Разработка урока по истории на тему Светский и духовный мир Средневековья

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Светский и духовный мир Средневековья»

Тип урока: урок анализа и синтеза

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока изученной учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала и его связь с другими предметами

Образовательная цель: обобщить знания учащихся, рассмотреть самые приоритетные темы в средневековом искусстве, архитектуре, музыке, литературе

Развивающая цель: продолжить обучение интеллектуальным приемам познавательной деятельности; навыки самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности, умение работать в группе, систематизация знаний, оформление выводов. Способствовать формированию образного восприятия через прослушивание светской средневековой музыки (средневековые барды воспевающие любовь к Прекрасной Даме) и музыки православных молитв (Григорианские песнопения), умение сравнивать средневековые стили в архитектуре и их описывать

Воспитательная цель: воспитывать любовь к искусству, литературе, музыке, прекрасному, возвышенному

Здоровьесберегающая:создать на уроке ситуацию развития духовно-нравственных качеств личности.

Терминология: витраж, фреска, эпос, трубадуры, труверы, миннезингеры, менестрели, ваганты, портал, григорианское песнопение, многоголосое церковное песнопение, сенквенции, романский стиль, готический стиль, архитектура.

Персоналии: Данте Алигьери, Франсуа Вийон, Боккаччо, Беда Достопочтенный, Адам Бременский, Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский , Бернар Клервоский, Роджер Бекон, Фома Аквинский

Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором, экран, репродукции картин, презентация, практические работы учащихся, оформленные в тетради на печатной основе Е.В.Агибалова, видеоряд, фонотека.

Использованная литература :

- серия видео хрестоматий ООО «Мир знаний»

- мультимедиа пособие «Средние века» ООО «Мир знаний»

- «Ожившая история. Средние века» ООО «Мир знаний»

- Уроки всемирной истории - Средние века - Разработчик ООО «Кирилл и Мефодий», 2005год.

Организация практической работы: данный урок рассчитан на 1 академический час. Класс делится на 4 группы и получает за 1 неделю до урока домашнее задание в форме проблемных задач. Учитель предлагает теоретический материал, текстовую информацию, фотодокументы, диски. Таким образом, дети самостоятельно планируют свои ответы, находят проблему, изучают дополнительную информацию.

Проблемные задания для домашнего изучения и анализа.

1 Доказать или опровергнуть мнение, что в основе Средневековой литературы лежали только религиозные взгляда.

2 Постараться разделить Средневековое общество на два мира и доказать, что оба общества имели свои определенные цели. Подсказкой послужит загадка «По каким лестницам невозможно было подняться в средние века?»

3 Доказать или опровергнуть теорию, что под страхом перед инквизицией образование не развивалось в средние века.

4 Как изменялись архитектурные стили Средневековья? Какие элементы декора использовали в оформлении храмов? Какая музыка звучала в соборах и церквях Западной Европы?

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Рефлексия.

  1. Вводное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня на уроке мы постараемся окунуться в средневековый мир и понять, что чувствовал человек и как он жил в это нелегкое время, которое многие называют «темным временем». Тема урока «Светский и духовный мир Средневековья».

Эпиграфом к уроку я выбрала слова неизвестного историка «Средние века- темные века. Время упадка культуры» данный эпиграф станет нашим проблемным заданием на уроке. Согласимся с мнением историка? Или может быть докажем, что историк был не прав? Все доказательства оформим на доске.

( доска заранее 1 группой детей делится на 2 части, по ходу урока на ней появляются изменения в виде приклеенных табличек с выводами и доказательствами.)

III. Проверка выполнения домашнего задания. Анализ и синтез изученного материала

Работа групп над проблемными заданиями, оформление доски.

Учитель задает вопросы, показывает иллюстративный ряд по вопросам и оформляет доску.

Проблемное задание 1 группы.

Постараться разделить Средневековое общество на два мира и доказать, что оба общества имели свои определенные цели. Подсказкой послужит загадка «По каким лестницам невозможно было подняться в средние века?» (по феодальной и по церковной)

Ребята, вы разделили доску на 2 части, это 2 мира Средневековья духовный и светский расскажите о них. (ответы детей в группе.)

Вопросы учителя после ответов.

Вопросы к феодальной лестнице.

- какая группа людей не входила в феодальную лестницу?

- какие повинности несли крестьяне в пользу феодала?

- что такое барщина? Оброк?

- кто такие вассалы, приведите пример по схеме.

- кто такие сеньоры, приведите пример по схеме.

- вспомните средневековую поговорку про вассалов .( Вассал моего вассала не мой вассал) как вы ее понимаете?

Вопросы к церковной лестнице.

- что такое ересь?

- кто такие еретики?

- против чего выступали еретики?

- что такое инквизиция?

- какие источники богатства церкви вам известны?

- что такое схизма, и в каком году она произошла?

Вывод первой группы.

Ребята можно ли разделить Средневековый мир на эти два мира? Группа справилась со своим заданием и на доске появляется результат их работы в форме схем.

Вид доски после работа 1 группы.Светский и

мир

Духовный

Средневековья

Феодальная лестница

Церковная лестница

Проблемное задание 2 группы.

Доказать или опровергнуть, что в основе Средневековой литературы лежали только религиозные взгляда. (ответы содержащие доказательства)

Вопросы учителя после ответов по проблеме.

- что такое эпос?

- какие эпические произведения Средневековья вам известны? Какие вы изучали на уроках литературы?

- что за тема лежит в основе средневековых произведений?

- что такое куртуазная литература?

- как называли средневековых «певцов любви»?

- назовите имена известных вам средневековых поэтов.

- кто из поэтов того времени мог создать следующий текст:

Я кочующий школяр…

На меня судьбина

Свой обрушила удар,

Что твоя дубина.

Не для суетной тщеты,

Не для развлеченья-

Из-за горькой нищеты

Бросил я ученье.

- какие сатирические произведения средних веков вам известны?

Дети зачитывают наизусть отрывок « Роман о лисе».

-какую русскую народную сказку вам напоминает этот сюжет?

( Волк и лиса)

- назовите последнего великого поэта Средневековья. (Данте Алигьери)

Дети рассказывают о поэте и его великом произведении.

( приложение 1)

Слова учителя: В 12 веке начался расцвет городской литературы. Горожане любили короткие стихи и басни. Их героями были ловкий хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. С городской литературой связывают стихи вагантов.

Ваганты-школяры, студенты, бродячие кочевавшие по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей.

Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон (14 век ) музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.

Трубадуры- поэты певцы, во Франции, в Провансе.

- Ребята, вспомните, как называли людей развлекавших общество в раннее Средневековье? Правильно - Жонглеры.

- Чем же жонглеры отличались от трубадуров?

- Во первых трубадуры были людьми образованными и не оставались безымянными. Воображением средневековых поэтов был создан образ идеального рыцаря - смелого, великодушного, справедливого. В стихах воспевалось теперь не только верность сеньору, щедрость, благородство - рыцарь должен был быть изящным, вежливым, привлекательным.

В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, МАДОННЕ («моей госпоже»), в которой воспевалось поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. В рыцарской поэзии проявлялся интерес к душевным переживаниям, утверждались духовные и земные радости. Поэзия создавалась на родном языке. Поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы. Рыцарь поклоняется Прекрасной Даме.

В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами и миннезингерами. В эти же столетия возникли стихи рыцарские романы и повести. Они стремились создать образ идеального рыцаря - честного и благочестивого воина Христова. «Великое счастье умереть в Боге, но счастливее тот, кто умирает за Бога!»,- говорили про них. Трубадуры, труверы, миннезингеры - так в разных странах назывались поэты рыцарских времен, посвятившие себя воспеванию прекрасных дам и подвигов благородных воинов. Без них невозможно представить себе жизнь средневекового общества.

Вывод второй группы: Ребята, развивались ли литература в Средние века? О чем были произведения? Только ли религиозные взгляды лежали в основе произведений? Что описывалось в светской литературе?Разработка урока по истории на тему Светский и духовный мир СредневековьяРазработка урока по истории на тему Светский и духовный мир Средневековья

Ребята, трубадуры , труверы, миннезингеры, менестрели, ваганты не только сочиняли, но и пели свои произведения, используя различные музыкальные инструменты.

Музыкальный ряд:

Прослушивание «рыцарский романс о любви» на испанском языке.

В какую колонку мы отнесем такую музыку ? ( Светская жизнь)

Проблемное задание 3 группы.

Доказать или опровергнуть теорию, что под страхом инквизиции образование не развивалось в средние века. (ответы содержащие доказательства)

Вопросы учителя после ответов по проблеме.

- что из себя представлял средневековый университет?

- что такое диспуты?

- что такое схоластика?

- что вы знаете о корпорациях? Можно ли назвать корпорацией университет?

- как к схоластам относилась церковь?Разработка урока по истории на тему Светский и духовный мир Средневековья

- что вам известно о монастырских школах?

- могли ли университеты повлиять на общий подъем культуры, появлению светской интеллигенции, образованного чиновничества?

- какие известные университеты того времени вы вспомните? Кто в них обучался?

Вывод третьей группы:

Развивалось ли образование в средние века? Мешала ли церковь этому развитию? Как изменился мир в конце Средневековья?

Видеоряд: клип про университет в Равенне.

Проблемное задание 4 группы.

Как изменялись архитектурные стили Средневековья ?

Ребята, в истории средневековой художественной культуры Западной и Центральной Европы принято выделять 3 этапа:

1 дороманский (середина 5-10 в.в.)

2 романский ( 11-12 в.в.)

3 готический (конец 12 -14 в.в.)

Мне бы хотелось, чтобы 4 группа рассказала нам подробно о романском и готическом стилях. ( Приложение 2)

Ответы детей сопровождаются показами слайдов и оформлением таблицы в тетрадях на печатной основе.

С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.Романский храм 11-12 века (описания детей)

Готический храм 12-15 века

-массивное здание с гладкими монолитными стенами

- высокими башнями (донжон)

-лаконичным декором

-всюду повторяются очертания

полукруглой арки на сводах,

оконных проемах, входах в храм

-романские храмы напоминают замки

- скромно украшены внутри

- на капителях колонн, окнах и проемах дверей изображались кентавры, химеры и др. мифические существа.

- центральная фреска «Сцена страшного суда», другие фрески Христос во славе, Даниил во рву львином и т. д. являлись «Библией для неграмотных»Разработка урока по истории на тему Светский и духовный мир Средневековья


- здания на вид легкие, воздушные

-высокие и крутые скаты крыш

- впечатление стремительного полета ввысь

- соединительные стрельчатые арки на сводах окон, окна большие , больше света, пространства

-богатый внутренний декор

- более гибкие, вытянутые фигуры

- передается живой облик людей, под складками одежды видны очертания форм тела

- главной фигурой в храме было изображение Христа Распятого олицетворение очищение души через страдания и милосердие

- витражи создают особый колорит храмам готического стиля.Разработка урока по истории на тему Светский и духовный мир Средневековья

Видеоряд по выбору учителя из видеотеки

Вопросы 4 группе детей

- что такое фреска?

- что такое витражи?

- почему церковное искусство называлось «Библией для неграмотных»

- что такое портал? На какие мысли наводила церковь людей?

- что изменилось в современном мире?

- какие памятники романского стиля вам известны? Готического?

Ребята, я сейчас вам зачитаю Песнь Пресвятой Богородице по церковно-славянски:

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты а женах и благославен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших»

Подумайте, какой иконописный сюжет соответствует этой молитве. Как изображалась Богородица на средневековых фресках.

Храмовую службу невозможно представить без музыки. Стиль католических литургических песнопений сложился уже к 7 веку, под руководством папы Григория 1 Великого были созданы одноголосные молитвы, получившие позже название «Григорианский хорал». Со временем был утвержден круг молитв входящих в мессу( богослужение) послушаем один номер мессы:

Музыкальный ряд Прослушивание «Англец Божий».

Но уже к 10 веку в храмовой музыке возникли новые мелодии - секвенции, импровизационные вставки, появилось хоровое песнопение многоголосое.

Музыкальный ряд Прослушивание сенквенции «День Гнева» - 13 век

Эту тему использовали многие русские композиторы, в том числе и С.В.Рахманинов, Д.Д.Шостакович.

Вывод 4 группы детей:

Храмы, соборы, ратуши строили так, чтобы их можно было увидеть всем и отовсюду. Ритм колоколов, церковные службы, фрески, витражи, скульптуры служили образцом в будни и праздники.

- ребята развивалась ли музыка в средние века?

Правильно музыка была как светская, так и духовная.

  1. Подведение итогов урока

Посмотрите на доску, это все наши сегодняшние доказательстваСветский и

мир

Духовный

Средневековья

Феодальная лестницаЛитература

Трубадуры

Труверы

Миннезингеры

менестрели

Ваганты

Рыцарские романы о любви

Франсуа Вийон, Боккаччо, Данте

Образование в

Пьер Абеляр- схоласт

Ансельм Кентерберийский

Бернар Клервоский

Роджер Бекон

Архитектура и

Ратуши, часовни

Готический и романский стиль

(иллюстративный ряд)

Музыка

Трубадуры

Труверы

Миннезингеры

менестрели

Ваганты

(фонотека)

Церковная лестница

Средневековья

Беда Достопочтенный- монах «Церковные истории народа англов»

Адам Бременский « Крещение скандинавского народа»

Летописные писания монахов.

средние века

Монастырские школы

Фома Аквинский «Сумма богословий» ученик монастырской школы….

скульптура

храмы, соборы, церкви

Готический и романский стиль

(иллюстративный ряд)

Григорианское песнопение

Многоголосое церковное песнопение

Сенквенции

(фонотека)

Общий вывод детей к уроку заключает мысль, что развивалась литература, образование, архитектура, скульптура, искусство, живопись, музыка.

Вернемся к проблемному заданию нашего урока

Эпиграф «Средние века- темные века. Время упадка культуры» Согласимся с мнением историка? (нет) Вы доказали, что историк был не прав. Все доказательства оформили на доске. Молодцы!

V Выставление оценок

Д.З. напишите сочинение эссе на тему «Мое Средневековье»

Приложение 1

Данте Алигьери (1265-1321)- родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу. В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях он пишет в маленькой книге «Новая жизнь».

Данте активно участвовал в политической жизни родного города, принадлежал к группе горожан противников церкви. И мы еще раз становимся свидетелями того, что в конце средневековья борьба между городскими, светскими жителями и духовенством усиливается. Около 20 лет он скитался по городам Италии, много страдал, тосковал по родине и умер в Равенне. В изгнании написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией» потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы

Потомки назвали его поэму «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположенного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария - огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположено чистилище, а на плоской ее вершине - земной рай.

В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада - сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют политические распри. Данте беседует с праведниками в раю и наконец созерцает Богоматерь и Бога.

Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам казалось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный земной мир, с его противоречиями и страстями. Поэма написана на итальянском языке: поэт хотел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.

При желании дети могут зачитать отрывок из поэмы.

Из «Божественной комедии» Данте

Недвижим стал шерстистый лик ужасный

У лодочника сумрачной реки,

Но вкруг очей змеился пламень красный.

Нагие души, слабы и легки,

Вняв приговор, не знающий изъятья,

Стуча зубами, бледны от тоски,

Выкрикивали Господу проклятья,

Хулили род людской, и день, и час,

И край, и семя своего зачатья.

Потом, рыдая, двинулись зараз

К реке, чьи волны, в муках безутешных,

Увидят все, в ком божий страх угас.

А бес Харон сзывает стаю грешных,

Вращая взор, как уголья в золе,

И гонит их, и бьет веслом неспешных.

Как листья сыплются в осенней мгле,

За строем строй, и ясень оголенный

Свои одежды видит на земле, -

Так сев Адама, на беду рожденный,

Кидался вниз, один, за ним другой,

Подобно птице, в сети приманенной.

И вот плывут над темной глубиной;

Но не успели кончить переправы,

Как новый сонм собрался над рекой.

(Перевод М. Лозинского)

Приложение 2

Архитектура. С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.

Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI-XII веков называют романскими (от «Рома» - Рим).

Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглых арокна сводах, оконных проемах. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.

Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению, к сосредоточенной молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого - башня, завершавшаяся пирамидой.

С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических.

Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.

Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш высокие башни колоколен - все создает впечатление стремительного порыва ввысь.

Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нем не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представления на религиозные темы, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров: каменщиков, столяров, скульпторов, стекольщиков, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.

Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нем напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники. Скульптура и живопись. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы. Церковное искусство должно было служить «Библией для неграмотных» - изображать сцены, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и устрашать муками ада.

Уже в романском стиле видны выработанные Средневековьем приемы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был, главный вход храма украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обозначали границы двух миров - грешного, земного и священного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.

На капителях колонн, окнах и дверях изображались кентавры, химеры и другие сказочные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества - сказок, басен, песен.

В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряженной внутренней жизни.

В готических статуях, в их гибких, вытянутых фигурах особенно живо передан облик людей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения.






Аспектный анализ урока истории в 7 классе

Предмет урока в VII классе: интеграция истории, музыки, изобразительного искусства, литературы.

Тема урока: « Светский и духовный мир Средневековья»

Тип урока: урок анализа и синтеза

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Исходной идеей урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. Исходя из современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Образовательный аспект связан с расширением объема знаний учащихся в средневековом искусстве, архитектуре, музыке, литературе,

развивающий - со структурным усложнением усваиваемого содержания, привития навыков самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности, умения работать в группе, систематизация знаний, оформление выводов, способствует формированию образного восприятия через прослушивание светской средневековой музыки (средневековые барды воспевающие любовь к Прекрасной Даме) и музыки православных молитв (Григорианские песнопения), умение сравнивать средневековые стили в архитектуре и их описывать, воспитательный- с воспитанием любви к искусству, литературе, музыке, прекрасному, возвышенному.

Общей функцией урока учитель выделил целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.


Дидактические задачи соответствуют отобранному содержанию

Выявлена высокая результативность решения дидактической задачи урока.

Учителем заранее было запланировано выполнение домашнего задания в группах по проблемным вопросам, что явилось эффективным показателем мотивации , школьники самостоятельно сформулировали основную задачу урока. Для актуализации знаний учащихся урок начинается с постановки проблемного вопроса , который являлся и эпиграфом к уроку.

В процессе изучения нового материала учащиеся правильно отвечали на вопросы фронтального опроса, справились с самостоятельной работой, в конце урока подвели итоги

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.

Учитель умело вовлекает учеников в работу при объяснении (закреплении, контроле) материала, используя задания, вопросы, иллюстрации учебника. Учитель предлагает теоретический материал, текстовую информацию, фотодокументы, диски. Таким образом, дети самостоятельно планируют свои ответы, находят проблему, изучают дополнительную информацию. Учителем подготовлены наглядные пособия и ТСО(презентация),классная доска разделена на 2 части , что позволяет проводить линию сравнения между светским и духовным миром средневековья, по ходу урока и исследования учащихся материал на доске пополняется схемами и таблицами.

Методы обучения

Методы обучения способствуют решению основной триединой образовательной цели.

Использовались объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного обучения, проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские методы.

Соблюдались как внутрипредметные связи так и осуществлялись межпредметные связи, обеспечивая активную познавательную деятельность.

Изучение материала проводиться не на основе монолога учителя, а на основе активных и интерактивных стратегий: бесед, дискуссий, диспутов, исследований; в процессе урока наблюдается активность детей, желание задавать и отвечать на вопросы, самостоятельно находить решения. Используется музыкальный ряд прослушивание «Англец Божий» прослеживается сравнение на доске.

Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей уч-ся, дети читали стихи, слушали музыку, описывали средневековые храмы, сравнивали архитектурные стили.

Формы обучения

Сочетание на уроке нескольких форм обучения

Учитель осуществлял развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы.

На уроке осуществлялось чередование разных видов деятельности уч-ся Формы обучения использованные учителем : фронтальная, групповая, индивидуальная соответствовали решению основной дидактической задачи урока. На уроке учитель пользовался серией видеохрестоматий мультимедиа пособием «Средние века» ООО «Мир знаний»

- Уроки всемирной истории - Средние века - Разработчик ООО «Кирилл и Мефодий», что было целесообразно задачам урока.

Результативность урока

Основные дидактические задачи урока были достигнуты.

Учащиеся соотносят результат своей деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание, подводят итоги совместной деятельности. В конце урока отвечают на проблемный вопрос урока, делают выводы.

Практическая направленность урока

Вопросы, предлагаемые школьникам имели практическую направленность

Учащиеся безошибочно воспроизводят факты, владеют терминологией предмета и умело применяют их в практической деятельности

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Дети показали высокий уровень самостоятельности при решении дидактической задачи урока. Характер самостоятельной учебной деятельности больше репродуктивный .

При организации самостоятельной работы учитель и наиболее подготовленные ученики оказывают индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам

Структура урока

Структура урока соответствовала основной дидактической задаче и целевому назначению

Учащиеся хорошо вооружены глубокими и осознанными знаниями, урок направлен на процесс всестороннего развития личности. Эффективно воздействует на умственное развитие учеников. Воспитывает волевые качества, мотивов и опыта поведения. Формирует нравственные основы личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.

Санитарно-гигиенические требования

Температурный режим, оснащенность, соответствие классной мебели росту детей, чередование видов деятельности, динамические паузы

Кабинет хорошо проветрен, достаточно света и тепла; учебная деятельность сменяется динамическими паузами.

Современный урок должен быть продуктивным. Учитель и ученик - это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя - направлять, контролировать. "Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины".



© 2010-2022