- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока по истории на тему: Зарождение искусства и религиозных верований (5 класс)
Технологическая карта урока по истории на тему: Зарождение искусства и религиозных верований (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Елокова Л.А. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
история
Технологическая карта урока по теме : «Зарождение искусства и религиозных верований»
Тема урока: Зарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей
Тип урока: изучения нового материала
Задачи урока:
-
Сформировать представления обучающихся о процессе возникновения религии и искусства в первобытном обществе.
-
Начать формировать у обучающихся интерес и позитивное отношение к искусству.
Планируемые результаты урока
Предметные
-
Формулировать отличительные признаки религии и искусства
-
Понимать основные понятия темы: религия, искусство, скульптура, живопись
-
Объяснять причины возникновения религии и искусства в первобытном обществе
-
Понимать значение религии и искусства в жизни людей
Метапредметные
-
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке
-
Осваивать навыки решения творческих задач
-
Создавать рассказ о произведении по памятке
Личностные
-
Понимать значение культурного наследия древних людей
-
Принимать социальную роль обучающегося при работе в группе
Ресурсы урока: учебник Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванана История Древнего мира Москва «Вентана-Граф» 2009; Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древноего мира: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011;Уколова И.Е. История Древнего мира. Рабочая тетрадь 5 класс, Москва «Просвещение» 2011;Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, часть 1, Москва, «Баланс» 2012 . Презентация по теме.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
-
Мотивация познавательной деятельности
- Ребята, давайте составим рассказ на тему «Борьба за существование научила людей всему»
Что для этого следует вспомнить?
Одному из учеников предлагается рассказать по плану
Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему?
Вывод: для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним. Что необходимо было создать для этого?
Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Тема урока формулируется на доске, слайд презентации.
Вместе с учениками составляется план ответа:
1. как изменился климат Земли примерно сто тысяч лет назад? Как изменился животный мир?
1.какие приспособления для охоты придумали и использовали древние люди?
2.Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от холода?
3. Как они изготавливали одежду?
4.какие приспособления древних людей облегчали передвижения по снегу и воде?
Ученик рассказывает о жизни первобытного человека
Ученики высказывают своё мнение. Большинство считает, что не хотят жить в первобытности, т.к. там страшно.
Ученики называют: необходимо было создать науку, религию, искусство.
Формулируется тема урока «Зарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей»
-
Организация познавательной деятельности учащихся
-
1.Демонстрируется видео, изображающее шаманский обряд исцеления.
-
Детям задаётся вопрос: Представьте что мы этнографы, оказавшиеся на древнем шаманском обряде. Что здесь происходит?
-
Демонстрируется слайд с изображение черепа древнего человека, которому была проведена трепанация черепа.
-
Учитель делает вывод о появлении первых научных знаний.
-
2.Учитель напоминает ученикам, как опасна была жизнь первобытного человека, и как зависела она от сил природы. Что создал человек, для того, чтобы привлечь природу на свою сторону, сделать её своим союзником?
-
Дополнительное задание 2-м ученикам: придумайте миф, который объяснял бы какое-либо вяление природы (дождь, восход и закат солнца, ветер и т.п.)
Для формулирования, что такое религия предлагается задание: рассмотри схему в презентации и с помощью стрелок укажи отличительные признаки религии.
вера в сверхъестественные силы
литературные, музыкальные скульптурные произведения
вера людей в чудеса (сверхъестественные явления)
(
религия
вера существование души
творчество людей
создание художественных образов
Докажем, что у древних людей действительно существовали религиозные верования. Для этого в тексте параграфа на с.17-18 найдём проявления названных нами признаков религии и составим таблицу.
-
Таким образом появлялись мифы и у древних людей.
-
3.Учитель предлагает вернуться к схеме и определить, какое понятие объединяет те квадратики, которые не были задействованы при определении признаков религии.
-
Учитель делает вывод, что вместе с религиозными верованиями рождаются и первые произведения искусства.
Демонстрируется фрагмент фильма о пещере Ласко в Испании. Затем показывают слайды презентации, изображающие лучшие произведения первобытных авторов эпохи каменного века.
Учитель предлагает полюбоваться этими произведениями. В ходе беседы выясняется какие произведения относят к живописи, какие -- к скульптуре.
О чём рассказывают данные произведения?
Рассмотрим произведение древнего автора (сцена охоты из пещеры Ласко)
Составим рассказ о нём.
-
Почему рисунки древних людей находились в самых отдалённых уголках пещеры?
-
Можно ли назвать первобытных художников великими мастерами?
Учитель предлагает сравнить картины написанные учениками и картины первобытных людей. (На предыдущем уроке в качестве задания по выбору было предложено нарисовать древних животных: мамонта, оленя, зубра. При этом следовало пользоваться только несколькими цветами: красным, коричневым, жёлтым)
-
Ученики отвечают, что вероятно перед ними обряд исцеления.
Дети предполагают, что перед ними череп со следами операции -
Делают вывод: Древние люди могли исцелять друг друга при помощи трав, заклинаний, делали даже операции. Было положено начало развитию медицины.
-
Ученики говорят, что в этот момент появляется религия.
Один обучающийся работает с интерактивной доской и соединяет стрелками нужные квадратики с понятие религия.
Формулируется понятие религия и его признаки
Ученики составляют таблицу:
Признаки религии
Доказательства того, что религия была у первобытных людей
Вера в сверхъестественные силы, богов, духов
Люди считали, что природные явления - результат деятельности богов
Вера в существование души
Захоронения доказывают, что люди верили в загробную жизнь
Вера в чудеса
Считали, что шаманы могли творить чудеса
Религиозные обряды
Магические обряды, чтобы была удачная охота, использование амулетов
Ученики, получившие дополнительное задание рассказывают свой миф.
Вывод: у первобытных людей были религиозные представления.
Ученики называют понятие «Искусство»
-
Ученики выполняю задание: составляют рассказ по памятке:
Памятка
1. Автор и время создания
2. Что изображено на наскальной картине?
3. Кто является главными персонажами картины и что (кто) их окружает?
4. Насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение?
5.С какой целью эта картина была создана?
6. Какие знания о животных помогали людям охотится?
Ученики предполагают связь искусства с религиозными верованиями.
Ученики делают вывод о том, какими великими мастерами были древние люди.
-
Подведение итогов урока
-
На данном этапе урока формулируются основные понятия .
Мифы, скульптура, живопись.
Формулируются основные выводы урока (используются выводы на с.20-21)
-
Спрашивает, над какими умениями работали на уроке
-
Оценивают результаты работы на уроке
-
Высказывают и обосновывают свое мнение
-
Определяют личностный смысл изучения темы
Диагностика достижения планируемых результатов: вопрос 1-4 к параграфу 3
Творческие дополнительные задания: разгадать кроссворд, предоставленный учителем