Конспект открытого урока по истории 5 класс Древнеиндийские касты

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска»

Конспект урока № 25.

в соответствии с ФГОС нового поколения по теме: «Индийские касты». История Древнего мира 5-й класс.

Учитель истории Виселёва Юлия Ильинична

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

-предметные: умение формулировать тему и определять проблему;

формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), усвоение новых понятий ;

-метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы;

-личностные: формирование интереса к истории, способствовать развитию любознательности, умение выражать свою позицию.

Методы: проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Основные понятия: касты, брахманы, «неприкасаемые», буддизм.

Оборудование: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. -Просвещение; презентация, проектор, экран, карта, раздаточный материал.


  1. Организационный момент

  2. Формулировка темы, постановка проблемы

Здравствуйте ребята. В какую страну мы с вами совершили путешествие на предыдущем уроке? Верно, Древнюю Индию, удивительная и загадочная эта страна, но мы с вами еще не все загадки разгадали, не на все вопросы ответили.

Слайд «социальная структура египетского общества» (приложение1)

Как вы думаете, что изображено на данном слайде?

(Ответ: группы населения Древнего Египта)

На какие группы делилось население Древнего Египта?

(Ответы: фараон, жрецы, вельможи, писцы, воины, рабы)

Вспомните, было ли одинаковым положение этих групп в обществе?

(Конечно, нет, существовало неравенство)

Как вы думаете, такое деление общества на группы было характерно только для Египта?

(Нет, и в других государствах Древнего Востока было подобное).

Опираясь на данную информацию, сформулируйте тему нашего урока, не забудьте, что мы с вами продолжаем разгадывать загадки Древней Индии.

(Дети предлагают варианты «Группы населения в Древней Индии»)

Итак, тема урока «Индийские касты». Запишите в тетрадь.

III.Целеполагание.

На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?

(Что такое касты? Какие касты были в Индии?

В чем проявлялось неравенство между различными группами населения Древней Индии?)


  1. Открытие нового знания.

Итак, что же такое каста? Найдите определение этого понятия на странице 100 вашего учебника. Запишите его в тетрадь.

Миф о происхождении каст.


Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой- либо части тела бога Брахмы. Слайд (Схема Брахма)

Слайд Брахма

Из его рта произошли брахманы (жрецы), поэтому они знают, как произносить молитвы.

Слайд

Из могучих рук Брахмы вышли воины (кшатрии), поэтому они умеют сражаться.

Слайд

Из бедер его созданы земледельцы (вайшьи), которые пашут землю и пасут скот.


Слайд


А из запыленных ступней ног бога Брахмы возникли слуги (шудры).

Слайд


Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга, как животные разных пород. Ведь у коровы не может родиться жеребенок.

В чем же отличия между индийскими кастами?

Это мы выясним в результаты работы по группам. Каждая группа получила карточку с заданием. В течение 5 минут вы работаете с учебником и текстом и заполняете предложенную вам таблицу. Выберите старшего в группе, который будет знакомить нас с вашими выводами.

Работа по группам. (приложение2)

Слайд Индия с музыкой

Физкультминутка.


Давайте прогуляемся по индийским джунглям. Повторяйте за мной движения:

  1. Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (повторим несколько раз)

  2. Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея

  3. Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево, вправо)

  4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем носом воздух)

  5. Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя)

  6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Слайд + музыка

Ответы учащихся.

  1. Высшей касте брахманов - жрецов приписывался белый цвет- цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, они считались представителями людей перед лицом богов. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. Брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком его отдавали в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед. Когда мальчику исполнялось 16 лет, родители приносили в дар корову, а сыну подыскивали невесту. Начинался второй этап жизни брахмана. Когда у брахмана появлялись внуки, он мог оставить дом своему старшему сыну и уходил в отшельники.

  2. Кшатрии - воины, им приписывали красный цвет: цвет огня, войны, решительности. Они с детства обучались владеть оружием, управляться с конём и колесницей. К ним принадлежали правители государств.

  3. Вайшью - земледельцы и ремесленники, их цвет жёлтый: цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, торговать.

  4. Шудра - слуги, их цвет чёрный символизирует обязанность служить представителям высших каст. Особо тяжёлым было положение неприкасаемых, занятых самыми грязными работами. Они были презираемыми в обществе, запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос, чтобы не оскверниться.

Слайд с таблицей

Какие выводы мы можем сделать?

-Древнеиндийское общество делилось на касты

-Имели разные права и обязанности

-Самыми почтенными считались брахманы - жрецы

- Тяжелее всех было неприкасаемым

- Нельзя было перейти из одной касты в другую.

Запишите в тетради название древнеиндийских каст.

  1. Применение полученных знаний

Решение познавательных задач.

  1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?

  2. Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?

  3. Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей?

4. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?

(их создал Бог, значит так должно быть вечно)

Слайд Буддизм

И все- таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Это был Будда, основатель религии буддизма. Легенда гласит, в Vв. до н.э. жил в Индии юный царевич Гаутама. Он обитал в прекрасном дворце, думая, что жизнь повсюду также прекрасна. Но однажды царевич покинул стены дворца.

Посмотрите фрагмент фильма и ответьте: что же он увидел?

о чем увиденное побудило задуматься царевича.


Фрагмент фильма о Будде.(приложение3)

Ответы учеников.

Гаутама решил стать отшельником, и однажды, предаваясь глубокому размышлению , он обрел мудрость. С тех пор его стали называть Буддой (Просветленный, Мудрец)

Будда говорил, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий. Каждый - богач и бедняк, царь или раб, брахман или слуга - может стать буддистом, т.е. последователем Будды, и спастись от страданий и новых рождений.

Запись: Будда - основатель религии буддизма, учил, что главное- личные достоинства человека, а не его происхождение.


  1. Повторение и закрепление.

А сейчас я предлагаю вам на несколько минут стать знатоками и поиграть в игру «Что? Где? Когда?». Напомню правила игры. Поочередно группа имеет возможность ответить на вопрос, который вам выбирает волчок, если ответа нет, право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ вы получаете определенное количество баллов. Ребята из группы, набравшей большее количество баллов, получат «5».

Игра «Что? Где? Когда?» (приложение3)


V.Запись домашнего задания.

§21, индивидуальное сообщение о достижениях Древней Индии.

VI.Подведение итогов.

VII. Рефлексия.





Приложение

Рабочий лист урока по истории 5 класс 2.12.14г.

Задание № 1. Заполнить схему «Касты в Индии».Работа в парах.

Конспект открытого урока по истории 5 класс Древнеиндийские кастыКонспект открытого урока по истории 5 класс Древнеиндийские кастыКонспект открытого урока по истории 5 класс Древнеиндийские кастыКонспект открытого урока по истории 5 класс Древнеиндийские кастыКонспект открытого урока по истории 5 класс Древнеиндийские касты

Задание № 2 Заполнить таблицу Работа по группам


Касты

Цвет

Основные

занятия

Особенности жизни

Жрецы (брахманы)

I группа

пункт 2,3 стр 101 -102

Белый



Войны

(кшатрии)

II группа

пункт 4 стр.103-104

Красный


Земледельцы

(вайшью)

IIIгруппа

пункт 4 стр.103-104

Желтый


Слуги

(шудры)

IVгруппа

пункт 4 стр.103-104

Черный


Неприкасаемые

V группа

пункт 5 стр.104



Задание № 3.

Решение познавательных задач.

  1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?

  2. Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?

  3. Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей?

4. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?

(их создал Бог, значит так должно быть вечно)




© 2010-2022