Урок на тему Формирование древнерусского государства

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: История России.

Класс: 6 класс.

Тема: «Формирование Древнерусского государства».

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Методы контроля: устный (вопросы), письменный (тесты, работа с таблицей).

Приёмы: работа с электронной презентацией, работа с картой, письменно-графический (составление схемы, анализ схемы).

Формы: фронтальная, работа в группах постоянного состава (пары)

Цель: изучить процесс формирования древнерусского государства.

Задачи:

образовательные задачи:

  • выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

  • познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян;

  • рассмотреть систему управления Древнерусским государством.

развивающие задачи:

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему;

  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • развитие навыков работы с исторической картой;

  • развивать умение работать в группах постоянного состава (в парах).

Воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал (Приложение 1).

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс, рабочая тетрадь к учебнику АА. Данилов, атлас.

Это интерактивное пособие создано таким образом, что:

  • позволяет ученикам либо разбирать материал в классе с учителем, либо самостоятельно без помощи учителя изучить материал урока;

  • «Путеводитель», которым снабжено пособие, позволяет учащимся очень быстро сориентироваться в материале урока;

  • система гиперссылок позволяет ученику выбрать индивидуальную траекторию изучения нового материала;

  • содержит понятийный аппарат. В главе «Термины», «Библиография» «Схемы» заключён понятийный аппарат урока и он обязателен для изучения. Данные разделы формируют умения анализировать источник, работать со словарем

  • пособие предлагает разные виды информации (текст, опорный конспект, иллюстрации, документы);

  • позволяет ученикам воспроизводить информацию в нужном контексте, раскрывать содержание художественно -графических объектов (иллюстрации к содержанию урока, опорный конспект)

  • пособие также предусматривает закрепление материала в конце урока (выполнение итогового задания);

  • пособие содержит материал, позволяющий усилить мотивацию изучения нового материала и даже при желании учителя сделать урок проблемным;

  • ввести дополнительную информацию по теме (Например, работа по вопросу «Путь из варяг в греки»);

Урок составлен на основе поурочно-тематического планирования для 6 «А» класса по примерной программе среднего (полного) общего образования по истории.

Этапы урока:Организационный этап.

Настройка класса на работу знакомство с путеводителем презентации.

Знакомятся с правилами работы на уроках и методами, которые предполагает использовать учитель.

Урок на тему Формирование древнерусского государства

  1. Проверка домашнего задания. Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине восточные славяне, как они расселялись по территории равнины, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами.

Давайте вспомним, как выглядел «Мир восточных славян и их соседей»? (задание)

Задание.

Используя таблицу и контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян и письменно расположите восточнославянские племена по оси север-юг и восток-запад вокруг полян.


  1. Постановка целей задач урока.

После выполнения задания учитель ставит вопрос.

Вопрос.

Как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки:

1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория;

4) Армия; 5) Население; 6) Налоги?

Какую тему сегодня нам предстоит изучить?

(работа с термином)

Затем озвучивает цели и задачи урока.

.

Работают с заданием, повторяя пройденный материал, по окончании обмениваются тетрадями и проверяют работу (один ученик проверяет у доски, используя карту). Если задание выполнено быстро, то можно провести небольшое тестирование. Результаты проверить аналогично.

Урок на тему Формирование древнерусского государства



Учащиеся отвечают государство и читают тему урока на слайде.

Урок на тему Формирование древнерусского государства

  1. Изучение нового материала.

(работа в группах постоянного состава).

  • Используя текст выделите предпосылки формирования древнерусского государства. (текст лежит на столе, смотрите приложение 1)

  • После учитель самостоятельно озвучивает теории формирования древнерусского государства на основе таблицы «Теории о возникновении государства у восточных славян».

  • Далее учитель описывает этапы формирования государства, используя опорные конспекты на слайдах.

  • После рассмотрения этапов учитель предлагает ставить схему управления древнерусским государством.

Учащиеся работают по парам, решая познавательные задачи (письменно). Выделив предпосылки, озвучивают и проверяют совместно с учителем по слайду.

Учащиеся слушают и после должны обозначить особенности каждой теории (устно).

Урок на тему Формирование древнерусского государства

Урок на тему Формирование древнерусского государства

Учащиеся выписывают основные события и даты.

Учащиеся, пользуясь учебником, совместно с учителем составляют схему.

Урок на тему Формирование древнерусского государства

  1. Подведение итогов. Закрепление материала. Рефлексия урока.

  • После рассмотрения темы учащиеся подводят итоги. Если остается время можно предложить задание на закрепление.

Задание.

Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку.

  • После учитель сообщает домашнее задание, объясняя его выполнение (работа с заданиями в тетради к § 4).

Выставление оценок, комментарии ответов.

Учащиеся подводят итоги, выполняют задание. Проверяют эксперты (3 человека назначенные в начале урока, по каждому ряду).


Комментируют собственные ответы и ответы одноклассников.

Урок на тему Формирование древнерусского государства

Приложение 1.

Предпосылки формирования древнерусского государства.

Найти в тексте предпосылки возникновения Древнерусского государства.

К началу XI в. союзы племён восточных славян и финноугров подчинялись более могущественным соседям. На юге поляне, северяне, вятичи приносили дары хазарскому кагану. На севере словене, кривичи, чудь и меря откупались от воинственных норманнов. За это они получали от них защиту от врагов и других угроз.

Одновременно в мире восточных славян стали разрушаться родовые связи. С одной стороны, обозначился слой простых общинников, с другой - слой родовой знати. Изменилось и положение князей. Вокруг них сложились дружины воинов. За защиту своих земель общины отдавали в дар князю и дружине дары: зерно, мясо, мёд, шкуры животных и т. д. Эти дары, ставшие обязательными, стали называться данью. От земледельческого труда отошли ремесленники и купцы. Новые слои населения сосредоточивались в крупных посёлках, которые постепенно превращались в города. Некоторые города, такие как Киев и Новгород, становились столицами князей. Теперь князья вершили суд, так как старые родовые обычаи не годились для разрешения споров между людьми из разных общественных слоёв…

Орлов А.С. Хрестоматия по истории России.

Список использованной литературы.

  1. Симонов Е.В. Поурочные разработки по истории России 6 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века. - М.; 2006.

  2. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков. IX -XII в. - М.; 2001

  3. История отечества: Энциклопедический словарь. М:1999.

  4. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. - М.2009

  5. ru.wikipedia.org

© 2010-2022