Материал по краеведению и презентация по теме Боль души моей

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МБОУ «НЕЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» САРАПУЛЬСКОГО РАЙОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ














«БОЛЬ ДУШИ МОЕЙ»

(электронная презентация, посвященная 210-летию Нечкинской Богоявленской, Ильипророкской церкви)






Автор:

Ижболдина Нина

Васильевна, учитель истории.















НЕЧКИНО,2013


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение____________________________________________ 2стр.

Из истории изучения Нечкинской Богоявленской церкви___ 5стр.

Церковь в истории села________________________________ 7стр.

Заключение __________________________________________10стр.









ВВЕДЕНИЕ

Россия вступила в третье тысячелетие и 1025 лет из них она является православным государством, то есть государством, большинство населения которой исповедует православное христианство. Своей историей Россия доказала, что сильна была именно верой, коим является православие. Церкви, строящиеся с времён принятия христианства князем Владимиром по всей Руси - России, становились и центрами культуры, образования и форт-постами, защищающими население от варваров. Она, вера христианская, стала основой формирования русского характера, особенностями которого являлись во все времена патриотизм, стойкость, мужество, героизм, любовь к своему отечеству. Всё это запечатлевалось русскими мастерами во фресках, иконах и в самих архитектурных стилях строящихся храмов, церквей, монастырей. Так и представляется Россия наших предков: на просторах обширных территорий низенькие, деревянные дома, а над ними величественно возвышаются и сияют золотым сиянием купола церквей. Отражают они солнечные лучи, как будто светится душа самих храмов, созданных людьми, а значит и души самих людей. И на много верст слышны переливы церковных колоколов, а это уже песня церквей, песня христианской души. Ещё в начале 20 века строились в России храмы. Но с приходом советской власти отношение государства к христианству, к православию, коренным образом изменилось. Приоритетом идеологии стала идея коммунистического будущего, поэтому христианская идеология, а значит православная вера должна быть изжита из сознания советского человека. Но как можно изжить из сознания российского человека веру, которая веками предавалась из поколения в поколение, которая помогала людям в годы суровых испытаний? Тем не менее тяжелая участь постигла многие храмы страны…Разрушение, разворовывание, превращение их в скотные дворы, гаражи, склады химикатов, дома культуры, в которых рождалась новая культура, культура советского государства. Строить новые здания для решения этих задач у государства не было, легче было приспосабливать церковные стены - они толстые, вековые, всё стерпят. А они и терпели, и ждали времена своего возрождения. И эти времена постепенно наступаю. Это понял я еще тогда, когда впервые вошел даже еще не в саму церковь, а в молитвенный дом вместе с родителями на службу в честь Рождества Христова. С тех пор на службах я бываю часто, а в прошлом году, познакомившись со строителями из Ижевска, с разрешения батюшки, отца Вениамина, мы стали совершать вечерние молитвы. Мечта о возрождении нашей церкви ещё больше стала жить в моей душе, и я решил изучить историю нашей церкви, чтобы всем людям дать понять, что только от нашего участия зависит не только судьба Нечкинской Богоявленской церкви, но и судьба и будущее нашего села и судьба России. . Этой работой я хочу привлечь большее внимание людей к тому, чтобы начать активно посещать церковь, т.к. она нуждается в скорейшей реставрации, которую нынче начинает проводить предприятие «АСПЭК», и никто не должен остаться в стороне. Моя работа стала итогом исследования и проекта наших выпускников Романовой Марины и Юферева Максима.






ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ НЕЧКИНСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

История Нечкинской Богоявленской церкви очень интересна тем, что она прошла через судьбы наших нечкинских крестьян. Её страницы начинаются с конца XIX века.

Первые церкви в деревянном исполнении в Нечкине были построены ещё во времена Петра I, в 1722 году, тогда Нечкино и стало называться селом. Известный факт, если в населенном пункте поднималась церковь, он получал статус села. Правда, о Нечкине как о населённом пункте первые упоминания относятся ещё к 1596 году. Образовалось оно, как говорит легенда, братьями Нечкиными, приплывшими в наши живописные места на плотах вместе со своими семьями. Постепенно это место расширялось, приезжали новые поселенцы, в семьях появлялись дети, росли, воспитывались и продолжали христианские традиции крестьян России. Так же, как все растили хлеб, лён, хмель. Занимались скотоводством, рыболовством, бортничеством, охотой, ремеслом, огородничеством и разным рукоделием и прикладным искусством. Были здесь и портные, и валенщики, и скорняки, и кожевники, и стекольщики, и плотники. В каждой избе крестьяне имели ткацкий станок, ткали полотно из льна, который выращивали на прибрежных камских полях. Но, чем бы не занимались крестьяне, церковь для них была главным местом, куда они несли свои горести и радости, где очищали свои души, где просили помощи у Бога во всех своих нелегких сельских делах и трудах. Церковь имела большой приход, в который входили села и деревни не только расположенные по брегу Камы, но и на много верст дальше, вглубь Сарапульского уезда. Поэтому имела большой доход. Все эти факты известны из источников, которые использовала Ижболдина Н.В. для написания дипломной работы, обучаясь на историческом факультете УдГУ. Такими источниками являлись «Клировые ведомости по Сарапульскому уезду», материалы Переписи 1895, воспоминания старожилов и людей, помнящих рассказы своих родителей и бабушек с дедушками. Источниками исследования являлись и рукописные альбомы и материалы об истории села и церкви одной из первых библиотекарей села Кисарёвой Л.А. и первым организатором комнаты боевой славы школы Потеряевой Т.В. Большой вклад в дело изучения церкви сыграл кандидат искусствоведения Шумилов Е.М., его материалы в периодической печати и монография «Христианство в Удмуртии» дополнили информацией историю Нечкинской Богоявленской церкви..










ЦЕКРОВЬ В ИСТОРИИ СЕЛА

Как уже известно из источников, первое упоминание о селе Нечкино в документах относится к 1596 году, хотя наверняка первые поселенцы, братья Нечкины (как утверждает легенда), поселились здесь значительно раньше, в середине XYI века, т.к. в этот период Кама балы свободна от моноголо-татар, благодаря освободительному походу против Казанского ханства войск Ивана Грозного. Кроме того, новгородцы бежали сюда за свободой, которой её лишили, присоединив Великий Новгород к Московскому государству. История умалчивает, где поставили свои первые жилища братья, можно только догадываться, источники информации отсутствуют. Но, скорее всего, место их обитания - крутой берег речки Коноваловки, где Красная гора закрывает от северных ветров, а совсем рядом расположено устье речки, место впадения её в Каму, а, значит, здесь будет рыба, особенно весной и во время приливов. К тому же, здесь удобно заниматься и земледелием, и скотоводством, да и от административных центров далеко. Постепенно место заселения разрасталось, и в XYII веке здесь уже насчитывалось 15 дворов. 1.

Первые церкви, по утверждению Шумилова Е.М., были построены в 1722 году (2), но не установлено, где они были построены и как назывались, но понятно, что с этого периода Нечкино стало иметь статус села. Церкви были деревянные, но известно также, что они сгорели. В конце XIX века произошла удивительная история, которую поведала пенсионерка Лушникова Анна Яковлевна, рассказав о том, что по Каме к её левому берегу, около деревни Рычино, прибилась икона Ильи Пророка, приплывшая в эти места против течения. Во все времена считалось, если прибивалась икона к населенному пункту, здесь нужно было ставить церковь имени иконы. Но деревня Рычино была совсем небольшая, и поставить здесь церковь крестьянам было бы не под силу. Поэтому решено было ставить церковь в селе Нечкино. Заложена она была в 1799 году.

___________________

1. Блинов Н.Н. Сарапул и Среднее Прикамье: былое и современное. Сарапул. 1908. С. 12-13.

2. Шумилов Е.М. Крещенье и его храмы. // Известия Удмуртской Республики. 1993, 19-21 января. С.3.

Строили её, как написано в «Клировых ведомостях»,1. «тщанием крестьян», вкладывали средства в строительство близлежащие монастыри. Кирпич возили на баржах с низовья Камы, в цемент добавляли яичный желток. Архитектор храма - вятский губернский архитектор Ф.М.Росляков. Нечкинская Богоявленская церковь - лучшая из его построек. Она очень удачно расположена на правом берегу Камы, что видна из каждого крестьянского дома. И это тоже не случайно, ведь главная её задача - дать благословление каждому человеку от имени Бога на добрые дела. Уникальность и праздничность храма подчёркивает любой, кто путешествует по Каме на любом водном транспорте. Она выделается из числа других церквей камского правобережья своей яркостью, белизной и величием. Что же отличает её от других церквей? Особая отдалённость от берега, она видимо возвышается над незаметными крестьянскими избами, как будто сравнивается с высотой и грациозностью Красной горы, а также особыми контрфорсами, арками, предназначенные для укрепления стен храма. Они то и придают ей особую крылатость, сравнение с космическим кораблём. Эти арки выложил преемник Рослякова И.А.Чарушин. Выложил эти арки мастер Николай Марков. Стройка закончилась в 1806 году, освещена церковь была в 1807 году. «Светлая, гармоничная, увенчанная гранёным куполом с двойной маковкой в стиле «вятского барокко». Шатровая колокольня русского стиля дополняет архитектурную композицию храма. Общий ансамбль отличается гармоничностью. Внутри ритмично сужающееся вверх подкупольное пространство оживлено лепными узорами и росписями, создававшими образ голубого божественного неба. Священники храма вели и просветительскую работу в храме, при церкви была открыта земская школа, в которой обучались местные крестьяне. 2. В соответствии с конрактом от 18 марта 1821 года мастера от елабужских купцов Егора и Василия Новиковых вырезали и позолотили нечкинский иконостас, написали туда иконы. Работа заняла полтора года, обойдясь нечкинцам в 13500 рублей, плюс пятисотпудовая плата натурой». 3

1.Клировые ведомости 2-го благочинного округа Сарапульского уезда Вятской губернии за 1890 г. ЦГА УР. Ф.245, опись 4, ед. хр.12.

2. Шумилов Е.М.Крещение и его храмы.

3. Шумилов Е.М. Православные храмы Удмуртии.

Церковный приход был достаточно большим. К нему принадлежали большие и малые населенные пункты до деревни Бураново, и сюда шли прихожане пешком, чтобы попросить благословения у Бога, считалось, что если дойдёшь до церкви пешком, здоровье обретёшь на долгие годы и сила в тебе откроется несметная. Много интересного рассказывали о церкви старожилы. Помнят они и то, как уже в XX веке, власти попытались убить душу церкви: закрывали, применяли здание не для предназначенных для церковных дел целей, был здесь м склад, и конюшня, и гараж, и скотный двор… Колокола пострадали сразу, были сняты и отправлены на барже на переплавку, но по дороге баржа стала тонуть и купола были сброшены в Каму. Позднее, самый большой был поднят со дна и, говорят, установлен на одной из церквей г. Елабуги. А о крестах - особый рассказ о том, как пытались сдёрнуть их с помощью тракторов, но не смогли. Так и стоят они на месте, чуть покосившись, но уверенно возвышаясь над куполами и селом. Все, кто был причастен к разрушению и разорению церкви, погибали при трагических обстоятельствах.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прошло немало лет. Но церковь, построенная нашими предками, до сих пор сохранила свою величавость. Она замерла и как будто ждёт пробуждения нашего сознания. И каждый год в Светлый праздник Пасхи в ней проходят службы, как первые вестники возрождения. Нынче она ждёт первых строителей, которые начнут её реставрацию. Наша задача - помочь вдохнуть в нашу церковь новую жизнь, обрести душу, которую в ней пытались убить. Мы - новое поколение россиян обязаны сделать это душой, сердцем и руками своими. Следующая моя работа будет посвящена сегодняшнему дню Богоявленской церкви, каждому новому дню возрождения.







ЛИТЕРАТУРА.


Клировые ведомости 2-го благочинного округа Сарапульского уезда Вятской губернии. 1890 г. ЦГА УР. Ф.245, опись 4, ед. хр.12.

Шумилов Е.М. Крещение и его храмы. // Известия Удмуртской Республики. 1993, 19-21 января. С.3.

Шумилов Е.М. Православные храмы Удмуртии.


© 2010-2022