- Преподавателю
- История
- Конспект урока по краеведению Развитие капиталистических мануфактур на Севере
Конспект урока по краеведению Развитие капиталистических мануфактур на Севере
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Раздобурдина Т.В. |
Дата | 20.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по краеведению:
«Развитие капиталистических мануфактур на Севере»
8 класс.
Цели: 1. Показать особенности развития капиталистической промышленности на Севере и
процесс формирования пролетариата в пореформенный период.
-
Работать над пониманием исторических терминов: государственные и удельные крестьяне, государственные, крестьянские и купеческие мануфактуры.
-
Развитие познавательных интересов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цели: закрепить предпосылки развития капитализма, рассмотреть развитие мануфактур на Севере, выяснить положение северного крестьянства
II. Закрепление темы «Предпосылки развития капитализма в промышленности. Опрос учащихся.
Опрос у доски:
-
Экономические (технические) предпосылки развития капитализма.
III. Объяснение нового материала.
Актуализация темы.
Учитель:
Тема урока: «Развитие капиталистических мануфактур на Севере»
Что бы вы хотели узнать, изучая эту тему? Давайте составим план:
Что способствовало созданию мануфактур.
Кто работал на мануфактурах.
Какие мануфактуры были на Севере.
В каких отраслях они появились.
-
Социальные предпосылки развития капитализма на Севере.
Развитие капиталистических отношений в крестьянском хозяйстве.
Учитель: Вспомните, какой категории крестьян не было на Севере? Почему?
( крепостных)
На севере были государственные и удельные крестьяне.
Послушаем сообщение ученика и составим таблицу сравнения положения государственных и удельных крестьян на Севере.Чем государственные крестьяне отличались от крепостных?
( самостоятельные, распоряжались участком земли, могли продавать, дробить, закладывать)
Широкое распространение получила крестьянская земельная аренда - издольщина. За пользование землей крестьяне платили ½ собранного урожая. Назывались издольщики или половники. В нашем музее есть данные о половниках в Песчанице. Положение половников было очень тяжелое, так как они не освобождались от денежного оброка и государственной барщины.
Вывод: феодальные поборы разоряли государственную деревню.
Крестьяне вынуждены арендовать землю у богатых односельчан, часть их превращалась в наемных работников. Это было социальной предпосылкой развития капитализма.
-
Развитие мануфактур на Севере.
Учитель: Объясните, что такое мануфактура? Вспомним из Новой истории, какие типы мануфактур были в Западной Европе?
(ответы учеников)
Учитель: Давайте рассмотрим вопрос о возникновении мануфактур в Архангельской губернии.
Большинство крестьян Архангельской губернии страдало от малоземелья, с крохотных участков нельзя прокормится. Поэтому занимались ремеслами и промыслами.
-Какие ремесла развиты на Севере?
Сообщение ученика с презентацией о развитии промыслов на Севере
Учитель: Какие промыслы развиты?
ПРОМЫСЛЫ:
- лесопильный - льняной - пеньковый
- салотопный - смолокуренный - кожевенный
Многие малоземельные и безземельные крестьяне отправлялись в отхожие промыслы.
Из Песчаницы уходили плотниками, конопатчиками, кормщиками.
В январе 1769 года Архангельской губернской канцелярией выдано свыше 2 тысяч паспортов отходникам Двинского уезда (показать сумку отходника из школьного музея).
-
Назовите промыслы? Почему крестьяне стали заниматься промыслами ? (ответы учеников)
-
Назовите условия, необходимые для возникновения мануфактур? (ответы учеников)
Учитель: Давайте рассмотрим пути возникновения мануфактур на Севере.
ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАНУФАКТУР
Зажиточные крестьяне (скупщики) снабжали крестьян сырьем, а за работу (изготовление холста) крестьянам платили небольшое вознаграждение. Крестьяне Архангельской округи покупали сырье (лен) и у купцов, пряли пряжу, ткали холст разных сортов и продавали обратно купцам. Купцы с помощью наемных рабочих отбеливали холст, подвергали окончательной обработке и продавали с большой выгодой для себя.
МАНУФАКТУРЫ:
1.частные (крестьянские и купеческие)
2. государственные
Учитель: Назовите пути возникновения крестьянских и купеческих мануфактур? (Ответы учеников)
Учитель: Государственные мануфактуры были в лесопильной и судостроительной отраслях.
-
Вспомните, когда Петр I приезжал на Север (1693, 1694, 1702). Цели приезда на Север?
(Создание торгового флота, 1702 г.- строительство Новодвинской крепости, готовность к защите Архангельска от шведов))
-
Презентация ученика: Соломбальская судостроительная мануфактура.
В 18 веке начинается расцвет этой мануфактуры:
-
5 - 6 тысяч рабочих
-
С ней связано возникновение целого ряда предприятий: лесопильных, канатных, парусных, железоделательных и других.
-
Существовало широкое разделение труда на судоверфи, лес заготовляли лесорубы, сплавщики сплавляли по реке.
-
Лес шел на место стоянки и сортировки по Северной Двине около Уймы,
затем на лесопилки Моисеева острова, на Ширшинский завод с лесопильнями.
-
Из лесопилок продукция шла для построек кораблей в Соломбалу.
-
На верфи трудились целые династии замечательных мастеров дела: судостроители, лесопильщики, литейщики, токари, кузнецы и т.д.
Однако Соломбальская судоверфь не выдержала конкуренции с частными предприятиями, так как труд крестьян был принудительный, поэтому в 1862 году была закрыта.
Проблемный вопрос ученикам: Докажите, что на Соломбальской судоферфи было разделение труда?
-
Сколько наемных рабочих работало на мануфактуре ?
Большинство предприятий в Архангельске были мелкие - 10 - 15 человек. К концу 18 века - 219 предприятий, из них 21 крупное.
Каковы условия труда на мануфактурах:
-
12-18 часов в день, тяжелый безрадостный труд, оплата низкая,
поэтому шли неохотно, чтобы только не умереть с голоду.
Например: архангелогородцы не хотели отдавать своих детей на прядильную и полотняную фабрики.
В начале 19 века начинает упадок экономики края, к середине 19 века по уровню промышленности Архангельская губерния находится на30 месте.Царское правительство не было заинтересованно в развитии местного края.Только после отмены крепостного края развитие капитализма на Севере пошло быстрее.
- Назовите условия труда были на мануфактурах? Как их можно оценить?
IV. Закрепление.
Подумайте и запишите, какие вопросы можно задать по закреплению изученного материала? (по очереди задают вопросы друг другу)
-
Назовите пути возникновения мануфактур?
-
Что такое издольщина?
-
Кто такие половники?
-
Назовите виды мануфактур на Севере?
-
Что можете сказать о размерах предприятий на Севере?
-
В каких отраслях появились мануфактуры?
-
Назовите причины отставания Архангельской губернии в пореформенный период? и т.д.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: написать эссе: путешествие в Метлинскую волость Сольвычегодского уезда. ( по материалам предыдущих уроков).
Литература:
1. Наш край в истории СССР : [Учеб. пособие по истории родного края для учащихся 7 - 8-х кл. Арханг. обл. / А. А. Куратов, Г. Г. Фруменков, Ю. К. Новожилов и др.], 223 с. ил. 21 см., 3-е изд., доп. и перераб Архангельск Сев.-Зап. кн. изд-во 1979.
2. Поморская энциклопедия : в 5 т. / Адм. Арханг. обл. [и др.] (т. 1-3), Правительство Арханг. обл. [и др.] (т. 4) ; гл. ред. Н. П. Лавёров. - Архангельск, 2001- . - Загл. парал. рус., англ.
Т. 1 : История Архангельского Севера / Помор. гос. ун-т [и др.] ; гл. ред. В. Н. Булатов ; сост. А. А. Куратов. - 2001. - 483 с. : ил., портр., [32] л. ил., карт. - 10 000 экз.