Рабочая программа по ФГОС, история 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19

Пояснительная записка


Рабочая программа по истории для 6 класса составлена в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

  • Примерной программой по истории. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект - М: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

  • Рабочей программой по Всеобщей истории 5-9 классы. - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников «Сферы», 5-9 классы общеобразовательной школы авторов В.И.Уколовой, В.А. Ведюшкина.Д.Ю.Бовыкина и др. (М.: Просвещение, 2012).

  • Рабочей программой с 6 по 9 класс по истории России под ред. А.В. Торкунова (М.: Просвещение, 2015).

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Данная программа ориентирована на учебники:

1. История Средних веков. 6 класс Учеб. для общеобразоват. орга­низаций. / В. А. Ведюшкина, В.И. Уколова. - М. : Просвещение, 2016

2. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. орга­низаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Сте­фанович, А. Я. Токарева. - М. : Просвещение, 2016.

Цели, задачи и планируемые результаты исторического образования.

Основная школа (5-9 классы):

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а так-же представлениями о закономерностях развития челове- ческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, со- временных глобальных процессов;

• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества и мира (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины и других стран;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаи- модействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результата- ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих об-щностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека; • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях, правовых документах, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси и других стран;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия наро- дов Евразии в изучаемый период.

Состав основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования:

Личностные;

Регулятивные;

Познавательные;

Коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в школе инструментов ИКТ и источников информации;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют Знаково-символические действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • становление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью.

Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса

В результате изучения истории Средних веков ученики должны уметь и знать:

1. Знать важнейшие события всеобщей истории и истории России, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры.

2. Показывать на исторической карте местоположение государств, основные города, крупнейшие центры периода политической раздробленности, территории государств после объединения.

3. Давать общие характеристики средневековых цивилизаций и культур, описывать занятия, образ жизни населения и общественные отношения.

4. Составлять описание памятников культуры, выделять особенности культуры народов и факторы влияния на её развитие.

5. Сравнивать факты, события, личности, давать их оценку.

6. Соотносить факты и процессы всеобщей истории и истории России.

7. Выделять характерные, существенные черты политического, экономического и социального положения стран.

8. Излагать причины, следствия и значение исторических событий.

9. Анализировать фрагменты исторических источников.

10. Объяснять значение исторических понятий.

11. Знать даты важнейших событий и хронологические рамки исторических процессов.

12. Образно воссоздавать исторические явления и события

13. Обобщать знания, делать выводы, подтверждая их примерами.

14. Определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи

15. Составлять различные таблицы: хронологические, синхронистические, генеалогические и работать с ними.

16. Работать со справочной и дополнительной литературой.

Содержание учебного курса «История Средних веков»


№ п/п

Разделы программы

Колличество часов

1

Введение

1

2

Глава 1. Рождение средневекового мира

9

3

Глава 2. Подъем средневековой Европы

12

4

Глава 3. Многоликое средневековье

6






Содержание учебного курса «История России»


№ п/п

Разделы программы

Колличество часов

1

Введение

1

2

Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

4

3

Глава 2. Русь в IX - первой половине XII в.

10

4

Глава 3. Русь в середине XII - начале XIIIв.

5

5

Глава 4. Русские земли в середине XIII - XIV в.

9

6.

Глава 5. Формирование единого Русского государства

8

7.

Резерв

3


Содержание программы история 6 класс

История Средних веков (28ч)

Введение (1 час)

Средние века: понятие и хронологические рамки. Особенности изучения прошлого.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы. Знать хронологические рамки средневековья знать и давать характеристику основным периодам истории Средних веков, уметь работать с лентой времени. Определять по ленте времени хронологические рамки средневековья.

Глава 1. Рождение средневекового мира (9 ч)

Общественный строй германских народов в раннее Средневековье. Остготское и Франкское королевства. Деятельность Теодориха и Хлодвига. Система управления Франкским государством. Первые Вселенские соборы. Разработка христианской догматики. Символ веры. Ереси. Христианская церковь на Западе и на Востоке. Раздел Римской империи. Образование Восточной римской империи. Византия в эпоху Великого переселения народов. Византия и славянский мир. Роль античного наследия в достижениях византийской культуры раннего Средневековья. Устройство храма. Базилика, мозаика, фрески. Основные этапы в развитии византийской архитектуры. Иран в IV-VII веках. Держава сасанидов. Войны с Византией. Расцвет и падение Ирана. Возникновение новой религии. Природные условия, хозяйство Аравии. Мухаммад и возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Создание арабского халифата. Период могущества и распада. Достижение арабской культуры. «Ленивые короли» и майордомы. Карл Мартелл и его реформы. Правление Пипина Короткого. Образование папского государства. Походы Карла Великого, коронация императора. «Каролингское возрождение». Норманы-Викинги. Нападение на английское побережье. Правление Капетингов. Особенности развития Германии. Возникновение Славянских государств. Моравия, Болгарское царство, Чехия, Польша. Отношения с Европой и Византией.

Глава 2. Подъем средневековой Европы (12ч)

Сеньоры и вассалы. Сословное деление. Рост неравенство в европейском обществе. Понятие феодализма. Понятие рыцарь, вооружение, воспитание. Геральдика. Замок и его значение. Рыцарская культура. Положение крестьян. Феодальное поместье. Повинности крестьян. Положение Католической церкви в Западной Европе в ХI-ХШ вв.

Клюнийская реформа. Претензии Григория VII на папскую теократию.

Разделение церквей и его последствия. Крестовые походы, цели, итоги. Участники походов. Основные события.

Процесс объединения страны и усиления королевской власти в Англии и Франции. Борьба за территорию и власть между правителями Англии и Франции. Великая хартия вольностей. Политика императоров Священной Римской империи в Германии и их борьба за власть в Италии. Колонизация славянских земель. Правление Фридриха II. Возникновение Швейцарии. Правление Карла IV Люксембурга. «Золотая булла». Чехия. Гуситское движение. Столетняя война, причины, основные события. Жанна д'Арк. Эпидемия чумы и ухудшение положения евреев и мусульман в европейских странах. Крестьянские войны во Франции и Англии. Восстание Уота Тайлера. Последствия крупнейших крестьянских войн средневековой Европы и их значение для истории. Образование централизованных государств в Англии и во Франции. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Принятие церковной унии. Падение Византии. Культурные достижения западной Европы, храмы, университеты.

Глава 3. Многоликое средневековье (6ч)

Средневековая Индия. Достижения средневекового Китая в науке, литературе и искусстве, изобретения и открытия китайцев. Жизнь и культура древней Японии, особенности политического и общественного устройства.Образ жизни монгольских племён.
Причины быстрых успехов монгольского войска по завоеванию государств Средней Азии, Китая, Японии,
Арабского халифата, русских княжеств. Действия Чингисхана по созданию мощной империи. Страны Африки и Америки в Средневековье.

6 КЛАСС ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) ( 40 ч)

Введение (1ч)

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4ч)

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Даль- него Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы. Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Вели- кого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальне- го Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Тема 2. Русь в IX - первой половине XIIв(10ч)

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения. Русь в конце X - начале XII в. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Тема 3. Русь в середине XII- начале XIIIвв.(5ч)

Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Причины раздробленности и ее последствия. Культура отдельных русских княжеств. Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель - самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Тема 4. Русские земли в середине XIII - XIV в (9ч)

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. 30 Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Тема 5. Формирование единого Русского государства (8ч)

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков 31 в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Резерв (3ч)



Календарно-тематическое планирование


№п.п

Тема урока

Тип урока

Кол-во

часов

Домашнее задание (№ параграфа)

дата

план

факт

Введение

Изучение нового материала

1

Записи в тетради


Глава 1. Рождение средневекового мира

9


Образование Германских королевств

изучение нового материала

1

1


Христианская церковь в раннее Средневековье

комбинированный

1

2


Византийское тысячелетие. Культура Византии.

комбинированный

1

3-4


Иран в V- VII вв

комбинированный

1

5


Возникновение Новой религии

комбинированный

1

6


Мир Ислама

комбинированный

1

7


Империя Карла Великого

комбинированный

1

8


Западная и Восточная Европа в IX-XIвв.

комбинированный

1

9-10


Повторение темы

«Рождение средневекового мира»

контроль знаний

1


Глава 2. Подъем Средневековой Европы

12


Сеньоры и вассалы. Рыцарство.

изучение нового материала

1

11-12


Средневековая деревня. Средневековый город.

комбинированный

1

13-14


Католическая церковь в 11-13 вв.

комбинированный

1

15


Крестовые походы

комбинированный

1

16


Франция и Англия: пути объединения

комбинированный

1

17


Священная Римская империя 12-15вв.

комбинированный

1

18


14 век в истории Европы

комбинированный

1

19


Столетняя война. Торжество королевской власти

комбинированный

1

20-21


Гибель Византии и возникновение Османской империи

комбинированный

1

22


Знания и образование в зените. Средневековые храмы

комбинированный

1

23-24


Культура Западной Европы 14-15вв.

комбинированный

1

25


Повторение темы «Подъем Средневековой Европы»

контроль знаний

1


Глава 3. Многоликое средневековье

6


Средневековая Индия

изучение нового материала

1

26


Поднебесная империя.

комбинированный

1

27-28


Страна Восходящего солнца

комбинированный

1

29


Тюрки на просторах Азии и Европы. Монгольские завоевания

комбинированный

1

30-31


Африка и Америка в средние века

комбинированный

1

32-33


Полугодовая контрольная работа по курсу История Средних веков

контроль знаний

1


История России



Введение: «Наша Родина - Россия»

изучение нового материала

1

Стр 6-8


Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

4


Древние люди и их стоянки

на территории современной России.

комбинированный

1

1


Образование первых государств

комбинированный

1

2


Восточные славяне и их соседи

комбинированный

1

3


Повторение темы: «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

контроль знаний

1


Тема II. Русь в IX - первой половине XII в.

10


Первые известия о Руси

изучение нового материала

1

4


Становление Древнерусского государства

комбинированный

1

5


Правление князя Владимира. Крещение Руси

комбинированный

1

6


Русское государство при Ярославе Мудром

комбинированный

1

7


Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

комбинированный

1

8


Общественный строй и церковная организация на Руси

комбинированный

1

9


Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

комбинированный

1

10


Повседневная жизнь населения

комбинированный

1

11


Урок истории и культуры родного края в древности

комбинированный

1

записи в

тетр.


Повторение темы:

«Русь в IX - первой половине XII в»

контроль знаний

1


Тема III. Русь в середине ХII - начале XIII в.

5


Политическая раздробленность в Европе и на Руси

изучение нового материала

1

12


Владимиро-Суздальское княжество

комбинированный

1

13


Новгородская республика

комбинированный

1

14


Южные и юго-западные русские княжества

самостоятельного изучения материала

1


Повторение темы:

«Русь в середине ХII - начале XIII в».

контроль знаний

1


Тема IV. Русские земли в середине XIII - XIV в.

9


Монгольская империя и изменение политической картины мира

изучение нового материала

1

15


Батыево нашествие на Русь

комбинированный

1

16


Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

комбинированный

1

17


Золотая Орда: государственный строй, население,

экономика и культура

комбинированный

1

18


Литовское государство и Русь

комбинированный

1

19


Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

комбинированный

1

20


Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

комбинированный

1

21


Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV в.

комбинированный

1

22


Повторение темы: «Русские земли в середине XIII - XIV в.»

контроль знаний

1


Тема V. Формирование единого Русского государства

8


Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

изучение нового материала

1

23


Московское княжество в первой половине XV в.

комбинированный

1

24


Распад Золотой Орды и его последствия

комбинированный

1

25


Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

комбинированный

1

26


Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

самостоятельного изучения материала

1


Годовая контрольная работа по курсу история России

контроль знаний

1


Формирование культурного пространства единого

Российского государства

изучение нового материала

1

27


  1. 65

Родной край в XII - XIV вв.

изучение нового материала

1

записи в

тетр.

66-68

Резерв

3


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Учебно-методическое обеспечение

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. История. Средние века. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе / В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова, М.: Просвещение, 2016.

  2. И.Е. Уколова История Средних веков. Тетрадь-экзаменатор, 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014.

  3. История. Средние века. 6 класс. Поурочные методические рекомендации. В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова, М.: Просвещение, 2014.

  4. История. Средние века. 6 класс. Поурочное тематическое планирование. В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова, М.: Просвещение, 2014

  5. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. орга­низаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Сте­фанович, А. Я. Токарева. - М. : Просвещение, 2016., в 2-х частях

Интернет-ресурсы:

1. Архив учебных программ и презентаций. - Режим доступа: rusedu.ru

2. Виртуальный кабинет истории и обществознания. - Режим доступа: ant-m.ucoz.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: schoolcollection.edu.ru

4. Интернет-портал «Рrо школу.ru». - Режим доступа: proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/13727

5. Справочно-информационный интернет-портал. - Режим доступа: gramota

6. Я иду на урок истории. - Режим доступа: 1september.ru

© 2010-2022