- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории для 7 класса Дворцовые перевороты
Конспект урока по истории для 7 класса Дворцовые перевороты
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Грязнова Н.А. |
Дата | 08.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Грязнова Наталья Анатольевна,
учитель истории, обществознания и ОРКСЭ
МБОУ СОШ с. Советское Долинский район
Сахалинская область
КОНСПЕКТ УРОКА В 7 КЛАССЕ
«ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»
Цель: формирование знаний учащихся об эпохе дворцовых переворотов.
Задачи:
-образовательная: выяснить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века, показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия;
-развивающая: продолжить развитие умений выделять главное, систематизировать и обобщать информацию, работать с учебником; развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
-воспитательная: продолжать формировать интерес к отечественной истории, воспитывать уважительное отношение к далекому прошлому своего народа.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуально - групповые.
Оборудование: учебник Данилова А.А, Косулиной Л.Г «История России. Конец XVI - XVIII век» 7кл., генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.
II. Вводно-мотивационный момент.
Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока «Дворцовые перевороты» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Задание: на доске написаны слова, из которых вы должны сформулировать ваш вариант понятия «Дворцовый переворот»: гвардейские полки, при, смена, дворянские группировки, власть, поддержка, совершавшаяся.
Дворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.
III. Изучение нового материала.
Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохе положила смерть Петра I , а завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрица Екатерина II.
В чем же причины дворцовых переворотов?
Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в группах, предложить свои ответы и наполнить ими «КОРЗИНУ МНЕНИЙ» (Учащиеся выполняют работу в группах в течение 2 минут, затем каждая пара предлагает свои варианты ответов, учитель фиксирует предлагаемые ответы на доске.)
Итак, «Корзина мнений» заполнена, узнать, кто отправил в корзину правильные, а кто ошибочные ответы мы сможем только после знакомства с текстом учебника «Причины и сущность дворцовых переворотов» с.146-147. (После прочтения пункта учащиеся определяют и добавляют, если необходимо, правильные ответы и исправляют неверные).
После смерти Петра I российский престол занимали, сменяя друг друга: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II (опора на генеалогическое древо Романовых).
Представьте себе, что в архиве и перед вами документ, из которого вы должны узнать о дворцовом перевороте и правителе, для этого каждая группа самостоятельно прочитает свой подпункт и заполнит таблицу.
Электронная физкультминутка для глаз «Посмотри вокруг».
Отчет групп о проделанной работе сопровождается портретным рядом правителей.
«Эпохой дворцовых переворотов» этот период называют не только потому, что властители менялись так часто, но и потому, что практически всякий раз смена власти сопровождалась смутами, волнениями, арестами, ссылками.
Проблемное задание: Почему период после смерти Федора Ивановича называют смутой, а период после смерти Петра I - дворцовыми переворотами?
Обобщая ответы учащихся, формируется вывод: После смерти Федора Ивановича прекращается царская династия, а после смерти Петра I все претенденты царской крови и каждый мог претендовать на престол.
IV. Закрепление:
- Назовите период в истории, названный «Эпохой дворцовых переворотов».
- Назовите причины дворцовых переворотов.
- Игра «Согласен - не согласен»:
1. Дворцовые перевороты начались после смерти Петра I.
2. Петр II - сын Петра I.
3. Елизавета Петровна дочь Петра I.
4. Дворцовые закончились с именем Екатерины II.
5. Э.И. Бирон был фаворитом Екатерины I.
6. Кондиции подписала Анна Иоанновна.
V. Домашнее задание: §20-21, документы с.154-155, новые слова.
VI. Подведение итогов.
VII. Стадия рефлексии.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-
Сегодня я узнал…
-
Я понял, что…
-
Я приобрел…
-
У меня получилось …
-
Меня удивило…