• Преподавателю
  • История
  • Разработка урока по теме: Гражданская война и иностранная интервенция в Казахстане 1918-1920 гг

Разработка урока по теме: Гражданская война и иностранная интервенция в Казахстане 1918-1920 гг

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Военные действия в Казахстане в период гражданской войны и

иностранной интервенции 1918-1920 гг.

Цель: Провести анализ и систематизировать знания учащихся по периоду

истории Казахстана в годы гражданской войны и иностранной

интервенции.

Задачи:

  1. Сформировать представления о причинах, характере, ходе, движущих

силах, целях участников гражданской войны и интервенции.

  1. Применять формы критического анализа, сравнения, использования

дополнительной литературой; закрепить знание исторических терминов;

продолжить развитие умений сопоставлять различные точки зрения, давать

им оценку, делать выводы; работать с исторической картой.

3. Продолжить воспитание патриотизма и любви к истории родного края,

воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу.

Методы и методические приемы:

словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный, работа в группах.

Оборудование: карта «Гражданская война в Казахстане1918-1920гг»,

задания, исторические источники, презентация, оценочные листы.

Этапы урока:

Организационный. Установление рабочей атмосферы. Постановка целей

и задач на урок, знакомство с формами работы на

уроке, комментарий оценочных листов, требований к

ответам.

Вступительное слово учителя: Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих", обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.

II. Презентация


  1. Работа с терминами

Что такое «гражданская война», «интервенция», «террор»? Слайд 1


  1. Работа в группах - 4 группы

    1. Какие социальные слои общества были участниками Гражданской

войны? Слайд 4

  1. Какими были лозунги и призывы воюющих сторон?

(чей лозунг, к чему призывал?) Слайд 6


  1. Кто из исторических деятелей периода Гражданской войны

запечатлен на плакатах и карикатурах?

(военноначальники, политики) Слайд 8

  1. Можно ли проследить по плакатам и карикатурам, какими были

цели воюющих сторон?

Выявите участников Г.в. используя исторические карикатуры и

плакаты времен Г.в. Слайд 10

Вывод: Причинами интервенции были:

  1. Отказ иностранных государств признать новую политическую власть

в России.

2. Неприятие большевистского лозунга мировой революции.

3. Выход Советской России из мировой войны.

4. Национализация иностранной собственности.

5. Отказ от выплаты царских долгов.

6. Собственные экономические и геополитические интересы Антанты.

Слайд 12

Проблема: Что можно считать началом Г.в.?

Точки зрения
в исторической литературе на предмет начала гражданской войны в России.

1. Гражданская война началась в феврале-марте 1917г. после падения

монархии в России, Февральская революция-пролог Гражданской войны.

2. Гражданская война в России началась в октябре 1917г. с приходом власти

партии большевиков.

3. Гражданская война в России началась в мае 1918г.к этому времени

сформировались основные центры антибольшевистского движения,

поводом послужил мятеж Чехословацкого корпуса 25.05.1918г.

Вывод: Все указанные события могут считаться началом Г.в. Слайд 13

Основные этапы Гражданской войны в России (1917 - 1922гг.)


Задание: при работе с таблицей каждая группа должна выделить события,

относящиеся только к событиям истории Казахстана. Слайд 14

Проблемный вопрос: какие этапы не относятся к событиям Ист.Казахстана? (5,6)

Фронты на территории России Слайд 15


Абстрактная визуализация карты фронтов на территории Казахстана

Группы восстанавливают карту 5 фронтов, называют полководцев, показывают направления движения войск, основные события.

Опережающее задание: Историческая справка о Чехословацком корпусе.

Слайды 17-20


После реконструкции проверяется правильность путем сравнения с реальной картой. Слайд 21

Тема Г.в.в литературе

Как события времен Г.в. отражены в литературе.

Задание: группам предлагаются отрывки для анализа.

Слайд 22 - 1 группа

Слайд 23 - 2 группа
Слайд 24 - 3 группа

Слайд 25 - 4 группа

Алгоритм ответа:

Какая мысль содержится в этом отрывке?

Согласны ли вы с автором?

Готово ли наше нынешнее общество к такому пониманию гражданской войны?

Каковы уроки гражданской войны для нашего современного общества?

Вывод: в Г.в. победителей нет.

Вопрос: Что означает выражение «красный террор» и «белый террор»?

Итак, террор - это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками. Царизм практически лишил народ легальных способов борьбы за свои права. Вековая ненависть народа к угнетателям выливались в пугачевские методы борьбы.

Белый террор был и реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав, запрещалась деятельность буржуазных партий, не могли издаваться буржуазные газеты.

Задание: Работа с документом. Слайд 27

1 группа - 1

2 группа - 2
3 группа - 3

4 группа - 4

Проблемный вопрос: можно ли назвать эти действия, действиями обоих сторон, если нет, то почему ?


О РАСПРАВЕ НАД ВОССТАВШИМИ ПРОТИВ КОЛЧАКОВЦЕВ КРЕСТЬЯНАМИ.

ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛА МАЙКОВСКОГО. 30 СЕНТЯБРЯ 1919 г.

I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.
II. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов Совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.
III. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших всех мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
IV. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

3.Рефлексия.


«Два слова, две даты».

Группы выделяют два ключевых слова, синонима слову война и две базовых даты.

«Письмо в прошлое»

Задание: Выберите адресата и объясните, почему вы хотели бы ему написать.

Группам предлагается конверт. Слайд 30

4.Оценки за урок. Коментарии ответственных и учителя.(по оценочным картам)

5.Домашнее задание. Коментарии учителя и ответственного ученика.

Слайд 33-34


Прилагаются:

  1. Оценочный лист.

  2. Раздаточный комплект ученика.

  3. Презентация.

  4. Фото альбом: Костанайский краеведческий музей. Фрагменты экспозиции «Гражданская война в Костанайской области».



© 2010-2022