Открытый урок в 6 классе на тему: Социальная структура Древнего Египта

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Социальная структура Древнего Египта

Цель урока: сформировать у учащихся представление о соц. структуре древнего Египта

Задачи урока:

1.Формирование понятия социальной структуры, социального неравенства людей; создать обобщенные представления о причинах, ходе и значении военных походов фараонов;

2.Развивать умения выделять характерные признаки для различных слоев населения, заполнять сравнительную таблицу и выражать свое отношение к эксплуатации человека человеком и завоевательной политике Египетского государства; умение работать с текстом учебника, планом, схемой, логически мыслить

3.Воспитывать такие качества как сострадание, уважение, любознательность.

Ожидаемые результаты:

1.Знание социальной структуры общества, причины неравенства людей в древнем Египте.

2.Учащиеся выделяют главное, сравнивают и заполняют таблицу. Обозначают пути роста могущества Египетского государства

Ключевая идея: Совершенствовать навыки групповой работы, составления сравнительной таблицы, умения вести конструктивный диалог

Эпиграф урока: "Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!"


Этапы урока

Применяемые стратегии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Психологический настрой на урок - 2 мин.

Деление на группы - 2 мин.

Психологический настрой на урок «Солнечный зайчик».


Деление на группы «Разрезанная открытка).

Берутся три картинки (разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. В зависимости от того, из скольки человек будет состоять группа. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Затем склеивают фрагменты на постере, т.е. восстанавливают первоначальный образ картики.

Приветствие. Позитивный настрой на урок.

- Ребята, представьте, что у вас в руках солнечный зайчик. Подарите его друг другу с пожеланиями удачи на уроке. (развитие доброжелательности, позитивного отношения друг к другу).

Раздает фрагменты целой картинки в случайном порядке.

Ученики приветствуют учителя и настраиваются на урок с добрыми пожеланиями удачи друг другу на уроке.

Вытягивают по фрагменту и ищут свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Склеивают фрагменты на постере, т.е. восстанавливают первоначальный образ картики (формируют группы).

Мотивация учащихся - 1 мин.

"Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!" эти слова станут девизом нашего урока.

Каждый человек рождён мечтателем и путешественником.

Сегодня нас вновь позвал за собой Древний Египет. Как говорил древнегреческий историк Геродот: «В мире нет страны, в которой было бы столько чудес».

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по Древнему Египту, познакомимся с жизнью и социальным положением тружеников и представителей знати, станете очевидцами завоевательной политики фараонов.

А путешествовать по Древнему Египту вы будете, самостоятельно, объединившись в небольшие группы-экспедиции. Каждой экспедиции будет дано определённое задание, после выполнения которого, вы должны будете представить отчёт от всей группы. Оценки получат все ученики в классе по мере активного участия в работе экспедиции.

Но прежде чем отправиться в столь дальнее путешествие, давайте вспомним, о чём вели речь на предыдущем уроке.

Ролик о Египте

Актуализация опорных знаний по теме «Государство на берегах Нила».

Стратегический прием «Исправь ошибку!» 3 мин.

На экран проецируется текст, необходимо «Исправить ошибки».

1.Государство Египет находится в северо-западной части Африки. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире - Нил.

2.Нил впадает в Красное море.

3.Каждый год в мае Нил разливается, а в сентябре возвращается в свои берега.

4.Сначала на территории Египта было около 40 царств. Позже они объединились в два больших царства: Северный и Восточный Египет.

5.Всесильным владыкой Египта был король.

6.Во время торжественных приемов король восседал на троне, держа скипетр и державу.

7.Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил 4000 лет назад.

Обсуждают и исправляют ошибки в текстах.

Изучение нового материала

Вводное слово учителя - 1 мин.

-Развитие хозяйства, ремесла, торговли, завоевательные войны привели к имущественному неравенству.

Мозговой штурм - 1 мин.

-Какие ассоциации у вас возникли, когда я произнесла словосочетание «имущественное неравенство».? Запишите свои ассоциации.

Обсуждение, запись и озвучивание ассоциаций.

Проблемные вопросы - 2 мин.

-Египетское общество разделилось на богатых и бедных. Большинство богатств находилась в руках фараона и вельмож.
В Египте появились сословия знатных людей.

1. Ребята, как вы думаете, почему в Древнем Египте возникло имущественное неравенство?

2. А кто создавал богатства Египетского государства?

А еще за счет чего Египет становился еще богаче и могущественнее?

Ответы учащихся на проблемные вопросы.

Работа в группах - 10 мин.

-Исходя из ваших ответов я раздам индивидуальные задания каждой группе.

1 гр. «Труженики Древнего Египта»

2 гр. «Представители знати Древнего Египта»

3 гр. ««Завоевательные войны египетских фараонов»

Инструктаж по выполнению задания и заполнения оценочного листа.

Выбор задания и распределение обязанностей. Изучение материала по теме, составление постера, определение вывода по вопросу - какую роль в государстве выполняли.

Представление группами постеров, взаимооценивание групп по принципу «две звезды - одно пожелание» - анализ работы групп, развитие мышления, умение оценивать работу других - 6 мин.

Организация и контроль за выполнением заданий.

Оценка учителем работы учащихся.

Представители от групп защищают свои проекты, отвечают на вопросы учащихся.

Рефлексия - 1 мин.

- Как вы думаете, что дало нам выполнение этого задания?

Молодцы, мы справились с этим заданием, давайте поапплодируем друг другу!

Высказывают свои мнения и апплодируют друг другу.

Физминутка - снятия физического и эмоционального напряжения - 1 мин.

Организация и проведение физминутки

Учащиеся повторяют движения под музыку.

Прием «Партнеры для беседы» (стратегия создание диалога, обсуждение до 2-х мин.)

«Обсудите это со своим партнером для беседы»

Учитель задает вопросы каждой паре учащихся вопросы для обсуждения.

1. Почему происходит имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте?
2. Какие сословия относятся к знатным и почему?
3. Какие сословия являлись бесправными в Древнем Египте и почему?

4. Какие обязанности имели земледельцы перед царской властью?

5. Приведите примеры безграничной власти фараонов

6. Цели завоевательных походов фараонов.

Обсуждают определенные вопросы: делятся идеями и обосновывают их друг для друга; а также согласовывают то, что будет сказано классу об их идеях.

Закрепление изученного

Составление синквейна - 3 мин.

-Ребята составьте четверостишие из 1 существительного, 2 прилагательных, 3 глаголов и 1 фразы, состоящую из 4-х слов (высказывания), 5 строка - синоним ключевого слова (существительное).

Составляют синквейны: фараон, рабы, земледельцы.

Исторический диктант! 3 мин.

1.Ремесленник, занимающийся обработкой и шлифованием камня.

2.Кто охранял скот, посевы и дома вельмож.

3.Кто обрабатывал землю мотыгой, сохой и засевал пшеницей и ячменем?

4.Кто участвовал в военных походах египетских фараонов?

5.Правитель Древнего Египта.

6.Ткач, плотник, каменщик, гончар и ювелир - это ....

8.Стояли на стороне вельмож и сурово карали тех, кто посягал на жизнь и имущество рабовладельцев. Кто они?

9.Выполняли различные поручения вельмож. Кто они?

10.Кого в Древнем Египте называли «живыми убитыми»?

11.Они принимали участие во всех важных делах по руководству страной. Самые знатные люди после фараона.

12.Кто записывал приказы фараона и считал, сколько в казне зерна?

Составление рассказа от имени ....3 мин.

1. Составить рассказ от имени фараона, опираясь на следующие слова:

жезл, плеть, правитель, слуга.

2. Составить рассказ от имени военачальника, опираясь на слова:

лук, копье, колесница, пехота.

3.Составить рассказ от имени крестьянина, опираясь на слова:

налог, канал, дамба, серп, плуг.

4. Составить рассказ от имени раба, опираясь на слова:

труд, бесправие, день и ночь, свобода.

-Ваша задача представить, что вы член какой-то социальной группы: либо вы фараон, либо вы военачальник, либо вы крестьянин, либо раб. И написать в тетради, опираясь на данные в задании слова, о своей жизни.

Составляют рассказ и озвучивают его.

Заключительный этап урока

Рефлексия в конце урока -2 мин.

- Ребята, оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Дети по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Рефлексия «Пейзаж» (оцени свое настроение).

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 1 мин.

- Оцените свое настроение!

Оставьте свои стикеры под тем рисунком, который соответствует вашему настроению на конец урока.

Оценивают свое настроение на конец урока. Прикрепляют стикеры под картинками.

Инструктаж домашнего задания -1 мин.

§5 стр.34-41, составить вопросы для игры «Внешний и внутренний круг»

Инструктаж домашнего задания, сбор оценочных листов.

Учащиеся записывают д/з в дневниках.



Лист оценивания Выполнял все свои обязанности в группе вовремя и качественно.


Внимательно слушал других.


Предлагал аргументированные идеи.


Вел обсуждение (вежливо возражал, добивался согласия по вопросам, вызвавшим споры)


Комментировал и дополнял информацией высказывания других учеников в группе.





© 2010-2022