• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока по истории «Экономическое развитие пореформенной России»

Методическая разработка урока по истории «Экономическое развитие пореформенной России»

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор:

Попова Галина Александровна, учитель истории и обществознания

СОШ №1 г.Белоярский ХМАО-Югра

2015 г.

Методическая разработка урока по истории в 10 классе

«Экономическое развитие пореформенной России».

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с изменениями, происшедшими в экономике (промышленном развитии) после отмены крепостного права; показать, какие последствия имели изменения для дальнейшего развития страны.

  • Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника и поиска нужной информации в сети Интернет; развивать навыки анализа документов XIX века с учетом специфики лексики того времени, навыки использования литературных произведений того времени в качестве исторических источников; закрепить умения работы в группах.

  • Воспитывающая: воспитание толерантности, умения выслушать чужое мнение и доказательно отстаивать свое мнение.

Задача урока: рассмотреть развитие промышленности и транспорта после отмены крепостного права и проведения либеральных реформ 60-70 гг., на примере данных промышленного развития и путей сообщения в России.

Основные понятия: промышленный переворот, инфраструктура, фабрика, КВЖД.

Важнейшие даты: 1862 г. - открытие движения по дороге Москва - Рязань; 1869 г. - открытие движения по дороге Москва - Воронеж; 1891 г. - начало строительства Транссибирской железной дороги.


Ход урока.

1. Актуализация знаний по теме «Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.».

- Какие реформы прошли в России в 60-70 гг.?

- А что значит пореформенная Россия?

Реформы 60-70 гг. способствовали формированию капиталистических и рыночных отношений, что привело к экономическому развитию России в пореформенные годы. Сегодня на уроке мы познакомимся, как развивались промышленность и железные дороги, и какое они имели значение

2. Промышленность и транспорт в пореформенной России.

Класс делится на три группы:

1). Промышленное развитие в 60-70 гг. Русские предприниматели.

2). Промышленный переворот.

3). Железнодорожный бум.

Класс делится на три группы. Каждая группа получает свои задания, над которыми будет работать в течение 15 минут. Затем защищает свои работы. В ходе работы учащиеся пользуются учебником и дополнительными ресурсами: интернет.

Первая группа. Промышленное развитие в 60-70 гг. Русские предприниматели.

Работа по карте и с тексом в учебнике: Промышленное развитие в 60-70-е гг. Русские предприниматели.

  • Карта «Развитие капитализма в пореформенной России».

  • Карта «Экономическое развитие России во второй половине XIX века».

1.Какая отрасль промышленности стремительно развивалась в пореформенной России?

2.Назовите центры текстильной промышленности.

3.В каких отраслях приспособление к новым условиям происходило с трудностями? Почему?

4.Сообщение учащегося в группе: понятие «предприниматель», «меценат», предприниматели Морозовы.

Ознакомитесь с документом и ответьте на вопрос: Каково было положение рабочих?

Записка III отделения о положении на ткацких и бумагопрядильных фабриках Морозовых в Орехово-Зуеве Владимирской губернии 6 июля 1874 г

Во Владимирской губернии, близ села Орехово-Зуево, находятся большие, принадлежащие братьям Морозовым ткацкие и бумагопрядильные фабрики, на которых работает более 8000 человек рабочих, мужчин и женщин; хозяева этих фабрик притесняют и эксплоатируют рабочих сильнейшим образом, вследствие чего на этих фабриках уже несколько раз начинались беспорядки, кончавшиеся до сих пор без серьезных последствий благодаря только тому, что рабочие ни разу не действовали сообща и одно­временно.

Необходимо заметить, что местная полиция не только что на стороне Морозовых, но даже находится в полной у них зависимости, о чем рабочие хорошо знают и потому нисколько не доверяют местным властям.

Лица, посещавшие на днях эти фабрики, говорят, что рабочие в настоящее время находятся в весьма напряженно-неспокойном состоянии. Недавно на одной из этих фабрик разорвало паровой котел, давно не подвергавшийся узаконенному испытанию, тоже благодаря влиянию Морозовых, которые, имея на своей стороне полицию, почти не допускали местного губернского механика Орлова к освидетельствованию у себя котлов и машин. При разрыве этом многие рабочие сильно пострадали и были даже убитые.

Рабочее движение в России в XIX веке: Сб. документов и материалов/Под ред. А. М. Панкратовой -М., 1950.-Т. 2,-Ч.1.- С. 413-414.

5.Сделайте вывод: Что говорит об успешном развитии промышленности России в первые пореформенные годы?

Вторая группа. Промышленный переворот.

1. Работа по карте и с тексом в учебнике: Промышленный переворот.

  • Карта «Развитие капитализма в пореформенной России».

  • Карта «Экономическое развитие России во второй половине XIX века».

1) Назовите основные промышленные районы и покажите их на карте.

2) Дайте определение понятия «промышленный переворот»

3) Проанализируйте данные промышленного развития:

  • посмотрите

  • сравните по годам

  • сделайте вывод:

- по выплавке чугуна;

- по добыче нефти;

- по производству железа и стали.


Методическая разработка урока по истории «Экономическое развитие пореформенной России».

Методическая разработка урока по истории «Экономическое развитие пореформенной России».Методическая разработка урока по истории «Экономическое развитие пореформенной России».

2. Работа по таблице. Ознакомитесь с данными этой таблицы. Какие выводы вы сможете сделать? С чем были связаны эти перемены? Запишите выводы.

Численность рабочего класса России с 1860 по 1890 г. (млн. чел.)

Категория пролетариата

1860 г.

1880 г.

1890 г.

Рабочие крупных капиталистиеских предприятий

0,72

1,25

1,50

В том числе:




фабрично-заводские

0,49

0,72

0,84

горнозаводские и горные

0,17

0,28

0,34

транспортные (железнодорожники и судорабочие пароходов)

0,06

0,25

0,32

...




Сельскохозяйственные

0,70

2,70

3,50

Строительные

0,35

0,70

1,0

Рабочие мелкой, кустарно-ремесленной ( городской и сельской) промышленности

0,80

1,50

2,00

Чернорабочие, поденщики, грузчики, возчики, землекопы, лесные рабочие и пр

0,63

1,20

2,00

Итого

3,20

7,35

10,00

2) Работа с источниками

"Измученный, истерзанный"

Слова П. Горохова

Измученный, истерзанный

Работой трудовой,

Идет, как тень загробная,

Наш брат, мастеровой.

С утра до темной ноченьки

За верстаком стоишь,

В руках пила тяжелая,

С пудовым молотком.

Он бьет тяжелым молотом,

Копит купцу казну,

А сам страдает голодом,

Домой несет нужду.

Купец к нему ласкается,

Коль нужен он ему,

А нет - так издевается

И гнет его в дугу,

Придет зима холодная,

Купец дает расчет,

И вся семья голодная

Тут по миру пойдет.

Придешь в семью домашнюю.

Заплачешь, как дитя;

О, братцы, жить ведь хочется,

А жить никак нельзя!

«Хрестоматия для внеклассного чтения», сост. М. М. Терехов, М., Уч­педгиз; 1960

Вопросы и задания к документу.

1. Что это за документ? Кто его сочинил?

2. Каково было положение рабочих?

3. Кто был хозяином предприятия, на котором работал мастеровой?

4. Из каких слоев населения формировался класс буржуазии?

Тысячи жаждущих заработка

По Руси ходят тысячи жаждущих работы, разоренных у себя дома и ищущих пищи на стороне. Ходят эти толпы всюду, откуда только пахнет заработком, ходят чутьем, на авось, без географии, по слуху. Пронесется темный слух, что в такой-то стороне хороший урожай, и тысячные толпы двигаются туда, поби­раясь дорогой именем Христа, но упорно и безостановочно направляясь к сказочной Палестине, как пилигримы ходили в Иерусалим. Но в этой стороне часто оказывалась такая же недостача, как и в той, откуда они начинали странствие. «Наврали»,- говорят им местные обыватели Палестины. И толпы проваливают еще на тысячу верст в другую Палестину, где, по слухам, заработок есть; проваливают потому только, что им «наврали». «И шагают они в синюю даль...»

Каждый раз в известное время из деревень идет в большие города народ с целью получить денег как можно больше. Одни идут на заводы, другие - в трактиры, третьи - в чернорабочие, кто куда успеет. Половина этого народа, однако, всегда пропадает зря. Никто из них, идя в город за деньгами, не знает, каким образом он возьмет их; знает только, что взять непременно надо, не столько для себя, сколько для той самой деревни, откуда он, вышел и где у отца одного вот-вот уже корову хотят отнять, уже ухватились за рога и за хвост, тянут в разные стороны за долги, надо спасать, и для этого надо взять в городе денег, иначе корова пропадет; у другого дома остался брат, и этому брату плохо, если не взять денег, то брата поминай как звали. С. Карокин. Сочинения в двух томах, т. I. M., 1958

Вопросы и задания к документу.

1. Почему крестьяне вынуждены были отправляться на заработки в город?

2. Из каких слоев населения формировался пролетариат (рабочий класс)?

3. Сделайте выводы: Каковы последствия промышленного переворота?

  • Переход от мануфактуры к фабрике.

  • Повышение производительности труда.

  • Основная масса продукции изготавливается предприятиями, оборудованными машинами, работающими на паровой или электрической тяге.

  • Появление новых социальных слоев общества: буржуазии и пролетариата.

  • Положение рабочего класса было тяжелым.

Третья группа. Железнодорожный бум.

  1. Сообщение учащегося в группе: понятия «инфраструктура».

Инфраструкту́ра (лат. infra - «ниже», «под» и лат. structura - «строение», «расположение») - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы

Разновидность инфраструктуры

  • Социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

  • Транспортная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий транспорта.

  • Инженерная инфраструктура - системы инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

  • Инфраструктура экономики - совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом.

  • Информационная инфраструктура- система информационных организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование чего-либо.

  • Военная инфраструктура - системы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основой для развертывания вооруженных сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.

  • Рыночная инфраструктура - система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

  • Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, учреждения высшего профессионального образования, инновационно-технологические центры, технологические парки, особые экономические зоны, центры коллективного пользования, фонды развития и другие специализированные организации), ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности

2. Работа по карте и с тексом в учебнике: Великая магистраль от Петербурга до Владивостока.

  • Карта «Развитие капитализма в пореформенной России».

  • Карта «Экономическое развитие России во второй половине XIX века».

Охарактеризуйте этапы железнодорожного строительства в России. Найдите эти железные дороги на карте.

(Первый этап: 60-е гг. 1 ноября 1851 - открытие железной дороги Петербург-Москва, которая была построена за счет казны. Затем стал привлекаться частный капитал, в том числе и иностранный. 1 августа 1862 г. - открытие железной дороги Москва - нижний Новгород. 1869 г. - вошла в строй железная дорога Москва - Воронеж.

Второй этап: 90-е гг. 1891 г. - начало строительства Транссибирской магистрали. Строительство велось в основном на казенные средства.)

3. Сообщение учащегося о Транссибирской магистрали и его восточном участке КВЖД.

4.Сделайте вывод: Какое влияние оказало железнодорожное строительство на экономическую ситуацию в стране?

  • Соединение Москвы с крупнейшей ярмаркой и главной водной артерией Волгой оказало благотворное влияние на развитие экономики региона.

  • Москва соединилась с южными хлебородными губерниями.

  • Транссибирская магистраль соединила Сибирь с Европой; сибирские товары стали поступать на Запад.

  • Железные дороги объединяли регионы и региональные рынки.

  • Железнодорожное строительство оказало благотворное влияние на экономическое развитие страны.

III. Рефлексия.

Какое последствие имели изменения в пореформенной России для дальнейшего развития страны?

  1. завершился промышленный переворот, повысилась производительность труда

  2. шла концентрация производства

  3. сформировались классы буржуазии и пролетариата

  4. росла численность рабочего класса

  5. благодаря железнодорожному строительству в хозяйственный оборот были вовлечены богатейшие природные ресурсы Сибири

Выводы по уроку:

Бурные темпы экономического развития России во второй половине XIX в. стали результатом отмены крепостного права и либеральных реформ. За короткий срок Россия совершила значительный скачок вперед, превратившись из страны со слабой, отстающей экономикой, в догоняющую. Выросли промышленное производство и уровень развития транспорта. Большие изменения произошли в обществе

IV. Домашнее задание.

Напишите эссе: «Какое влияние промышленное развитие оказало на жизнь городов?».

Литература:

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII - XIX век. 10 класс. М., Просвещение.

Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М., ВАКО.


© 2010-2022