Конспект по истории В рыцарском замке (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 6 классе.

Тема урока: «В рыцарском замке»

Урок № 11. Дата проведения:

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представление о жизни рыцарского сословия;

- познакомить учащихся с вооружением средневекового рыцаря, с законами рыцарской чести и морали.

Воспитательные:

- способствовать формированию нравственных представлений о разновидности поведения рыцарей на основе кодекса «рыцарской чести»;

- воспитать отрицательное отношение к несправедливой войне.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательной активности учащихся.

Задача для учащихся:

- изучить быт и культуру рыцарского сословия.

Оборудование урока:

Учебник для 6 класса «История средних веков» Агибалова Е.В., Донской М.Г., рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М.Донского, комплект рыцарских доспехов, проектор, компьютер, презентация по теме: «В рыцарском замке».

Основные понятия:

замок, рыцарь, турнир, герб, герольды, девиз, кодекс рыцарской чести.

Ход урока.

I. Организационный момент. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Учитель отмечает отсутствующих.

II. Изучение нового материала.

План - конспект изучения нового материала.

  1. Замок рыцаря.

  2. Снаряжение рыцаря.

  3. Развлечения рыцарей.

  4. «Позор и срам мне страшны - не кончина».

На доске записаны: дата, новые понятия: замок, рыцарь, турнир, герб, герольды, девиз, кодекс рыцарской чести.

Полны чудес сказания давно минувших дней:

Про громкие деяния былых богатырей,

про их пиры, забавы, несчастье,

горе и распри их кровавые услышите вы вскоре. (Слайд №1.)

Прочитав эпиграф к уроку, учитель задает учащимся наводящие вопросы для того, чтобы вместе сформулировать тему урока.

Вопросы для учащихся:

1. Кого на Руси называли богатырями?

2. Как по-другому могли называть богатырей в Средневековье?

3. О ком сегодня у нас на уроке пойдет речь?

Учитель обобщает и конкретизирует ответы учащихся, называет тему урока, записывая ее на доске, а учащиеся в тетрадях. Далее учитель указывает цели и задачи урока. (Слайд №2,3.)

Переход к изучению нового материала.

Рассказ учителя: В переводе с немецкого слово «рыцарь» означает «всадник». Первоначально так называли небогатых конных воинов. Со временем рыцарями стали именовать всех сеньоров, поскольку их главной обязанностью было несение конной военной службы. Постепенно слово «рыцарь» стало символизировать почетное звание сеньора.

Работа с новыми терминами. (Далее Р/Т) Учитель дает более конкретное определение понятия «рыцарь» для записи учащимися в словарик. Домом рыцаря и одновременно его крепостью являлся замок.

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие вот по этому замку. Учитель выводит (Слайд №4)

Р/Т: Рыцарь - конный тяжеловооруженный воин.

Замок - жилище феодала и его крепость.

Изучение нового материала.

1. Изучение первого пункта плана будет проходить в форме рассказа учителя и демонстрации слайдов.

Рассказ учителя: Начиная с VIII в. для защиты от набегов норманнов и венгров стали строить замки. С начала замки строили из дерева. Главную башню возводили на высокой земляной насыпи. (Слайд №5.) Позже замки стали строить из камня. Мощные стены и хорошо укрепленные башни служили надежной защитой от врагов (Слайд №6.). Замки возводили на холме или высокой скале, окруженной рвом с водой (Слайд №7.). Через ров прокладывали подъемный мост, на ночь и при приближении врага, мост поднимали на цепях (Слайд №8.).

Для осады замков использовали машины под названием катапульта (Слайд №9.). Воины защищали замок от врагов, на головы атакующих они сбрасывали тяжелые камни и выливали горячую воду или смолу (Слайд №10.). Если укрепления были захвачены, то феодал со своими воинами и слугами мог укрыться в самой высокой в самой высокой башне - донжон. (Слайд №11.) На случай захвата башни в толще стены были сделана винтовая лестница, по ней хозяин замка мог спуститься в спасительный подземный ход.

2. Изучение второго пункта плана будет проходить в форме самостоятельной работы учащихся с учебником.

Задание для учащихся:

1. прочитать подпункт параграфа «Снаряжение рыцаря» стр. 92-93

2. рассмотреть рисунок на стр. 93

Беседа по прочитанному.

1. Что представляло собой вооружение рыцаря?

2. Мог ли бедный человек стать рыцарем?

3. Нужна ли была специальная подготовка для того, чтобы стать рыцарем?

4. Перечислите рыцарские доспехи (учитель вызывает одного ученика к доске, на рисунке он показывает доспехи, называет их)

По окончании и беседы, учитель задает вопрос учащимся: «Очень часто рыцаря называли маленькой подвижной крепостью. Как вы думаете почему?» Далее обращает внимание на то, что воспитание рыцаря было своеобразным.

Физминутка.

Работа с документом. Один учащийся зачитывает документ стр. 93 учебника.

Беседа по прочитанному.

1. Сколько этапов должен был пройти человек, претендующий на звание рыцаря?

2. Как происходил процесс посвящения в рыцари?

Далее учащиеся выполняют задание 3 стр. 36 рабочей тетради, после выполнения проверить.

3. Изучение данного пункта плана проходить в форме рассказа учителя и работы учащихся с учебником, словарем и тетрадью.

Задание для учащихся:

1. найти на стр. 94 любимые развлечения рыцаря.

Учащиеся перечисляют занятия и вместе с учителем составляют схему «Любимые развлечения рыцаря»

Любимые развлечения рыцаря

| | |

Охота Пиры Турниры

Далее учитель дает определение понятия турнир, учащиеся записывают его в словарик.

Р/Т: Турнир - военные состязания рыцарей в силе и ловкости.

Затем, учащиеся вслух по цепочке читают описание турнира в учебнике стр. 94-95. Далее учитель отмечает, что каждый рыцарь имел свой герб, девиз, дает определения понятий для записи в словарик.

Р/Т: Герб - отличительный знак рода.

Девиз - краткое изречение, объяснявшее смысл герба.

Герольды - специальные глашатаи, читавшие герб как книгу.

4. Изучение первого пункта плана будет проходить в форме рассказа учителя и работы учащихся с учебником.

Рассказ учителя: Для рыцарей существовали особые правила поведения, составлявшие кодекс рыцарской чести. (Обратить внимание учащихся на стр. 96, зачитать правила, входившие в кодекс рыцарской чести).

Р/Т: Кодекс рыцарской чести - особые правила поведения для рыцарей.

Какие правила поведения, входившие в кодекс рыцарской чести, вам нравятся, а какие нет?

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы для закрепления:

1.Что представлял собой замок рыцаря?

2. Где чаще всего строили замки?

3. Что представляло собой вооружение рыцаря?

4. Укажите развлечения рыцарей.

5. Что такое турнир? Для чего их проводили?

IV. Итог урока.

IV. Д/З. Параграф 11, вопросы 1-2 к параграфу устно.

Выполнить задания 1,2,4 в рабочей тетради.



© 2010-2022