- Преподавателю
- История
- Урок по истории Отмена крепостного права (8 класс)
Урок по истории Отмена крепостного права (8 класс)
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лисянская М.В. |
Дата | 12.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок в 8 классе по истории России
«Отмена крепостного права»
Учитель Лисянская Марина Викторовна
Тип урока: комбинированный с элементами лабораторной работы
Цель урока: сформировать у учащихся представление о процессе отмены крепостного права в России, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны.
Задачи урока:
-
познакомить учащихся с процессом подготовки реформы;
-
выяснить основные положения крестьянской реформы, ее значение для развития страны, дать оценку реформе;
-
провести анализ литературных произведений;
-
развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное.
Используемые технологии:
-
технология проблемного обучения
-
технология опорных схем
-
мультимедийная технология
-
педагогика сотрудничества
-
здоровьесберегающая технология
Новые термины и даты:
1861 год
рескрипт
Манифест
гражданские права
Уставная грамота
мировой посредник
отрезки
прирезки
временнообязанные отношения
выкупная сделка
Оборудование: учебник «История России. XIX век» .А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, компьютер, проектор, раздаточный материал - извлечения из документов.
Ход урока
-
Организация класса.
«Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю - Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России - крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости.
Цель нашего урока - познакомиться с крестьянской реформой 1861 года и определить значение отмены крепостного права для дальнейшего развития страны.
-
Проверка домашнего задания (блиц-опрос)
-
Что такое крепостное право? (Формы зависимости крестьян, при которой они наделялись землей, неся за пользование ею повинности: барщину и оброк. Крестьянин подчиняется власти помещика и является его собственностью)
-
Попытки отмены крепостного права были. Русское общество понимало необходимость крестьянской реформы. Какие факты говорят об этом? (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»,законодательные документы, либеральные взгляды, «оттепель» в российском обществе)
-
Как крестьяне выражали свое недовольство существующим положением? (массовые бегства крестьян от помещиков, крестьянские волнения)
-
Назовите причины отмены крепостного права.
-
-
План урока: - подготовка крестьянской реформы;
- основные положения крестьянской реформы 1861 г.;
- значение и итоги реформы.
Запись темы и плана в тетрадь.
I. Подготовка крестьянской реформы.
Учитель.
Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево. Но чувство враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мной. Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет уничтожаться само собой снизу».
Вопрос. Каково отношение императора к крепостному праву и почему необходима его отмена?
Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков. В конце 1856 г. он писал «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян». Но никаких предложений так и не дождался.
Подготовка проекта по отмене крепостного права - составление опорного конспекта по рассказу учителя.
Март 1859 - Редакционные комиссии
Председ. - Я.И.Ростовцев
(с 1860г. - В.Н.Панин)
Н.А.Милютин
Я.А.Соловьев
Ю.Ф.Самарин
В.А.Черкасский
03.01.1857 - Секретный комитет
с февр. 1858 - Главный комитет
рескрипты
Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян
Октябрь 1857 - В.Н.Назимов (обращение дворян Виленской, Ковенской, Гродненской губерний).
Ноябрь 1857-1858 - рескрипты
Сообщение о Якове Ивановиче Ростовцеве
Рескрипт - письмо монарха к подданному
Проблемное задание. Как освобождать крестьян?
Освободить крестьян за выкуп?
Наделять ли крестьян землей при освобождении?
Кто и в каком размере компенсирует помещикам потерю земли?
ЗЕМЛЯ И ВЫКУП
-
Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобладала в нечерноземных и черноземных губерниях? (В нечерноземных - оброчная, развиты неземледельческие промыслы, работа на земле не являлась основным источником дохода. В черноземье - барщинная. Плодородная земля)
-
Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей? (Нечерноземье - положительно. Черноземье - работа крестьян на помещиков, как вольнонаемных)
-
Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? (Помещики нечерноземных губерний хотели получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т.к. земля стоила недорого. Помещики черноземных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т.е. за самих крестьян)
Запись в тетради:
Проекты освобождения крестьян:
А) в черноземных губерниях (освобождение без земли или с маленьким наделом за большой выкуп);
Б) в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).
Работа с документом.
(отрывок «Из письма председателя Редакционной комиссии Я.И. Ростовцева Александру II»).
Задание: определить, какие мнения принадлежат помещикам чернозёмных, нечернозёмных губерний.
«…Смотря с точки зрения гражданского права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности, но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима.
…положения губернских комитетов и мнения членов сих комитетов, сюда вызванных, можно разложить на несколько категорий;
А) Одни желают уплаты за освобождение крестьян и вместе с тем удаления их по истечении некоторого времени с земли помещика.
Б) Другие, не требуя уплаты за личность, полагают, что поземельные отношения крестьян к помещикам, равно как и оставление первых в их усадьбах, должны продолжаться лишь несколько лет, т.е. в период срочнообязанного положения, а потом крестьяне без изб и без полей вступали бы в договоры с помещиками.
В) Третьи желают немедленного отделения крестьян от помещиков и немедленного же обязательного выкупа, видя в этом, может быть и очень справедливо, исход всего вопроса самый простой и удобный.
Г) Четвертые предпочитают выкуп полюбовный и постепенный, дабы крестьянин входил в новую жизнь и в новые отношения не вдруг, а приучаясь мало-помалу к новому порядку вещей».
(Ответы: чернозёмные: а,б; нечернозёмные: в,г).
II. Документы «Великой реформы».
Учитель.
К 17 февраля 1861 года Государственный совет завершил рассмотрение проекта.
19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего восшествия на престол Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.
5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквях после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр II сам прочитал его войскам.
Манифест - акт главы государства в форме торжественного обращения к народу.
-
«Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»;
-
«Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
- «Положения» 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно описана вся процедура освобождения. Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т.е. переставали быть собственностью помещика.
Вопрос. Какую власть над крестьянами потерял помещик?
- Права и свободы, дарованные крестьянам Манифестом 1861 г.
1. Личная свобода.
2. Право заниматься торговыми операциями.
3. Право переходить в другие сословия.
4. Право заниматься предпринимательством.
5. Выборное крестьянское самоуправление.
Ознакомиться с извлечением из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
<…> 21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.
22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить на основании общих постановлений во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды.
23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:
1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;
2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;
3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;
4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряд. <...>
Задание. Перечислите номера статей документа, которые определяют личные права крестьян и имущественные.
- Принцип наделения крестьян землей
-
Получали наделы, которыми пользовались до реформы.
-
Размер надела определялся соглашением помещика с крестьянами и записывался в уставных грамотах мировыми посредниками.
-
Устанавливались максимальный и минимальный размер надела для разных местностей России (черноземная, нечерноземная и степная полоса).
от 3 до 12 десятин (1 десятина = 1,09 га = 109 соток)
Помещик мог отрезать от крестьянского надела участки земли, если они превышали максимальный размер.
отрезки (дворовые, крепостные мануфактур оставались без земли)
прирезки
¼ надела крестьянин мог получить бесплатно согласно закону. До выкупа наделов крестьяне временнообязанные, выполняют повинности. Размеры наделов, оброк, барщина временнообязанных крестьян определяются соглашением между крестьянами и помещиком - Уставными грамотами (срок подписания Уставных грамот - 2 года, мог продолжаться до 9 лет)
Выкупная сделка.
20 % крестьянин платит сам
Выплатил - свободен, не выплатил - временнообязанный
80 % - гос. ссуда
Крестьянин должен возвратить в течение 49 лет, начисления 6% годовых
Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал от крестьян ранее в форме оброка. Поэтому выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который из расчета 6 % годовых должен был давать помещику доход, равный сумме получаемого ранее оброка.
Например: 10 рублей=6 %
Х рублей=100 %
10х100:6=166 рублей 66 копеек
Государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Следить за осуществлением реформы на местах должны были мировые посредники.
Задача.
Известно, что средняя рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы XIX в. в нечерноземных губерниях - 14,5 р., а средняя величина выкупного надела - 8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю?
14,5 х 8 = 116 р.
166,66 - 116 = 50 р. 66 к.
Была ли сумма выкупа справедлива?
Работа с документом.
- Прочитайте отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:
В каком году - рассчитывай,
В каком земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень -
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
и ответьте на вопросы:
- Когда могло происходить действие поэмы?
- Как и почему называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики?
III. Значение Крестьянской реформы.
Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем, интересы помещиков были максимально учтены, но иного пути освобождения крестьян, вероятно, не было. Компромиссный характер реформы уже заключал в себе будущие противоречия и конфликты. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя в некоторых регионах они все-таки имели место. Самые значительные из них - восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии.
И все же освобождение с землею более 20 миллионов помещичьих крестьян было уникальным событием в российской, да и мировой истории. Личная свобода крестьян и превращение бывших крепостных в «свободных сельских обывателей» уничтожали прежнюю систему экономического произвола и открыли перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений и дальнейшего развития общества. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важным преобразованиям, которые должны были ввести в стране новые формы самоуправления и суда, подтолкнуть к развитию просвещения.
Рефлексия:
- Когда и почему в России было отменено крепостное право?
- В чём историческое значение отмены крепостного права?
- Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:
Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику…
- Какой этап нашей работы на уроке вам показался наиболее сложным?
Домашнее задание.
Параграф 20, записать значение новых терминов в тетрадь.
Для наиболее подготовленных учащихся предлагается написать эссе на тему «Свободный» крестьянин», остальные составляют синквейн, используя новые понятия и термины урока.