Урок истории. 10 класс

Тема сегодняшнего урока важна тем, что рассматривается сложный и противоречивый период развития государства. Это время формирования новой системы власти, нового права и новой единой культуры. Мы проведём урок – исследование того, как искусство отражало эти исторические процессы. Для этого мы интегрируем  общую тему: «Становление российской государственности» и тему  конкретного урока: «Культура России в XVI – XVII веках». Раскрывать поставленную задачу будем сами, т. к. такого параграфа в учебн... Задачи урока - исследования: 1.     Исследовать произведения искусства XVI – XVII вв. как источник сведений о развитии государственности России. 2.      Учиться видеть историю своей страны через памятники её культуры. 3.      Развивать интерес к истории России, к её культурному прошлому. 4.     Воспитывать в себе уважение к историческому наследию своего Отечества. Познавательный аспект: 1.     Сформировать представление о развитии культуры России XVI – XVII веков в период становления государст...
Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

Отражение в культуре XVI - XVII веков процесса становления российской государственности.



Задачи урока - исследования:

  1. Исследовать произведения искусства XVI - XVII вв. как источник сведений о развитии государственности России.

  2. Учиться видеть историю своей страны через памятники её культуры.

  3. Развивать интерес к истории России, к её культурному прошлому.

  4. Воспитывать в себе уважение к историческому наследию своего Отечества.

Познавательный аспект:

  1. Сформировать представление о развитии культуры России XVI - XVII веков в период становления государственности.

  2. Показать изменения, произошедшие в культурном развитии страны на фоне исторических событий.

Развивающий аспект:

  1. Продолжить формирование монологической образной речи учащихся.

  2. Развивать логическое и аналитическое мышление.

  3. Расширять навыки работы с дополнительными источниками информации.

Воспитательный аспект:

  1. Развивать толерантное отношение к произведениям искусства иных эпох.

  2. Прививать уважительное восприятие чужих мнений и вкусов.

Обеспечение урока:

  1. Компьютер, проектор, экран.

  2. Презентация по теме урока.

  3. Учебник История России 10 класс. А. А. Левандовский. Просвещение. 2014.

  4. Перечень дополнительной литературы по теме урока.





План урока.

Вступительное слово учителя: тема сегодняшнего урока важна тем, что рассматривается сложный и противоречивый период развития государства. Это время формирования новой системы власти, нового права и новой единой культуры. Мы проведём урок - исследование того, как искусство отражало эти исторические процессы.

Для этого мы интегрируем общую тему: «Становление российской государственности» и тему конкретного урока: «Культура России в XVI - XVII веках». Раскрывать поставленную задачу будем сами, т. к. такого параграфа в учебнике нет.

Учащиеся: обсуждают и записывают особенности культурного развития XVI - XVII веков.

Урок истории. 10 класс.

Ученик: даёт характеристику литературных произведений XVI века, комментирует «Домострой», «Степенную книгу» и другие произведения.

Урок истории. 10 класс.Урок истории. 10 класс.

Учащиеся: читают в учебнике отрывок из письма А. Курбского к царю И. Грозному, делают обобщение.

Ученик: характеризует новые жанры XVII века, описывает историческую картину на экране.

Учащиеся: читают отрывок из сатирического произведения «Повесть о шемякинском суде», делают сравнительные выводы.

Ученик: объясняет особенности архитектурных сооружений XVI - XVII веков.

Учащиеся: рассматривают, оценивают, характеризуют сооружения многокупольной и шатровой архитектуры, отображенные на экране.

Урок истории. 10 класс.Урок истории. 10 класс.

Учитель: даёт задание найти и выписать из учебника причины расцвета архитектуры в XVII веке. Учащиеся связывают их с политическими процессами в государстве.

Ученик: рассказывает о школах живописи XVI века.

Учащиеся: описывают икону «Церковь воинствующая», книжные миниатюры и раскрывают художественные приемы, использованные авторами.

Урок истории. 10 класс.

Ученик: объясняет особенности искусства парсуны, значение этого жанра в развитии нового искусства.

Урок истории. 10 класс.Урок истории. 10 класс.

Учитель: мы познакомились с основными произведениями искусства XVI - XVII веков, рассмотрели способы, которыми они отражали процессы в государстве.

Рефлексия:

  1. В каких условиях проходило становление российской государственности?

  2. Как в произведениях искусства это было отражено?

  3. Как изменялась культура страны вместе с ростом и усилением государства?

  4. Какое произведение вы выбрали бы символом XVI века? Символом XVII века? Почему?

Домашнее задание:

  1. §§16, 21.

  2. Темы для исследований:

А). Исторические вызовы Смутного времени.

Б). Кризис средневековых ценностей в культуре России XVII века.

В). Развитие сатирической литературы в России.

3. Опережающее задание: подготовить сообщение об исторических условиях, подготовивших развитие блистательного искусства XVIII века.

© 2010-2022