Урок по истории Отмена крепостного права (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 8 классе по истории России

«Отмена крепостного права»


Учитель Лисянская Марина Викторовна


Тип урока: комбинированный с элементами лабораторной работы

Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе отмены крепостного права в России, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с процессом подготовки реформы;

  • выяснить основные положения крестьянской реформы, ее значение для развития страны, дать оценку реформе;

  • провести анализ литературных произведений;

  • развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное.

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения

  • технология опорных схем

  • мультимедийная технология

  • педагогика сотрудничества

  • здоровьесберегающая технология

Новые термины и даты:

1861 год

рескрипт

Манифест

гражданские права

Уставная грамота

мировой посредник

отрезки

прирезки

временнообязанные отношения

выкупная сделка

Оборудование: учебник «История России. XIX век» .А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, компьютер, проектор, раздаточный материал - извлечения из документов.

Ход урока


  1. Организация класса.

«Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю - Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России - крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости.

Цель нашего урока - познакомиться с крестьянской реформой 1861 года и определить значение отмены крепостного права для дальнейшего развития страны.

  1. Проверка домашнего задания (блиц-опрос)

    • Что такое крепостное право? (Формы зависимости крестьян, при которой они наделялись землей, неся за пользование ею повинности: барщину и оброк. Крестьянин подчиняется власти помещика и является его собственностью)

    • Попытки отмены крепостного права были. Русское общество понимало необходимость крестьянской реформы. Какие факты говорят об этом? (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»,законодательные документы, либеральные взгляды, «оттепель» в российском обществе)

    • Как крестьяне выражали свое недовольство существующим положением? (массовые бегства крестьян от помещиков, крестьянские волнения)

    • Назовите причины отмены крепостного права.


  1. План урока: - подготовка крестьянской реформы;

- основные положения крестьянской реформы 1861 г.;

- значение и итоги реформы.

Запись темы и плана в тетрадь.

I. Подготовка крестьянской реформы.

Учитель.

Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево. Но чувство враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мной. Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет уничтожаться само собой снизу».

Вопрос. Каково отношение императора к крепостному праву и почему необходима его отмена?

Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков. В конце 1856 г. он писал «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян». Но никаких предложений так и не дождался.

Подготовка проекта по отмене крепостного права - составление опорного конспекта по рассказу учителя.

Урок по истории Отмена крепостного права (8 класс)

Урок по истории Отмена крепостного права (8 класс)

Март 1859 - Редакционные комиссии

Председ. - Я.И.Ростовцев

(с 1860г. - В.Н.Панин)

Н.А.Милютин

Я.А.Соловьев

Ю.Ф.Самарин

В.А.Черкасский

03.01.1857 - Секретный комитет

с февр. 1858 - Главный комитет

рескрипты

Урок по истории Отмена крепостного права (8 класс)Урок по истории Отмена крепостного права (8 класс)

Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьянУрок по истории Отмена крепостного права (8 класс)


Октябрь 1857 - В.Н.Назимов (обращение дворян Виленской, Ковенской, Гродненской губерний).

Ноябрь 1857-1858 - рескрипты

Сообщение о Якове Ивановиче Ростовцеве

Рескрипт - письмо монарха к подданному

Проблемное задание. Как освобождать крестьян?

Освободить крестьян за выкуп?

Наделять ли крестьян землей при освобождении?

Кто и в каком размере компенсирует помещикам потерю земли?

ЗЕМЛЯ И ВЫКУП


  • Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобладала в нечерноземных и черноземных губерниях? (В нечерноземных - оброчная, развиты неземледельческие промыслы, работа на земле не являлась основным источником дохода. В черноземье - барщинная. Плодородная земля)

  • Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей? (Нечерноземье - положительно. Черноземье - работа крестьян на помещиков, как вольнонаемных)

  • Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? (Помещики нечерноземных губерний хотели получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т.к. земля стоила недорого. Помещики черноземных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т.е. за самих крестьян)

Запись в тетради:

Проекты освобождения крестьян:

А) в черноземных губерниях (освобождение без земли или с маленьким наделом за большой выкуп);

Б) в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).

Работа с документом.

(отрывок «Из письма председателя Редакционной комиссии Я.И. Ростовцева Александру II»).

Задание: определить, какие мнения принадлежат помещикам чернозёмных, нечернозёмных губерний.
«…Смотря с точки зрения гражданского права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности, но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима.
…положения губернских комитетов и мнения членов сих комитетов, сюда вызванных, можно разложить на несколько категорий;
А) Одни желают уплаты за освобождение крестьян и вместе с тем удаления их по истечении некоторого времени с земли помещика.
Б) Другие, не требуя уплаты за личность, полагают, что поземельные отношения крестьян к помещикам, равно как и оставление первых в их усадьбах, должны продолжаться лишь несколько лет, т.е. в период срочнообязанного положения, а потом крестьяне без изб и без полей вступали бы в договоры с помещиками.
В) Третьи желают немедленного отделения крестьян от помещиков и немедленного же обязательного выкупа, видя в этом, может быть и очень справедливо, исход всего вопроса самый простой и удобный.
Г) Четвертые предпочитают выкуп полюбовный и постепенный, дабы крестьянин входил в новую жизнь и в новые отношения не вдруг, а приучаясь мало-помалу к новому порядку вещей».

(Ответы: чернозёмные: а,б; нечернозёмные: в,г).

II. Документы «Великой реформы».

Учитель.

К 17 февраля 1861 года Государственный совет завершил рассмотрение проекта.
19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего восшествия на престол Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.
5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквях после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр II сам прочитал его войскам.

Манифест - акт главы государства в форме торжественного обращения к народу.


  1. «Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»;

  2. «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

- «Положения» 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно описана вся процедура освобождения. Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т.е. переставали быть собственностью помещика.

Вопрос. Какую власть над крестьянами потерял помещик?

- Права и свободы, дарованные крестьянам Манифестом 1861 г.

1. Личная свобода.

2. Право заниматься торговыми операциями.

3. Право переходить в другие сословия.

4. Право заниматься предпринимательством.

5. Выборное крестьянское самоуправление.

Ознакомиться с извлечением из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

<…> 21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.
22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить на основании общих постановлений во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды.
23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:
1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;
2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;
3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;
4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряд. <...>

Задание. Перечислите номера статей документа, которые определяют личные права крестьян и имущественные.

- Принцип наделения крестьян землей

  1. Получали наделы, которыми пользовались до реформы.

  2. Размер надела определялся соглашением помещика с крестьянами и записывался в уставных грамотах мировыми посредниками.

  3. Устанавливались максимальный и минимальный размер надела для разных местностей России (черноземная, нечерноземная и степная полоса).

от 3 до 12 десятин (1 десятина = 1,09 га = 109 соток)

Помещик мог отрезать от крестьянского надела участки земли, если они превышали максимальный размер.

отрезки (дворовые, крепостные мануфактур оставались без земли)

прирезки

¼ надела крестьянин мог получить бесплатно согласно закону. До выкупа наделов крестьяне временнообязанные, выполняют повинности. Размеры наделов, оброк, барщина временнообязанных крестьян определяются соглашением между крестьянами и помещиком - Уставными грамотами (срок подписания Уставных грамот - 2 года, мог продолжаться до 9 лет)

Выкупная сделка.

20 % крестьянин платит сам

Выплатил - свободен, не выплатил - временнообязанный


80 % - гос. ссуда

Крестьянин должен возвратить в течение 49 лет, начисления 6% годовых

Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал от крестьян ранее в форме оброка. Поэтому выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который из расчета 6 % годовых должен был давать помещику доход, равный сумме получаемого ранее оброка.

Например: 10 рублей=6 %

Х рублей=100 %

10х100:6=166 рублей 66 копеек

Государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Следить за осуществлением реформы на местах должны были мировые посредники.

Задача.

Известно, что средняя рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы XIX в. в нечерноземных губерниях - 14,5 р., а средняя величина выкупного надела - 8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю?

14,5 х 8 = 116 р.

166,66 - 116 = 50 р. 66 к.

Была ли сумма выкупа справедлива?

Работа с документом.
- Прочитайте отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

В каком году - рассчитывай,
В каком земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень -
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.

и ответьте на вопросы:
- Когда могло происходить действие поэмы?
- Как и почему называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики?

III. Значение Крестьянской реформы.

Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем, интересы помещиков были максимально учтены, но иного пути освобождения крестьян, вероятно, не было. Компромиссный характер реформы уже заключал в себе будущие противоречия и конфликты. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя в некоторых регионах они все-таки имели место. Самые значительные из них - восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии.
И все же освобождение с землею более 20 миллионов помещичьих крестьян было уникальным событием в российской, да и мировой истории. Личная свобода крестьян и превращение бывших крепостных в «свободных сельских обывателей» уничтожали прежнюю систему экономического произвола и открыли перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений и дальнейшего развития общества. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важным преобразованиям, которые должны были ввести в стране новые формы самоуправления и суда, подтолкнуть к развитию просвещения.

Рефлексия:
- Когда и почему в России было отменено крепостное право?
- В чём историческое значение отмены крепостного права?
- Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику…

- Какой этап нашей работы на уроке вам показался наиболее сложным?

Домашнее задание.

Параграф 20, записать значение новых терминов в тетрадь.

Для наиболее подготовленных учащихся предлагается написать эссе на тему «Свободный» крестьянин», остальные составляют синквейн, используя новые понятия и термины урока.

© 2010-2022