Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»






МКОУ «Капкайкентская СОШ им.Б.А.Магомедова»




Экологический путеводитель

«Путешествие по родному краю»




Номинация «Эколого-краеведческие путеводители»
















Выполнила: Гадаева Муслимат - 11 класс

МКОУ «Капкайкентская СОШ им.Б.А.Магомедова»

Руководитель: Касумова Г.А.

учитель обществознания

МКОУ «Капкайкентская СОШ им.Б.А.Магомедова»







2016г.

Содержание.

1.Введение. Стр.3

2. Основная часть:

2.1.На этой земле мы живем (из истории села). Стр. 3 - 5

2.2. Объекты маршрута. Стр . 6-8

3.Заключение. Стр. 8

4. Литература. Стр.9

5. Приложение. Стр.10

Цель работы: разработать экологический путеводитель, ознакомить с культурным и природным наследием малой Родины. Формировать представление о богатом историческом прошлом своего края и любовь к родным просторам.

Задачи:

  1. Ознакомиться с объектом исследования, собрать фотоматериал.

  2. Собрать информацию о селе, его историю народа:

  3. Обобщить материал о природных местах села.

  4. Организовать работу, направленную на восстановление нарушенных природных объектов (организация экологических десантов).

  5. Привлечь внимание учащихся к истории малой родины и охране её природы.

  6. Формирование толерантного сознания у учащихся, местного населения.

  7. Собрать демонстрационный материал: сделать фотографии, составить картосхемы, подготовить компьютерную презентацию.

Объектом изучения является природа, история Капкайкента.

Предмет исследования: природные достопримечательности и памятники природы нашего края.

Актуальность работы: Собранный в одну работу материал будет представлять большую ценность при изучении истории родного края.Собранные материалы можно использовать на уроках географии, истории, краеведения, на внеклассных мероприятиях о нашей малой родине.

База исследования: в работе, использован материал из личных и школьных архивов, ресурсы интернета, а также материалы из книги Гаджиевой С. Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование .

Методы исследования:

Практический: наблюдение , пребывание на объекте, фотографирование и изучение его.

Теоретический: изучение научной и научно-популярной литературы.

Обзор литературы

Ещё в древности историки и географы пытались объяснить тот или иной топоним в известной им населённой части мира. Краеведческие наблюдения и исследования расширяют кругозор детей, воспитывает в них патриотизм и нравственность, любовь к малой родине. В каждом городе, поселке в селе есть свои природные особенности в истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю. Для того, чтобы лучше узнать свой родной край понять особенности его природы, историю Башлы, для этого провели обзор глава из книги «Башлы: Историко-этнографическое исследование».

Методика исследования

Материалом для работы послужили различные источники информации: интернет и учебная литература, материалы периодической печати, а также рассказы местных жителей.

Методика исследования была традиционной: во время работы производился подбор информации из различных источников, анализировались и сопоставлялись факты, осуществлялось их обобщение.

Метод изучения литературы, помог получить дополнительную информацию.


1.Введение

Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор,
страна ветров, озёр великих.
Так удивительно широк её простор,
приветливы людские лики.

Кто побывал один лишь только раз.
Увидев красоту земную,
оставит память в сердце тот Кавказ,
который манит, радует, чарует.

Александр Задорожный-Васильченко

Село родное, мой народ!

Что такое малая Родина , что мы знаем о нем? Это такое место, где ты родился, где твой дом, семья, друзья. У каждого она своя особенная и неповторимая. И в сердце каждого человека живет любовь к малой родине, к родной земле с ее просторами, садами, окрестных холмов и гор, к родной земле с ее преданиями, людьми, которые здесь жили и живут, умноживших славу и богатство нашего края.

Этот путеводитель рекомендуется для всех, кто не равнодушен к сельской местности, к ее истории, укладу жизни, чтобы люди по-новому взглянули на село, поняли, в каком красивом и богатом традициями месте мы живём.

Живу я в маленьком селе Капкайкент, Каякентского района. Мы кумыки, говорят кумыки на кумыкском языке, который имеет свои диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, хасавюртовский и терский. В царские времена кумыкский язык изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры. И в наши дни многие из других национальностей владеют кумыкским языком. Несмотря на то, что село мало по размеру и количество проживающих здесь людей, он богат своей историей и она тесно связана с историей Башлы. И эта история так много значит для всех нас, кто здесь родился. Ведь правду говорят в народе: кто не знает историю своего родного края, тот не узнает прелести и красоту другого края. Каждый человек должен знать историю своего рода, семьи, села, страны. Здесь мы живем, учимся, трудимся, сохраняем наши традиции, адаты. Чтим свой род и хотим сохранить память наших предков. Такова наша жизнь.

2.Основная часть.

2.1. Часто мы произносим «Мой дом, мое село». В этих словах таится любовь к нашей малой родине, где родился и вырос, откуда корни твои.

Родина начинается с порога нашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина - мать своего народа

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

Недаром говорят: «Где родился, там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями.

2.2. Объекты маршрута.

Приложение 1. Географическое положение Капкайкента.

Фото1. Карта и символика Дагестана. Фото2. Карта Капкайкента со спутника

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Капкайкент - село в Каякентском районе Дагестана. Образует самостоятельное сельское поселение. Расположено у подножья гор в долине реки Артузень, в 33 км к юго-западу от города Избербаш. В селе четырнадцать улиц. В селе проживает 856 человек. Моноэтническое кумыкское село.

Приложение 2. Фото 4. Капкайкент

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 3. Капкайкент ( Стихи Магомедрасула Пашаева 1987 год)

Живет, расцветает в середине двенадцати гор,
Место родное, на свете мне этого нет.
Уже 130 - й год пролетает с тех пор,
Как был он основан на этой земле - Капкайкент.
* * *
Хочу написать, рассказать о тебе и воспеть,
На долгие годы твой неизвестный поэт.
Пишу я непросто, чтобы куплеты иметь,
про родное село, чтобы песню запели.
* * *
Часто бывало ходил я на гору Балам,
Она не высока, орлом себя чувствую там.
С радостью, гордо глядя, я с вершины Балам,
Родному селению шлю Дагестанский салам.
* * *
А если острее с вершины к селу приглядеться,
То можно войти и на прошлую жизнь заглянуть.
Мы прошлым богаты, надо к нему опереться,
И славных дорог оттуда нужно тянуть.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаФото 4. Грецкий орех.

Приложение 4. Карта маршрута

Приложение 5. Село родное, мой народ!

Что такое малая Родина , что мы знаем о нем? Это такое место, где ты родился, где твой дом, семья, друзья. У каждого она своя особенная и неповторимая. Мы кумыки, говорят кумыки на кумыкском языке.В царские времена кумыкский язык изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры. И в наши дни многие из других национальностей владеют кумыкским языком. Несмотря на то, что село мало по размеру и количество проживающих здесь людей, он богат своей историей.

Моя малая Родина - село Капкайкент расположен в Каякентском районе, ее история связана с Башлы, а он является одним из древнейших и очень известных населенных пунктов Дагестана. Есть предание о его происхождение. По одной из версии предки башлынцев жили в защищенных поселениях, называвшихся тогда Батырша, Ёгъары-Башлы и Хагуре-Ташлар (буквально: Большие камни). Они находились недалеко друг от друга на склонах гор, вскоре образовался один аул Башлы. Это защищало их в случае вторжения врагов и позволяло контролировать торговый путь. За водой ходили к реке Башлыозень. Башлынцы, ссылаясь на устную традицию, связывают топоним Башлы со словом «баш» («баш» - голова или главное), с деятельностью по объединению мелких поселений в одно крупное селение. История Башлы насыщена событиями, преданиями. Сохранилось предание о пребывании здесь Тимура, который расположился лагерем у высокого холма (тёбе), который башлынцы до сих пор называют «Темир-хан-тёбе». Здесь был и Надир-шах он, по сохранившимся источникам также сделал остановку у Башлы. Однако, несмотря на все старания и планы, которые преследовали завоеватели захватить Дагестан Надиру так и не удалось. С началом кавказской войны аул Башлы не раз подвергался разорению царскими войсками, начиная с генерала Ермолова. Но наиболее трагичные события в истории Башлы связаны с восстанием 1877 года. В 1877 году в Дагестане вспыхнуло крупное антироссийское восстание, одним из центров которого стал аул Башлы. За непокорность, аул был полностью разрушен генералом Комаровым. Нескончаемые обстрелы и атаки, приведшие фактически к полному уничтожению Башлы, в итоге вынудили оставшихся в живых его жителей покинуть обжитые места и скрыться в лесах. Согласно преданию, в знак наказания не разрешалось поселяться родственным группам в одном месте, в одном ауле. Есть предание о святом месте Гамзатта пир. Русские войска приходили в Башлы трижды. Каждый раз жители убегали в лес. Мужчины оставались в селе и вели бои с царскими войсками. Они же оказывали, как умели, помощь раненым, используя для этого какие были запасы тканей, лечебные травы. Когда все живые скрывались в лесах, в селении оставался один больной юноша, умалишенный - «абдал» по имени Гамзатта, который не хотел прятаться думал, что его никто не тронет. Однако солдаты, которые разгуливали по селу, захватили юношу и убили. Жители старого Башлы на том же месте выкопали ему могилу и похоронили. И сегодня башлынцы почитают его как святого и посещают его могилу, раздают там подаяние - «садага». Впоследствии населению бывшего аула в течение 5 лет не позволяли селиться на прежнем месте. И только в 1882 году бывшим жителям разрешили вернуться, но в место одного аула было образовано три: Верхний Башлы (позже Капкайкент), Капкайкент по названию местности Гьапкъай., Средний Башлы (позже Джаванкент), Джаванкент он расположен у подножия горы Джаван, и Нижний Башлы (позже Александркент). При образовании нового аула, в знак покорности ему было присвоено имя Александркент в честь императора в честь царя Александра III. После революции село переименовывают в Джалалкент в честь революционера и видного государственного деятеля Джалалутдина Коркмасова. В 1937 году Коркмасов был репрессирован, а село вновь переименовано в Башлыкент. И так история моего села неразрывна связано с историей Башлыкента, а отдельный этап ее начинается с 1882г всего лишь 134 лет.

Фото 5. Кумыки в национальной одежде.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 6. Символ села грецкий орех

Фото 6. Деревья грецких орехов.

Фото7. Посадка дерева грецкого ореха.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 7. Остановка 1. МКОУ «Капкайкентская средняя общеобразовательная школа им. Б.А.Магомедова«Моя школа основанная в 1936г. Фото8. Фото9. Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 8. Остановка 2. Центральная улица им. Ленина (Уллуэлчи) Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Фото10. Фото11. улица им. Ленина (Уллуэлчи). На верх и вниз села.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 9. Остановка 3. Администрация села

Фото 12. Фото 13.Администрация села с разных сторон.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 9. Остановка 4. Памятник участникам Вов (на ул им. Ленина).

Фото 14. Памятник участникам В О войны.
Фото 15. Фотография Кадиева Гебека - ВО войны.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Война оставила большой след в истории каждой семьи моего села. Из нашего маленького села Капкайкента 102 человека ушли на фронт, многие из которых были добровольцами. Это сыновья и внуки тех, кто отстаивал Советскую власть во время революции и гражданской войны. Сыновья Касумова Алаци: Касум, Ибрагим, Багатыр; Алибекова: Магомед, Али, Ахмед, Шахнаваз , Агаева: Агамерза, Баймат, Назар, Ахмед и т. д. Жены фронтовиков, сестры, матери, старики и дети неустанно трудились для победы над врагом. Работали в колхозе, перевыполняя свои нормы и планы, рыли окопы, противотанковые рвы, строили аэродромы.

Касумов Касум (сын Касумова Алаци)- участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Ленина, был председателем колхоза «Буйнакский» села Капкайкент. Касумов Багатыр (сын Касумова Алаци)- участник ВОв, прокурор города Буйнакска. Касумов Ибрагим (сын Касумова Алаци)- участник ВОв, работал ветврачом в с. Капкайкент

На снимке -Кадиев Гебек- участник парада Победы 1945г

Приложение 10. Остановка 5. дом Алиева Н.А. Капкайкентцы гордятся своими знатными людьми.

Фото 16. дом Алиева Н.А. Фото 17.портрет Алиева Н.А. Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Из маленького села Капкайкент вышли в большую науку семь крупных ученых. Родной аул и район прославил Алиев Нариман - академик, доктор сельскохозяйственных наук, Герой Социал иалистического труда. Алиев Нариман Абдулхаликович- более 20 лет работал генеральным директором научно производственного объединения «Дагагровинпром», в 1960-1991г.г.член обкома КПСС, делегат 21-25 съездов КПСС, в течение 20 лет был депутатом Верховного Совета РСФСР, доктор сельскохозяйственных наук, академик Академии технологических наук. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции и «Знаком почета», шестью золотыми медалями ВДНХ, Герой Социалистического труда24 . Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина Фото 18. портрет Джабраиловой У. А.

Джабраилова Умразият Абдуллаевна с 1960г. по 1983годы проработала первым секретарем Каякентского райкома КПСС, награждена высокими государственными наградами: орденами «Октябрьской революции», «Трудового Красного Знамени» и пятью медалями25. истического труда

Приложение 11. Остановка 6. Река Башлыозень

Фото 19. Реки Башлыозень

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаС древнейших времен воду у нас почитали. И с ним связан обряд вызывания дождя Земире. Обряд совершался девушками во время засухи. Неся в руках изображение женщины, нарисованное на деревянной лопате углем или белой глиной, девушки обращались к богине с мольбой о дожде. Шествие девушек сопровождалось особой песней, обращение к божеству Земире, как к распорядительнице воды. Как правило, запевала девочка, а остальные в припеве хором повторяли одно и то же: «О, Земире!». Участницы шествия должны были исполнять эту песню у ворот каждого дома. Хозяева домов как можно обильнее обливали девушек водой и затем одаривали их продуктами. Мы тоже совершаем иногда в засуху этот обряд, но в отличие от прошлых лет сейчас в нем участвуют и мальчики, а угощают сладостями в каждом доме. Есть и еще одно поверье, часто матери говорят своим дочерям (сув тутмаган уй тутмас) оно означает, кто воду не бережет, тот и очаг дома не сохранит.П оэтому воду использовали бережно. Сельчане брали воду по утро у речке, затем там же поили свой скот .

Приложение 12. Остановка 7. Эмен тобе(дубовый холм)

Фото 20.Эмен тобе(дубовый холм) Фото 21.Дубовая роща.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

У нас растет дуб, бук восточный, граб кавказский, береза (несколько видов), сосна крючковатая, тополь (гибридный), обилие плодовых деревьев и ягодных кустарников (алычи, мушмулы, груши, яблони, кизила, боярышников, шиповников). В настоящее время в результате сведения лесных массивов от них сохранились лишь небольшие участки с древостоем, сильно нарушенным рубкой, распашкой, выпасом скота и т. д. Животный мир, здесь можно встретить волка, барсука, дикого кабана, лису, зайца и многих других представителей фауны.

Поэтому наша задача сохранять наши леса от бездумного использования

Приложение 13. Остановка 8. Хола чанка - Балам тобе(гора болам, носит название от ягоды семейства крыжовника).

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина Фото 22 Гора болам.

Приложение 14. Остановка 9. Экскурсия к Балам тобе

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Фото 23. Мы на экскурсии.

Приложение 15. Традиционный праздник День Башлы, где принимают участие жители трех сел. Проводится на территории Хола чанке.

Фото 24. праздник День Башлы. Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Фото 25. Хола чанка.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 16. Остановка 10. Водохранилище-плотина была создано в 90хгг. Xxвека. Реконструкция водохранилища прошла после наводнения в 2013г. Здесь водятся рыбы и водоплавающие птицы. В мае организовали экологический десант по очистке мусора по берегу водохранилища.

Фото 26. Водохранилище-плотина

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаФото 27.Сокол

Фото 26. Платина.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 17.Богатства природы.

Как и раньше наши сельчане используют травы и другие природные средства в народной медицине. Богатство и своеобразие природно-климатических условий позволили накопить богатый опыт в лечении болезней и сохранении здоровья. Раньше лекари широко использовали в своей практике различные лекарственные растения. В большом количестве употреблялись в пищу черемшу, укроп, щавель, чеснок, мяту, землянику. В качестве рассасывающих средств, применялись подорожник и распаренные листья сирени, смазанные маслом. Пили чай из зверобоя, боярышника, земляники как лекарство и от простуды и от сердца. При малярии и холере народные лекари рекомендовали применять отвар базилика. Универсальным во многих отношениях средством являются и плоды грецкого ореха. Очищенные и неочищенные плоды применяли при простуде, кашле. Листья ореха использовали в качестве красителя и при помощи сушенных листьев сохраняли шерстяные вещи от моли. Ореховым маслом смазывали голову при мигрене, а также использовать при воспалительных заболеваниях ушей. Ели крапиву, макрицу, дикий лук, черемшу и другие травы. Готовили из них чуду - пироги.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Фото 28.Шиповник. Фото 29.земляника.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Фото30.Желудь на ветке дуба. Фото31.Черемша

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаФото32.Зверобой

Приложение 18. Дорога к гез-сув.

В Капкайкенте бьют подземные минеральные родники, которые местные жители называют «Гёз-сув» (вода от сглаза). По своему составу в минеральной воде находится большое количество -лечебно йодо - бромные воды, от многих болезней помогает излечится наша вода, но особенно от болезней желудочно - кишечного тракта, гастриты, печени и т.д. Но самое главное она лечит от сглаза, так считалось в нашем селе издавна. Каждая хозяйка обязательно хранила такую воду дома, с этой водой купали детей когда они болели, обрызгивали ею во время свадьбы, когда болела скотина и т.д До сих пор наши сельчане , и с других окрестностях едут сюда люди , часто с семьей чтобы окунуться в этой воде, берут воду с собой домой. Мая бабушка рассказывала, что раньше только девушки могли набирать эту воду в сосуд. Прежде чем набрать брали с собой не большое количество зерна пшеницы и бросали по дороге к гез -сув,набрав воду из источника не разрешалось кувшин по дороге ставить на землю, считалось что таким образом люди задабривают природу, благодарят ее. А после исцеления обязательно раздавалось саадака, благодарили Аллаха за свое исцеление. Люди нашего села бережно относятся к этому источнику минеральной воды, своими усилиями сделали резервуар для воды, очищают от ила и посторонней грязи воду, построили купальню с комнатой отдыха, подвели дорогу.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаФото32.Дорога к Гез-сув.

Приложение 19. Остановка 11. Старые постройки домов.

Село состояло из сотен домов. Связующим звеном была мечеть. На усадьбе располагались жилые и хозяйственные постройки, обносившиеся забором с массивными деревянными воротами. Жилища строились из саманного кирпича (глина с примесью соломой) на каменном фундаменте и покрывались соломой. Крыши, как правило, были плоскими. А дома богатых семей строились целиком из камня. Стены внутри и снаружи обмазывались глиной. Такой способ строительства сохранился до наших дней.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Фото33 Фото34

Приложение 19. Остановка 12. Гез- сув

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Фото35 Источник Гез-сув Фото36

Приложение 20. Ванная комната,комната отдыха Гез-сува.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Фото37. Фото38

Приложение 20 Остановка 13. Жангъа(соленая вода)- название лощины гор связанная с сероводородным источником.

Фото39. Лощины гор Жангъа.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 21. Остановка 14. Микрорайон Чокъла(низина) - улица им.Буйнакского. Фото40

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 21 Остановка 15. Алпинишлар
(предгорье здесь раньше пасли скот, по предаю это местность связано с женщиной по имени Алпике, но и сейчас сельчане здесь занимаются выпасом скота). Фото 41.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 22. Остановка 16. Таушан гъол Фото.42.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение 23. Остановка 17. Саванлар (участок под сенокос)
Жители села заготавливали сено на зиму. У кумыков существовал два рода поземельной собственности: общее владение, т. e. земли, принадлежащие целой фамилии, и частное, составляющее собственность одного только лица.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаФото 43.

Приложение 24.
Кумыки один из коренных народов Дагестана, исповедуют ислам суннитского толка, но наряду с исламом у моего народа продолжают сохраняться отголоски и более древних, доисламских религиозных представлений. Можно заметить следы сохранившегося в народных верованиях культа языческих божеств: плодородия, дождя, воды, огня и др. Огонь в представлении кумыков символизировал домашний очаг - основу хозяйства. С этим связан обычай охраны «своего» огня в каждом доме. При постройке нового дома огнь переносился из старого жилища в новое, хотя бы в виде золы. И хорошей хозяйкой считалась та женщина, у которой огонь никогда не погасал. Огнем прославляли и огнем проклинали. Восхваляли словами « пусть в вашем очаге горит огонь жизни и кипит котел счастья», а самым тяжким проклятием у кумыков считаются слова «пусть погаснет огонь в твоем очаге», «пусть зола твоего огня развеется ветром». Огонь играл большую роль в свершении различных обрядов, невесты выходя замуж, брала из дома лампу, который должен был гореть с приходом в дом мужа и этот обряд сохранился до наших дней.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКартинка 1

Приложение 25. Остановка 17. Обряды, фольклор из уст старожилов села. Сохранилось у нас и забота об умерших родственниках. После каждой еды (завтрака, обеда, ужина) семья поименно назвала своих умерших близких родственников, с пожеланиями, чтобы их души были сыты. А каждый четверг мы до сих пор раздоем садака, поминая всех родственников , кто умер и если по каким то причинам мы не смогли раздать хлеб, то бабушка моя говорит вот сегодня Ибрагим наверно у соседей возьмет еду и душа его будет сыта. В таких случаях мама старалась на следующий день обязательно раздать сладости и печенья. Есть также приметы связаны с определенными днями недели. Считалось, например, что у каждого человека есть свой «счастливый» день (ярашгъан гюн), который якобы постоянно приносит удачу в задуманном деле. Моя бабушка говорит, что есть общие для всех «счастливые» дни: понедельник, четверг и пятница. В такие дни принято было кроить и шить новую одежду, начинать носить новую одежду, мыть голову, совершать обряд первого укладывания в люльку новорожденного, отправляться в путь и т. д. Наряду с этими днями есть и «несчастливые» дни. Раньше во вторник (талатгюн) в этот день не совершалось бракосочетание. Из месяцев «несчастливым» считался бош ай (месяц, который идет после месяца рамазана). В этом месяце не принято было начинать ни одно важное дело. Ряд примет имеет связь и с животным миром. По поверью, например, крик совы и вой собаки предвещают смерть. Считалось, что крик петуха на крыльце дома, стрекотанье сороки предвещают приход гостей, возвращение хозяина, какие-нибудь известия. Особенно приветливо встречают прилет ласточек «кьарлыгъач». Ласточка считалась священной птицей. Ласточка имела название «сый-лы къуш». Она могла свить свое гнездо в дома и их никогда не разоряли. Таким образом, наши предки сохраняли свои обряды и поверья, которые дошли и до наших дней.
(Касумовой Аминат 92года)

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина Фото 44. Касумова Аминат

Приложение26. Сценка из школьного спектакля на годекане Фото26.Ученики 8 класса.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Фото27.старейшины на годекане

Годекан - центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода. Здесь решали все важные дела села, обсуждали новости, встречали кунаков.

Приложение26. На главной улице стоит Джума-мечеть с высоким минаретом, у которой раньше обычно решались все важные вопросы сельчан. Эту улицу всегда называли уллуэлчи . Она всегда была немного шире, чем остальные, второстепенные улицы, и застроена лучшими домами.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина Фото28. уллуэлчи .

Приложение27. Остановка 18. Наша мечеть.

Фото29. Фото30.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение28. Остановка 19. Улица им. Братьев Алибековых
(названа в честь трех сыновей Алибековых не вернувших с фронтов ВОвойны) Фото31.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение29. Результат наводнения и человеческой деятельности. Загрязненность окружающей среды и нерациональное природопользование природных ресурсов угрожают жизни людей и здоровью будущих детей. Поэтому мы должны встать на защиту природы. Для этого необходимы усилия всего Башлыкентского сообщества для сохранения в первозданном виде природу наших местностей.

Фото32. Мусорная свалка в старом Башлы. Фото 33.После наводнения.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение30. Фото 34. Экологический десант по очистке территории Хола чанки, водохранилища проводимыми усилием наших учителей и учеников.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение31. Фото 35. Экологический десант

Приложение32. Фото 36. Субботник. Фото 37.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение33. Сохраним культурные объекты. Охрана природы. Фото 37. Субботник. Фото 38.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаКонкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родина

Приложение34. Наше путешествие по любимому краю подошло к концу. Что нового узнали? Что почувствовали? Эта не последнее наше путешествие, так как еще много интересного нам предстоит узнать о своей малой родине. Самое дорогое и великое богатство Дагестана - дружба между народами. Проживая вместе, дагестанцы приобретали общие черты культуры, поведения, обычаи и традиции. Они научились совместно обрабатывать землю, производить продукты животноводства и земледелия. Они создавали искусные изделия из глины, камня, дерева, шерсти, металла. У каждого народа есть свои прославленные аулы. Народы Дагестана никогда не ссорились между собой и никогда не давали себя в обиду. Добрый друг находил в Дагестане мир и добро. Враг получал отпор дружных народов Дагестана.

Конкурсная работа по истории Дагестана на темуМая малая родинаФото 39.Дагестан




3.Заключение

Исследуя тему, мы пришли к выводу, что работа по краеведению - это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать название улиц, гор, долин, предания и поверья, обряды, адаты о жизни моих предков. Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия и культура моего народа. Поэтому надо сохранить историю, так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков. Беречь природу и приумножать ее. История села так много значит для всех нас, кто здесь родился. Ведь правду говорят в народе: кто не знает историю своего родного края, тот не узнает прелести и красоту другого края. Каждый человек должен знать историю своего рода, семьи, села, страны. Здесь мы живем, учимся, трудимся, сохраняем наши традиции, адаты. Многое забывается, наша задача сохранить и передать те знания, которые мы имеем. Мы проводим экологические десанты: чистим прилегающую территорию, убираем опавшую листву, ветки, мусор. Но самое замечательное, мы проложили экологические маршруты и посетили все эти места. Мы гордимся красотами своего края, хотим рассказать о них всем. Вот для чего необходим экологический путеводитель, что бы каждый с гордостью говорил: «Мой край самый красивый, самый уникальный».

4.Литература:

1. Краткий экскурс в историю Башлы

Глава из книги «Башлы: Историко-этнографическое исследование» Аджиев А. М. Устное народное творчество. Махачкала, 2005. С. 276-295.

2 Гаджиева С. Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. М., 1976. С. 321-330.

3.Кумыки. История, культура, традиции / М. С. Атабаев - «Эпоха».

4. « Личные наблюдения»

5. «Интернет - ресурсы»

6.. «История южных кумыков» - У.А. Джабраилова.

7. Из рассказов старожил села - Касумова Аминат.



© 2010-2022