Конспект урока по истории для 7 класса Дворцовые перевороты

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грязнова Наталья Анатольевна,

учитель истории, обществознания и ОРКСЭ

МБОУ СОШ с. Советское Долинский район

Сахалинская область


КОНСПЕКТ УРОКА В 7 КЛАССЕ

«ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»


Цель: формирование знаний учащихся об эпохе дворцовых переворотов.

Задачи:

-образовательная: выяснить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века, показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия;

-развивающая: продолжить развитие умений выделять главное, систематизировать и обобщать информацию, работать с учебником; развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

-воспитательная: продолжать формировать интерес к отечественной истории, воспитывать уважительное отношение к далекому прошлому своего народа.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуально - групповые.

Оборудование: учебник Данилова А.А, Косулиной Л.Г «История России. Конец XVI - XVIII век» 7кл., генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, ПК, мультимедийный проектор.



Ход урока.

I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.

II. Вводно-мотивационный момент.

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока «Дворцовые перевороты» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

Задание: на доске написаны слова, из которых вы должны сформулировать ваш вариант понятия «Дворцовый переворот»: гвардейские полки, при, смена, дворянские группировки, власть, поддержка, совершавшаяся.

Дворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

III. Изучение нового материала.

Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохе положила смерть Петра I , а завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрица Екатерина II.

В чем же причины дворцовых переворотов?

Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в группах, предложить свои ответы и наполнить ими «КОРЗИНУ МНЕНИЙ» (Учащиеся выполняют работу в группах в течение 2 минут, затем каждая пара предлагает свои варианты ответов, учитель фиксирует предлагаемые ответы на доске.)

Итак, «Корзина мнений» заполнена, узнать, кто отправил в корзину правильные, а кто ошибочные ответы мы сможем только после знакомства с текстом учебника «Причины и сущность дворцовых переворотов» с.146-147. (После прочтения пункта учащиеся определяют и добавляют, если необходимо, правильные ответы и исправляют неверные).

После смерти Петра I российский престол занимали, сменяя друг друга: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II (опора на генеалогическое древо Романовых).

Представьте себе, что в архиве и перед вами документ, из которого вы должны узнать о дворцовом перевороте и правителе, для этого каждая группа самостоятельно прочитает свой подпункт и заполнит таблицу.

Электронная физкультминутка для глаз «Посмотри вокруг».

Отчет групп о проделанной работе сопровождается портретным рядом правителей.

«Эпохой дворцовых переворотов» этот период называют не только потому, что властители менялись так часто, но и потому, что практически всякий раз смена власти сопровождалась смутами, волнениями, арестами, ссылками.

Проблемное задание: Почему период после смерти Федора Ивановича называют смутой, а период после смерти Петра I - дворцовыми переворотами?

Обобщая ответы учащихся, формируется вывод: После смерти Федора Ивановича прекращается царская династия, а после смерти Петра I все претенденты царской крови и каждый мог претендовать на престол.

IV. Закрепление:

- Назовите период в истории, названный «Эпохой дворцовых переворотов».

- Назовите причины дворцовых переворотов.

- Игра «Согласен - не согласен»:

1. Дворцовые перевороты начались после смерти Петра I.

2. Петр II - сын Петра I.

3. Елизавета Петровна дочь Петра I.

4. Дворцовые закончились с именем Екатерины II.

5. Э.И. Бирон был фаворитом Екатерины I.

6. Кондиции подписала Анна Иоанновна.

V. Домашнее задание: §20-21, документы с.154-155, новые слова.

VI. Подведение итогов.

VII. Стадия рефлексии.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Я понял, что…

  3. Я приобрел…

  4. У меня получилось …

  5. Меня удивило…





© 2010-2022