (групповые, индивидуальные, фронтальные и др.).

  • Использование дидактических средств (исторические документы, терминологические кроссворды и др.).

  • Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).





Содержание тем учебного курса

НОВАЯ ИСТОРИЯ 1500-1800

Тема I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (12 часов)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. Эпоха Великих географических открытий. Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен. Европа: от Средневековья к Новому времени

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх - помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи - менялась мода. Костюм - «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения от Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения. Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация и контрреформация в Европе. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII - «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Тема II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (3 часа).

Ранние буржуазные революции.

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI - XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Тема III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 часов)

Западноевропейская культура XVIII в.

Просветители XVIII в.- наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Промышленный переворот в Англии

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин - великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Великая французская революция XVIII в.

Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.- начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Тема IV.ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ. (2 часа)

Государства востока: традиционные общество в эпоху раннего Нового времени. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

Основные черты традиционного общества: государство - верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско - японские отношения.

Итоговое повторение 1

Планируемые результаты обучающихся

Личностные результаты:

  1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  3. Осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  4. Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  5. Первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений , эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  6. Познавательный интерес к прошлому своей Родины;

  7. Изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

  8. Проявление эмпатии, как понимании чувств других людей и сопереживания им;

  9. Уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

  10. Навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

Повышенный уровень

  1. Уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

  2. Следование этническим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

  3. Обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

Метапредметные результаты:

Базовый уровень

  1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;

  2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;

  3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);

  4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении;

  5. Формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;

  6. Планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

  7. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

  8. Работать с учебной и внешкольной информацией (анализовать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты и т.д.)

  9. Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность ( при помощи педагога);

  10. Использовать современные источники информации-материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

Повышенный уровень:

  1. Привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

  2. Ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материалы) по изученному материалу;

  3. Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

  4. Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

  5. Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.




Предметные результаты:

Базовый уровень

  1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;

  2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  3. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;

  4. Готовнсть применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.

  5. Определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

  6. Установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

  7. Составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

  8. Определение и использование исторических понятий и терминов;

Повышенный уровень


  1. Использование сведений из исторической карты как источника информации, о местах важнейших событий;

  2. Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  3. Описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

  4. Понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

  5. Поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

  6. Использование приемов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.).


Индикатор усвоения

  • способность осуществлять поиск нужной информации заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат.





Учебно - методическое обеспечение

  1. Учебник « Всеобщая История нового времени: 1500-1800. 7 класс»: учеб. для 7 класса общеобр. учреждений/А.Я. Юдовская. -М.: Просвещение, 2011.;

  2. Всеобщая история. История нового времени. Рабочая тетрадь. 1500-1800. 7 класс. Часть 1 и 2. Юдовская А.Я. , М., Просвещение , 2013

  3. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина, Т.В.Коваль. Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800. Поурочные разработки. 7 класс

- М.: Просвещение, 2013

  1. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина - О.С.Сороко-Цюпы. 5- 9классы. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И. Шевченко и др. - 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2016 г.

Исторические карты.


  1. Борьба за независимость и образование США (1775-1783 гг.)

  2. Европа в начале нового времени

  3. Европа в XVI - первой половине XVII в. 4.

  4. Великие географические открытия (конец XV - середине XVII в)


Материально - техническое обеспечение

- АРМ учителя

- система голосования

- интерактивная доска

- телевизор

- видеомагнитофон





Тематическое планирование по истории Нового времени: 1500-1800

(26ч)

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Тема 1: Мир в начале нового времени. Великие географ. открытия. Возрождение. Реформация. (12 ч)

1









Введение. От средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану








Лекция с элементами

самостоятельной

работы с книгой

Европа в конце средневековья. Что изучает новая история. Хронологические рамки нового времени. Человек Нового времени. Черты нового общества. Что связывает нас с Новым временем.


Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий.

Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях.

Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев.

Характеризовать открытие и его значение объяснять смысл понятия Новое время


2


Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.




Урок-исследование

Новые изобретения и усовершенствования. Новое в военном деле и судостроении. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Начало создания колониальных империй.

Оценивать открытия X. Колумба,

Ф. Магеллана, Э. Кортеса.

Рассказывать о значении Великих

географических открытий.

Находить на карте путь первооткрывателей


3

Усиление королевской власти в 16-17вв. Абсолютизм в Европе.

XVI-XVIIвв.

Лабораторное занятие

Значение абсолютизма для развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Короли и церковь. Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви.

Выделять в тексте условия склады-

вания абсолютизма в европейских государствах.

Характеризовать политику Еенриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона.

Объяснять причины появления республик в Европе


4

Дух предпринимательства преобразует экономику.







У/исследование

Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. Банки и биржи. Рождение капитализма.

Рассказывать об условиях развития

предпринимательства.

Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры.

Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры


5

Европейское общество в раннее Новое время.

Повседневная жизнь










Практическое занятие

Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды - эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Рассказывать о социальных изме-

нениях.

Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время.

Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия.

Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время.

Объяснять положение женщины в Новое время.

Рассказывать о складывающейся культуре домовладения


6

Великие гуманисты Европы.






У/лекция с эле-

ментами самостоятельной работы в группах

Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур». Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас мор. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. Музыкальное искусство Западной Европы.

Объяснять смысл новых представ-

лений о человеке и обществе.

Составлять развёрнутый план параграфа.

Готовить доклад-презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене


7

Мир художественной культуры Возрождения.

Урок-презентация

Эпоха Воздрождения и ее характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их вплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами эпоха «титанов Возраждения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Своеобразе искусства Северного Возраждения

Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека.

Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве.

Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения



8

Рождение новой европейской науки.











Обзорная

Лекция

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии. Новые шаги в постижении тайн природы. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, г. Галилея. Создание И.Ньютоном новой картины мира. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Д. Локк.

Готовить сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника».

Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона.

Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека



9

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.










Обзорная

лекция

Причины Реформации и её распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Народная Реформация и крестьянская война. Ж.Кальвин и его учение о предопределении человека. Кальвинистская церковь. Томас Мюнцер. Католики и протестанты.

Раскрывать смысл и формулировать содержание понятия Реформация.

Называть причины и сущность Реформации.

Показывать особенности проте-

стантизма.

Обсуждать идею М. Лютера о «спасении верой».

Формулировать и аргументировать

свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации


10

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.



Обзорная

Лекция

Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба католической церкви с реформацией. Филипп II против Реформации.

Объяснять эффект учения Кальвина.

Называть причины, цели, средства и идеологов Контрреформации.

Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию


11

Королевская власть в Англии. Борьба за господство на море.




У/путешествие

Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской реформации. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. Борьба с Испанией.

Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии.

Объяснять, почему власть встала на защиту церкви.

Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами


12

Религиозные воины и укрепление абсолютной монархии во Франции







У/исследование

Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Усиление Франции к середине XVII века.

Сравнивать позиции католиков и гугенотов.

Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье.

Объяснять причины укрепления Франции.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника


Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения.3ч

13

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.











Изучение нового материала

Особенности экономического и политического развития Нидерландов. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны.

Начало становления капиталистических отношений в стране.

Называть причины революции в Нидерландах.

Характеризовать особенности Голландской Республики.

Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах.

Формулировать и аргументировать

свою точку зрения по отношению к революционным событиям


14

Парламент против короля. Революция в Англии.

Путь к парламентской монархии.












К/у

Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. Реставрация монархии. Славная революция».

Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии.

Рассказывать об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О. Кромвеля.

Сравнивать причины нидерландской и английской революций. Составлять сообщение об О. Кромвеле и его роли в изменении Англии.

Объяснять особенности парламентской системы в Англии.

Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его


15

Международные отношения в XVI - XVIII вв.











Обобщение и систематизация

Причины международных конфликтов в XVI - XVIII вв. Тридцатилетняя война: причины и ход войны. Военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Окончание войны и её последствия. Вестфальский мир.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору).

Показывать на карте основные события международных отношений.

Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника


Тема 3. Эпоха просвещения. Время преобразований 8 ч

16

Великие просветители Европы






Изучение нового материала

Просветители XVIII в. Идеи просвещения. Экономические учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура. Особенности развития литературы и музыки.

Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность.

Раскрывать смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо


17

Мир художественной культуры Просвещения

















К/у

Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве И. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Музыкальное искусство. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры

Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи.

Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения.

Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения


18

На пути к индустриальной эре

Изучение нового материала

Аграрная революция в Англии. Скла- двгвание новвгх отношений в английской деревне. Промышленный переворот в Англии. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве, новвге источники энергии. Труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Социалвные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса

Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл.

Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства.

Составлять рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики


19

Английские колонии в Северной Америке


Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Ко- лониалвное общество и хозяйственная жизнв. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов

Называть причины и результаты колонизации.

Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь.

Обсуждать, как и почему колонистам удалось объединиться



20

Война за независимость. Создание США.


Изучение нового материала с элементами самостоятель- ной

работы с текстом учебника.

Причины войны за независимость и её начало. Д.Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Ход войны, итоги и значение. Образование США. Конституция 1787 г.

Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов.

Характеризовать и сравнивать

идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона.

Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки


21

Франция в XVIII в. Причина и начало Великой Французской революции.


Комбинированный

урок

Франция в середине XVIII в.: экономическое и политическое развитие. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции.

Рассказывать о состоянии общества накануне революции.

Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие.

Оценивать деятельность лидеров революционных событий


22

Великая Французская революция. От монархии к республике.







Обобщение и систематизация

Знаний

Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура.

Провозглашение республики. Казнь Людовика 16.

Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий.

Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции


23

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Комбинированный/урок

Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Значение Великой французской революции.

Доказывать, что любая революция - это бедствия и потери для общества; необоснованность жестоких методов якобинцев.

Выделять причины установления консульства во Франции.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника


Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2ч)

24

Государства Востока в эпоху раннего нового времени: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.








Изучение нового материала

Государство - верховный собственник земли. Общинные порядки в деревне. Регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Выделять особенности традиционных обществ.

Сравнивать традиционное общество с европейским.

Характеризовать государства Востока и Европы


25

Государства Востока: Начало европейской колонизации.









Урок повторения

Империя Великих Моголов и Индии. Кризис и распад империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Цинская империя. Русско-китайские отношения. Китай и Европа. Япония в период правления династии Токугавы. Правление сёгунов. «Закрытие» Японии.

Характеризовать империю Великих Монголов.
Анализировать политику Акбара.

Сравнивать развитие Китая, Индии и Якопии в Новое время





26



Итоговое повторение 1ч


Значение раннего Нового времени





Обобщение и систематизация






Значение раннего Нового времени

Выявлять основные общественные и культурные процессы Нового времени.

Отмечать уроки Нового времени.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса Новой истории


Лист внесения изменений

© 2010-2022