Рабочая программа Исследовательская деятельность

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс - базовое изучение предмета) составлена в соответствии с:

1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

2. Региональным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования (Приказ №586 от 04.04.2014 «О базисном учебном плане образовательных организаций Брянской области на 2015-2016 год»). Региональный компонент содержания образования направлен на реализацию основных направлений образовательной политики субъекта РФ.

3. Учебным планом образовательного учреждения на 2015-2016 год.

Программа в 10 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и на 35 часов в год (1 час в неделю) в 11 классе и ориентирована на перспективу формирования навыков самостоятельной проектно-исследовательской деятельности на ступени старшей школы, на формирование социокультурных компетенций школьников.

Цель данного курса определяется принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования, формирования компетентности учащихся в области исследовательской деятельности как способе познания всемирной истории и истории родного края. В содержание гуманитарного образования входит введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем, традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться в мире текстов, литературных и музыкальных и произведений живописи), в мир народной культуры (изучение и художественное осмысление культуры народов и этносов Брянщины, ее историю формирования, проблемы и национальную специфику), формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем.

Данная цель реализуется в ходе решения задач:

-обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;

- формирование ноосферного мышления;

- интеллектуальное, творческое и личностное развитие учащихся;

- воспитание гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовную культуру;

- развитие творческих способностей учащихся и осознанного выбора исследовательской деятельности как для дальнейшей формы обучения в ВУЗах, так и на протяжении всей жизни учащихся.

В содержании данного курса выделяются теоретический и прикладной аспекты. Поскольку курс направлен на расширение интереса учащихся к изучению вопросов исторического краеведения на базе индивидуальной исследовательской деятельности, то наряду с традиционными формами занятий (лекция, урок, объяснения нового материала и т.д.) будут использоваться интерактивные уроки-семинары, деловые игры, экскурсии, уроки-практикумы и тестирование, а также тренинги и разные формы индивидуальной работы.

Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и видов деятельности:

- работа с разными источниками информации, в том числе и с помощью компьютерных технологий, оценка их содержания;

- самопрезентация и публичные выступления, составление аналитических справок, написание рефератов;

- ведение научно-исследовательской работы, в которой реализуются следующие задачи:

• диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей и интересов к исследовательской деятельности;

• развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

• формирование навыков исследовательской деятельности;

• выбор направления деятельности, использование экспериментов и исследовательских методик: разделение видов исследования; целеполагание и построение рабочей гипотезы; использование социальных экспериментов и исследовательских методик; анализ результатов, формирование выводов;

• развитие коммуникативных способностей:

Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.

В целях продолжения изучения краеведческого материала и гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках курса «Брянский край» исследовательская деятельность учащихся охватывает материал по истории Брянского края в 10 классе с древнейших времен до конца XIX века, в 11 классе - XX века.

Используемый учебно-методический комплект:

1.Голованова В.И., Карбонович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г.. Проектная и исследовательская деятельность. - Методическое пособие.-Брянск: Издательство « Курсив», 2012.

2. История Брянского края. ХХ век. Крашенинников В.В. -Издательство Клинцовской городской типографии,- 2003.

3. История Брянского края (с древнейших до конца 19 века). Учебно- методическое пособие для учителей школ и студентов. /под общей редакцией Е.А.Шинакова.- Брянск: Курсив- 2012 г.

4. История Брянского края. Методическое пособие для учителей. Гражданско - правовое образование.г. Брянск, -2006 год.

5. Брянщина через века. Электронный учебник. Брянск,2003.







Содержание курса

10 класс

Раздел 1. Введение.

Исследование как открытие нового знания. Основные характеристики исследовательских умений. Актуализация исследовательской потребности учащихся. Каменный век на территории Брянщины. Знакомство с алгоритмом выполнения научного исследования. Введение к учебно-исследовательской работе. Брянский край в эпоху бронзы и железа. Постановка цели и определения задач. Брянщина в эпоху Великого переселения народов. Проблема. Гипотеза. Заселение славянами Брянщины.

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.

Парадоксы в истории возникновения Брянска. Письменные исторические источники. Методика работы в ГАБО. Оформление бланков-заказов. Методика работы с текстом летописи «Повесть временных лет». В составе Киевской Руси. Иерархия уровней креативной постановки вопросов. Брянский край в эпоху Древнерусского государства. Причинно-следственные связи в истории. Брянский край в XIII-XIVвв. Умозаключения. Суждения. Выводы. Брянщина в составе Литовского государства. Исторические тексты. Структурирование текста. Культура Брянского края X-XV вв. Метафора. Схемы и пиктограммы. Хозяйство, земледелие и население в XVI-XVII вв. составление опорных конспектов. Брянщина в Смутное время. Презентация опорных конспектов.

Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности.

Обоснованность выбора темы исследовательской работы. Обзор проблемных вопросов по истории. Брянщина в XIII-XIX вв. Методология написания текста исследовательской работы, составления плана. Общие правила работы с информационными источниками. Оформление сносок, списка литературы. Создание введения к научно-исследовательской работе литературного образа. Встреча и консультация со специалистами. Выполнения текста исследовательской работы. Формулировка вывода по результатам собственных исследований. Подготовка и оформление приложения к работе. Схемы. Таблицы. Фотоматериалы. Архивные справки. Встреча с консультантами и специалистами в выбранной сфере. корректировка исследовательской части работы. Защита текста работы. Анализ работ. Самооценка.





















Содержание курса

11 класс

Социальный смысл, значение и функции научного исследования.

Значение научного исследования на примере темы «Брянский край в начале XX в.».

Источники познания. Поиск источников познания на примере темы «Брянщина в огне революции».

Приемы и методы мышления. Брянщина в годы Гражданской войны.

Теория и гипотеза. Выдвижение гипотезы в ходе изучения темы «Брянщина в 20-е годы».

Модели и моделирование в научном познании. Брянщина в 30-е годы.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Изучение темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны» на различных уровнях познания.

Постановка проблемы. Определение цели и задач исследования. Определение проблемы, цели и задач исследования на примере темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны».

Основные понятия, анализ объекта исследования. Объект исследования на примере темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны».

Выдвижение рабочих гипотез. Составление плана. Составление плана по теме «Брянская область в середине-второй половине XX века».

Работа с литературой и другими источниками информации. Составление библиографического списка по теме «Брянская область в середине-второй половине XX века».

Общие правила работы с информационными источниками. Оформление сносок, списка литературы.

Требования к надежности исследования. Научное предвидение. Брянщина с середины 1980-х годов до конца века.

Исследовательские проекты. Этика исследователя.

Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы, архивные справки).

Встреча с консультантами и специалистами в выбранной сфере.

Корректировка исследовательской части работы.

Защита работ.
























Календарно - тематическое планирование 10 класс


п/п


Название раздела, темы урока

Кол-во часов


Дата


примечание

план

факт

1

Исследование как открытие нового знания. Выбор тем исследования.

1




2

Актуализация исследовательской потребности учащихся на примере темы «Каменный век на территории Брянщины».

1




3

Знакомство с алгоритмом выполнения научного исследования на примере темы «Палеолит на Брянщине».

1




4

Создание введения к учебно-исследовательской работе по теме «Брянский край в эпоху бронзы и железа»

1




5

Постановка цели и определение задач по теме «Брянщина в эпоху Великого переселения народов».

1




6

Постановка проблемы и выдвижение гипотезы на примере темы «Заселение славянами Брянщины».

1




7

Понятия и примеры парадоксов. Парадоксы в истории возникновения Брянска.

1




8

Письменные исторические источники. Методика работы в ГАБО. Оформление бланков-заказов.

1




9

В составе Киевской Руси. Методика работы с текстом летописи «Повесть временных лет».

1




10

Иерархия уровней креативной постановки вопросов на материале «Брянский край в эпоху Древнерусского государства».

1




11

Причинно-следственные явления в истории на примере истории Брянского края в XIII-XIV вв.

1




12

Брянщина в составе Литовского государства. Умозаключения. Суждения. Выводы.

1




13

Исторические тексты. Стурктурирование текста параграфа «Культура Брянского края в X-XV вв.»

1




14

Метафора. Схемы и пиктограммы по материалу «Хозяйство, землевладение и население в XVI-XVII вв.»

1




15

Опорный конспект по теме Брянщина в Смутное время». Методика составления опорного конспекта.

1




16

Презентация опорных конспектов. Правила проведения презентации.

1




17-18

Обоснованность выбора темы исследовательской работы. Обзор проблемных вопросов по истории Брянщины XVIII-XIX вв.

2




19

Методология написания текста исследовательской работы. Составления плана.

1




20-21

Общие правила работы с информационными источниками. Оформление сносок, списка литературы.

1




22-23

Создание введения к научно-исследовательской работе.

2




24

Работа с библиографией. Подбор материала для создания литературного обзора.

1




25

Формулировка выводов по результатам собственных исследований.

1




26

Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы, архивные справки).

1




27-28

Встреча с консультантами и специалистами в выбранной сфере

2




29-31

Корректировка исследовательской части работы.

2




32

Защита исследовательских и проектных работ.

1




33

Защита исследовательских и проектных работ.

1




334-35

Подведение итогов работ исследовательской и проектной деятельности.

1






































Календарно - тематическое планирование 11 класс


п/п


Название раздела, темы урока

Кол-во часов


Дата


примечание

план

факт

1

Социальный смысл, значение и функции научного исследования.


1




2

Значение научного исследования на примере темы «Брянский край в начале XX в.».


1




3

Источники познания.


1




4

Поиск источников познания на примере темы «Брянщина в огне революции».

1




5

Приемы и методы мышления.


1




6

Брянщина в годы Гражданской войны.

1




7

Теория и гипотеза.


1




8

Выдвижение гипотезы в ходе изучения темы «Брянщина в 20-е годы».

1




9

Модели и моделирование в научном познании.






10

Брянщина в 30-е годы.

1




11

Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

1




12

Изучение темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны» на различных уровнях познания.


1




13

Постановка проблемы. Определение цели и задач исследования.


1




14

Определение проблемы, цели и задач исследования на примере темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны».

1




15

Основные понятия, анализ объекта исследования.

1




16

Объект исследования на примере темы «Брянщина в годы Великой Отечественной войны».


1




17

Выдвижение рабочих гипотез. Составление плана.

2




18

Составление плана по теме «Брянская область в середине-второй половине XX века».


1




19

Работа с литературой и другими источниками информации.


1




20

Составление библиографического списка по теме «Брянская область в середине-второй половине XX века».

1




21

Общие правила работы с информационными источниками. Оформление сносок, списка литературы.


1




22

Урок-практикум «Оформление сносок, списка литературы».

1




23

Требования к надежности исследования. Научное предвидение.

1




24

Брянщина с середины 1980-х годов до конца века.


1




25

Исследовательские проекты. Этика исследователя.


1




26

Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы, архивные справки).


1




27

Урок-практикум «Приложение к моему исследованию».

1




28

Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы, архивные справки).


1




29

Встреча с консультантами и специалистами в выбранной сфере

1




30

Корректировка исследовательской части работы.

1




31

Защита исследовательских и проектных работ.

1




32

Защита исследовательских и проектных работ.

1




33

Защита исследовательских и проектных работ.

1




34

Подведение итогов работ исследовательской и проектной деятельности.

1



















Примерная тематика проектов и исследовательской работы
учащихся по истории г. Брянска

  1. Охотники на мамонтов на современной территории г. Брянска и его ближайших окрестностей. Стоянки «Карачиж», «Тимоновка I и II», «Супонево».

  2. Охотники-лучники с мезолитических стоянок «Лысая Гора» и «Бордовичи».

  3. Рыбная ловля у обитателей неолитической стоянки «Черененьки».

  4. Оружие эпохи ранней бронзы со стоянок и могильников территории современного г. Брянска.

  5. Городища раннего железного века «Торфоель», «Бежичи», «Свенский монастырь».

  6. Древний Дебрянск (в урочище «Чашин курган»).

  7. Археолог-краевед Ф.М. Заверняев и его исследования на территории г. Брянска.

  8. Раннехристианские реликвии (древние кресты и т.п.) Дебрянска.

  9. Роман Михайлович Старый - великий князь Черниговский и Брянский.

  10. Чернигово-Брянская епархия РПЦ во второй половине XII - XV вв.

  11. Святой благоверный князь Олег Брянский.

  12. Чудотворная икона Богоматери Печерской Свенской.

  13. Брянцы - участники Куликовской битвы.

  14. Денежное обращение в г. Брянске в XIV - XVII вв.

  15. Брянская крепость в XVI - XVII вв.

  16. Брянские пушкари в XVI - нач. XVIII в.

  17. Осада Брянска Лжедмитрием II.

  18. Свенский Успенский Печерский монастырь в XVII в.

  19. Свенская ярмарка в XVII - XVIII вв.

  20. Брянский период службы капитана гвардии В.Д. Корчмина - сподвижника Петра I.

  21. Брянские уездные воеводы XVII - XVIII вв.

  22. Монастыри г. Брянска и его ближайших окрестностей в XVI - XVIII вв.

  23. Брянское Адмиралтейство и флотилия.

  24. Брянский Арсенал в 1783 - 1811 гг.

  25. «Брянская смута» 1747 - 1752 гг.

  26. Брянское духовное училище в XVIII в.

  27. Архитектурные памятники Брянска в XVIII в.

  28. Герб г. Брянска.

  29. Полиция г. Брянска в XVIII - нач. XX вв.

  30. Брянский Арсенал в Отечественной войне 1812 г.

  31. Промышленность, торговля и ремесла в Брянске в первой половине XIX в.

  32. Культура и быт горожан в XIX в.

  33. Участие уроженцев Брянска в войнах России в XIX - нач. XX вв.

  34. Брянский завод в Бежице (ОАО БМЗ) в XIX - нач. XXI вв.

  35. Брянск как железнодорожный узел в 1868 - 2012 гг.

  36. Город в годы Первой Мировой и Гражданской войн.

  37. Культура и быт населения Брянска в 30-е гг. XX в.

  38. Брянск - столица Брянской губернии.

  39. Брянск и брянцы на начальном этапе ВОВ (до 6 октября 1941 г.).

  40. Оккупационный режим в Брянске (6.10.1941 - 16.09.1943).

  41. Освобождение Брянска и Бежицы Советской армией.

  42. Восстановление городской промышленности.

  43. Восстановление инфраструктуры города.

  44. Экономика Брянска во второй половине 40-х - 80-е гг. XX в.

  45. Общественно-политическая жизнь горожан в конце 40-х - 80-е гг. XX в.

  46. Культура населения Брянска во второй половине 40-х - 80-е гг. XX в.

  47. Быт горожан во второй половине 40-х - 80-е гг. XX в.

  48. Экономика города в 90-х гг. XX - 10-х гг. XXI вв.

  49. Общественно-политические перемены в городе в постсоветский период.

  50. Культура и быт горожан в постсоветский период.

  51. Брянские приходы и монастыри в XVI - конце 80-х гг. XX вв. Возрождение и деятельность Брянской епархии на территории областного центра.

  52. Брянский князь Роман Брянский.

  53. Наш край в период образования Русского централизованного государства.

  54. Брянский край в период смутного времени.

  55. Брянский край в XVII веке.

  56. Крестьянская война под предводительством Степана Разина и Брянский край.

  57. Участие брянцев в войне 1812 года.

  58. Культура нашего края во второй половине XVIII века.

  59. Культура Брянского края в первой половине XIX века.

  60. Культура Брянского края во второй половине ХIХ века.

  61. Знаменитые брянцы.

  62. Брянск, который мы потеряли.









Требования к уровню подготовки учащихся 10 -11 классов

Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений и видов деятельности:

- работа с разными источниками информации, в том числе и с помощью компьютерных технологий, оценка их содержания;

- самопрезентация и публичные выступления, составление аналитических справок, написание рефератов;

- ведение научно-исследовательской работы, в которой реализуются следующие задачи:

  • диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей и интересов к исследовательской работе;

  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

  • формирование навыков исследовательской деятельности;

  • выбор направления деятельности, использование экспериментов и исследовательских методик;

  • разделение видов исследования;

  • целеполагание и построение рабочей гипотезы;

  • использование социальных экспериментов и исследовательских методик;

  • анализ результатов, формирование выводов;

  • развитие коммуникативных способностей.

Критериями эффективности реализации программы является:

- динамика развития интеллектуальных, исследовательских, творческих, коммуникативных способностей;

- выбор оптимальных направлений учебно-исследовательской деятельности;

- увеличение количества и повышение качества исследовательских работ учащихся.

Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.







Учебно-методическое обеспечение


  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Экран

  4. Аудиоколонки

  5. Мультимедиа-ресурсы: CD, DVD - диски

  6. Презентации.

Список литературы для учителя:

1.Голованова В.И., Карбонович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г.. Проектная и исследовательская деятельность. - Методическое пособие.-Брянск: Издательство « Курсив», 2012.

2. История Брянского края. ХХ век. Крашенинников В.В. -Издательство Клинцовской городской типографии,- 2003.

3. История Брянского края (с древнейших до конца 19 века). Учебно- методическое пособие для учителей школ и студентов. /под общей редакцией Е.А.Шинакова.- Брянск: Курсив- 2012 г.

4. История Брянского края. Методическое пособие для учителей. Гражданско - правовое образование.г. Брянск, -2006 год.

5. Брянщина через века. Электронный учебник. Брянск,2003.

6. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. - ИД «Зимородок», 2007.

7.Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.- М., 2005.

8.Петряева Е.Ю., Пластинин В.М., Содномова Л.П. Реферат и исследовательская работа: рекомендации по написанию и представлению._ М.: Библиотека журнала « Исследовательская работа школьников», 2008.- Серия « Методическое обеспечение»


Список литературы для учащихся:

1. Брянщина через века. Электронный учебник. Брянск,2003.

2. История Брянского края (с древнейших до конца 19 века). Учебно- методическое пособие для учителей школ и студентов. /под общей редакцией Е.А.Шинакова.- Брянск: Курсив- 2012 г.

3. История Брянского края. Методическое пособие для учителей. Гражданско - правовое образование.г. Брянск, -2006 год.

4. История Брянского края. ХХ век. Крашенинников В.В. -Издательство Клинцовской городской типографии,- 2003.

5. Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное
издательство, 1990

6. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях...- «Дебрянск», 2000.

7. Соколов Я. Д. Брянск - город древний. - «Дебрянск», 2006.

8. Соколов Я.Д. Читая брянские фамилии. - Брянск: ЗАО Изд-во «Читай-город», 2002.













© 2010-2022