Конспект урока по краеведению Развитие капиталистических мануфактур на Севере

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по краеведению:

«Развитие капиталистических мануфактур на Севере»

8 класс.

Цели: 1. Показать особенности развития капиталистической промышленности на Севере и

процесс формирования пролетариата в пореформенный период.

  1. Работать над пониманием исторических терминов: государственные и удельные крестьяне, государственные, крестьянские и купеческие мануфактуры.

  2. Развитие познавательных интересов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цели: закрепить предпосылки развития капитализма, рассмотреть развитие мануфактур на Севере, выяснить положение северного крестьянства

II. Закрепление темы «Предпосылки развития капитализма в промышленности. Опрос учащихся.

Опрос у доски:

  1. Экономические (технические) предпосылки развития капитализма.

III. Объяснение нового материала.

Актуализация темы.

Учитель:

Тема урока: «Развитие капиталистических мануфактур на Севере»

Что бы вы хотели узнать, изучая эту тему? Давайте составим план:

Что способствовало созданию мануфактур.

Кто работал на мануфактурах.

Какие мануфактуры были на Севере.

В каких отраслях они появились.


  1. Социальные предпосылки развития капитализма на Севере.

Развитие капиталистических отношений в крестьянском хозяйстве.

Учитель: Вспомните, какой категории крестьян не было на Севере? Почему?

( крепостных)

На севере были государственные и удельные крестьяне.

Послушаем сообщение ученика и составим таблицу сравнения положения государственных и удельных крестьян на Севере.Чем государственные крестьяне отличались от крепостных?

( самостоятельные, распоряжались участком земли, могли продавать, дробить, закладывать)

Широкое распространение получила крестьянская земельная аренда - издольщина. За пользование землей крестьяне платили ½ собранного урожая. Назывались издольщики или половники. В нашем музее есть данные о половниках в Песчанице. Положение половников было очень тяжелое, так как они не освобождались от денежного оброка и государственной барщины.

Вывод: феодальные поборы разоряли государственную деревню.

Крестьяне вынуждены арендовать землю у богатых односельчан, часть их превращалась в наемных работников. Это было социальной предпосылкой развития капитализма.


  1. Развитие мануфактур на Севере.

Учитель: Объясните, что такое мануфактура? Вспомним из Новой истории, какие типы мануфактур были в Западной Европе?

(ответы учеников)

Учитель: Давайте рассмотрим вопрос о возникновении мануфактур в Архангельской губернии.

Большинство крестьян Архангельской губернии страдало от малоземелья, с крохотных участков нельзя прокормится. Поэтому занимались ремеслами и промыслами.

-Какие ремесла развиты на Севере?

Сообщение ученика с презентацией о развитии промыслов на Севере

Учитель: Какие промыслы развиты?

ПРОМЫСЛЫ:

- лесопильный - льняной - пеньковый

- салотопный - смолокуренный - кожевенный

Многие малоземельные и безземельные крестьяне отправлялись в отхожие промыслы.

Из Песчаницы уходили плотниками, конопатчиками, кормщиками.

В январе 1769 года Архангельской губернской канцелярией выдано свыше 2 тысяч паспортов отходникам Двинского уезда (показать сумку отходника из школьного музея).

  • Назовите промыслы? Почему крестьяне стали заниматься промыслами ? (ответы учеников)

  • Назовите условия, необходимые для возникновения мануфактур? (ответы учеников)

Учитель: Давайте рассмотрим пути возникновения мануфактур на Севере.

ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАНУФАКТУР

Зажиточные крестьяне (скупщики) снабжали крестьян сырьем, а за работу (изготовление холста) крестьянам платили небольшое вознаграждение. Крестьяне Архангельской округи покупали сырье (лен) и у купцов, пряли пряжу, ткали холст разных сортов и продавали обратно купцам. Купцы с помощью наемных рабочих отбеливали холст, подвергали окончательной обработке и продавали с большой выгодой для себя.

МАНУФАКТУРЫ:

1.частные (крестьянские и купеческие)

2. государственные

Учитель: Назовите пути возникновения крестьянских и купеческих мануфактур? (Ответы учеников)

Учитель: Государственные мануфактуры были в лесопильной и судостроительной отраслях.

  • Вспомните, когда Петр I приезжал на Север (1693, 1694, 1702). Цели приезда на Север?

(Создание торгового флота, 1702 г.- строительство Новодвинской крепости, готовность к защите Архангельска от шведов))

  1. Презентация ученика: Соломбальская судостроительная мануфактура.

В 18 веке начинается расцвет этой мануфактуры:

  • 5 - 6 тысяч рабочих

  • С ней связано возникновение целого ряда предприятий: лесопильных, канатных, парусных, железоделательных и других.

  • Существовало широкое разделение труда на судоверфи, лес заготовляли лесорубы, сплавщики сплавляли по реке.

  • Лес шел на место стоянки и сортировки по Северной Двине около Уймы,

затем на лесопилки Моисеева острова, на Ширшинский завод с лесопильнями.

  • Из лесопилок продукция шла для построек кораблей в Соломбалу.

  • На верфи трудились целые династии замечательных мастеров дела: судостроители, лесопильщики, литейщики, токари, кузнецы и т.д.

Однако Соломбальская судоверфь не выдержала конкуренции с частными предприятиями, так как труд крестьян был принудительный, поэтому в 1862 году была закрыта.

Проблемный вопрос ученикам: Докажите, что на Соломбальской судоферфи было разделение труда?

  • Сколько наемных рабочих работало на мануфактуре ?

Большинство предприятий в Архангельске были мелкие - 10 - 15 человек. К концу 18 века - 219 предприятий, из них 21 крупное.

Каковы условия труда на мануфактурах:

  • 12-18 часов в день, тяжелый безрадостный труд, оплата низкая,

поэтому шли неохотно, чтобы только не умереть с голоду.

Например: архангелогородцы не хотели отдавать своих детей на прядильную и полотняную фабрики.

В начале 19 века начинает упадок экономики края, к середине 19 века по уровню промышленности Архангельская губерния находится на30 месте.Царское правительство не было заинтересованно в развитии местного края.Только после отмены крепостного края развитие капитализма на Севере пошло быстрее.

- Назовите условия труда были на мануфактурах? Как их можно оценить?

IV. Закрепление.

Подумайте и запишите, какие вопросы можно задать по закреплению изученного материала? (по очереди задают вопросы друг другу)

  • Назовите пути возникновения мануфактур?

  • Что такое издольщина?

  • Кто такие половники?

  • Назовите виды мануфактур на Севере?

  • Что можете сказать о размерах предприятий на Севере?

  • В каких отраслях появились мануфактуры?

  • Назовите причины отставания Архангельской губернии в пореформенный период? и т.д.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: написать эссе: путешествие в Метлинскую волость Сольвычегодского уезда. ( по материалам предыдущих уроков).

Литература:

1. Наш край в истории СССР : [Учеб. пособие по истории родного края для учащихся 7 - 8-х кл. Арханг. обл. / А. А. Куратов, Г. Г. Фруменков, Ю. К. Новожилов и др.], 223 с. ил. 21 см., 3-е изд., доп. и перераб Архангельск Сев.-Зап. кн. изд-во 1979.

2. Поморская энциклопедия : в 5 т. / Адм. Арханг. обл. [и др.] (т. 1-3), Правительство Арханг. обл. [и др.] (т. 4) ; гл. ред. Н. П. Лавёров. - Архангельск, 2001- . - Загл. парал. рус., англ.
Т. 1 : История Архангельского Севера / Помор. гос. ун-т [и др.] ; гл. ред. В. Н. Булатов ; сост. А. А. Куратов. - 2001. - 483 с. : ил., портр., [32] л. ил., карт. - 10 000 экз.

© 2010-2022