- Преподавателю
- История
- Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира. 5 класс
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира. 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Москаленко Н.П. |
Дата | 21.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Часы
Дата
Характеристика УУД
примечание
личностные
регулятивные
коммуникативные
познавательные
п
ф
п
ф
1
Введение.
Что изучает наука история.
1
Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
Раздел I. Жизнь первобытных людей (8 часов).
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)
2
Древнейшие люди.
Историческая карта.
1
7.09
Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.
Показывать на карте места расселения древнейших людей.
Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.
Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.
3
Родовые общины охотников и собирателей.
1
10.09
Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.
Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.
Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.
Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.
4
Возникновение искусства и религии.
1
Освоение общемирового культурного наследия.
Охарактеризовать первобытные верования людей.
Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах
Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)
5
Возникновение земледелия и скотоводства.
1
Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
6
Появление неравенства и знати.
1
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными событиями.
Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.
Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.
Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.
7
Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»
1
Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач..
Тема 3. Счёт лет в истории.
8
Измерение времени по годам.
1
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.
Уметь определять историческое время по ленте времени.
Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
Раздел II. Древний Восток (21час)
Тема 4. Древний Египет (8 часов)
9
Государство на берегах Нила.
1
Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.
Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.
10
Как жили земледельцы и ремесленники.
1
Экологическое сознание.
Оценивать достижения культуры.
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.
Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.
11
Жизнь египетского вельможи.
1
Ориентация в особенностях ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий.
Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Учиться работать в малой группе над общим заданием.
Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
12
Военные походы фараонов.
1
Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.
Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.
13
Религия древних египтян.
1
Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме.
Характеризовать религию древних египтян.
Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.
14
Искусство древних египтян.
1
Освоение общекультурного наследия древних египтян.
Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.
Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
15
Письменность и знания древних египтян.
1
Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.
Осуществлять познавательную рефлексию.
Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.
Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.
16
Повторение по теме «Древний Египет»
1
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.
Анализировать достижения в земледелии.
Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
Тема 5. Западная Азия в древности (8 часов)
17
Древнее Двуречье.
1
Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.
Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.
Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.
Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.
18
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
1
Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим
Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.
Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.
19
Финикийские мореплаватели
1
Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.
Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей
20
Библейские сказания.
1
Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен
Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям
Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами
21
Древнееврейское царство.
1
Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
Дать оценку поступков Давиду и Самсону
Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)
Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи
22
Ассирийская держава.
1
формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.
Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала
Определять причины падения Ассирийской державы
23
Персидская держава «царя царей».
1
Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях
Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы
Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.
Установить причины возникновения Персидской державы
24
Повторение по теме «Западная Азия в древности»
1
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.
Анализировать достижения в земледелии.
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление ранее изученного материала
Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
Тема 6. Индия и Китай в древности (5часов)
25
Природа и люди Древней Индии.
1
Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии
Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)
Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру
26
Индийские касты.
1
Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану
Подготовить сообщение о жизни Будды
Доказывать, что брахманы - хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма
27
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
1
Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом
Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая
Определять и формировать особенности китайской религии
28
Первый властелин единого Китая.
1
Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации
Составлять кроссворды по тематике урока
Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены
29
Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру»
1
Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций.
Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам
Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета
Раздел III. Древняя Греция (22 часа)
Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)
30
Греки и критяне.
1
Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам прошлого
Работать с картой, заданиями рабочей тетради
Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)
Называть отличительные признаки критской культуры
31
Микены и Троя.
1
Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации
Показывать по карте местоположение Микен
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты
Выделять различия между микенской и критской культурой
32
Поэма Гомера «Илиада».
1
Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.
Характеризовать образы основных героев «Илиады»
Принимать участие в ролевой игре.
Раскрывать кратко суть поэмы Гомера
33
Поэма Гомера «Одиссея».
1
Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»
Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия
В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой
Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события
34
Религия древних греков.
1
Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.
Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)
Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»
Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8 часов)
35
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
1
Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции
Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь
Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)
Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом
36
Зарождение демократии в Афинах.
1
Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции
Дать собственную оценку поступкам Солона
Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем
Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения
37
Древняя Спарта.
1
Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев.
Показывать на карте расположение Спарты
Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.
Анализировать ответы одноклассников.
Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты
38
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
1
Осознавать принадлежность греков к единой культуре
Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты
Составлять план «Причины переселения греков»
Объяснять причины и значение возникновения колоний
39
Олимпийские игры в древности.
1
Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека
Описывать основные правила проведения Олимпийских игр
С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя
Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции
40
Победа греков над персами в Марафонской битве.
1
Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства
Описывать ход боевых действий между персами и греками
Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве
Объяснять причины победы греков в Марафонской битве
41
Нашествие персидских войск на Элладу.
1
Описывать чувства человека-защитника своего государства
Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения
Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника
Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства
42
Закрепление по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»
1
Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции
Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты
Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем
Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов)
43
В гаванях афинского порта Пирей.
1
Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»
устно описывать торговый порт Афин
Сравнивать положение различных слоев афинского общества на основе анализа документа
Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции
44
В городе богини Афины
1
Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились
Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие
Описывать произведения древнегреческой архитектуры
Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей
45
В афинских школах и гимнасиях.
1
Описывать собственные представления о важности образования
Описывать особенности древнегреческого воспитания
Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте
Рассказывать о науках и образовании в Древней Греции.
46
В афинском театре .
1
Высказывать суждения о роли театра в жизни греков
Объяснять отличия трагедий и комедий
Сравнивать современный театр и древнегреческий
Рассказывать о развитии древнегреческого тетра
47
Афинская демократия при Перикле.
1
Объяснять значение участия граждан в управлении государством
Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле
Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте
Характеризовать афинскую демократию при Перикле
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.(4 часов)
48
Города Эллады подчиняются Македонии
1
Описывать значение потери Грецией независимости
Показывать на карте места сражений
Характеризовать македонское войско
Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии
49
Поход Александра Македонского на Восток
1
Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского
Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского
Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского
50
В Александрии Египетской.
1
Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока
Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней
Составлять рассказ- описание города Александрия
Объяснять причины распада державы Александра Македонского
51
Повторение по теме «Древняя Греция»
1
Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа
Планирование последовательности действий
Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.
Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
Раздел IV. Древний Рим (19ЧАСОВ)
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа).
52
Древнейший Рим.
1
Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Планирование последовательности действий
Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками
Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй.
53
Завоевание Римом Италии.
1
Формирование мотивации к обучению и познанию
Планирование последовательности действий
Организация и планирование работы в группе
Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.
54
Устройство Римской республики.
1
Формирование активной позиции в учебной деятельности
Организация самоконтроля и самооценивания
Овладение средствами решения коммуникативных задач
Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)
55
Вторая война Рима с Карфагеном.
1
Характеризовать цели и поступки Ганибала
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Анализировать ответы одноклассников
Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.
56
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно
морье.
1
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Работать с картой в процессе изучения событий.
Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме
57
Рабство в Древнем Риме.
1
Составление плана и последовательности действий
Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах
Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа).
58
Земельный закон братьев Гракхов.
1
1
Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп
59
Восстание Спартака.
1
Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака
Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»
Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.
Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения
60
Единовластие Цезаря.
1
Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря
Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы
Умение работать в группе
Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.
61
Установление империи.
1
Рассказывать о судьбах знаменитых римлян
Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
Организация и планирование работы в группе
Формирование умений работать с исторической картой.
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5часов).
62
Соседи Римской империи.
1
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам
Умение составлять простой план
Обмениваться в группе результатами поиска
Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации
63
Рим при императоре Нероне. Первые христиане и их учение.
1
8.05
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан
Планирование и организация деятельности
Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
Планирование учебных действий
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами
64
Расцвет Римской империи во II в.
«Вечный город» во времена империи и его жители.
1
12.05
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Развитие эстетического сознания
Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты
Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы
Умение слушать и вступать в диалог
Анализировать ответы одноклассников
Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера
Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 часа)
65
Римская империя при Константине
1
15.05
Умение выражать и отстаивать свою позицию
Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях
66
Взятие Рима варварами.
1
19.05
Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей
Организация самоконтроля и самооценивания
Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем
Умение структурировать знания, строить речевые высказывания
67
Повторение по теме «Древний Рим»
1
22.05
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется
Осознание учащимися качества и уровня усвоения
Планирование учебных действий
Рефлексия способов и условий действия
68
Семь чудес света.
1
26.05
Формировать уважение к истории древнего мира, культурным и историческим памятникам
прошлого
Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого и древнеримского общества в мировое культурное наследие.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера.
15