Конспект по историй на тему Жилищ кочевника

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:

Урок №

Тема: Жилищ кочевника.

Цель урока: научится определять строение юрты о его устройстве убранстве, правилах поведения, правила обращения с предметами домашнего обихода. рассаживания.

Задачи:

• Обучающая: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, приспособленного к кочевому образу жизни; сравнить с другими национальными жилищами народов.
• Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища - юрты; воспитание уважения к культуре других народов.
• Развивающая: расширять интеллектуальный кругозор; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний .

Структура урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельная работа, групповая работа, использование метод «Карусель»,метод «Станции» .
Оборудование: слайдовые презентации, таблицы , материал о юрте.

План урока: Время

  1. Вводно-мотивационный этап 5 мин

  2. Этап актуализации прежних знаний Используя метод «Карусель» 7 мин

  3. Информационно-операционный этап метода «Станции» 20мин

  4. Под этап концептуализации 5 мин

  5. Рефлексивно-оценочный этап 5 мин

  6. Домашнее задание 3 мин

Структурные элементы урока по изучению нового материала

  1. 5 минут Вводно-мотивационный этап

Использую стихотворение для целипологания.

В VII веке китайский поэт Во Цзюй-и написал стихотворение "Белая юрта", фрагмент которого приведем:

Буря не оторвет ____ от земли,
Проливные дожди не просочатся в нее,
Нет углов в ней, кругло поставленной,
Так тепло, когда уснешь, лежа в ней .

Учитель: О чем идет речь в стихотворении?(юрте) А как вы себе представляете жилище кочевника? Каким оно должно быть? Так что мы будем сегодня изучать с вами? Правильно жилище кочевника -юрту. Что вы хотите о нем узнать?

2. Этап актуализации прежних знаний

Учитель : теперь люди стали вести кочевой образ жизни возникла необходимость в новом передвижном жилище. А как вы себе представляете жилище кочевника?

(5 минут) Используя метод «Карусель» учащимся раздается кластер, записываем свои ассоциации к жилище кочевника.

Учащиеся записывают свои ассоциации, потом обмениваемся кластерами и дописываем, что считаем нужным. Работа в группе индивидуально.

Потом от каждой группы на усмотрение учителя по одному участнику отвечают что они отметили на кластере.

3. Информационно-операционный этап

Учитель:А как вы себе представляете жилище кочевника? Каким оно должно быть? Сейчас мы это узнаем при помощи метода «Станции» станции расположены по всему нашему кабинету. Я попрошу вас встать и индивидуально ознакомится с содержанием каждой станции.

Учащиеся встают и самостоятельно работают.

Материал для станций разбит по теме урока.

Станция№1 Составные части юрты.

Войлочная юрта разборная и состоит из определенного количества стандартных деревянных частей, образующих ее каркас, и кусков войлока, составляющих ее покрытие. Размеры юрты определялись количеством хана (решетчатых звеньев) стандартного размера (от 4 до 12 хана). Юрта из 4-х хана была самой маленькой, предназначалась для бедняков. Самая большая юрта,состояла из 12 решеток-хана, ставилась нойонами и или богачами. Наиболее распространенной была юрта из 6-8 решеток.

Рассмотрим, из чего состоит юрта. Прежде всего, состоит из раздвижной решетки, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленных в местах пересечения. При сборке юрты решетки устанавливают в определенном порядке от двери на лево (т.е. на запад, так как дверь обращена на юг).

Скажем несколько слов о дверной коробке. Она имеет порог, верхний брус и два боковых косяка: западный и восточный. Дверная рама закрывалась куском войлока, который верхним концом был привязан к палкам крыши. Когда нужно было открывать дверь, войлок просто откидывали наверх.

Дымовой круг, расположенный в куполе юрты, делается обычно из ели. Он представляет собой обод, с внутренней стороны которого сделаны отверстия или углубления для вставки острых концов палок крыши. Круг имеет крестовину из прутьев (по три прута параллельно), поставленную куполообразно. Ее назначение - удерживать кошомную покрышку, которой закрывают дымовое отверстие от дождя и снега.

При установке юрты ее обязательно связывают веревками из конского волоса в виде широкой ленты.

Мебель располагалась по кругу у решетчатых стен в определенном порядке. Направо от входа помещались деревянные полки или шкаф для кухонной посуды, за которым стоял деревянный шкафчик-аптара, а к нему примыкала деревянная кровать хозяев юрты. Между этими предметами имелось небольшое пространство. Здесь на верхних концах решетки юрты висело изображение духа покровителя. За изголовьем кровати, вдоль стен по кругу устанавливались деревянные шкафчики. Между изголовьем постели и этими шкафчиками оставалось маленькое пространство, здесь висело ружье с принадлежностями к нему, ножи и др. мужские вещи. За ним по кругу лежали кожаные сумины с различным содержанием. Меблировка завершалась деревянной вешалкой из ствола дерева с сучками, на которую, вешали узды, арканы, седло и т.п. Здесь же стояли сосуды для заквашивания молока. У самой двери оставалось небольшое свободное место, куда помещался в холодное время родившийся молодняк скота.

В правой стороне юрты у стены должна быть кровать хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. На этой же стороне, ближе к двери, должен стоять улгуур - большой деревянный шкаф для посуды, а в самой северной части юрты у стены, тувинцы, как правило, складывают несколько деревянных сундуков - аптара, где хранятся самые дорогие вещи. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.

Считалось скверным и грешным, если женщина садилась на то место в юрте, где должны сидеть мужчины Место для высоких гостей находилось за очагом у аптара, между кроватью и домашним алтарем. Перед алтарем сидеть никому не разрешалось. Ламы садились у аптара, находящегося по левую сторону от домашнего алтаря. Ниже, и «против солнца», располагались гости мужского пола по кругу в зависимости от общественного положения и возраста.

Юрту условно делили на четную и нечетную стороны.

От двери кругом, по часовой стрелке, до почетного места юрты - нечетной стороной юрты. А от почетного места юрты по часовой стрелке до двери, называется четной стороной юрты.

Нельзя входить в юрту внезапно или незаметно. Посторонний человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком, особенно хорошо вычистить подошвы, если там грязь или снег, и только после этого входить в юрту. После обмена приветствиями он садится. Того же, кто стоит в юрте и не садится, называют человеком в деревянных штанах. Если в гости пожаловал почетный или пожилой человек, то молодые люди открывают ему дверь юрты.

Станция№2 Традиционные правила рассаживания людей в юрте

По обычаю любого человека, зашедшего в юрту, принимают как почетного гостья. Не принято сразу же спрашивать его имя.

Если в юрту входит пожилой человек или чиновник, хозяин вежливо приглашает его со словами:

- Добро пожаловать! Проходите на почетное место, располагайтесь на коврике!

Если пришел знакомый или молодой человек, то хозяин юрты тоже вежливо обращается:

- Проходите, проходите.

Если в юрту пришел подросток ему говорят:

- Проходи по-быстрому.

В правой стороне юрты у стены должна быть кровать хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. На этой же стороне, ближе к двери, должен стоять большой деревянный шкаф для посуды, а в самой северной части юрты у стены, тувинцы, как правило, складывают несколько деревянных сундуков, где хранятся самые дорогие вещи. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.

Считалось скверным и грешным, если женщина садилась на то место в юрте, где должны сидеть мужчины. Если мужчина садился на место хозяйки, то это считалось унижением. Запрещалось сидеть и стоять на пороге юрты.

Седло красит спину лошади, прямое сиденье красит стан человека (пословица).

Порядок сидения у тувинцев существовал с давних времен. Наши предки точно определяли человека по тому, как он сидит - важный чиновник или простой человек.

Сидеть, скрестив ноги. Когда в юрту приходили пожилые или почетные люди, для них стелили специальные коврики, чтобы они сидели на них. Так встречали и принимали своих гостей зажиточные араты, люди небольшого достатка для гостей стелили обработанную шкуру овцы, козы, тельца и даже косули. Крупные чиновники, начальники, ламы, почетные и пожилые люди сидели, скрестив ноги. Но старинному обычаю тувинцев простым людям нельзя сидеть, скрестив ноги. Для того, чтобы сидеть, скрестив ноги, нужно сначала сесть на коврик или на мягкую шкурку, потом скрестить ноги перед собой. При скрещивании левая нога должна быть внизу, а правая - над ней.

Посадка на одном колене, выставив другое вперед.

Так сидели в юрте те люди обоего пола, которые хорошо знали народный обычай и свято соблюдали его. Мужчина кладет правую ногу на землю или пол и садится на нее, а ступню левой ноги - плотно ставит на землю. Так может сидеть парень в полушубке или куртке, а если он одет в длинную шубу или халат, то нужно подоткнуть полы. Девушки и женщины при такой посадке закрывают ноги подолом своих халатов. Даже в тувинских сказках говорится, что женщинам не положено открывать подол одежды.

Сидеть, опустившись на колени. Так сидеть в юрте у тувинцев было издревле строго запрещено. Можно присесть.на колени где-нибудь, например, в безлюдной степи. Но это редкий случай. На коленях сидят следующим образом: оба колена упираются в землю, при этом человек садится на заднюю часть голени. В древней Туве на колени сажали преступников и били их по спине шерстобитными прутьями, т. е. совершали один из видов экзекуции.

Посадка преклонив колени. . Таким способом садятся при совершении молитвенного поклонения. В юрте запрещено садиться таким образом. Колени преклоняют только во время религиозных церемоний и обрядов, а также «простолюдины, перед власть имущими очень высокого ранга. В связи с этим родители объясняли детям с раннего возраста, как можно и как нельзя сидеть в юрте и в местах, где совершаются различного рода общественные мероприятия.

Нельзя сидеть, вытянув ноги.. Ни гостям, ни хозяевам нельзя садиться, вытянув ноги вперед, особенно в сторону очага. Садиться так в людных местах запрещалось всем, независимо от возраста. Говорили, что так сидят только лодыри.

Не положено сидеть с расставленными ногами. Когда человек сидит, развернув левую ногу в левую сторону, а правую - в правую сторону, это называется сидеть с расставленными ногами. Категорически запрещалось так сидеть, где бы то ни было. Говорили, что так сидят только самые бесстыжие люди.

Нельзя сидеть, скрестив ноги. Если человек сидит, положив бедро одной ноги на бедро другой, значит, он сидит, скрестив ноги. Говорили, что сидящий таким образом станет сиротой.

Станция№3 Правила поведения в юрте в присутствии посторонних

Наши предки говорили: когда в юрте присутствуют знакомые или незнакомые люди, дети не должны баловаться, кричать. Если они будут кричать при посторонних, их постигнет проклятие покойных родственников.

Нельзя скрипеть зубами. Если дети скрипят зубами в юрте, то этим они навлекают на себя гнев бабушки.

Нельзя свистеть в юрте. Если свистеть в юрте, то тут же набегут черти.

Нельзя щелкать нёбом в юрте, а то может разразиться голод.

Нельзя плевать в огонь очага. Если будешь плевать, то разгневается бог огня.

Нельзя бегать в юрте. Если дети будут бегать в юрте, то возникнет лишняя длинная поездка.

Девочкам родители строго говорят: "Не допускайте неприличного поведения!"

Нельзя громко отрыгивать в юрте. Если в юрте отрыгнуть, то счастье покинет эту юрту.

Нельзя громко зевать. Если в юрте громко будут зевать, то обнаружится скверное нутро.

В юрте нельзя облизываться и глотать свою слюну, иначе это плохо отразится на добром имени отца.

Нельзя в юрте показывать язык. Если кто-то в юрте показывает язык, то это к слезам матери.

Вывод: к поведению в юрте нужно относиться серьезно, и соблюдать элементарные правила поведения и этикета. Юрта, это святое место для человека живущего в ней.

Правила обращения с предметами домашнего обихода в присутствии постороннего человека в юрте (рассказывает учащийся)

У наших предков были особые правила обращения с вещами в присутствии постороннего человека в юрте. Например, нельзя оставлять ножницы не сложенными - будут скандалы из-за пустяков.

Нельзя класть ведро дном вверх. Ведро для тувинца - посуда счастья. Если так класть ведро, то вся семья разорится.

Нельзя шуметь щипцами очага, в противном случае будет сплетня между женщинами.

Нельзя вытаскивать нож из ножен, в противном случае, т. е. если оставить нож не вложенным в ножны, ночью придет черт и, превратившись в волос, залезет в ножны.

Нельзя обмениваться наперстками. Если девушка обменяется наперстком со своей подругой, то суженый покинет ее.

Всегда нужно быть подпоясанным. Если мужчина или женщина будет ходить в халате без пояса, то идол киргизского шамана выест спину не подпоясанного.

Давайте подведем итог: человек должен быть собранным, аккуратным и постоянно следить за собой.

Станция№4 Порядок уважительного ухаживания за гостем .

Гость, который приходит каждый день, уронит уважение к себе (поговорка).

У древних казахов была традиция гостевания. Такого взаимного гостевания друг у друга требовал обычай постоянного укрепления родственных отношений. Было принято ездить друг к другу в гости через три года, шесть и девять лет. Молодые ездили в гости к пожилым родственникам отца или матери, что означает продолжение и закрепление родственных связей между родственниками по крови.

Могут приехать к родственникам в гости: один человек, муж с женой, женщина с сыном или дочерью, мужчина с сыном или дочкой.

Есть 4 вида гостевания. При каждом из них преследовались определенные цели.

Во-первых, свекор и свекровь отправляют невестку через год после свадьбы к ее родителям и близким родственникам в гости. Девушка, как правило, приезжает в гости с мужем. Родители и родственники дарят им скот и другое имущество. Таким образом, молодая семья становится богаче.

Во-вторых, ездят в гости для того, чтобы навестить уважаемого родственника с целью узнать, как он живет, и самим показаться ему на глаза.

В-третьих, посещают какого-то зажиточного родственника, чтобы попросить у него что-либо. Например, просят у него кошму для юрты, когда собираются выдать свою дочь. Просили также что-то из скота и т.д.

В-четвертых, ездят к пожилым родственникам, живущим где-то вдалеке, чтобы показать им дочь или сына, которых те еще не видели.

Кто собирается съездить в гости к родственникам или близким знакомым, тот должен приготовиться по мере своих возможностей.

Гость, который приехал к родственникам, может находиться у них от суток до трех дней.

4. Под этап концептуализации

Учитель: Теперь садимся по местам в течении 5 минут обсуждаем в группах все что вы себе записали путешествуя по станциям. Работа в группах.

1.От одной группы выступает учащийся.

2.Другие группы задают вопросы.

3Выступающие задают вопросы адресуя их представителям другой группы.

5. Рефлексивно-оценочный этап

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Конспект по историй на тему Жилищ кочевника

  1. Рефлексия деятельности

Конспект по историй на тему Жилищ кочевника

  1. Рефлексия содержания учебного материала

Конспект по историй на тему Жилищ кочевника

6. Домашнее задание

1. Составить синквейн со словом «юрта»
1. Существительное. Юрта
2. 2 прилагательных. Легкая, переносная
3. 3 глагола. Защищает, обогревает, кочует
4. Фраза. Юрта переносное жилище кочевого народа.
5. Слово дом

2.Составить кроссворд на тему «Юрта традиционное жилище кочевников"

3.Заполни таблицу.

Что означает для кочевника юрта?

юрта





© 2010-2022