• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока по истории на тему: Зарождение искусства и религиозных верований (5 класс)

Технологическая карта урока по истории на тему: Зарождение искусства и религиозных верований (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

история

Технологическая карта урока по теме : «Зарождение искусства и религиозных верований»

Тема урока: Зарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей

Тип урока: изучения нового материала

Задачи урока:

  • Сформировать представления обучающихся о процессе возникновения религии и искусства в первобытном обществе.

  • Начать формировать у обучающихся интерес и позитивное отношение к искусству.

Планируемые результаты урока

Предметные

  • Формулировать отличительные признаки религии и искусства

  • Понимать основные понятия темы: религия, искусство, скульптура, живопись

  • Объяснять причины возникновения религии и искусства в первобытном обществе

  • Понимать значение религии и искусства в жизни людей

Метапредметные

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке

  • Осваивать навыки решения творческих задач

  • Создавать рассказ о произведении по памятке

Личностные

  • Понимать значение культурного наследия древних людей

  • Принимать социальную роль обучающегося при работе в группе

Ресурсы урока: учебник Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванана История Древнего мира Москва «Вентана-Граф» 2009; Арсланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древноего мира: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011;Уколова И.Е. История Древнего мира. Рабочая тетрадь 5 класс, Москва «Просвещение» 2011;Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, часть 1, Москва, «Баланс» 2012 . Презентация по теме.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Мотивация познавательной деятельности

- Ребята, давайте составим рассказ на тему «Борьба за существование научила людей всему»

Что для этого следует вспомнить?




Одному из учеников предлагается рассказать по плану

Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему?

Вывод: для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним. Что необходимо было создать для этого?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Тема урока формулируется на доске, слайд презентации.



Вместе с учениками составляется план ответа:

1. как изменился климат Земли примерно сто тысяч лет назад? Как изменился животный мир?

1.какие приспособления для охоты придумали и использовали древние люди?

2.Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от холода?

3. Как они изготавливали одежду?

4.какие приспособления древних людей облегчали передвижения по снегу и воде?

Ученик рассказывает о жизни первобытного человека

Ученики высказывают своё мнение. Большинство считает, что не хотят жить в первобытности, т.к. там страшно.

Ученики называют: необходимо было создать науку, религию, искусство.

Формулируется тема урока «Зарождение науки, искусства и религиозных верований у первобытных людей»


  1. Организация познавательной деятельности учащихся

  • 1.Демонстрируется видео, изображающее шаманский обряд исцеления.

  • Детям задаётся вопрос: Представьте что мы этнографы, оказавшиеся на древнем шаманском обряде. Что здесь происходит?


  • Демонстрируется слайд с изображение черепа древнего человека, которому была проведена трепанация черепа.


  • Учитель делает вывод о появлении первых научных знаний.


  • 2.Учитель напоминает ученикам, как опасна была жизнь первобытного человека, и как зависела она от сил природы. Что создал человек, для того, чтобы привлечь природу на свою сторону, сделать её своим союзником?

  • Дополнительное задание 2-м ученикам: придумайте миф, который объяснял бы какое-либо вяление природы (дождь, восход и закат солнца, ветер и т.п.)

Для формулирования, что такое религия предлагается задание: рассмотри схему в презентации и с помощью стрелок укажи отличительные признаки религии.

вера в сверхъестественные силы

литературные, музыкальные скульптурные произведения

вера людей в чудеса (сверхъестественные явления)

(

религия

вера существование души

творчество людей

создание художественных образов


Докажем, что у древних людей действительно существовали религиозные верования. Для этого в тексте параграфа на с.17-18 найдём проявления названных нами признаков религии и составим таблицу.






  • Таким образом появлялись мифы и у древних людей.



  • 3.Учитель предлагает вернуться к схеме и определить, какое понятие объединяет те квадратики, которые не были задействованы при определении признаков религии.


  • Учитель делает вывод, что вместе с религиозными верованиями рождаются и первые произведения искусства.

Демонстрируется фрагмент фильма о пещере Ласко в Испании. Затем показывают слайды презентации, изображающие лучшие произведения первобытных авторов эпохи каменного века.

Учитель предлагает полюбоваться этими произведениями. В ходе беседы выясняется какие произведения относят к живописи, какие -- к скульптуре.

О чём рассказывают данные произведения?

Рассмотрим произведение древнего автора (сцена охоты из пещеры Ласко)

Составим рассказ о нём.




  • Почему рисунки древних людей находились в самых отдалённых уголках пещеры?

  • Можно ли назвать первобытных художников великими мастерами?

Учитель предлагает сравнить картины написанные учениками и картины первобытных людей. (На предыдущем уроке в качестве задания по выбору было предложено нарисовать древних животных: мамонта, оленя, зубра. При этом следовало пользоваться только несколькими цветами: красным, коричневым, жёлтым)


  • Ученики отвечают, что вероятно перед ними обряд исцеления.

    Дети предполагают, что перед ними череп со следами операции

  • Делают вывод: Древние люди могли исцелять друг друга при помощи трав, заклинаний, делали даже операции. Было положено начало развитию медицины.


  • Ученики говорят, что в этот момент появляется религия.


Один обучающийся работает с интерактивной доской и соединяет стрелками нужные квадратики с понятие религия.

Формулируется понятие религия и его признаки





Ученики составляют таблицу:

Признаки религии

Доказательства того, что религия была у первобытных людей

Вера в сверхъестественные силы, богов, духов

Люди считали, что природные явления - результат деятельности богов

Вера в существование души

Захоронения доказывают, что люди верили в загробную жизнь

Вера в чудеса

Считали, что шаманы могли творить чудеса

Религиозные обряды

Магические обряды, чтобы была удачная охота, использование амулетов

Ученики, получившие дополнительное задание рассказывают свой миф.

Вывод: у первобытных людей были религиозные представления.

Ученики называют понятие «Искусство»





  • Ученики выполняю задание: составляют рассказ по памятке:

Памятка

1. Автор и время создания

2. Что изображено на наскальной картине?

3. Кто является главными персонажами картины и что (кто) их окружает?

4. Насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение?

5.С какой целью эта картина была создана?

6. Какие знания о животных помогали людям охотится?

Ученики предполагают связь искусства с религиозными верованиями.

Ученики делают вывод о том, какими великими мастерами были древние люди.





  1. Подведение итогов урока

  • На данном этапе урока формулируются основные понятия .

Мифы, скульптура, живопись.

Формулируются основные выводы урока (используются выводы на с.20-21)

  • Спрашивает, над какими умениями работали на уроке


  • Оценивают результаты работы на уроке


  • Высказывают и обосновывают свое мнение


  • Определяют личностный смысл изучения темы

Диагностика достижения планируемых результатов: вопрос 1-4 к параграфу 3

Творческие дополнительные задания: разгадать кроссворд, предоставленный учителем


© 2010-2022