КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Музейное дело. История музейного дела

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЕЙСКИЙ РАЙОН










КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


Музейное дело.

История музейного дела







Подготовила:

Голубева Людмила Анатольевна

педагог дополнительного образования,

руководитель кружка «Истоки»










ст. Камышеватская

2015 г.



Цель занятия: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы; передать опыт работы подрастающему поколению.

Задачи :

обучающая: 1. Познакомить с условиями бытования экспонатов в музее.

2. Дать представление о хранительной и реставрационной работах, об их важности и значении.

3. Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия.

Развивающие:

1.Развивать творческие способности через исследовательскую и проектную деятельность.

2.Развивать мышление, обогащение сознания учащихся знаниями о истории Отечества, моральных и правовых нормах.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоционально - волевые, нравственные качества личности ребёнка.

2.Воспитывать потребность участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края

Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с новыми терминами, предметы, принесенные учащимися в качестве экспонатов, альбом, краски или цветные карандаши, экспонаты школьного музея, книга учета экспонатов в школьном музее.

Ход занятия:

Педагог:

Музей - это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных и образовательных целях.

Понимание смысла определения предмета музееведения во многом зависит от трактовки понятий "музейный предмет", "музей", "музейное дело".

Музейный предмет - это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем информации - источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью.

В наше время музейный предмет рассматривается как подлинник, непосредственный результат деятельности человека или жизни природы, имеющий значение документа и соответствующий профилю музея.

Существенное значение имеют понятия "музей", "музейное дело".

Музееведение на всех стадиях развития пыталось осмыслить феномен музея, его место в обществе. Для определения понятия "музей" исключительно важно выяснение происхождения этого института. "Филологическая" теория объяснила появление музеев подражанием античным храмам муз.

Сегодня у нас необычное занятие. Он посвящен школьному историко-краеведческому музею. Мы узнаем как «живут» экспонаты в музее, познакомимся с некоторыми музейными терминами и документацией. Совершим увлекательное путешествие в мир прекрасного. А ведь прекрасное совсем рядом, оно окружает нас всегда. Только нужно увидеть его, почувствовать и уметь насладиться. Давайте попробуем!

Обучающий: Как обычно, в красивом здании

Где хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает.

Здесь предметы культуры всей.

Что же это? - (хором) МУЗЕЙ!

А что означает слово музей? (СЛАЙД 1)

Музей - это хранилище артефактов и/или предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, одно из средств самосохранения культуры

Педагог:

Первый музей был открыт в Петербурге при Петре Первом и назывался

КУНСТКАМЕРОЙ (СЛАЙД 2), что означало собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около1200 государственных музеев, где собрано 40млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей. Есть еще тысячи народных и школьных музеев.

В нашей школе тоже есть музей. Он называется Историко-краеведческий.

Чем, по вашему мнению, школьный музей отличается от других музеев?

1. Тем, что он находится в школе.

2. Он должен быть адресован детям и быть интересным для них.

3. В нем хотя бы некоторые экспонаты можно брать в руки.

4. В нем можно рисовать, мастерить и проводить опыты.

5. Он может рассказать о жизни школы.

6. Часть экспонатов для него создана руками детей.

7. Учителя сами могут проводить здесь уроки, педагоги дополнительного занятия, также могут проводить мероприятия, посвящённые « Истории , подвигам и славе»

8. Сюда можно приходить чаще, чем в другие музеи.

Презентация школьного музея (ВИДЕО)

Педагог:

Мы с вами уже не раз были в нашем музее и видели множество различных и интересных вещей. Они называются музейными экспонатами.

Что означает волшебное слово ЭКСПОНАТ (СЛАЙД 3)?

Экспонат - это предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.

Педагог: А как же появляются экспонаты в музее?

Правильно. Их приносят люди, находят археологи, передают на хранение.

А все ли ценные предметы могут стать экспонатами музея?

Увы, нет. Только если предмет интересен ученым, художникам, коллекционерам и необходим для коллекции музея.

Давайте еще раз посмотрим на некоторые экспонаты нашего музея. (СЛАЙД 4). Это шлем танкиста, предметы национальных культур, значок «отличный пулеметчик», патефон, каска, пробитая снарядом, комсомольский билет, китель Героя Советского союза.

Педагог:

Итак, предмет стал музейным экспонатом, Теперь начинается его музейная жизнь. Его заносят в специальную книгу учета экспонатов и присваивают очередной номер. У каждого экспоната своя история. Бывает так, что экспонат меняет много адресов, может побывать во многих руках, подвергнуться случайному или намеренному повреждению.

Педагог: а сейчас проведём физминутку.

Гимнастика для глаз.

1. Расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.

Педагог: продолжаем наше занятие.

Также в музее обязательно имеется книга отзывов. Как вы думаете, зачем она нужна? Правильно. Она нужна для того, чтобы посетители музея могли высказать свое мнение от увиденного: положительное или отрицательное. И это мнение будет учитываться в дальнейшем при создании выставок и экспозиций.

Педагог: для того чтобы выполнить творческое задание, мы должны перейти в комнату для занятий)

Педагог:

(СЛАЙД 5) А сейчас мы с вами будем выполнять творческие задания.

Мы предлагаем каждой группе нарисовать любой экспонат из школьного музея или любой другой, который они видели в музеях.

(СЛАЙД 6) А выполняя следующее задание, вы попробуете стать музейными работниками и опишете один музейный экспонат по следующей схеме: название - назначение - материал - авторство - география создания и бытования - связь с историческими событиями и лицами - степень сохранности.

Итог занятия.

Педагог:

Молодцы! Давайте подведем итог нашего занятия и ответим на некоторые вопросы.

-Какое бывает хранение экспонатов? (бережное)

-Где хранятся экспонаты? (в музеях)

-Что такое музей? (это хранилище артефактов и/или предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, одно из средств самосохранения культуры)

-Чем школьный музей отличается от других музеев? (см. выше)

Педагог:

А сейчас скажите мне ребята, у кого сегодня какое было настроение.

(СЛАЙД 7) Спасибо за урок! До свидания!


© 2010-2022