План урока на тему «Афины при Перикле

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Афины при Перикле».

Цели урока:

Образовательная: сформировать у учащихся представления о Перикле как политике и как человеке, значения его деятельности; сформировать представления о деятельности народного собрания, представление об особенностях Афинской демократии; подвести их к пониманию причин возвышения афинского государства.

Развивающая цель: развивать умения работать с текстом учебника, самостоятельно извлекать знания, делать вводы, умения объяснять и понимать исторические понятия, умение работать с документом: элементарно анализировать, комментировать, делать на этой базе выводы, умение сравнивать, давать оценку исторической личности, формировать временные и пространственные представления.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию уважения и любви к родине на примере деятельности Перикла, сформировать понимание важности участия граждан в жизни страны.

Основные понятия: оратор, народное собрание, должностное лицо, демократия.

Тип урока: урок сообщения нового знания.

Оборудование урока: мультимедиа, карта, схема государственного устройства, портрет Перикла, лента времени, схема: источники рабства.

Литература к уроку: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. «история Древнего мира»; Саплин, Саплина «история Древнего мира»; Годер Г. И.«Методические рекомендации по истории Древнего мира»; Калистов, Утченко «Древняя Греция - книга для Чтения».

План урока:

  1. Перикл - вождь афинской демократии.

  2. Народное собрание в Афинах

  3. Оплата должностных лиц

  4. Суд в Афинах



Содержание урока.

Виды деятельности учащихся.

Предполагаемый ответ ученика.

В трагедии поэта Эсхила "Персы" хор, отвечая на вопрос: "Кто же над афинянами господин?", поёт: "Не рабы они у смертных, неподвластны никому!"

Чем гордились афиняне?


Действительно, в Персии власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя.

Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

И сегодня нам предстоит поговорить о наиболее актуальном для современности явлении - демократии и её сложения в Афинах во времена стратега Перикла.

Нам сегодня с вами в конце урока предстоит решить сложную, но интересную задачу: почему период правления Перикла называют расцветом афинской демократии? А пока давайте перейдем к пунктам нашего с вами плана, который у нас сегодня состоит из 4 вопросов, которые вы видите на экране, пожалуйста, перенесите его к себе в тетрадь.

1. Перикл - вождь афинской демократии.

Итак, прежде всего мы должны дать некоторую характеристику Периклу. Для этого я прочту вам ее, а вашим заданием будет выделить черты Перикла как политика и как человека. Разделите страницу на 2 части. В левую выпишем черты Перикла как человека, а в правую - как политика. «Так выглядит человек, 15 лет возглавлявший по воле
демоса Афинское государство. Перикл был яркой и
талантливой личностью. Он происходил из
знаменитого аристократического рода и получил прекрасное образование. За свою невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях он получил
название Олимпиец. Благодаря уму, ораторскому
искусству, таланту дальновидного политика и
блестящего полководца он стал лидером
афинского народа. Перикл осуждал
несправедливость, никогда не льстил толпе, а
когда в афинянах замечал заносчивость, смирял
их. Перикл снискал среди сограждан безграничную
любовь, уважение и бессмертную славу».
Итак ребята, какие же качества
характеризуют Перикла как личность и как
политического деятеля?

Хорошо, молодцы, пожалуйста, перенесите это к себе в тетрадь.

В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали

Перикла на высшую должность в своем полисе.

Ребята, сейчас мы вместе воспользуемся лентой времени. Перед вами, знакомая вам, лента времени. Пожалуйста, начертите её в своих тетрадях.

Все закончили?

Теперь мне понадобится помощник для работы с ЛВ. Смелее ребята!

Для начала давайте отметим на ленте тот год, в котором мы живем, т.е. 2012. Пожалуйста. Правильно. А теперь давайте отметим на ленте 443 г. до н.э.

Скажите, а какой это век?

Правильно.

Абсолютно точно.

А теперь давайте вспомним, в каком году осуществил свои реформы Солон?

Верно. А это было до Перикла?

Правильно.

Отметим эту дату на ленте.

Отдельное спасибо моему помощнику.

А теперь ребята давайте вспомним, как называлась форма государства, существовавшая в

Афинах?

Правильно.

А что - такое «демократия»?

Верно.

А вы помните, кто считался гражданином в Афинах?


Молодцы.

Действительно государственный строй который складывается в Афинах после реформ Солона называется демократия. При Перикле в этой системе государствования большую роль начинает играть народное собрание.

2. Народное собрание в Афинах.

Итак, несколько раз в месяц на улицах Афин раздавались голоса глашатаев, людей, которые созывали граждан Афин на народное собрание. Как мы знаем большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, лодочники, земледельцы и др., которые управляли Афинским государством. Это была очень большая масса людей и ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан, поэтому народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе-пологом холме под открытым небом. Шесть специальных надзирателей с тридцатью помощниками проверяют по спискам явившихся. Пропущенные на собрание люди толпятся, стараясь пробиться в передние ряды, ближе к оратору.

Ребята, в нашем распоряжении есть изображение «Народное собрание в Афинах». Давайте посмотрим на нее и попробуем ответить на несколько вопросов. Мы видим, что в нижнем левом углу изображения иллюстрации один человек прогоняет другого. Ребята подумайте, кем могли быть эти люди?

Одной из центральных фигур данной иллюстрации является оратор - человек умеющий произносить речи, убеждать слушателей. Мы видим, что оратор выступает с пламенной речью. Ребята, предположите, о чем он может говорить?

Исходя из этого как вы считаете, какими обязанностями занималось Н.С.?Для этого обратимся к тексту учебника.

Хорошо ребята, давайте, сравним ваши гипотезы с предложенной схемой, которую вы перенесете в тетрадь.

Как вы считаете исходя из этих функций, какое место занимало Н.С. в системе власти?

1 издавало законы

2 объявляло войну, заключало мир

3 выбирало стратега

4 выбирало должностных лиц

5 распоряжалось казной

Совершенно верно, Н.С. было высшим государственным органом в стране, мне остается лишь добавить что, народное собрание собиралось три-четыре раза в месяц. В Собрании участвовали только граждане, мужчины, начиная с двадцатилетнего возраста. Переселенцы, рабы, метеки не могли участвовать в обсуждении государственных дел, они даже не могли слушать то, что обсуждало Народное собрание. Принятие решений на Собрании, как правило, происходило путем тайного голосования - подачей белых и черных камешков. Любой гражданин мог выступить в Собрании и предложить новый закон.

Ребята, последней функцией Н.С., мы выделили выбор должностных лиц, и это не случайно. Во времена правления Перикла в сфере государственной службы

произошли существенные перемены. Итак, мы переходим к 3 вопросу нашего плана.

3. Оплата должностных лиц.

Ребята, я попрошу вас открыть в своих учебниках параграф 40, пункт 2, 3 абзац.

Есть желающие?

Пожалуйста, прочитай вслух содержание данного пункта, а остальные ребята внимательно следят за чтением. После прочтения данного пункта, мы должны с вами ответить на вопрос: «Как изменилось положение бедняков в 5 веке до н.э.?». Итак, пожалуйста.

Закончили? Ребята, как же изменилось положение?

Абсолютно верно.

Участие в управлении государством требовало от граждан много вре­мени. Не все афиняне могли приходить на засе­дания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне - обрабатывать свою землю, ремесленники - трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня на заседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это не правильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в правлении, и нашел способ, как этого добиться. Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Koгда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом имели оплату не­которых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народною собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. В управлении государ­ством не могли участвовать женщины-гражданки. Никаких политических прав не имели сво­бодные люди, переселившиеся в Афины из дру­гих полисов, ни тем более рабы.

А сейчас, в целях подтверждения наших с вами догадок, мы поработаем с документом.

Пожалуйста, откройте учебник на стр.183

Ребята перед вами находится фрагмент из речи Перикла.

Внимательно следим за чтением и пробуем

ответить на поставленные вопросы.

Итак, «Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа».

Что означают эти слова?

Что такое «власть немногих»?

Правильно - бедность или низкое общественное положение не мешают у нас человеку занять

почетную должность, если он способен принести пользу государству.

Давало ли знатное происхождение или богатство какие-либо преимущества по управлению

Афинами? Если нет, то хорошо это или плохо?

4.Суд. Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия - невиновен.

Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов - писал историк Плутарх, - он ни на одну драхму (драхма - афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец".

Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

Итак, ребята, «почему же период правления Перикла называют расцветом афинской демократии?

Вывод: в правление Перикла Афины стали могущественным и процветающим государством-полисом в Древней Греции с демократической формой правления. Власть в Афинах принадлежала народному собранию, на заседаниях которого присутствовали все граждане: мужчины с 20 лет, у которых родители были афинскими гражданами. За несение государственной службы граждане Афин получали плату. Но не могли участвовать в управлении государством женщины, переселенцы из других городов и рабы. Труд последних использовался особенно энергично на самой тяжелой работе.

Д/з

1. Читать и знать содержание параграфа 40.

2. Уметь объяснять новые слова.+

-

Власть народа, равноправие граждан

Граждане - меньшинство населения Афин(15-20 тыс.мужчин-граждан)

Должности выборные

Женщины не участвовали в управлении Афинами

Отчетность должностных лиц

Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

Плата за исполнение должностных обязанностей

Жребий при голосовании (должность может занять недостойный) (подсказать детям)


Слушают.








Слушают лекцию учителя.






Принимают участие в обсуждении, ведут записи в тетради.


Принимают участие в работе с лентой времени, ведут записи в тетради.






Принимают участие в обсуждении.






Слушают.



Анализируют картину через беседу с учителем.




Ведут записи в тетради.


Слушают лекцию учителя.




Работают с учебником, беседуют с учителем.








Слушают учителя.





Работа с документом с помощью беседы.









Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством.










Умен, сдержан, обладал выдержкой, спокоен.






V в. до н.э.

В 594 г. до н.э.




Демократия.

Власть народа

Человек, который, прежде всего, родился от родителей граждан Афин








Охранники прогоняют не граждан ( метека).

Выдвигаются версии

Выдвигаются версии










Раньше никакой платы за занята гос. должностей не было, поэтом; бедняки всячески уклонялись от государственной службы, надеясь заработать себе на жизнь. Перикл предложил принять закон об ежедневной оплате труда гос. дол.; В результате, бедняки получили возможность участвовать в политической жизни.








Демократию


Нет, хорошо.

Все граждане.







© 2010-2022