- Преподавателю
- История
- Урок по истории Казахстана на тему КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ
Урок по истории Казахстана на тему КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рябцевич А.В. |
Дата | 18.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сабақтың тақырыбы:
Тема урока: КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756-940 гг.)
Сабақтын басты мақсаты:
Цель урока: Познакомить учащихся с историей Карлукского каганата, племен, живших на территории Казахстана, с их социально-экономическим и культурным развитием.
Воспитательная цель: Показать ребятам значение каганата, который внес определенный вклад в тюркскую цивилизацию, в ее культуру и экономику.
Развивающая цель: Вооружить учащихся знаниями о взаимосвязи исторических периодов тюркской цивилизации и постоянно направлять мыслительную деятельность учащихся.
Опорное понятие: Место Карлукского каганата в истории Казахстана.
Вид урока: Традиционный.
Сабақты жүргізу барасы/Ход урока
1. Орг. момент.
2. Опрос домашнего задания:
2.1. Какие племена входили в состав каганата?
2.2. В каком историческом письменном памятнике встречаются первые
сведения о тюргешах?
2.3. Расскажите о внутреннем положении в Тюргешском каганате.
2.4. Расскажите о внешней политике тюргешского кагана.
2.5. Объясните причину падения Тюргешского каганата.
2.6. Какими видами хозяйства занималось население? Что вы знаете о выпуске денег тюргешами?
2.7. Какое историческое значение имело переселение согдийцев в Жетысу?
2.8. Исторический диктант по теме.
3. Усвоение новых знаний.
3.1. Состав Карлукского каганата и его территория.
карлукский каганат (756-940 гг.)
Сведения о карлуках встречаются в письменных памятниках V в.
А в китайской хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что карлуки - одно из тюркоязычных племен, в состав которого входят племена булак, жикил (чигиль) и ташлык, а главное племя булак населяет подножия Алтайских гор.
Арабо-персидские источники называют карлуков древними тюрками.
Тюркский историк Аль-Марвази (ХII в.) насчитывает в составе карлукского племенного союза 9 племен.
Основные места расселения карлуков - от Джунгарского Алатау до Сырдарьи.
3.2. Политическое положение каганата.
Столицей был город Суяб.
Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию.
В союзе с кыргызами карлуки в 840 году нанесли поражение уйгурскому каганату.
Кадыр-хан - правитель города Испиджаб - объявил себя каганом.
С целью распространения ислама династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб и Тараз, где была построена мечеть.
Каган Огулшак временно перебрался в Кашгар.
Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице - городе Баласагун.
Руководили борьбой с Саманидами сыновья кагана Бильге Кул Кадыр-хана - Базар Арслан и Огулшак.
В периоды правления Сатук Богра-хана и его сына произошло массовое принятие карлуками ислама.
Существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался.
3.3. Хозяйство. Культура каганата.
Неизвестный автор исторического труда «Худад аль-алам» писал, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар.
Арабский автор Аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия».
У карлуков широко была распространена традиция устанавливать каменные изваяния - балбалы на могилах предков. В 7-8 вв. на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями.
Найденные тюркские письмена, важнейшими из которых являются «Наставления кагана Бумыня» Иолыг-тегина, «Письмена Культегина», «Тоньюкок» - свидетельствуют, что в 8 - 9 веках начал распространяться новый вид тюркской письменности - карлукский.
4. Закрепление новых знаний:
1. Какие племена входили в состав карлукских племен?
2. Когда был создан Карлукский каганат?
3. В каких направлениях и с какими странами вел войны Карлукский каганат?
4. На сколько этапов можно разделить борьбу карлуков с арабами?
5. На что следует обратить главное внимание, когда речь идет о хозяйстве каганата?
6. На какие направления можно разделить культуру каганата?
5. Үйге тансырма/Домашнее задание