Конспект урока по истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образование державы Маурьев в Индии

Цели: ознакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии; обеспечить усвоение учащимися понятия касты; подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

Ход урока

I.Организационный момент

II. Изучение новой темы

План

Географическое положение и природные условия Индии.

Занятия жителей Индии.

Религиозные верования индийцев.

6)Характеристика каст

7)Индийские цифры и шахматы (самостоятельно дома).


Переход к новой теме

Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию... А как жили древние люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займемся на следующих уроках.

  • Ознакомимся с географическими условиями и занятиями жителей Древней Индии.


  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 1, 2 § 19

  1. Беседа по прочитанному и работа по карте

  • Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии.)

  • Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан.)

  • Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире.)

  • Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг.)

  • Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях.)

  • Как ведут себя реки в июле и в августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов.)

  • В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление?(В Египте и Междуречье.)

  • Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места.)

  • Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (Бананами, плодами манго, кокосовыми орехами.)

  • Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).

    1. Решение задач.

Задача. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.

  • Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия? (Все вышеперечисленные работы можно было производить только железными орудиями труда, поэтому с освоением железа связаны, очевидно. Успехи в развитии хозяйства индийцев, живущих в долине реки Ганг. Сходные природные условия были в Египте, Междуречье.)

4. Комментированное чтение

Беседа по вопросам.

  • Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?

  • Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно? (Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых, но не всех туда пускают. Это решает суд Осириса. Индийцы считали, что и после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо.)

5.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

      1. Беседа по прочитанному.

  • Дайте определение понятию «касты» или что называется кастой? (Каста - это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)

  • Какие касты существовали у древних индийцев? (Касты жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.)

  • Откуда появились эти касты? (По легенде - из частей тела бога Брахмы.)

  • У какого народа существовала подобная легенда? (У древних евреев (в Библии) легенда о происхождении Адама и Евы.)

  • Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты? (Жрецы-брахманы - из его рта, воины - из его рук, земледельцы - из его бедер, слуги - из запыленных ступней его ног.)

  • Могут ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту? (Нет, не мог. Предание гласило, что человек, от рождения находящийся в одной касте, в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью...)

    1. Работа с классом.

Вставьте пропущенные буквы:

  • III. Закрепление изученного материала

  1. Впишите недостающие слова.

  • Индия расположена на юге материка...

  • Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название...

  • Берега Индии с запада, востока и юга омывает... океан.

  • Самые многоводные реки Индии - это...

  • В ... в. до н. э. почти все индийские царства объединились под властью царя...

  • Индийский мудрец... учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.

    1. Объясните значение слов:

  • Брахман - ...

  • Шудра-...

  • Каста - ...

  • Бамбук - ...

  • Будда

  • Отшельник - ...

  • IV. Подведение итогов урока

  • Домашнее задание: прочитать § 19; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?»;

  • Единое государство в Китае.

  • Цели: подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы.

  • Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

  • Ход урока

  • ВАРИАНТ 1

  • I. Организационный момент

  • П. Актуализация опорных знаний учащихся

  • 1. Подготовка устного ответа по карточкеКАРТОЧКА

  • Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?» Для этого вспомни:

    • Что изменилось в хозяйстве древних индийцев с освоением железа?

    • Что выращивали на своих полях жители Индии? *

    • Что приносили из джунглей индийцы?

    • Каких животных, обитавших в джунглях, больше всего боялись древние жители Индии?

    • Какие религиозные верования существовали у жителей Древней Индии?

    • Почему корова считалась для них священным животным? Сделай вывод.

  • 2. Дифференцированная работа по карточкам

  • Ответьте на вопросы.

  • Почему мы называем эту страну Индия, а не Гандия? (Раннюю историю Индии мы знаем из сообщений западных авторов, а они были лучше знакомы с долиной Инда, которая лежит на западе, чем с долиной Ганга, которая простирается на востоке.)

  • В глубокой древности численность населения Индии, Египта и Двуречья была примерно одинакова, а сейчас в Индии живет в 20 раз больше людей, чем в Египте или Иране. Почему так получилось? (В древности земледельцы теснились по берегам больших рек. В Египте и Двуречье дождей почти не бывает; здесь земледельцы не смогли далеко отойти от рек, и рост населения этих стран прекратился, достигнув примерно 20 млн человек. Напротив, большая часть земель Индии орошается частыми дождями, все эти земли были освоены земледельцами, в итоге население Индии стремительно увеличилось и приблизилось к 1 млрд человек.)

    1. Работа с классом.

  • Задание 1. Ответьте на вопросы.

  • Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

  • Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.

  • Ну какой же ты выдумщик и враль!

  • Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного меда!

  • Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

  • Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре.)

  • Задание 2. Реши задачу.

  • Знатные индийцы говорили: «Если не будет царской защиты, богатые люди будут обречены на смерть и гонения».

  • Объясните смысл этого высказывания. О какой защите здесь идет речь? Нуждались ли в царской защите знатные люди в других странах Древнего Востока? Объясните свой вывод. (Речь идет о регулярной армии, которая подчинена царю и в любой момент может подавить восстание недовольных. А недовольства простого народа, вызванного Жестокой эксплуатацией знати и богатых людей было предостаточно. В этом смысле царская защита нужна была знатным людям и в других странах Древнего Востока.)

  • 4.Устный ответ ученика по карточке

    1. Переход к изучению новой темы

  • Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221 г. до н. э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

  • Какое значение имело для жителей Древнего Китая объединение страны в единое государство?

    1. Изучение новой темы

  • План

      1. Объединение Китая в 221 г. до н. э.

      2. Управление государством Цинь Ши Хуаном.

      3. Открытия китайцев.

  • 1. Рассказ учителя.

  • Итак, в 221 г. до н. э. правителем единого китайского "государства стал Цинь. Он принял новый императорский титул Цинь Ши хуанди.

  • Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важнейшие преобразования и реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император зиал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, которых назначал император. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих почитателей учений Конфуция. Кроме этого император затеял военные походы в другие страны. Для чего? Это вы объясните сами.

        1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

  • Прочитать п. 2 § 20

        1. Беседа по прочитанному.

  • С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные походы? (Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.)

  • Куда были организованы походы? (На побережье Южно- Китайского моря.)

  • С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.)

        1. Сообщение о строительстве Великой Китайской стены

          1. Закрепление изученного материала

  • Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.)

  • Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.)

          1. Подведение итогов урока

  • Домашнее задание: прочитать § 20

  • Дополнительный материал

  • В это время китайская государственность изменялась медленно, зато наука, литература и ремесла развивались быстро. Именно в то время китайцы научились выращивать гусениц бабочки-шелкопряда и делать шелковые ткани. Росло производство железа, а из бронзы делали красивые сосуды и статуи.

  • В V в. до н. э. началось строительство Великой Китайской стены, которая отделяет плодородные земли Китая от сухих степей, населенных кочевниками. У кочевников (гуннов) китайцы научились ездить верхом; появилась боевая конница. Китайские оружейники изобрели арбалет (самострел) для борьбы с конными лучниками.

  • Китайская наука достигла в это время больших успехов. Астрономы и математики Китая не уступали своим коллегам из Египта, Вавилона и Греции. В Китае впервые был изобретен компас из намагниченного железа, помогавший воинам и купцам находить верный путь через степи и леса.

  • Китайские путешественники в это время проникли в горные джунгли за рекой Янцзы, а на западе они достигли Средней Азии и завязали торговлю с жителями Самарканда и других городов. Постоянная торговля с Западом по Великому шелковому пути началась после объединения всей страны империей Хань (И в. до н. э.).

  • В это время китайцы писали на бамбуковых дощечках, а важные документы записывали кисточкой на шелке. Позднее они научились делать бумагу из ветоши и древесной коры.

  • В Китае (одновременно с Грецией) возникла наука о государственном управлении. Китайские ученые часто становились министрами. Около 500 г. до н. э. ученый Конфуций (Кун Цю) основал первый университет и привел в систему летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.

  • Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.

  • М., 1994. С. 55.

  • КАРТОЧКА
  • Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?» Для этого вспомни:

    • Что изменилось в хозяйстве древних индийцев с освоением железа?

    • Что выращивали на своих полях жители Индии? *

    • Что приносили из джунглей индийцы?

    • Каких животных, обитавших в джунглях, больше всего боялись древние жители Индии?

    • Какие религиозные верования существовали у жителей Древней Индии?

    • Почему корова считалась для них священным животным? Сделай вывод.

  • Задание 1. Ответьте на вопросы.

  • Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

  • Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.

  • Ну какой же ты выдумщик и враль!

  • Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного меда!

  • Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

  • Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

  • Задание 2. Реши задачу.

  • Знатные индийцы говорили: «Если не будет царской защиты, богатые люди будут обречены на смерть и гонения».

  • Объясните смысл этого высказывания. О какой защите здесь идет речь? Нуждались ли в царской защите знатные люди в других странах Древнего Востока? Объясните свой вывод.

  • Великая Персидская держава

  • Цели: ознакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и ее государственно-административным устройством; продолжить формирование умений работать с историческими источниками, картой, делать выводы.

  • Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

  • Ход урока

  • I. Организационный момент

  • II. Актуализация опорных знаний учащихся

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему ассирийцы

смогли создать мощную и сильную державу?»

Для этого вспомни;

Какие изменения произошли в жизни ассирийцев с освоением

ими железа?

Как была вооружена ассирийская армия?

Что такое таран?

Как поступали ассирийские воины с пленными?

Какие крупные государства и города покорили войска ассирийцев?

Сделай вывод, почему ассирийская держава не смогла устоять

под ударами вавилонян и мидийцев.

  1. Решение задачи с классом

  • Задача.В одном из клинописных текстов, найденных в Ассирии, сказано: «В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж. Многочисленные войска,., я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...»

  • Что мы можем узнать из этого отрывка и какие сделать выводы? Предположите, кто мог быть его автором. (Автором этих строк мог быть правитель Ассирии, который выступил в поход против мятежников. Из документа видно, как жестоко он подавил восстание, что сделал с восставшими и как он разрушил город.)

  • Итак, мы выяснили причины появления и падения сильной Ассирийской державы. Как изменилась после этого обстановка в Западной Азии об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

  • Ознакомимся с тем, как создавалась Персидская держава.

    1. Изучение новой темы

  • План

      1. Три великих царства в Западной Азии.

      2. Персидская держава.

        1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

  1. Беседа по прочитанному.

Какие три великие державы образовались в Западной Азии? (Вавилонское царство, Лидийское царство, Мидийское царство.)

Где и когда впервые начали чеканить монеты? (В государстве Лидия, в VII в. до н. э.)

Как назывались племена, заселившие побережье Персидского залива? (Персы.)

  1. Работа по карте

  • Каким цветом на карте обозначена территория, на которой возникло Персидское государство? (Темно-зеленым цветом.)

  • Какие две большие реки впадают в Персидский залив? (Реки Тигр и Евфрат.)

  • Где находилось государство Лидия? (В западной части полуострова Малая Азия.)

  • Где находилось государство Мидия? (К востоку от государства Лидия.)

  • Как называется сегодня государство, на территории которого жили персы? (Иран.)

  1. Рассказ учителя о предводителе Кире (в объеме учебника).

  • 5. Работа с историческими документами, раскрывающими деятельность Дария I.

  • Геродот. История

  • 89. ...Дарий разделил Персидскую державу на двадцать провинций (округов), которые у персов называются сатрапиями. Учредив эти округа и назначив их правителей, царь установил подати по племенам. Многие соседние народности были объединены в одну сатрапию... Распределение же сатрапий и ежегодных взносов податей он произвел следующим образом: тем, кто вносил подати серебром, царь назначил плату по весу вавилонского таланта (30,3 кг), а платившим золотом - по евбейскому весу (26,19 кг).

    1. А сохраняет царь эти свои сокровища вот каким образом: он приказывает, расплавив металл, выливать его в глиняные сосуды. Когда сосуд наполнен, его разбивают. Всякий раз, когда нужны деньги, царь велит отрубать, сколько требуется, золота.

    2. Таковы были эти округа и размеры податей. Только одну персидскую землю я не упомянул в числе земель, обложенных данью, потому что персы живут в стране, свободной от податей...

  • Вопросы к документу:

  • Что сделал Дарий I для более эффективного управления своей державой? (Разделил на 20 провинций (округов) и назначил в них правителей.)

  • Чем платили налоги Дарию I покоренные народы? (Золотом и серебром.)

  • Как хранил золото и серебро Дарий I? (Делал из них слитки в форме сосудов.)

  • Какой народ в державе Дария I не платил налоги? (Персы.)

  • Ксенофонт. Экономика

  • Мы согласны, что персидский царь чрезвычайно заботится о военном деле: каждому правителю каждого народа, с которого он собирает дань, он предписал столько всадников, стрелков, пращников и вооруженных щитами он должен содержать, сколько необходимо для управления подчиненными ему для защиты страны в случае нашествия неприятеля. Кроме того, он содержит гарнизоны в акрополях (укрепленная часть города). Содержит их правитель, которому это поручено, а царь ежегодно производит смотр наемникам и другим войскам, которым предписано быть в полном вооружении.

  • Вопросы к документу:

  • Для чего в каждой провинции Дарий I велел держать в боевой готовности военных? (Для подавления мятежей, отражения нападения врага.)

  • Почему Дарий I лично ежегодно проводил смотр наемных войск? (Это повышало, наверное, ответственность военных. Дарий Iлично хотел видеть в каком состоянии войска, так как в такой огромной державе в любой момент могли вспыхнуть вооруженные мятежи покоренных народов.)

  • Геродот. История

  • IV. 166... .Дарий велел переправлять для чеканки монет, насколько возможно, самое чистое золото...

  • V. 52. С этим путем в Сузы дело обстоит ведь так. На всем его протяжении есть царские стоянки и отличные постоялые дворы, и весь путь проходит по населенной и безопасной стране.

  • 53. Если этот царский путь правильно измерен парасангами (мера длины) и если 1 парасанг равен 30 стадиям, то из Сард до царского двора в Сузах 13 500 стадий, так как путь составляет 450 парасангов. (Стадий - греческая мера длины, равна 184,97 метра.)

  • VIII. 98. Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек.

  • Вопросы к документу:

  • Как факты из документов характеризуют хозяйственную деятельность Дария I? (Он чеканил монеты из золота, заботился о торговле между всеми своими провинциями, построил «царскую дорогу», наладил почтовую службу.)

  1. Закрепление изученного материала

  • Решение задачи.

  • Персидский царь Дарий I пользовался неограниченной властью. Только он один носил одежды, выкрашенные пурпуром. Перед ним падали ниц даже вельможи. Не было царя богаче Дария I.

  • В чем сходство власти персидских царей и фараонов в Египте? Какие сходные цели они преследовали? (Власть персидских царей, как и фараонов в Египте, была неограниченной, требовавшей полного подчинения во всем.)

  1. Подведение итогов урока

  • Домашнее задание: прочитать § 21 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как правил Персидской державой Дарий I?»

  • Дополнительный материал

  • Персидское царство образовалось в середине VI в. до н. э. к востоку от Междуречья на Иранском плоскогорье, окаймленном со всех сторон горными хребтами. Основателем этого государства считают Кира II (558-530 гг. до н. э.). При Дарии I (522-486 гг. до н. э.) восточная граница Персидской державы проходила по реке Инд, на западе он завоевал Киренаику (в Африке), остров Самос (в Эгейском море), Фракию и Македонию. После подавления восстаний 522-521 гг. до н. э. Дарий провел ряд реформ с целью централизации управления многоплеменным государством. Он раздели страну на 20 областей (сатрапий). Во главе сатрапий стоял сатрап (наместник). Помимо сатрапа, в каждую

  • сатрапию царь назначил военачальника местных гарнизонов, независимо от сатрапов. Поощрялись Дарием I взаимные доносы с сатрапа на военачальника и наоборот.

  • Вместо бессистемных даров Дарий установил определенную подать для каждой сатрапии (денежную или натуральную). Ежегодный доход от податей составлял примерно 400 тыс. серебра. При сборе податей практиковалась откупная система - богатые торговцы - ростовщики - вносили в царскую казну сразу подать за сатрапию, а затем собирали с населения большую сумму, что вызывало недовольство.

  • Централизаторские тенденции Дария I особенно ярко проявились в военной реформе. Он лично устанавливал численность войска и каждого рода войск (пращники, лучники, кавалеристы) для каждой сатрапии, для каждого гарнизона. Персы в армии составляли только ядро. Персия была разделена на пять военных округов во главе с военачальниками, которым подчинялись начальники войск сатрапии.

  • Дарий I ввел единую для страны золотую монету - дарик. Проведением монетной реформы он хотел ввести вместо разнообразной единую денежную систему и тем самым усилить экономические связи между сатрапиями, оживить торговлю. Чеканку монет Дарий I заимствовал у Лидийского царства.

  • Для облегчения связей между областями персы проложили дороги, мощенные камнем. Главная из них, так называемая «царская дорога», вела от города Суз к городу Эфесу (на восточном побережье Эгейского моря). Царская почта обслуживалась пикетами всадников по эстафетной системе. Дороги прекрасно содержались и охранялись. Надпись Дария I, найденная у Суэцкого канала, свидетельствует о том, что он заботился не только о сухопутных дорогах, но и о морских путях.

  • Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

  • М., 1987. С. 75-81.

© 2010-2022