• Преподавателю
  • История
  • Урок истории России в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями» с использованием ЭОР и интерактивной доски

Урок истории России в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями» с использованием ЭОР и интерактивной доски

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории России в 6 классе

по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

с использованием ЭОР и интерактивной доски.

Цели урока:

Рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска, колонки, ЭОР с сайта "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов".

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

3. Борьба Руси с западными завоевателями.

4. Невская битва.

5. Ледовое побоище.

6. Закрепления новых знаний.

7. Информация учащимся о домашнем задании.

Ход урока:

I. Организационный этап

Учитель приветствует учеников, проверяется подготовка учеников к уроку (учебник, рабочая тетрадь).

Ученики вспоминают тему прошлого урока.

II. Проверка домашнего задания:Текст задания на слайде:

В начале XIII века на съезде монгольской знати ________________ Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и получил имя __________________________________ - Великого хана.

В _____________ году поход монголов возглавил внук Великого хана ________________ .

Ответ:

В начале XIII века на съезде монгольской знати курултае Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и получил имя Чингисхан - Великого хана.

В 1236 году поход монголов возглавил внук Великого хана Батый .

Учитель организует проверку домашнего задания:

1) у доски один ученик должен заполнить пропуски с помощью электронного маркера;

2) остальные ученики работают с историческими понятиями (индивидуальные карточки: необходимо дать пояснения):

I вариант: Калка, 1237-1240 гг., "Злой город".

II вариант: "Ясса", 1223 г., Евпатий Коловрат.

На выполнение заданий отводится 5 минут, после чего проходит взаимопроверка определений исторических понятий. Ученик у доски может самостоятельно проверить себя, воспользовавшись подсказкой (стрелку направить на кружок).

Ученики в классе - путем обмена карточками, выставив друг другу отметку; проверка по правильному ответу на слайде.

Учитель начинает фронтальный опрос всех учеников по вопросам:

- В чем заключалась сила монгольского войска?

- Почему русские княжества не смогли противостоять монголам?

III. Борьба Руси с западными завоевателями:







Учитель объявляет тему урока, ученики записывают ее в свои рабочие тетради.

Учитель начинает объяснение экспансии немецких и шведских рыцарей на восточных берегах Балтийского моря. Ученики с помощью учителя вспоминают изученный ранее материал всеобщей истории:

- Что такое рыцарский орден?

- Кто такие крестоносцы?

- Почему нужно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы? Против кого они были направлены?

- Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей, Новгорода и Пскова?

Учитель обращает внимание учеников на портрет князя Александра Ярославича. И предлагает познакомиться с его характеристикой в учебнике

Далее учениками выполняется работа по вариантам:

1-ый составляет план Невской битвы(стр. 109-110);

2-ой составляет плат Ледового побоища (стр. 110-112).

Структура плана:

1. Год и место сражения.

2. Участники и их характеристика.

3. Ход сражения.

4. Итог сражения.

При составлении плана ученики работают с учебником

IV. Невская битва:

Урок истории России в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями» с использованием ЭОР и интерактивной доски



Учитель совместно с учениками проверяет работу в тетради и обобщают полученные знания.

При проверке плана целесообразно разобрать по карте места сражения. Для работы над картой-схемой можно использовать ЭОР school-collection.edu.ru/collection/

На слайдах представленный гиперссылки.

За одержание на Неве блестящей победы князя Александра прозвали Невским (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d2f9b8a6-8e65-4bc8-bee9-55bc8fcfc4bd/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_02%5D.swf).

V. Ледовое побоище:

Урок истории России в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями» с использованием ЭОР и интерактивной доски



В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. Она отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

Проверяется выполнение работы по плану 2-го варианта. Ход сражения соотносится с картой (гиперссылка на ЭОР files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba47c655-9af1-4aea-9c36-893b6b7d4191/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_03%5D.swf

Учитель задает вопрос:

- Каким приемом Александр Невский сумел победить хорошо организованное войско рыцарей?

Победой русской дружины завершилась битва на льду Чудского озера и вошла в историю под названием Ледового побоища.

Учитель подводит итог работе по составлению планов, в тетрадях делаются поправки. Ученики отмечают причины победы русской дружины в двух битвах-сражениях. Отмечаются качества военачальника и руководителя кн.Александра Невского.


VI. Закрепление новых знаний : Тест на слайде



Ответ:

1.а 2. б 3. б

Тест.

1. В начале XIII в. шведы стремились захватить:

а) Северо-Западную Русь;

б) Северо-Восточную Русь;

в) Юго-Западную Русь.

2. Новгородский князь Александр Ярославич получил прозвание Невский за битву, которая состоялась:

а) в 1234 г.;

б) в 1240 г.;

в) в 1242 г.

3. В 1242 г. состоялось сражение на:

а) р. Неве;

б) Чудском озере;

в) р. Сити.

VI. Рефлексия:Правила синквейна на слайде:

1 Существительное - тема.

  1. 2 прилагательных.

  2. 3 глагола.

  3. Предложение ( отношение к теме).

5. Синоним к теме.

Синквейн.

Тема: "Александр Невский"

Александр Невский.

Мудрый, талантливый.

Защитил, прославил, освободил.

Талантливый дипломат и полководец заключил мир с татарами.

Великий полководец.

1. Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами……………................

2. Два самых важных имени: …………………………............................

3. Два самых важных события (даты):………………………………….....

4. Два самых важных качества личности правителя (человека): ……………

VIII. Домашнее задание:

Подведение итогов урока, выставление отметок за активность на уроке и проверку домашнего задания.

Комментирование домашнего задания.

§ 13 прочитать, источник стр. 114, вопрос 1 (устно),

Задания в рабочей тетради на выбор - 2 любых.


© 2010-2022