- Преподавателю
- История
- Разработка урока по теме: Гражданская война и иностранная интервенция в Казахстане 1918-1920 гг
Разработка урока по теме: Гражданская война и иностранная интервенция в Казахстане 1918-1920 гг
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сусык Т.П. |
Дата | 21.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Военные действия в Казахстане в период гражданской войны и
иностранной интервенции 1918-1920 гг.
Цель: Провести анализ и систематизировать знания учащихся по периоду
истории Казахстана в годы гражданской войны и иностранной
интервенции.
Задачи:
-
Сформировать представления о причинах, характере, ходе, движущих
силах, целях участников гражданской войны и интервенции.
-
Применять формы критического анализа, сравнения, использования
дополнительной литературой; закрепить знание исторических терминов;
продолжить развитие умений сопоставлять различные точки зрения, давать
им оценку, делать выводы; работать с исторической картой.
3. Продолжить воспитание патриотизма и любви к истории родного края,
воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу.
Методы и методические приемы:
словесный, наглядный, проблемно-поисковый, интерактивный, работа в группах.
Оборудование: карта «Гражданская война в Казахстане1918-1920гг»,
задания, исторические источники, презентация, оценочные листы.
Этапы урока:
Организационный. Установление рабочей атмосферы. Постановка целей
и задач на урок, знакомство с формами работы на
уроке, комментарий оценочных листов, требований к
ответам.
Вступительное слово учителя: Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих", обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.
II. Презентация
-
Работа с терминами
Что такое «гражданская война», «интервенция», «террор»? Слайд 1
-
Работа в группах - 4 группы
-
Какие социальные слои общества были участниками Гражданской
-
войны? Слайд 4
-
Какими были лозунги и призывы воюющих сторон?
(чей лозунг, к чему призывал?) Слайд 6
-
Кто из исторических деятелей периода Гражданской войны
запечатлен на плакатах и карикатурах?
(военноначальники, политики) Слайд 8
-
Можно ли проследить по плакатам и карикатурам, какими были
цели воюющих сторон?
Выявите участников Г.в. используя исторические карикатуры и
плакаты времен Г.в. Слайд 10
Вывод: Причинами интервенции были:
-
Отказ иностранных государств признать новую политическую власть
в России.
2. Неприятие большевистского лозунга мировой революции.
3. Выход Советской России из мировой войны.
4. Национализация иностранной собственности.
5. Отказ от выплаты царских долгов.
6. Собственные экономические и геополитические интересы Антанты.
Слайд 12
Проблема: Что можно считать началом Г.в.?
Точки зрения
в исторической литературе на предмет начала гражданской войны в России.
1. Гражданская война началась в феврале-марте 1917г. после падения
монархии в России, Февральская революция-пролог Гражданской войны.
2. Гражданская война в России началась в октябре 1917г. с приходом власти
партии большевиков.
3. Гражданская война в России началась в мае 1918г.к этому времени
сформировались основные центры антибольшевистского движения,
поводом послужил мятеж Чехословацкого корпуса 25.05.1918г.
Вывод: Все указанные события могут считаться началом Г.в. Слайд 13
Основные этапы Гражданской войны в России (1917 - 1922гг.)
Задание: при работе с таблицей каждая группа должна выделить события,
относящиеся только к событиям истории Казахстана. Слайд 14
Проблемный вопрос: какие этапы не относятся к событиям Ист.Казахстана? (5,6)
Фронты на территории России Слайд 15
Абстрактная визуализация карты фронтов на территории Казахстана
Группы восстанавливают карту 5 фронтов, называют полководцев, показывают направления движения войск, основные события.
Опережающее задание: Историческая справка о Чехословацком корпусе.
Слайды 17-20
После реконструкции проверяется правильность путем сравнения с реальной картой. Слайд 21
Тема Г.в.в литературе
Как события времен Г.в. отражены в литературе.
Задание: группам предлагаются отрывки для анализа.
Слайд 22 - 1 группа
Слайд 23 - 2 группа
Слайд 24 - 3 группа
Слайд 25 - 4 группа
Алгоритм ответа:
Какая мысль содержится в этом отрывке?
Согласны ли вы с автором?
Готово ли наше нынешнее общество к такому пониманию гражданской войны?
Каковы уроки гражданской войны для нашего современного общества?
Вывод: в Г.в. победителей нет.
Вопрос: Что означает выражение «красный террор» и «белый террор»?
Итак, террор - это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками. Царизм практически лишил народ легальных способов борьбы за свои права. Вековая ненависть народа к угнетателям выливались в пугачевские методы борьбы.
Белый террор был и реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав, запрещалась деятельность буржуазных партий, не могли издаваться буржуазные газеты.
Задание: Работа с документом. Слайд 27
1 группа - 1
2 группа - 2
3 группа - 3
4 группа - 4
Проблемный вопрос: можно ли назвать эти действия, действиями обоих сторон, если нет, то почему ?
О РАСПРАВЕ НАД ВОССТАВШИМИ ПРОТИВ КОЛЧАКОВЦЕВ КРЕСТЬЯНАМИ.
ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛА МАЙКОВСКОГО. 30 СЕНТЯБРЯ 1919 г.
I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.
II. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов Совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.
III. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших всех мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
IV. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.
3.Рефлексия.
«Два слова, две даты».
Группы выделяют два ключевых слова, синонима слову война и две базовых даты.
«Письмо в прошлое»
Задание: Выберите адресата и объясните, почему вы хотели бы ему написать.
Группам предлагается конверт. Слайд 30
4.Оценки за урок. Коментарии ответственных и учителя.(по оценочным картам)
5.Домашнее задание. Коментарии учителя и ответственного ученика.
Слайд 33-34
Прилагаются:
-
Оценочный лист.
-
Раздаточный комплект ученика.
-
Презентация.
-
Фото альбом: Костанайский краеведческий музей. Фрагменты экспозиции «Гражданская война в Костанайской области».