Конспект урока по истории России в 7 классе Дворцовые перевороты

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории России в 7 классе

Тема: Дворцовые перевороты.

Цель урока: определить причины дворцовых переворотов; познакомить учащихся с историей дворцовых переворотов XVIII в., их итогами и последствиями.

План урока:

  1. Причины дворцовых переворотов.

  2. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III.

Ход урока:


  1. Орг. момент.

  2. Изучение новой темы.

В начале изучения 4-й главы учебника перед учащимися ставится вопрос: можно ли утверждать, что Россия после петровских преобразований стала одной из передовых стран Европы? Учащиеся приводят доказательства.

Приступая к изучению дворцовых переворотов, учащиеся вспоминают реформы Петра I и их итоги.

Далее учитель знакомит учащихся с историей дворцовых переворотов. Рассматривая их причины, необходимо отметить, что за первую четверть XVIII в. изменился правящий слой, внутри которого обособились группировки старой родовитой аристократии и менее родовитого дворянства. Между ними усиливается соперничество, которое ярко проявляется в период династических кризисов. В условиях усиления самодержавной власти особую значимость приобретает факт приближённости к монарху в силу родства или дружбы. Поэтому принятие важнейших политических решений (например, выбора царя) зависело от заинтересованных и политически активных лиц, от поддержки гвардии. Так, например, в царствование Екатерины I (см. рис. На с. 219) и Петра II (см. рис. На с. 221) государственные дела решались в кругу приближённых советников, поскольку оба монарха лично государственными делами не занимались.

В годы их правления большие права получил Верховный Тайный совет. Иностранцы, находившиеся в Москве по случаю свадьбы Петра II, свидетельствовали, что среди собравшейся на торжества знати высказывались суждения о возможности введения выборного правления. Многие представители русской аристократии, побывавшие за границей, например в Англии или Швейцарии, невольно проводили определённые параллели их устройства с порядками в России. Именно отсюда возникает критическое отношение к монархической власти, которое было свойственно появляющейся русской интеллигенции.

Усиление позиций Верховного Тайного совета привело к тому, что он предпринял попытку ограничить власть монарха и предложил Анне Иоанновне ( см. рис. На с. 222 ) подписать соответствующие кондиции.

В исторической литературе о «заговоре верховников» идут многочисленные споры. В центре внимания стоит вопрос: насколько реальным могло быть создание ограниченной монархии? Учащиеся участвуют в обсуждении этого вопроса, выделив всё «за» и «против», а также прокомментировать высказывание Ф. Прокоповича: «Русский народ таков есть от природы свой, что только самодержавным владетельством храним, быть может, а если каковое - нибудь иное владение правило воспримет, содержаться ему в целости и благости отнюдь невозможно».

Анализ условий кондиций позволяет понять, что члены Верховного Тайного совета в первую очередь беспокоились о сохранении и расширении своих собственных прав, лишь один пункт предусматривал привилегии дворянства в целом. Таким образом, речь не шла о контроле общества за властью, следовательно, этот факт не был демократической альтернативой развития самодержавного государства.

Интересы позиции дворян, осуждающих верховников. А.П. Волынский, узнав о происходящем, писал: « Слышно здесь, что делается у вас или уже сделано, чтоб быть у нас республике. Я зело то сумнителен… Боже сохрани, чтоб не сделалось вместо одного самодержавного государя десяти самовластных и сильных фамилий; и так мы, шляхетство, совсем пропадём и принуждены будем горше прежнего идолопоклонничать и милости у всех искать, да ещё и сыскать будет трудно, пониже ныне между главными (т. е. « верховниками»), как бы согласно ни было, однако ж впредь, конечно, у них без раздоров не будет; и так один будет милостив, а другие, на того злобствуя, вредить и губить станут… (Особенно опасно такое правление в случае войны)». Учащимся предлагается ответить на вопрос: в чём автор видит вред коллегиального правления и ограничения самодержавия? Можно ли правление Верховного Тайного совета назвать республикой, как это делает Волынский?

Таким образом, события показывают, что в обществе уже зародились идей ограничения самодержавия и расширения привилегий дворянства. В годы правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны (см. рис. на с. 223), Петра III (см. рис. на с. 224) и Екатерины II был принят ряд актов в этом направлении.

С характеристикой личностных качеств императоров учащиеся знакомятся самостоятельно на основе текста учебника. По желанию они могут подготовить сообщения на эту тему.

Таким образом, учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами дворцовых переворотов в XVIII в., хроникой событий и их действующими лицами. Новые термины они записывают в тетрадь. В процессе занятий учащиеся продолжают развивать навыки аналитического мышления ( обобщить знания, делать выводы, доказывать их) и умения работы с текстом учебника и дополнительной литературой.


  1. Закрепление:

  1. Отметьте годы правления Елизаветы Петровны:

а) 1727 - 1730 гг.;

б) 1730 - 1740 гг.;

в) 1741 - 1761 гг.


  1. Отметьте годы правления Петра III:

а) 1725 - 1727 гг.;

б) 1740 - 1741 гг.;

в) 1761 - 1762 гг.


  1. Подведение итогов.

  2. Выставление оценок.

  3. Запись домашнего задания: п. 27, вопросы и задания на с. 225 - 226.

Дополнительное задание: подготовить (по желанию) сообщение о личности и деятельности Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II (опережающее задание).

Ресурсы:

1.Intel ОБУЧЕНИЕ для БУДУЩЕГО. М.-2005.

2. Метадическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л. Г.Косулиной

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И НАРОДОВ РОССИИ, 7 класс. ДРОФА-М.-2004.

3. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина; учебник- ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ГОСУДАРСТВА И НАРОДОВ РОССИИ 7 класса.ДРОФА - М.- 2001.

4. Диск CD-ROM ИСТОРИЯ РОССИИ XVII-XIX веков.

5. Диск CD-ROM ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ до начала XX века.


© 2010-2022