Рабочая программа по истории 5-9 классы

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения \

Сроки реализации программы: 2014-2019 год (5-9 классы)

Рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов разработана на основе:

- федеральных образовательных стандартов;

- примерной программы основного общего образования по истории

- авторских программ по Всеобщей истории и Истории России

В основу программы заложено два курса: «История России» и «Всеобщая история»

В рамках курса «Истории России» программа разработана применительно к учебной программе: «История России» 6-9 классы

Линия учебно-методических комплектов Под ред. Р.Ш. Ганелина

Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. и др. История России 6 класс

Баранов П.А. и др. История России 7 класс

Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России 8 класс

Измозик В.С. и др. История России 9 класс

М.: Вентана-Граф, 2013. - (ФГОС. Алгоритм успеха).

Относительно курса «Всеобщая история» программа ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории: «Всеобщая история» 5-9 классы

Линия учебно-методических комплектов Под ред. В.С. Мясникова

Майков. А.Н. История. 5 класс

Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В. История Древнего мира 5 класс -

Искровская Л.В., Фёдоров С.Е., Гурьянова Ю.В. История Средних веков 6 класс

Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история 7 класс

Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история 8 класс

Хейфец В.Л., Хейфец Л.С., Северинов К.М. Всеобщая история 9 класс

В программе не прописан региональный компонент, так как он реализуется в 5-9 классах в рамках отдельного курса «История и культура Саратовского края».

М.: Вентана-Граф, 2013. - (ФГОС. Алгоритм успеха).

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Актуальность программы

При составлении рабочей программы был учтён федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания образования курса истории. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Наше время характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этни- ческой, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Рабочая программа состоит из: Пояснительной записке, общей характеристике учебного предмета, курса (на ступень), описание места учебного предмета, курса в учебном плане (на ступень), личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса, содержания учебного курса, тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности (на класс),описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.





II. Общая характеристика программы курса истории в 5-9 классах.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

-эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

-формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

-образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

-история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе

обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Изучение курса истории в 5-9 классах основывается на проблемно- хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.

-личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность е могут быть исследованы вне временных рамок;

-принцип объективности,основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

-принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.





III. Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 385 учебных часов, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю. История России - 6-9 классах в объеме 200 часов. «Всеобщая история»- 185 часов


Классы

Всего часов

Разделы рабочей программы



История России

Всеобщая история

V класс

70 ч

История Древнего мира

VI класс

70ч

История России (с древности до XV в.) - 40 ч.

История Средних веков - 30ч

VII класс

70ч

История России (XVI- ХVIII вв.) - 44 ч

История Нового времени (XVI- XVIII вв.) - 26 ч

VIII класс

70ч

История России (XIXв.) - 46 ч

История Нового времени (XIX- начало ХХ вв.) -24 ч.

IX класс

105ч

Новейшая и современная история России - 70 ч

Новейшая и современная история - 35 ч





IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты:

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обобщать выводы и др.), использовать современные источники информации, в том числе и материалы на электронных носителях;

  • Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • Активное применения знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной среде и социуме.

Предметные результаты:

  • Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • Способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.



V. Содержание учебного курса « Всеобщая история»

История 5 класс -70 часов

История. Введение 5 класс 1 0 часов

Что изучает история . Источники знаний о прошлом Измерение времени . Историческая карта . Археология - помощница историков Наука о народах и наука о прошлом Знать своих предков - знать историю Географические названия - свидетели прошлого О прошлом рассказывают гербы Знамя и флаг сопровождают историю Из истории гимнов Как работать с учебными материалами по истории

История Древнего мира 5 класс 60 часов

Раздел I Первобытный мир 4 часа
Возникновение человека
Появление современного человека
Зарождение искусства и религиозных верований
Человечество на пути к новому обществу
Раздел II Древний Восток Образование государства в долине Нила. Религиозные верования в Древнем Египте . Правитель Древнего Египта
Подданные фараона
Повседневная жизнь древних египтян . Культура Древнего Египта Шумер и Аккад Древний Вавилон
Ассирийская держава. Финикия . Древняя Палестина. Древняя Персия. Древняя Инди. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии . Древний Китай
Раздел III Древняя Греция
Природа Греции и занятия древних греков . Древнейшие государства Греции: Крит и Микены Верования древних греков «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел Греческий полис - город-государство. Великая греческая колонизация. Законодатели в жизни Афин Спарта. Борьба греков за свою свободу Греческий полис и его жители Развитие демократии при Перикле. Олимпийские игры Повседневная жизнь древних греков Греческая наука Архитектура и скульптура Греции
Рождение театра. Театральные Греция и Македония в IV веке до н. э . Он хотел завоевать весь мир. Александрия Египетская
Раздел IV Древний Рим. Древняя Италия и начало города Рима .Рим в эпоху царей . Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев . Завоевание Римом Италии Армия Древнего Рима . Рим и Карфаге . Завоевания Рима на . Государственное устройство Римской республик. Римское общество: его нравы и обычаи
Повседневная жизнь римского общества . Рабство в Риме
Начало гражданских войн в Риме . Гай Юлий Цезарь Октавиан Август и рождение Римской империи Императоры Рима I-II веков «Вечный город» . Культура Римской империи Возникновение христианства Римская империя в III-V веках

История Средних веков 6 класс 30 часов

Раздел I Средневековый мир в V-XI веках - 13 часов
Глава 1. Рождение средневековой Европы
Древние германцы
Варварские королевства
Глава 2. Западная Европа в V-XI веках . Груд средневекового человека . Распространение христианства. Средневековая картина мира Империя Карла Великого Крестьяне и феодалы Феодальная раздробленность
Франция и Германия Викинги. Образование новых европейских государств Культура Западной Европы
Глава 3. Византия и славяне
Византийская империя. Образование славянских государств . Культура Византии и славянских государств
Глава 4. Арабы в VI-XI веках
Аравия в V-VI веках
Зарождение и распространение ислама . Культура исламских стран
Раздел II Средневековый мир в XII-XV веках 12 часов
Глава 5. Средневековое общество Европы Европа XII-XV веков: природа и человек, труд крестьян и ремесленников Рыцарство Город и горожане
Глава 6. Развитие европейских государств в XII-XV веках Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы. Англия Франция. Столетняя война . Священная Римская империя. Итальянские города-государства Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста Византия и Юго-Восточная Европа в XII-XV веках . Государства Центральной Европы
Глава 7. Культура средневекового мира в XII-XV веках Наука, образование, литература Расцвет средневекового искусства Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV веков
Раздел III Государства и народы Азии, Африки и Америки в эпоху Средневековья 3 часа
Держава Сельджуков и образование Османской империи . Империя Чингисхана и держава Тимура . Китай, Япония, Индия
Государства и народы Африки и Америки

Повторение 2 часа

История Нового времени 7 класс - 26 часов Глава 1 Переход от Средневековья к Новому времени 5 час.
.Великие географические открытия . Возникновение колониальных империй. Последствия Великих географических открытий . Итальянское Возрождение . Возрождение в других странах Западной Европы . Итальянские войны Реформация в Германии .Реформация в других странах Европы. Католическая реформация
Глава 2 Западная Европа и Северная Америка во второй половине XVI - первой половине XVII в 5 час Золотой век Испании Война за независимость Нидерландов. Расцвет и упадок Голландской республики . Англия под властью Тюдоров . Франция в эпоху Ренессанса и гугенотских войн
Международные отношения в конце XVI - начале XVII в. Тридцатилетняя война
Глава 3 Западная Европа в середине XVII - начале XVIII в 4 часа Франция во времена кардиналов и «короля-солнце» Англия в эпоху революционных потрясений. Реставрация Стюартов и «Славная революция» в Англии
Международные отношения второй половины XVII - начала XVIII в
Глава 4 Западная Европа и Северная Америка во второй половине XVIII в 5 часов
Рождение Великобритании Британские колонии в Северной Америке
Война за независимость и образование США. Эпоха Просвещения во Франции
Международные отношения XVIII в
Глава 5 Европа в эпоху Великой французской революции 4 ЧАСА
Начало Великой французской революции . Великая французская революция: от монархии к республике . Якобинская диктатура и режим Директории Великая французская революция и Европа
Глава 6 Страны Востока 3 часа
Османская империя и Персия в XVT-XVIII вв Индия в XVI-XVIII вв 279. Страны Дальнего Востока в XVI-XVIII вв

Новая история зарубежных стран XIX - начало XX 8 класс - 24 часа

Глава 1 Европейские страны в первой половине XIX века - 14 часов

Европа в эпоху Наполеона Бонапарта.
Франция: от Консульства к Первой империи.
Наполеоновские войны.
Крушение наполеоновской империи.
Европа после Венского конгресса.
Основные направления общественной мысли XIX в.
Великобритания в первой половине XIX в.
Франция: от реставрации Бурбонов ко Второй республике.
Германский союз, Пруссия, Австрийская империя.
Международные отношения в 1815-1856 гг.
Европа во второй половине XIX - начале XX в.
Вторая империя во Франции 1852-1870 гг.
Италия и Германия: создание объединённых государств.
Международное рабочее движение.
Восточный кризис в международных отношениях последней трети XIX в.
Австро-Венгрия.
Второй рейх в Германии.
Третья республика во Франции.
Британская империя: викторианская Англия.
Доминионы Британской империи.
Глава 2 Американский континент в XIX в 3 часа
США в период от Войны за независимость до Гражданской войны.
США в последней трети XIX - начале XX в.
Страны Латинской Америки.
Глава 3 Страны Востока в XIX - начале XX в. 3 часа
Упадок Османской империи.
Британская Индия.
Страны Дальнего Востока.
Глава 4 Развитие науки и культуры в XIX - начале XX в. 2 часа
Развитие науки и техники.
Литература и искусство.
Глава 5 Первая мировая война. 2 часа
Международные отношения в последней четверти XIX - начале XX в.
Первая мировая война

Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI вв 9 класс -35 часов

Глава 1 Последствия Первой мировой войны 4 часа
Мир после Первой мировой войны. Последствия устройства мирв
Революционный подъём в Европе и Азии.
Глава 2 Страны мира в межвоенный период (1919-1939 гг.). 10 часов
Италия в период фашистской диктатуры Муссолини.
Германия: от Веймарской республики к Третьему рейху.
США: «Великая депрессия» и «Новый курс» Ф. Рузвельта.
Великобритания: традиции и новизна в политическом курсе страны.
Франция: консолидация левых сил.
Страны Азии на путях модернизации.
Международные отношения в 20 - 30-е гг. XX в.
Наука, техника и культура в 20-30-е гг. XX в.
Глава 3 Вторая мировая война и её отзвуки. 5 часа
Военные действия в 1939-1942 гг.
Ноябрь 1942 - сентябрь 1945 г.: от коренного перелома до окончания войны. Начало «холодной войны».
Глава 4 На пути к многополярному миру (1945-2009). 16 часов

Начало «холодной войны»
США в 1945-1960-е гг.: иллюзии и реальность «великого общества».
США в 1970-2000-е гг.: достижения и просчёты «демократической империи».
Страны Западной Европы в середине 1940-х - 1960-е гг.
Страны Западной Европы в 1970-е гг, - начале XXI в.
Испания, Португалия и Греция: становление демократии.
Страны Восточной Европы (1945-1969 гг.): от становления социализма к первым кризисам. Страны Восточной Европы (1970-2000-е гг.): между прошлым и будущим.
Страны Азии: выбор путей развития.
Страны Азии и Африки: сложный путь независимости.
Страны Латинской Америки: между авторитаризмом и демократией.
Международные отношения во второй половине XX - начале XXI в
Наука, техника и культура во второй половине XX - начале XXI в.

История Россия 6 класс 40 часов

Введение 1 час

Глава I. Народы и государства на территории России (с древнейших времен до середины IX в.) 5 часов Древнейшее население Древнейшие культуры Славянский мир Восточные славяне и их соседи Глава II. Древняя Русь (середина IX - первая терть XII в.) 16 часов . Основание Древнерусского государства Русь становится великой Русь на рубеже X-XI вв. Принятие христианства Расцвет Древнерусского государства Земледельцы и землевладельцы . Города и горожане . Культура. Мир людей Древней Руси
Рождение самостоятельных княжеств. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород . Культура. Мир людей Руси XII - начала XIII в Культурное наследие времен раздробленности. Русь «между двух огней». XIII в Нашествие Батыя на Русь Победы над шведами и крестоносцами Зависимость русских земель от Золотой Орды
Глава IV. Московская Русь (XIV- начало XVI в.) 16 часов Политическая хизнь. Первые шаги на пути объединения русских земель. Московское княжество при Дмитрии Донском
Политика преемников Дмитрия Донского (первая половина XV в.). Объединение русских земель (вторая половина XV - начало XVI в.). Московская Русь - единое государство ..Жизнь и деятельность различных слоев общества. Люди Московской Руси. Быт наших предков в XIV - начале XVI в Культурное наследие Московской Руси Особенности развития культуры Московской Руси

Повторение 2 часа

История Россия 7 класс 44 часа

Раздел 1. Российское государство в XVI - XVIII веке 15 часов Василий III и начало правления Ивана IV Внутренняя политика Ивана IV
Внешняя политика в 50-80-е годы XVI века . Мир людей XVI века
Культура в XVI веке . Страна накануне XVII века Смутное время Конец Смутного времени
Страна после Смуты . Власть и общество в XVII веке
Новое и старое в хозяйстве России XVII века
Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича
Культура России в XVII веке
Раздел 2 Российская империяв XVIII века 27 часов Россия при Петре Начало правления Петра I Северная война Первые шаги преобразований Экономические реформы в стране . Государственное управление и общество при Петре I . Культура во времена правления Петра I . Мир человека в первой четверти XVIII века . Россия после Петра. 1725-1740 годы От Елизаветы Петровны до Екатерины II. 1741-1761 годы . Культура России в 30-50-х годах XVIII века . Внутренняя политика Екатерины II . Социальная история России во второй половине XVIII столетия . Внешняя политика Екатерины II Экономическое развитие России во второй половине XVIII века . Внутренняя и внешняя политика Павла I
Эпоха Просвещения в России при Екатерине Великой Художественная культура России второй половины XVIII . Мир человека второй половины XVIII столетия

Повторение 2 часа



История России. 8 класс. 46 часов


Раздел 1 Россия в первой половине XIX в 18 часов
Российская империя к началу XIX в
Внутренняя политика Александра I Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.Общественная мысль России в первой четверти XIX в. Декабристы
Внутренняя политика Николая I . Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX в . Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война 70. Экономическое развитие России в первой половине XIX в 8. Сословия России в первой половине XIX в . Национальная политика государства в первой половине XIX в
Российское образование и наука в первой половине XIX в Литература, театр и музыка в первой половине XIX в. Изобразительное искусство и архитектура в первой половине XIX в
Раздел 2 Россия во второй половине XIX в 13 часов
Россия накануне отмены крепостного права Отмена крепостного права в России
Реформы в 60-70-х гг. XIX в Общественное движение в России в 60-70-х гг. XIX в. Внешняя политика России в 60-70-х гг. ХГХ в Внутренняя и внешняя политика Александра III Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в . Экономическое развитие России в 60-90-х гг. ХГХ в . Социальное развитие России во второй половине XIX в . Национальная политика Российской империи во второй половине XIX в. Присоединение Средней Азии Развитие российского образования и науки во второй половине XIX в Развитие русской литературы, музыки и театра Русское изобразительное искусство и архитектура 231
Раздел 3 Россия в конце XIX - начале XX в 13 часов
.Российское государство и общество на пороге XX в. Внутренняя политика России XIX-XX вв Внешняя политика России в конце XIX - начале XX в. Русско-японская война Общественно-политическое развитие России в начале XX в . Первая революция в России (1905-1907 гг.) Россия в 1906-1914 гг. . Россия в Первой мировой войне в 1914-1916 гг. . Культура России в начале XX в

Повторение 2 часа

История России. 9 класс. 70часов

Глава 1. Россия в 1917-1921 гг. 10 часов
Вторая российская революция: новая власть - старые проблемы Октябрьское вооружённое восстание: на пути к Гражданской войне Россия в годы Гражданской войны и интервенции (1918-1922 гг.) 33
Глава 2. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. 12часов
СССР в 1920-е гг.: выбор пути Борьба за власть в партии большевиков . СССР в 1930-е гг.: создание государственного социализма Политическая система 1930-х гг.. Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг. Культура в 1920-1930-е гг.
Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне: 1941-1945 гг. 15часов
Советский Союз накануне Великой Отечественной войны Начало войны Боевые действия 1941-1942 гг. За линией фронта . Советский тыл в годы Великой Отечественной войны От Волги до Днепра Освобождение: 1944-1945 гг.
Глава 4. СССР в 1945 - первой половине 1960-х гг. 10 часов
СССР в послевоенный период: 1945-1953 гг. . Жизнь советских людей в 1946-1953 гг. . Советское государство и общество в 1953-1964 гг. Общественная и духовная жизнь в СССР: период «оттепели» . Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.
Глава 5. СССР в 1964-1991 гг. 10часов
Социально-экономическое развитие СССР . Общественно-политическая и культурная жизнь страны Советская внешняя политика Советское государство и общество в 1985-1991 гг.
Глава 6. Российская Федерация в 1991 г. - начале XXI в. 10 часов
Россия в конце XX Внешняя политика России в конце XX в Россия в начале XXI в.: проблемы и перспективы развития .

Повторение 3 часа







Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «История»

Учебно-методический комплект курса Всеобщая история.

Майков А. Н. История. 5 класс М. «Вентана - Граф» 2013

Андреевская Т. П., Белкин М. В., Ванина Э. В. Под ред. Мясникова В. С. История Древнего мира. 5 класс М. «Вентана - Граф» 2013

Искровская Л. В., Фёдоров С. Е., Гурьянова Ю. В. Под ред. Мясникова В. С. История Средних веков. 6 класс М. «Вентана - Граф» 2013

Носков В. В., Андреевская Т. П. Всеобщая история. 7 класс М. «Вентана - Граф» 2013

Носков В. В., Андреевская Т. П. Всеобщая история. 8 класс М. «Вентана - Граф» 2013

Хейфец В. Л., Хейфец Л. С., Северинов К. М. Под ред. Мясникова В. С. Всеобщая история. 9 класс М. «Вентана - Граф» 2013

Учебно-методический комплект курса История России.

Баранов П. А., Ермолаева Л. К., Лебедева И. М., Шейко Н. Г., Гурьянова Ю. В., Захваткина И. З. Под ред. Ганелина Р. Ш. История России. 6 класс М. «Вентана - Граф» 2013

Баранов П. А., Вовина В. Г., Лебедева И. М., Шейко Н. Г. Под ред. Ганелина Р. Ш. История России. 7 класс М. «Вентана - Граф» 2013

Лазукова Н. Н., Журавлёва О. Н. Под ред. Ганелина Р. Ш. История России. 8 класс М. «Вентана - Граф» 2013

Измозик В. С., Рудник С. Н., Журавлёва О. Н. Под ред. Ганелина Р. Ш. История России. 9 класс М. «Вентана - Граф» 2013

Карты

5 класс

«Древние государства мира», «Рост территории госу­дарств в древности. 3000 г. до н. э. - 200 г. н. э.», «Древ­ний Восток. Египет и Передняя Азия», «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. - III в. н. э.)», «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», «Древняя Греция (V в. до н. э.)», «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.», «Древняя Италия», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Рост Римского государ­ства в III в. до н. э. - II в. н. э.», «Римская республика в HI - I вв. до н. э.», «Римская империя в I - III вв. н. э.», «Римская империя в IV - V вв. Падение Западной Рим­ской империи».

6класс

«Франкское государство в V - середине IX вв.», «Ара­бы в VII-IX вв.», «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.», «Индия и Китай в Средние века», «Западная Европа в XI - начале XIII в.», «Крестовые походы», «Ев­ропа в XIV-XV вв.».

класс

7 класс«Важнейшие географические открытия и колони­альные захваты в XV - середине XVI вв.», «Европа в XVI - первой половине XVII в.», «Война за независи­мость и образование США 1775-1783 гг.», «Франция в период буржуазной революции 1789-1794 гг.», «Европа в 1794-1799 гг.».

8класс

«Наполеоновские войны. Европа в 1799-1815 гг.», «Об­разование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в.», «Европа в 1815-1849 гг.», «Европа в 50- 60-х гг. XIX в.», «Гражданская война в США 1861 - 1865 гг.», «Территориально-политический раздел мира в 1871-1914 гг.».

9класс

«Территориально-политический раздел мира в 1871 - 1914 гг.», «США в конце XIX - начале XX в.», «Первая мировая война 1914-1918 гг.», «Европа после Первой ми­ровой войны. 1918-1923 гг.», «Западная Европа в 1924- 1939 гг.», «Вторая мировая война в Европе», «Вторая ми­ровая война 1939-1945 гг.», «Европа после Второй миро­вой войны», «Крушение колониальной системы», «Поли­тическая карта мира. Мир в начале XXI в.».

Дополнительная литература

Алаев Л. Б. Средневековая Индия / JI. Б. Алаев. - СПб., 2003.

Арзаканян М. Ц. Новейшая история Франции / М. Ц. Арзаканян. - М., 2002.

Бадж У. Древний Египет. Духи, идолы, боги / У. Бадж. - М., 2009.

Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия / Г. М. Бонгард- Левин. - М., 2008.

Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. - М., 2008.

Виллмотт Г. П. Первая мировая война / Г. П. Вил- лмотт. - М., 2010.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре / М. J1. Гаспаров. - М., 2010.

Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуля­ев. - М., 2005.

Диль Ш. Император Юстиниан и Византийская циви­лизация в VI веке / Ш. Диль. - Минск, 2010.

Древний мир. Книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. - М., 2006.

Дюби Ж. Средние века: от Гуго Капета до Жанны дАрк / Ж. Дюби. - М., 2000.

Егер О. История Средних веков / О. Егер. - М., 2007.

История религий / под ред. А. Н. Сахарова. - М., 2007.

Жерне Ж. Древний Китай / Ж. Жерне. - М., 2004.

Зайончковский А. М. Первая мировая война / А. М. Зай- ончковский. - М., 2002.

Кенигсбергер Г. Г. Средневековая Европа: 400-1500 годы / Г. Г. Кенигсбергер. - М., 2001

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. - Екатеринбург, 2000.

Острогорский Г. История Византийского государства / Г. Острогорский. - М., 2011.

Поздняков В. А. Египет. История, культура, традиции, памятники / В. А. Поздняков. - М., 2011.

Ранее Новое время. Книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. - М., 2007.

Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер­геенко. - СПб., 2000.

Сили Дж. Британская империя / Дж. Сили, Дж. Крэмб. - М., 2003.

Смирнов А. Ю. Империя Наполеона III / А. Ю. Смир­нов. - М., 2003.

Смирнов В. П. Франция в XX веке / В. П. Смирнов. - М., 2002.

Соколов Б. Германская империя от Бисмарка до Гит­лера / Б. Соколов. - М., 2006.

Средние века. Книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. - М., 2006.

Стриннголъм А. Походы викингов / А. Стриннгольм. - М., 2007.

Строганов А. И. Латинская Америка. Страницы исто­рии XX века / А. И. Строганов. - М., 2004.

Сэндберг К. Линкольн / К. Сэндберг. - М., 2003. Тораваль И. Исламская цивилизация / И. Тораваль. - М., 2002.

Устинов В. Столетняя война и Войны Роз / В. Усти­нов. - М., 2007.

Уткин А. И. Первая мировая война (любое издание). Фавтъе Р. Капетинги и Франция / Р. Фавтье. - СПб., 2001.

Хорошева А. Малые страны Европы в XX веке / А. Хорошева - М., 2011.

Чубаръян А. О. XX век. Взгляд историка / А. О. Чу- барьян. - М., 2009.

Шайд Дж. Религия римлян / Дж. Шайд. - М., 2006. Шатохина-Мордвинцева Г. А. История Нидерландов / Г. А. Шатохина-Мордвинцева. - М., 2008.

Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории. 1500-1800 / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. - М.,

2003.

Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории. 1800-1913 / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. - М.,

2004.

Электронные обучающие программы

5класс

История Древнего мира. Мультимедийный учебный комплекс. 5 класс (DVD, «1C»),

История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. (DVD, «Просвещение»).

Электронная библиотека «Просвещение». История. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 5 класс (CD, «Просвещение»),

6класс

История Средних веков. Мультимедийный учебный комплекс. 6 класс (CD, «1C»).

История Средних веков. Электронный образователь­ный комплекс. 6 класс (CD, «1C»).

7класс

История Нового времени. Электронное издание для средней школы. 7 класс (CD, «1C»).

Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия: Новая история. Мультимедиапособие для средней школы (CD, «Нью Медиа Дженерейшн»).

8- 9класс

Новейшая история. Компьютерная программа. 9 класс (CD, «Дрофа»),

Новейшая история зарубежных стран. Обучающее по­собие для школьников. 9 класс (CD, «1C»),

Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия: Но­вейшее время. Мультимедиапособие для средней школы (CD, «Нью Медиа Дженерейшн»).

Интернет-ресурсы по курсу «Всеобщая история»

school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

eor.edu.ru/ - официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

shm.ru - официальный сайт Государствен­ного исторического музея.

rsl.ru - официальный сайт Российской го­сударственной библиотеки.

shpl.ru/ - официальный сайт Российской государственной исторической библиотеки.

hist.msu.ru/ER/index.html - сайт элек­тронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

vost/it.info/ - сайт-хранилище исторических источников Средневековья.

historic.ru/ - сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.

arts-museum.ru/ - официальный сайт Го­сударственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

hermitagemuseum.org/html_Ru/index.htmI - официальный сайт Государственного Эрмитажа.

artchive.ru/ - сайт-хранилище живописи худож­ников разных эпох.

history.rin.ru/ - сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии историче­ских деятелей).

w>ww.ellada.spb.ru/ - интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, ли­тература).

ancientrome.ru/ - интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источ­ники, литература).

rulers.narod.ru/ - интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной исто­рии).

his.lseptember.ru/urok/ - электронная копилка методических материалов для учителей истории.

lesson-history.narod.ru/ - сайт учителя истории А. И. Чернова (электронные презентации к урокам исто­рии).


Интернет-ресурсы по истории России (6-9 классы)

arts-museum.ru/ - официальный сайт Госулпр ственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкиim rusmuseum.ru/museum/ - официальный сайт Госу дарственного Русского музея.

tretyakovgallery.ru/ - официальный сайт Госу дарственной Третьяковской галереи.

hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html - офи циальный сайт Государственного Эрмитажа.

gumer.info/ - сайт электронной гуманитарной библиотеки «Гумер».

militera.lib.ru/ - интернет-проект «Военная литера тура» (собрание исторических документов, научных исследо­ваний, мемуаров, имеющих отношение к военной истории).

hist.msu.ru/ER/index.html - сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломо­носова.

istrodina.com/ - официальный сайт российско­го исторического иллюстрированного журнала «Родина










Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 5 класса истории Древнего мира.

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт ис-торика);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 6 класса

В результате изучения истории в 6 классе ученик должен:

Уметь объяснять разнообразие современного мира:

  • Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории

  • Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.

  • Относить разные средневековые народы и государства, существовавшие на территории современной России, к различным цивилизациям Средневековья.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни - феодальные отношения; в общественном делении - сословия, церковь; в государственной жизни - раздробленность и централизация; в культуре - язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.

Уметь рассматривать общественные процессы в развитии:

  • Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.

  • Получить целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVIв.;

  • Научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства, начало политической раздробленности, Крещение Руси, установление зависимости русских земель от Золотой орды, объединение русских земель вокруг Москвы, расцвет и упадок русской государственности в период правления Ивана Грозного.

  • Уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом , так и по отдельным темтическим блокам ( Древняя Русь, политическая раздробленность, возвышение московского княжества, Русское государство в XVI в)

  • Получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно- политических деятелей отечественной истории IX-XVI вв

  • Уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.

Нравственное самоопределение:

  • При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности

Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение:

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 7 класса

В результате изучения истории в 7 классе ученик должен:

Получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVII-XVIII вв.;

- научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого; дворцовые перевороты; « Просвещенный абсолютизм» Екатерины II;

- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы; эпоха Петра Великого; период дворцовых переворотов; период правления Екатерины II и Павла I);

-получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно- политической деятелей отечественной истории XVII-XVIIIвв.;

- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII-XVIII вв.

- основные понятия, этапы и ключевые события и выдающихся деятелей истории России и всемирной истории с XVI в. по XIX в.

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития за данный период;

- соотносить даты всемирной истории и истории России с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изучаемого периода;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- использовать для познания окружающего мира различных методов;

- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

- обладать необходимыми коммуникативными умениями, уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

- осуществлять контроль и самооценку.

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира.

Планируемые результаты освоения учебного предмета курса 8 класс

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии в 8 классе относятся следующие убеждения и ка­чества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны - исторической преемницы Российской империи;

- осмысление социально-нравственного опыта России XIX в.;

- уважение к культуре России XIX в.

Метапредметные результаты изучения истории России в 8 классе выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать фактысоставлять развернутый план, формулиро­вать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современ­ные источники информации;

- способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, эссе).

Предметные результаты изучения истории России в 8 классе включают:

- овладение целостным представлением об историчес­ком пути России, соседних народов и государств в XIX в.;

- способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество;

- умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (периодам правления Александра I, Николая I, Александра II, Александра III);

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, М.М. Сперанского, А.А. Аракчеева, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцева, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры XIX в.;

- готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников истории России XIX в.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

характер общественного движения XIX в. и оценка его роли в истории России;

оценка роли России в системе международных отношений в XIX в.;

характер национальной политики самодержавия и ее оценка.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ним

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 9 класс

В результате изучения истории России в 9 классе учащиеся должны:

получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XX - начале XXI в.;

научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая российская револю­ция; Великая российская революция 1917-1921 гг.; нэп; ин­дустриализация; коллективизация; формирование однопар­тийной диктатуры в СССР; Великая Отечественная война; послевоенное восстановление народного хозяйства СССР; реформы Н. С. Хрущёва и А. Н. Косыгина; «застой»; пере­стройка; распад СССР; экономические и политические ре­формы 1990-х гг.; стабилизация 2000-х гг.;

уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (период правления Николая II; революция и Гражданская война; нэп; 1930-е гг.; участие СССР во Второй мировой войне; поздний сталинизм; «оттепель»; период правления J1. И. Брежнева; перестройка; президентство Б. Н. Ельцина, В. В. Путина, Д. А. Медведева);

приобрести опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно-политических де­ятелей отечественной истории XX в.;

уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XX в.

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.





© 2010-2022