- Преподавателю
- История
- Рабочая тетрадь по истории России. 7 класс
Рабочая тетрадь по истории России. 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Ю.Ю. |
Дата | 25.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГКОУ "Школа-интернат Костромской области для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата".
г.Кострома, ул. Вокзальная, 1.
Рабочая тетрадь по истории России.
7 класс.
Тетрадь предназначена для обучения детей со сложной структурой дефекта (VIII вид).
Работу подготовила
учитель истории и обществознания
высшей категории
Морозова Юлия Юрьевна
г. Кострома
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ.
Тема 1. История - наука о прошлом.
Задание 1. Заполните пропуски в тексте.
Известным русским историком был __________________________
________________________________________. Он описал ___________
__________________________________________________. Его сочинение называется «________________________________________
____________________________________________________________».
Задание 2. Раскройте значение понятий.
Историки - ____________________________________________________
Родина, Отечество - ____________________________________________
Задание 3. Разгадайте ребус.
Р1а - ____________________
Тема 2. Исторические памятники.
Задание 1. Археологи нашли во время раскопок разные вещи, но прежде чем они попадут в музей, их надо восстановить. Попробуйте дорисовать их.
Задание 2. Раскройте значение понятий.
Исторические памятники - _____________________________________
______________________________________________________________
Музей - _______________________________________________________
Археологи - ___________________________________________________
Задание 3. Восстановите последовательность предложений, обозначьте их цифрами так, чтобы получился рассказ.
____ Вода становилась синей или коричневой.
____ Перо обезжиривали, затачивали.
____ В воде заваривали ягоды черники, мёд, квас.
____ С появлением бумаги люди стали писать гусиными перьями.
____ Перья брали из крыла гусей или лебедей.
____ Иногда скребли ржавчину.
____ Окрашенная вода называлась чернилами.
____ Перо макали в чернила и выводили на бумаге буквы.
Тема 3. Наша Родина - Россия.
Задание 1. Прочитайте слова (впишите их скобках, раскройте значение этих понятий.
АЦИНАРГ ( _________________ ) - ___________________________
______________________________________________________________
АЦИЛОТС ( ________________ ) - _____________________________
______________________________________________________________
ТНЕДИЗЕРП ( _____________ ) - _______________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Заполните пропуски в схеме.
Задание 3. Разгадайте ребус.
100лица - _______________________________
Задание 4. Собери пословицы о Родине (соедини линиями).На чужой стороне
Родины нашей
Человек без Родины,
сумей за неё постоять.
Россия мать
Каждый камень знаком.
Нет в мире краше
Родина милей вдвойне.
На родимой сторонушке
Что соловей без песни
Тема 4. Моя родословная.
Задание 1. Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались.
Фамилии: Зайцев, Перепёлкин, Поваров, Курносов, Дроздов, Токарев,
Виноградов, Веселов, Водовозов, Беспалов, Грибов, Широкий, Кузнецов, Ухов, Столяров.от профессий людей
От наружности человека и его характера
от названия животных и растений
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
4.
4.
4.
5.
5.
5.
Задание 2. Составьте генеалогическое древо своей семьи.
Тема 5. Счёт лет в истории.
Задание 1. Составьте из букв слова (впишите их в скобках), раскройте значение этих понятий.
КВЕ ( _________________ ) - _________________________________
______________________________________________________________
ДЕНАЬКРЛА ( ________________ ) - _____________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Напишите значение римских цифр.
V - _____ ХIХ - _____ ХIII - _____ ХХI - ____
VII - _____ I - _____ IV - _____ II - ____
Задание 3. Определите, к каким векам относятся перечисленные ниже года.
1639 г. - _____ 1444г. - _____ 1965 г. - _____ 2003 г.- _____
100 г. - _____ 6 г.- _____ 123 г. - _____ 565 г.- _____
Задание 4. Поставьте на «ленте времени» даты: 678 г., 450 г до н.э.., 980 г., 56 г до н.э., 100 г, 100 г до н.э.
О
Тема 6. Историческая карта.
Задание 1. Найдите в «зашумлённом тексте» какие условные обозначения есть на исторической карте (подчеркните их).
ОПШТОРГОВЫЕДЛРПУТИЕШКПГОРОДТМАТМЬРЕКАМОУТУТМГРАНИЦАВАМЬЛТДЕРЕВНЯОПШОПКУСТОЛИЦАОТТАУТТМЕСТОЩМКСРАЖЕНИЙОППНАПРАВЛЕНИЯППКАПРПКРПКПЛДКПКПЩШКШОЛШШПКШПОПОХОДОВР
Задание 2. Восстановите последовательность предложений, обозначьте их цифрами так, чтобы получился рассказ.
____ Чаще всего на древних картах изображались торговые пути.
____ На древних картах тоже имелись условные обозначения в виде изображения солнца, луны, человечков.
____ В древние времена наши предки рисовали карты на камнях и кусках кожи, на деревянных дощечках и кусках глины.
____ Города и посёлки обозначались крестами.
Вопросы и задания к повторительно-обобщающему уроку по разделу I «Введение в историю».
Задание 1. Какое слово в списке лишнее.
-
Одежда, оружие, былина, игрушки.
-
Монета, сказание, былина, сказка, предание.
Задание 2. Заполните пропуски в таблице «Исторические памятники».Исторические памятники
Вещественные
Источники
____________________
Письменные
источники
1. одежда
1. сказания
1. летописи
2. игрушки
2. мифы
2.
3.
3. легенды
3.
4.
4.
4.
5.
5.
5.
Задание 3. Подумайте, какие предметы должен взять с собой путешественник, чтобы исследовать прошлое (отметьте их «+»).
Раздел II. ИСТОРИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА.
Тема 1. Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов.
Задание 1. Восстановите последовательность предложений, обозначьте их цифрами так, чтобы получился рассказ.
____ Ели славяне простую пищу.
____ Они были высокого роста, статные и красивые.
____ Славяне были терпеливы, могли долго выносить холод, жару и голод.
____ У них были русые волосы.
____ Наши предки - славяне были сильными, смелыми и выносливыми людьми.
Задание 2. Установите соответствие между названиями племён и местностью, где они жили (соедините стрелками).
Название племени
Местность, где они жили
Древляне
Живущие севернее полян
Дреговичи
Живущие в поле
Поляне
Живущие в лесах
Северяне
Живущие в болотах
Тема 2. Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Задание 1. Сопоставьте буквы и цифры и вы получите слова.
Пример:Е
М
С
Я
Ь
1
2
3
4
5
слово: СЕМЬЯЙ
А
Е
И
Т
Р
С
Ш
Н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
У
Ж
Н
Д
А
Р
И
1
2
3
4
5
6
7
Слово: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Слово: 1 2 3 4 5 6 7
Слово: ____________________ Слово: ________________
Задание 2. Раскройте значение понятий.
Община - _____________________________________________________
Князь - _______________________________________________________
Знатные люди - ______________________________________________
Задание 3. Разгадайте кроссворд.
-
2
5
6
4
7
1
3
По вертикали: 1. Самый мудрый, старый и умный член общины.
По горизонтали: 1. Несколько родственников, живущих вместе.
-
Княжеское войско.
-
Объединение родственников.
-
Глава семьи.
-
Объединение людей, которые всем пользуются сообща.
-
Военный начальник племени.
Тема 3. Славянский посёлок.
Задание 1. Заполните пропуски в предложениях.
Славяне селились на ______________________________________
_______________________, рядом с непроходимыми ______________________ или глубокими ________________. Реки, озёра, болота и овраги являлись ________________________ славянских посёлков от врагов и нападения ________________________________. Для своих поселений славяне всегда выбирали ___________________________________, чтобы во времена весеннего разлива их жильё не затопило водой.
Задание 2. Разгадайте кроссворд.
По вертикали: 1. Изба, пол у которой на полтора метра ниже земли, а крыша касалась почти земли.
2. Деревянная постройка для домашних животных.
3. Жилище славян.
По горизонтали: 1. Место, где селились славяне.
2. Изба, построенная из веток, деревьев, хвороста и обмазанная глиной.
3. Деревянная постройка для хранения зерна.
-
2
1
1
3
2
3
Тема 4. Основные занятия восточных славян.
Задание 1. Подпишите название орудий труда славян.
1.____________________________________
2.____________________________________
3.____________________________________
4.____________________________________
5.____________________________________
Задание 2. Заполните пропуски в схеме «Занятия славян».
Орудия
Труда
Какие растения выращивали
Домашние животные
Другие занятия славян
Тема 5. Ремёсла восточных славян.
Задание 1. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Г _ НЧ _ Р Л _ ДЕЙ _ _ К _ УЗ _ _ Ц Б _ НД _ Р _
Задание 2. Соедините стрелками занятия восточных славян.
Земледелие
Изготовляли одежду, посуду, орудия труда.
Скотоводство
Ловили рыбу.
Собирательство
Собирали мёд диких пчёл.
Ремесло
Обрабатывали землю.
Бортничество
Собирали грибы, ягоды, травы, коренья.
Рыболовство
Разводили домашних животных.
Тема 6. Обычаи восточных славян.
Задание 1. Восстановите последовательность предложений, обозначьте их цифрами так, чтобы получился рассказ.
____ Песни и пляски у них были на все случаи жизни.
____ Если в семье была радость, то пели весёлые песни и танцевали быстрые пляски, водили хороводы.
____ Славяне умели не только трудиться, но любили повеселиться.
____ Они хорошо пели и плясали.
____ Горевали славяне тоже с песнями, которые были медленными и протяжными.
____ Чтобы маленький ребёнок уснул, ему пели колыбельные песни.
Задание 2. Разгадайте кроссворд.
По вертикали: 1.Старинный танец, который танцевали, взявшись за руки в круг с песнями и музыкой.
2. Погребальная песня.
3. Два больших камня, которыми перетирали зёрна в муку.
По горизонтали. 1. Прощальный пир.
2. Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.
3. Круглый хлеб.
3
1
1
2
3
2
Тема 7. Верования восточных славян.
Задание 1. Как называлось верование восточных славян, вы узнаете, сопоставив цифры с буквами.С
З
Ы
Е
Т
Я
В
Ч
О
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Слово: 6 2 3 8 4 1 5 7 9
Слово: ____________________
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.
Д . . . . . . Г - бог солнца,
С. . . . Г - бог неба, владыка Вселенной,
П . . . н - бог дождя, грома, молнии,
В . . . С - бог - покровитель животных,
С . . . . . Г - бог ветра.
Задание 3. Какие праздники восточных славян существуют в наше время:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8. Соседи восточных славян.
Задание 1. Расшифруйте анаграмму и вы узнаете степных соседей восточных славян.
КЧЕОНВИКИ - _______________________________________________
РАЗХАЫ - ___________________________________________________
ЕЕЧЕПНГИ - _________________________________________________
ПЛООВЦЫ - _________________________________________________
Задание 2. Установите соответствие между названиями соседей восточных славян по отношению славянской территории, и где они жили (соедините стрелками).
Соседи славян
Где жили
печенеги, половцы
юг
Болгары
север
Литовцы
восток
Викинги
запад
Тема 9. Славянские воины и богатыри.
Задание 1. Составьте из слов предложения и прочитайте их.
-
богатырей, любили, своих, славяне, героев.
-
добрыми, были, честными, богатыри, никого, помогали, они, не обижали, людям.
-
с, земли, врагами, мужественно, а, родной, смело, сражались.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Напишите названия оружия и доспехов славянских богатырей.
-
______________________________________________
-
______________________________________________
-
______________________________________________
-
______________________________________________
-
______________________________________________
-
______________________________________________
-
______________________________________________
-
______________________________________________
-
______________________________________________
-
______________________________________________
-
______________________________________________
Тема 10. Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Задание 1. Соотнесите стрелками слово и его понятие.
княжество
Люди, которых взяли в плен в время войны.
пленники
Объединение славянских племён под властью князя.
князь
Правитель славян
послы
Представители соседних народов для ведения переговоров.
Задание 2. Заполните пропуски в предложениях.
Славянские послы сказали братьям: «Земля велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Варяжские князья _________________ и ________________________ согласились и пришли княжить к славянам. Старший брат ________________ поселился в _________________ на реке ____________________________, второй брат _______________________ основался на _______________________________. А третий брат ____________________ в славянском городе _______________.
Так появились первые объединения славянских племён. Произощло это в ____________ веке.
Вопросы и задания к повторительно-обобщающему уроку
по разделу II «История нашей страны древнейшего периода».
Задание 1. «Пять вопросов на «5». Выберите из предложенных вариантов правильный ответ на вопрос.
Вопрос 1. Наиболее важные дела у восточных славян решали:
А) родовые владыки; Б) кудесники; В) вече - общее собрание.
Вопрос 2. Как назывались племена, которые селились в лесах?
А) дреговичи; Б) поляне; В) древляне.
Вопрос 3. Что такое род?
А) коллектив родственников, вышедших из одной семьи;
Б) народное собрание;
В) объединение нескольких племён.
Вопрос 4. Какая вера была у восточных славян?
А) мусульманство; Б) христианство; В) язычество.
Вопрос 5. Тяжёлая палка с железным шаром на конце это…
А) копьё; Б) булава; В) секира.
Задание 2. Сопоставьте буквы с цифрами и вы прочитаете занятия восточных славян.
Й
А
Е
И
Т
Р
1
2
3
4
5
6
И
Е
М
Д
З
Л
1
2
3
4
5
6
4 1 5 3 5 6 5 2 4 3 6 5 5 2 3 6 2 4 2 6 1 2
Слово: ____________________ Слово: ________________
Раздел III. КИЕВСКАЯ РУСЬ.
Тема 1. Образование государства восточных славян -
Киевской Руси.
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1)Образование государства у восточных славян
А) 574 год; Б) 897 год; В) 1000 год.
2) Полюдье - это …
А) собрание свободных крестьян;
Б) название славянских посёлков;
В) сбор дани князя с дружиной.
Задание 2. О каком князе идёт речь?
Князь много сделал для укрепления славы и могущества Киевской Руси. 33 года он правил на Руси и совершил много славных дел. Он объединил новгородскую и киевскую земли, совершил удачный поход в Византию. Князь построил много городов и крепостей. Он был мудрым и удачливым. За это жители Руси прозвали его Вещим.
Ответ: _______________________________________________________
Задание 3. Выполните задания к рисунку.
Когда ко граду Константина
С тобой, воинственный варяг,
Пришла славянская дружина
И развила победы стяг,
Тогда во славу Руси ратной,
Строптиву греку в стыд и страх,
Ты пригвоздил свой щит булатный
На цареградских воротах …
-
О каком князе идёт речь?___________________________________
-
В каком веке осуществлялись походы русичами на Константинополь (Царьград)? ______________________________
-
Каков результат этих походов? ______________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.
Задание 1. О каком князе сказали древляне:
«Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, пока не убьют его». Что вы знаете об этом князе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Какие события происходили в эти годы:
912 год - _____________________________________________________
945 год - ______________________________________________________
Задание 3. Кому из князей принадлежат эти слова: «Иду на вас!»
А) князь Олег; Б) княгиня Ольга; В) князь Святослав.
Задание 4. Раскройте значение понятия:
Мирный договор - __________________________________________
Здание 5. Восстановите последовательность княжения первых русских князей (соедините линиями).
Княгиня Ольга
1
Князь Святослав
2
Князь Рюрик
3
Князь Олег
4
Князь Игорь
5
Тема 3. Укрепление власти князя.
Задание 1. За что люди прозвали князя Владимира Красным Солнышком? _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте предложения.
-
Помогала, управлять, дружина, государством, князю.
-
Вместе, дружина, сбором, князем, занималась, с , дани.
-
Кочевыми, боролись, с, со, князь, дружинником, племенами, своими.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните пропуски в схеме.
Задание 2. Разгадайте кроссворд.
По вертикали: 1. Временное войско.
2. Весёлый праздник с угощениями.
3. Полностью зависимый от своего хозяина человек.
По горизонтали: 1. Богатый и знатный чиновник.
2. Защита.
- 2
1
2
3
Тема 4. Оборона Руси от врагов.
Задание 1. Раскройте значение понятия:
Дозорная служба - ____________________________________________
Задание 2. Какие кочевые народы нападали на русские границы (расшифруйте анаграмму).
АЗРХАЫ - ____________________________________________________
ГЕЕНПЧЕИ - ________________________________________________
УООЛЫВП - _________________________________________________
Задание 3 . Рассмотрите рисунок-схему и составьте описание русской крепости (из каких основных частей он состояла).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Крещение Руси при князе Владимире.
Задание 1. Составьте рассказ по иллюстрации.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Заполните пропуски в схеме.
Управление Русской Церкви в 10 (X) веке.
Тема 6. Былины - источник знаний о Киевской Руси.
Задание 1.Составьте предложения.
О чём рассказывают былины.
-
русских, которые, былины, прославились, рассказами, многие, о могучих, во времена, богатырях, Владимира, княжение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
из былин, как сражались, богатырей, русские, о том, как, за, приглашали, дружину, богатыри, крепости, княжескую, мы, тоже, узнали, крестьянских, в.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
как, народов, рассказывается, двора, о боярах, о том, былинах, как, в, соседних, пирах, княжеского, дружинниках, дань, о богатстве, о княжеских, князя, о том, они.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Каких былинных богатырей вы знаете? Какие подвиги они совершили _________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 7. Культура и искусство Киевской Руси.
Задание 1. Составьте текст из предложений.
____ Над каждым храмом сверху возводился один или несколько куполов.
____ Вход в христианский храм всегда делали с запада.
____ Внутри каменного храма стены и колонны расписаны фресками.
____ Первые храмы были построены в Киеве, а затем и в других русских городах.
____ Храмы строили из камня и дерева.
____ Заходишь в храм, а напротив входа у восточной стены располагается алтарь.
____ Внутри храма четыре колонны поддерживают купола храма.
____ На каждом куполе ставили крест - символ христианства.
Задание 2. Соотнесите термины и объяснения (соедините стрелками).
термин
объяснение
мозаика
Настенная живопись выполненная по мокрой штукатурке.
икона
Художники, которые пишут иконы.
иконописцы
Изображение, выполненное из небольших кусочков цветного стекла.
алтарь
Особое место внутри храма, где находилась главная икона.
фрески
Живописное изображение Иисуса Христа или святых на специальных досках.
Задание 3. Найдите на картинке православный храм. В чём его отличие от других храмов?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8. Княжеское и боярское подворье.
Задание 1. Выберите правильные ответы (ответов может быть несколько), характеризующие убранство княжеского дома.
-
На стенах висело дорогое оружие.
-
Дом князя - это двухэтажный терем.
-
Лавки в доме покрыты коврами.
-
Крыша покрыта соломой.
-
В доме были серебряные подсвечники.
-
В княжеском доме был земляной пол.
Задание 2. Дайте определение понятиям:
Горница - __________________________________________________
Терем - _____________________________________________________
Воевода - ____________________________________________________
Челядь - ______________________________________________________
Задание 3. Составьте устный рассказ по иллюстрации.
Княжеское подворье.
Тема 9. Жизнь и быт людей в Киевской Руси.
Задание 1. Объясните, какое хозяйство называлось натуральным. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Соотнесите древнерусские термины и их объяснения.
Древнерусские термины
Объяснения
холоп
Крестьянин, который взял у земледельца что-либо в долг.
смерд
Бедные крестьяне.
закуп
Полностью зависимый от хозяина человек, раб.
Тема 10. Правление Ярослава Мудрого.
Задание 1. Выберите правильный ответ.
Что относится ко времени правления Ярослава Мудрого?
-
крещение Руси;
-
победа над печенегами;
-
строительство храма Св. Софии в Киеве;
-
победа над хазарами;
-
заключение династических браков с европейскими королями.
Задание 2. Назовите имя князя. Что вы знаете о его деятельности.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Выберите правильный ответ.
Что относится ко времени правления Ярослава Мудрого?
-
крещение Руси;
-
победа над печенегами;
-
строительство храма Св. Софии в Киеве;
-
победа над хазарами;
-
заключение династических браков с европейскими королями.
Задание 4. Составьте рассказ по иллюстрации.
-
Что такое «Русская Правда».
-
Какие основные законы были написаны в «Русской Правде».
-
Как люди восприняли эти законы.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Отметьте предложения, которые характеризуют правление князя Ярослава Мудрого.
-
Продолжил дело своего отца по укреплению единого русского государства.
-
Развивал торговые отношения с Византией и другими государствами.
-
Начал чеканить русские монеты.
-
Создал первый русский сборник законов.
Тема 11. Образование и грамотность на Руси.
Задание 1. Сегодня нас окружает много книг. Все это современные книги печатаются на специальных станках. Печатать книги на станках очень удобно и быстро. Поэтому книг сегодня так много. В старину книг было намного меньше. А всё потому, что их писали от руки, медленно. Над некоторыми книгами работали по несколько лет. Иногда одну книгу писали сразу несколько человек. Книга была величайшей ценностью. Её хранили, берегли и передавали своим детям и внукам как самое большое богатство. Попробуйте создать рукописную книгу.
Здание 2. Составьте рассказ из предложений.
Библиотека Ярослава Мудрого.
____ В библиотеках тоже стали переписывать книги, чтобы как можно больше людей могло прочитать их.
____ Так постепенно у него образовалась большая библиотека.
____ При всех монастырях и храмах тоже собирали библиотеки.
____ Книги из неё хранились при главном храме города - Софийском Соборе и ими могли пользоваться все жители Киева.
____ Ярослав Мудрый сам любил читать церковные книги и собирал их.
____ Библиотека Ярослава Мудрого стала первой русской библиотеки.
Задание 3. Дайте определение понятиям.
Библия - _____________________________________________________
Устав - ________________________________________________________
Тема 12. Летописи и летописцы.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в слова.
Важнейшие события, происходящие « из лете в лето» - это л_ _ _ _ _ _ь.
Человека, который вёл такие записи называли л_ _ _ _ _ _ _ ем.
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Кем были первые грамотные люди на Руси
А) кудесник;
Б) бродячие музыканты;
В) монахи.
Задание 3. Вставьте слова в предложения.
Летописец ____________________________ записывал устные рассказы о знаменитых событиях в истории __________________________________________
_____________________________________. Затем он начал записывать каждый день всё, что __________________________________________
_________________________________________
________________________________________
_________________________________________.
Так, постепенно «изо дня в день», из года в год писал ________ _______________ летопись. Летопись эта называется «_________________________________________________________».
Это первая ___________________ истории русского государства.
Тема 13. Киевский князь Владимир Мономах
Задание 1. Какой князь изображён на портрете? Что вы знаете о его деятельности. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Дайте правильный ответ.
Почему царский венец стали называть шапкой Мономаха?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Выберите правильный ответ.
Почему Владимир Мономах стал известным среди русских людей?
А) он был внуком византийского императора Константина Мономаха;
Б) он укрепил власть киевского князя;
В) он был женат на дочери английского короля.
Тема 14. Рост и укрепление древнерусских городов.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в предложения.
Каждый город представлял собой небольшую _____________________ .
Территорию города обносили высокой ____________________________.
Вдоль _______________________ стены стояли высокие ___________________________________________________________
Вокруг стен был вырыт глубокий __________________, который был заполнен ____________________.
Въехать в город можно было только через _________________________, который вёл к _____________________________.
Задание 2. Как вы можете объяснить происхождение названия улиц в городе: Оружейная, Кожевенная, Кузнецкая. ______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Что можно было купить на городском торге? (найдите ответы в тексте параграфа).
На городском рынке можно было купить:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы и задания к повторительно-обобщающему уроку по разделу III « Киевская Русь».
Задание 1. Соотнесите имя князя и его деятельность.
Ярослав
Мудрый
Создал первый русский сборник законов.
Развивал торговые отношения с Византией.
Владимир
Мономах
Начал строить храмы в Киеве и других русских городах.
Собрал самую большую
библиотеку.
Владимир Красное Солнышко
Помирил князей и установил мир на Руси.
Заключил мир с половцами укрепил границы Руси
Принял христианскую религию на
Руси.
Начал чеканить первые русские
монеты.
Написал дополнения к «Русской Правде».
Задание 2. Определите по дате век.
1490 г. - _____ 1111г. - _____ 2011 г. - _____ 78 г.- _____
189 г. - _____ 45 г.- _____ 1234 г. - _____ 500г.- _____
РАЗДЕЛ IV. РАСПАД КИЕВСКОЙ РУСИ.
Тема 1. Распад Киевской Руси.
Задание 1. Составьте слово и дайте определение понятию.Т
З
Е
А
Б
Н
Р
Д
Л
О
С
Б
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Слово: 7 4 2 8 7 10 5 9 3 6 6 1 11 1 12
Слово: _____________________________________________________
Задание 2. Заполните пропуски в таблице.
Задание 3. Дайте определение понятию.
Вотчинник - _____________________________________________
______________________________________________________________
Тема 2. Образование самостоятельных княжеств.
Задание 1. Подпишите на карте «Раздробленность на Руси» следующие княжества: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика, Киевское княжество, Черниговское княжество.
Задание 2. Заполните пропуски в схеме.
Тема 3. Киевское княжество в XII веке.
Задание 1. Нарисуйте ремесленные изделия киевских мастеров.
- Деревянных дел мастера
Гончары
Кузнецы
Оружейники
Задание2. Отметьте неправильные ответы.
Последствия раздробленности в Киевском княжестве в XII веке.
-
Оставался самым большим и богатым городом.
-
Торговля в Киеве развивалась ещё лучше.
-
Мастерские ремесленников были разорены.
-
Киевский князь был главой единого государства и управлял всей Русью.
-
Половцы постоянно совершали набеги на Киев.
Тема 4. Владимиро-Суздальское княжество.
Задание 1. Владимиро-Суздальское княжество располагалось в междуречье рек Оки и Волги. Здесь было много густых лесов, плодородных земель, богатых рыбных и бортных мест.
Как вы думайте, какие были занятия у населения Владимиро-Суздальской земли? ___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. За что князя Юрия называли Долгоруким?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Какие города были основаны князем Юрием Долгоруким (вставьте пропущенные гласные буквы в слова).
-
З В _ Н _ Г _ Р _ Д
-
Д М _ Т Р _ В
-
К _ С Т Р _ М _
-
М _ С К В _
-
_ РЬ _ В
Тема 5. Господин Великий Новгород.
Задание 1. Заполните пропуски в предложениях.
Новгородские земли раскинулись в _________________________
__________________________________________________ на огромной территории_______________________________________________________________________ и ________________________________________.
На огромных просторах Новгородской земли жили многочисленные племена и народы: ________________________ народы, финские племена: __________________________________________; прибалтийские: _____________________________________________
___________________________________________. Новгородские земли покрыты _____________________________________________________.
Зима в Новгородской земле была ____________________________, а лето _________________. В центре Новгородской земли располагалось большое озеро _______________________ и протекает река ______________________. На реке _________________ находилась столица Новгородской земли - город ____________________________.
Задание 2. Объясните происхождение названия города Новгорода. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6. Торговля и ремёсла Новгородской земли.
Задание 1. Какие товары можно было купить на новгородском торге?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Дайте определение понятиям:
Пошлина - ____________________________________________________
Пристань - ___________________________________________________
Задание 3.Составьте рассказ по иллюстрации «Новгородский торг».
Тема 7. Новгородское вече.
Задание 1. Соотнесите стрелками должностных лиц в Новгороде и их обязанности.должностные лица
Обязанности
князь
управление населением горда,
судом
архиепископ
Надзор за летописанием.
тысяцкий
Его приглашали командовать новгородским войском.
посадник
Глава городского ополчения, собирал налоги.
Задание 2. Составьте рассказ по иллюстрации.
Новгородское вече.
Задание 3.Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:1. Народное собрание Новгорода.
2. Глава города Новгорода.
3. Человек, выполняющий срочное поручение.
По вертикали: 1.Форма управления государством.
2.Служитеь церкви.
-
1
1
2
3
2
Тема 8. Русская культура в XII-XIII веках.
Задание 1. Дайте определение понятию.
Культура - _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2.Подпишите название храма.
1.__________________________
2.___________________________
3._________________________
4. _________________________
Вопросы и задания к повторительно-обобщающему уроку по разделу IV «Распад Киевской Руси».
Задание 1.Запишите даты следующих событий.
-
Образование древнерусского государства -
-
Принятие христианства на Руси -
Задание 2. Закончите фразу.
-
Киев - столица ___________________________________________
-
Владимир - столица _______________________________________
-
Новгород - столица ________________________________________
Задание 3. Выберите правильный ответ. К какому году относится первое упоминание о Москве?
А) 1052 г.; Б) 1147 г.; В) 1169 г.
РАЗДЕЛ V. БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ.
Тема 1. Монголо-татары.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова.
В _______ веке в далёких азиатских степях у южных границ Руси появились ______________________, грозный и воинственный народ. Монголо-татары были ______________________________. Занимались они ____________________ - разводили ___________________________
_______________, Монголо-татары перегоняли стада домашнего скота по степи с одного _____________________ на другое. Поэтому постоянных жилищ у монголо-татар не было. Жили монголо-татары в ______________- временных жилищах.
Задание 2. Дайте определение понятиям.
Пастбище - ____________________________________________________
Орды - ________________________________________________________
Караул - ______________________________________________________
Тема 2. Нашествие монголо-татар на Русь.
Задание 1. Соотнесите даты и события.1223 г.
Нашествие монголо-татар на Русь.
1237 г.
Битва на реке Калка.
Задание 2. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос: как жители Рязани защищали свой город.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Героическая борьба русских людей против монголо-татар.
Задание 1. Вставьте в слова пропущенные гласные буквы и вы получите название городов, которые оказали сопротивление монголо-татарам.
Н _ ВГ _ Р _ Д Т _ РЖ _ К Р _ З _ НЬ
К _ З _ ЛЬСК ВЛ _ Д _ М _ Р К _ Л _ МН _
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Какой город монголо-татары прозвали «злой город»?
А) Рязань; Б) Козельск; В) Рязань.
Тема 4. Русь под монголо-татарским игом.
Задание 1. Составьте рассказ из предложений.
____ Баскаки с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань.
____ Каждый посёлок должен был ежегодно в Орду 2 тонны хлеба.
____ Иногда сжигали целые города и посёлки, убивали людей.
____ Каждый житель ежегодно должен был отдать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра и лисицы.
____ Все русские люди должны были платить дань Золотой Орде.
____ Если они встречали какое-либо сопротивление или нежелание платить дань, то жестоко наказывали непослушных.
____ Кроме этого баскаки брали в счёт дани золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот.
Задание 2. Соотнесите линиями понятия и объяснения.
понятие
Объяснения
Баскак
Столица Золотой Орды.
Золотая Орда
Сборщик дани
Ярлык
Правитель Золотой Орды.
Хан
Государство монголо-татар.
Сарай
Грамота на княжение.
Иго
Господство одного государства над другим.
Тема 5. Рыцари-крестоносцы.
Задание 1. Дайте определения понятиям.
Ливония - ____________________________________________________
Рыцарь - ____________________________________________________
Латы - ________________________________________________________
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в предложениях.
Рыцари-крестоносцы прекрасно были вооружены. Основную военную силу рыцарей составляла ______________________. И сами рыцари и их кони имели железные доспехи - ________________. Железные доспехи надевали на _______________ и ______________. Даже пальцы были скрыты под железными ________________, а на ногах надеты ________________. На голову рыцари надевали железный ___________________. В шлеме делалась лишь узкая ____________ для ____________ в виде ___________________.
Задание 3. Нарисуйте доспехи рыцарей-крестоносцев.
Тема 6. Александр Невский и новгородская дружина.
Задание 1 . Разгадайте шифрограмму и вы прочитаете слова великого полководца Александра Невского.
1. Глава рыцарского ордена.
2. Участники крестовых походов.
3. Перепись ордынцами русского населения.
4. Город, захваченный крестоносцами.
5. Налоги с русских земель в Орду.
6. Представители ханов на Руси.
- 1
1
2
3
4
5
6
7
2
8
7
9
5
6
10
11
10
5
12
13
- 3
14
4
5
15
10
4
16
5
8
10
17
5
18
2
11
19
- 6
20
2
5
8
2
8
4
- 8
6
10
5
1
9
14
9
1
8
11
2
1
- 16
7
4
18
9
6
10
6
1
9
14
2
4
16
10
3
4
20
11
9
6
Задание 2 .Назовите имя князя, который изображен на иллюстрации. Что вы знаете о жизни исторического героя?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 7. Невская битва.
Задание 1. Новгородский князь Александр Ярославич получил прозвание Невский за битву, которая состоялась:
А) в 1234 г.; Б) в 1240 г; В) в 1242 г.
Задание 2. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
-
Какое событие изображено на схеме?
-
Назовите дату этого события.
-
Кто одержал победу в описываемом сражении и почему?
Задание 3. Рассмотрите иллюстрацию и расскажите о ходе Невской битвы. Какова роль князя Александра в победе над шведами.
Тема 8. Ледовое побоище.
Задание 1. .
1. О каком событии повествует иллюстрация и строки из стихотворения К. М. Симонова?
2. Назовите дату этого события.
3. Кто одержал победу в описываемом сражении и почему?
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
К. М. Симонов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Ледовое побоище произошло:
А) на реке Неве; Б) на Чудском озере; В) на реке Калке.
Задание 3. Дайте определение понятию.
Фланг - ______________________________________________________
______________________________________________________________
Вопросы и задания к повторительно-обобщающему уроку по разделу V « Борьба Руси с иноземными завоевателями».
Задание 1.Когда произошли события:
-
Битва на реке Калка - _________________________
-
Невская битва - ______________________________
-
Ледовое побоище - ___________________________
Задание 2. Кто этот русский воин?
«Легендарный русский богатырь. Сражался против монголо-татарских завоевателей. Хан Батый, поражённый мужеством героя, повелел отдать его тело пленным русским и отпустил их».
______________________________________________________________
РАЗДЕЛ VI. НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ.
Тема 1. Возвышение Москвы.
Задание 1. Выберите правильный ответ.
Причины возвышения Москвы.
-
Удобное географическое положение.
-
Москва расположена на берегу моря.
-
Московские земли со всех сторон окружены густыми лесами и непроходимыми болотами.
-
В Московском княжестве жил Киевский князь.
-
В Москвы начали переселяться ремесленники и земледельцы.
-
В Москве постепенно развиваются ремёсла и торговля.
Задание 2. Назовите примеры, которые подтверждают деловые качества Данилы Александровича.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Московский князь Иван Калита, его успехи.
Задание 1. Какой князь изображён на иллюстрации. Что вы знаете о его деятельности.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Выберите из предложенных сведений те, которые доказывают, что Иван Калита много сделал полезного для народа.
-
Москва уменьшила свою территорию.
-
Кремль был обнесён дубовыми стенами.
-
Собиралась пошлина.
-
Дань для Золотой Орды оставалась в Москве.
-
Участились набеги кочевников.
Тема 3. Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.
Задание 1. Соотнесите ремесленников с их продукцией.
Ремесленные профессии
Продукция
Кузнец
Квас ягодный и хлебный
Мельник
Кольчуга, меч, копьё
Оружейник
Шапки
Ювелир
Браслеты, кольца, бусы
Шапошник
Подкова, топор
Квасник
Сапоги
Сапожник
мука
Задание 2. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Десятая часть от собранного урожая.
По вертикали:
1.военные слуги князя, получившие земельные наделы от князя за службу.
2. налог в виде продуктов сельскохозяйственного труда.
3. Власть правителей государства из одного рода.
-
1
3
Тема 4. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.
Задание 1. Ответьте на вопросы по иллюстрации:
Как имя князя, изображённого на иллюстрации? ________________________
____________________________________
Продолжателем какого дела стала князь? ____________________________________________________________________________________________________________
Какие важные дела были совершены князем? ___________________________
___________________________________
Какую роль в судьбе князя играл митрополит Алексей?_________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Составьте рассказ из предложений.
____ Золотая Орда стала распадаться на мелкие княжества.
____ Главным врагом всей русской земли оставалась Золотая Орда.
____ Однако к середине XIV (14) века в Золотой Орде тоже начались усобицы между сыновьями хана.
____ Московский князь и другие русские князья продолжали платить дань Золотой Орде и получать от хана ярлык на княжение.
Тема 5. Сергий Радонежский.
Задание 1. О каком историческом деятеле идёт речь?
-
имя, данное ему родителями, - Варфоломей. На Руси он стал известен под другим именем;
-
именно с него на Руси началось пустынножитие как вид монашеского подвижничества;
-
живя в течение двух лет в лесу один, он питался только хлебом и водой, причем половину хлеба он оставлял на пне для зверей;
-
в основанном им монастыре выполнял все необходимые работы, трудясь больше простых монахов. Когда пришедший посмотреть на него крестьянин увидел его работающим в огороде, то долго не мог поверить, что это сам игумен;
-
он лично крестил сыновей московского князя Дмитрия Ивановича Донского;
-
его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Дайте определение понятиям.
Послушник - __________________________________________________
Иегумен - _____________________________________________________
Отшельники - __________________________________________________
Тема 6. Битва на Куликовом поле
Задание 1. Выполните задания к иллюстрации.
-
Какое событие изображено на иллюстрации?______________
__________________________________________________________________________________________________________________
-
В каком году произошло сражение? ________________________
-
Назовите имена полководцев, которые принимали участие в этом сражении? ______________________________________________
_________________________________________________________
______________________________________________________
-
Расскажите о поединке Чулубея и Пересвета. __________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Дайте определение понятиям.
Полк - ________________________________________________________
Поединок - ___________________________________________________
Тема 7. Значение Куликовской битвы для
русского народа.
Задание 1. Заполните схему.
Задание 2. Выполните задания по иллюстрации.
В честь какого события воздвигнут памятник? ______________________________
______________________________________
Опишите памятник._____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8. Иван III. Освобождение от иноземного ига.
Задание 1. Выберите правильный ответ.
Событие, которое вошло в историю как «стояние на реке Угре», произошло:
А) в октябре 1480 г.; Б) в сентябре 1380 г.; В) в июня 1240 г.
Задание 2. Составьте рассказ из предложений.
____ Сотни русских городов и посёлков были разорены и разграблены, тысячи домов сожжены, десятки тысяч людей угнаны в плен, многие ремёсла были безвозвратно утеряны.
____ Наконец, русские земли навсегда освободились от владычества ордынцев.
____ Так в 1480 году пришёл конец монголо-татарскому игу.
____ За время монголо-татарского ига в огне пожаров сгорели десятки книг, икон и других произведений искусства.
____ Почти 250 лет изнывали русские земли под властью Орды.
Задание 3. Дайте определения понятиям.
Пищали - ____________________________________________________
Тюфяк - _____________________________________________________
Тема 9. Укрепление Московского государства.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в предложениях.
На торжественных приёмах стал Иван III появляться с _____________________
__________________________________.
В одной руке он держал _____________,
А в другой - _______________________. На голове у него была надета ________
__________________________________.
______________________________ - это небольшой жезл, украшенный драгоценными камнями. _________________ назывался золотой шар с крестом.
Задание 2 .Дайте определение понятиям:
Монарх - ___________________________________________________
Монархия - __________________________________________________
Задание 3. Почему один священник назвал Москву «третьим Римом»? ____________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы и задания к повторительно-обобщающему уроку по разделу VI «Начало объединения русских земель».
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1. Куликовская битва произошло у:
А) впадения в Дон реки Неглинной;
Б) впадения в Дон реки Непрядвы;
В) Волги в Каспийское море.
2. Противником русского монаха Пересвета со стороны Золотой Орды являлся: А) Челубей; Б) Челомбей; В) Чемульпо.
Задание 2. Найдите ошибки в тексте.
Дмитрий Иванович являлся сыном Ивана Калиты. Вступил во власть в 19 - летнем возрасте. От своего деда он унаследовал хитроумие, мудрость, дальновидность, целеустремленность. Большим авторитетом в это время на Руси пользовался основатель Троицкого монастыря митрополит Алексей. Дмитрий Иванович 8 сентября 1381 года разгромил войска хана орды Мамая в битве на Куликовом поле. Это подняло авторитет московского князя, Дмитрий Иванович получил прозвище «Донской», но не привело к падению зависимости от Орды; в следующем году Мамай совершил погромный поход на Москву и сжег ее. Сбор дани от русских земель был восстановлен.
Задание 3. Соотнесите даны и события.дата
событие
1223 г.
Ледовое побоище.
1240 г.
Стояние на реке Угре.
1480 г.
Куликовская битва.
1242 г.
Бита на реке Калка.
1380 г.
Невская битва.
Для заметок.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Для заметок.
____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для заметок.
________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список использованных источников.
61