Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству

Тема патриотизма как никогда актуальна. На данном уроке прослеживается умение русских художников создавать произведения изобразительного искусства на патриотическую тему. Ребята выступают в роли "экскурсоводов" и проводят нас по "залам музеев", рассказывая о художниках и их творениях. А ещё на уроке мы создаём на заданную тему синквейн, рисуем эмблемы.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Интегрированный урок по истории и изо на тему: « Патриотизм на уроках истории и изо».



Цель урока: создать у учащихся мотивацию к изучению исторических и изобразительных источников.

В связи с этим определены задачи:

А) образовательные:

создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут

  • Усвоить конкретно- исторические факты;

  • Овладеть навыками работы со словарём; с текстами художественной направленности;

  • Закрепить навыки работы с различными источниками информации

Б) воспитательные:

Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса. Его задачами являются:

- воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее историческому прошлому;

-формирование у воспитанников представления о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме;

-воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества.

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут

  • Задуматься о понятиях « патриотизм», «патриот», подвиг»;

  • Выражать своё терпимое отношение к чужому мнению, умея отстаивать своё;

  • Выражать своё отношение к вопросам, обсуждаемым на уроке.

В) Развивающие:

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут

  • Решать творческие задачи;

  • Работать с историческими и другими источниками;

  • Создавать связный текст - описание картин, портретов, батальных сцен.

  1. Давать обоснованные ответы, как по вопросам истории, так и по вопросам живописи и искусства.

Задачи для учащихся:

  1. Выяснить смысл понятий «патриотизм», « патриот», происхождение данного слова

  2. Познакомиться с образцами поведения людей, которых можно назвать патриотами.

  3. Проследить, как тема патриотизма изображается в живописи на примере нескольких русских художников.

  4. Создать связный текст - сообщение о художниках и их картинах.

Методы и приёмы, применяемые на уроке:

Основной метод: группового взаимодействия.

Словесная группа методов (беседа)

Наглядно-зрительная группа методов (слайды)

Метод эмоционального воздействия (ситуация успеха)

Приёмы:

  1. работа в группах

  2. создание презентаций

ролевая игра

Оборудование урока:

Доска;

Компьютер;

Экран.

Ход урока:

Слово учителя

Здравствуйте, ребята! Разрешите поприветствовать вас и наших гостей на открытом интегрированном уроке на тему: «Патриотизм на уроках истории и изобразительного искусства».

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Поэтому так важна тема патриотизма именно сейчас. Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества»).

За несколько дней до урока, ребята, вы получили опережающее задание для работы в группах. Назовите, пожалуйста, темы своих домашних заданий?

1 группа - Сообщение о Васнецове и Корине, 2 группа - сообщение о Грекове и Шилове.

Дорогие ребята! Нам хотелось бы задать вам несколько вопросов, чтобы узнать, насколько интересна и важна для вас данная тема. ( Далее идёт слайд со звёздочками из презентации В. Г.) Слайд № 1

А теперь, пожалуйста, откройте свои тетради и попробуйте сформулировать понятие « патриотизма», запишите его на отдельном листочке. Озвучьте свой коллективный ответ, пожалуйста.

Первая группа - Патриотизм - любовь к Родине.

Вторая группа - Патриотизм - готовность отдать жизнь на благо Родины.

Ребята, я думаю, что теперь мы можем объединить оба ваших ответа и записать это определение в тетрадь Слайд № 2Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству. Готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Попрошу вас выполнить следующее задание. На ваших столах есть словари: 1 группа - словарь Ожегова, 2 группа - словарь Ушакова. Найдите в них соответственно информацию, кто же такой патриот?

1 группа - Ожегов - патриот- человек, преданный интересам какого- либо дела, глубоко привязанный к чему- нибудь.

2 группа - Ушаков - патриот - от гр. «земляк»

Слайд № 3 Патриот - человек, преданный интересам какого- либо дела, глубоко привязанный к своей Родине, народу.

Запишите, пожалуйста, этот термин в словарь.

Скажите, ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать патриот?

Попрошу от каждой группы выйти по одному представителю к доске. Здесь у нас имеются прилагательные - эпитеты для характеристики патриотически настроенного человека, попрошу вас выбрать семь качеств по числу букв в данном слове

П-правдивый, принципиальный, последовательный

А активный, аккуратный,

Т- - творческий, твёрдый, терпеливый

Р - решительный , резкий, рискованный

И - инициативный, исполнительный, интересный

О - ответственный, обязательный, оптимистичный

Т - талантливый, трудолюбивый,

Слово учителя. Несомненно, что все люди, каждый, кто любит свою Родину, гордится её успехами, патриот. А особенно патриотом становится тот, кто совершил подвиг за Родину. И Русская культура всегда отражала этот процесс. Патриотизм - самая яркая особенность культуры Древней Руси. Главным мотивом древнерусского государства и его культуры был патриотизм. Выражался он в призыве к объединению народных сил против внешних врагов. Особенно ярко это можно рассмотреть на примере былин и вообще УНТ.

Ученик №1 (из первой группы)

Былины - это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Они были проникнуты идеей освобождения своей земли , её защиты от набегов воинственных племён.

Вот как об этом напевалось в былинах:

Вы постойте - тко за веру, за отечество,

Вы постойте - тко за славный стольный Киев - град,

не только ратные подвиги богатырей воспевал народ, но и труд земледельца - пахаря Микулы Селяниновича. Слайд № 5 (былинные герои)

Ученик № 2 (из второй группы)

Славна наша история именами патриотов: Дмитрий Донской и Александр Невский, солдаты и офицеры Великой Отечественной войны, герои - космонавты. Их образы не оставили равнодушными не только писателей, но и художников 18, 19 и 20 веков.

Слово учителя ИЗО.

Дорогие ребята! Сегодня с помощью такого вида искусства, как живопись, мы понаблюдаем за образами, взывающими к героическим страницам истории, к её лучшим началам в человеке - патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию, героизму и самоотверженности.

«Защита» произведений искусства. Слайд №6.

В конвертах вы найдёте подсказки к своим авторам и картинам, на обсуждение - 1 минута. Заслушиваем ответ - не более 3 мин. Слово об авторах, картинах. Презентация.

Слово учителя ИЗО.

Дорогие ребята! Сегодня с помощью такого вида искусства, как живопись, мы понаблюдаем за образами, взывающими к героическим страницам истории, к её лучшим началам в человеке - патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию, героизму и самоотверженности.

«Защита» произведений искусства. Слайд №6.

В конвертах вы найдёте подсказки к своим авторам и картинам, на обсуждение - 1 минута. Заслушиваем ответ - не более 3 мин. Слово об авторах, картинах. Презентация.

Задания первой группе.

Конверт № 1 Виктор Михайлович Васнецов. Слайды № 7, 8, 9.10 ( см. приложение)

Конверт № 2. Павел Дмитриевич Корин ( слайды №11,12,13)

Задания второй группе.

Конверт № 3. Михаил Иванович Авилов ( слайды №14,15,16)

Конверт № 4. Митроан Борисович Греков Греков ( слайды № 17, 18,19)

Слово учителя ИЗО.

Ребята, спасибо, что не остались равнодушными к заданиям, которые были вам заданы заранее, не остались безучастными к поднятой нами теме. Я бы хотела познакомить вас с творчеством ещё одного талантливого художника - Шилова Александра Михайловича. Потому что просто необходимо в год, предшествующий великой дате - 70 - летия Великой Отечественной Войны, коснуться подвига русского солдата, одолевшего фашизм, освободившего нашу Родину и Европу.

Далее о Шилове Слайды №20, 21,22

Учитель истории

Ребята! В завершение нашей работы хочу познакомить вас с одним из видов творчества - это создание синквейна. (слайд № 23)

Синквейн - (фр.) - стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит информацию, выраженную по определённому алгоритму:

1 строка - название синквейна (на пройденную нами тему)

2 строка - два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка - фраза на тему синквейна

5 срока - существительное

Что должно получиться! (Образец)

1 группа

2 группа

1. Героическая тема.

2. Нравственная, необходимая.

3. Воспитывает, учит, развивает

4. Будем патриотами Отечества.

5. Это - сила!

1. Народный патриотизм.

2. Поучительный, значимый.

3. Изучаем, ценим, сохраняем.

4. Слава Героям Отечества!

5. Память.

Лучший вариант. ( слайд № 24)

1. Образ патриота в искусстве.

2. Непобедимого, сильного.

3. Рисует, раскрывает, акцентирует.

4. Искусство знает своих героев.

5. Духовность


Ребята! Спасибо за сотрудничество! Мне кажется, что эта тема - тема патриотизма не оставила среди вас никого равнодушного. Сделайте, пожалуйста, домашнее задание, оно - творческое, и на следующий урок мы обсудим ваши ответы.

До скорых встреч! Слайд 25


Учитель - А скажите, ребята, обязательно ли надо совершать какие - нибудь подвиги, чтобы тебя назвали патриотами?

Ученики - Конечно, необязательно. Ведь миллионы жителей нашей необъятной страны: это и учёные, и полярники, и врачи, и учителя, и инженеры и многие другие трудятся, как мы говорим, на благо Родины. Кропотливая работа по своей специальности, профессии, на первый взгляд, незаметная - и есть подвиг.

Учитель - А как вам стать патриотами?

Ученики. Надо хорошо учиться, беречь природу и памятники архитектуры, благоустраивать свой дворик, свой школьный двор, свой город; уважать государственные символы: флаг, герб, гимн. Создавать свою родословную, заниматься исследовательской работой. Уважать старшее поколение.

Спасибо за взаимодействие! До свидания!

© 2010-2022