- Преподавателю
- История
- Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству
Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Носова О.Н. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
8
Интегрированный урок по истории и изо на тему: « Патриотизм на уроках истории и изо».
Цель урока: создать у учащихся мотивацию к изучению исторических и изобразительных источников.
В связи с этим определены задачи:
А) образовательные:
создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут
-
Усвоить конкретно- исторические факты;
-
Овладеть навыками работы со словарём; с текстами художественной направленности;
-
Закрепить навыки работы с различными источниками информации
Б) воспитательные:
Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса. Его задачами являются:
- воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее историческому прошлому;
-формирование у воспитанников представления о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме;
-воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества.
Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут
-
Задуматься о понятиях « патриотизм», «патриот», подвиг»;
-
Выражать своё терпимое отношение к чужому мнению, умея отстаивать своё;
-
Выражать своё отношение к вопросам, обсуждаемым на уроке.
В) Развивающие:
Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут
-
Решать творческие задачи;
-
Работать с историческими и другими источниками;
-
Создавать связный текст - описание картин, портретов, батальных сцен.
-
Давать обоснованные ответы, как по вопросам истории, так и по вопросам живописи и искусства.
Задачи для учащихся:
-
Выяснить смысл понятий «патриотизм», « патриот», происхождение данного слова
-
Познакомиться с образцами поведения людей, которых можно назвать патриотами.
-
Проследить, как тема патриотизма изображается в живописи на примере нескольких русских художников.
-
Создать связный текст - сообщение о художниках и их картинах.
Методы и приёмы, применяемые на уроке:
Основной метод: группового взаимодействия.
Словесная группа методов (беседа)
Наглядно-зрительная группа методов (слайды)
Метод эмоционального воздействия (ситуация успеха)
Приёмы:
-
работа в группах
-
создание презентаций
ролевая игра
Оборудование урока:
Доска;
Компьютер;
Экран.
Ход урока:
Слово учителя
Здравствуйте, ребята! Разрешите поприветствовать вас и наших гостей на открытом интегрированном уроке на тему: «Патриотизм на уроках истории и изобразительного искусства».
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Поэтому так важна тема патриотизма именно сейчас. Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества»).
За несколько дней до урока, ребята, вы получили опережающее задание для работы в группах. Назовите, пожалуйста, темы своих домашних заданий?
1 группа - Сообщение о Васнецове и Корине, 2 группа - сообщение о Грекове и Шилове.
Дорогие ребята! Нам хотелось бы задать вам несколько вопросов, чтобы узнать, насколько интересна и важна для вас данная тема. ( Далее идёт слайд со звёздочками из презентации В. Г.) Слайд № 1
А теперь, пожалуйста, откройте свои тетради и попробуйте сформулировать понятие « патриотизма», запишите его на отдельном листочке. Озвучьте свой коллективный ответ, пожалуйста.
Первая группа - Патриотизм - любовь к Родине.
Вторая группа - Патриотизм - готовность отдать жизнь на благо Родины.
Ребята, я думаю, что теперь мы можем объединить оба ваших ответа и записать это определение в тетрадь Слайд № 2Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству. Готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Попрошу вас выполнить следующее задание. На ваших столах есть словари: 1 группа - словарь Ожегова, 2 группа - словарь Ушакова. Найдите в них соответственно информацию, кто же такой патриот?
1 группа - Ожегов - патриот- человек, преданный интересам какого- либо дела, глубоко привязанный к чему- нибудь.
2 группа - Ушаков - патриот - от гр. «земляк»
Слайд № 3 Патриот - человек, преданный интересам какого- либо дела, глубоко привязанный к своей Родине, народу.
Запишите, пожалуйста, этот термин в словарь.
Скажите, ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать патриот?
Попрошу от каждой группы выйти по одному представителю к доске. Здесь у нас имеются прилагательные - эпитеты для характеристики патриотически настроенного человека, попрошу вас выбрать семь качеств по числу букв в данном слове
П-правдивый, принципиальный, последовательный
А активный, аккуратный,
Т- - творческий, твёрдый, терпеливый
Р - решительный , резкий, рискованный
И - инициативный, исполнительный, интересный
О - ответственный, обязательный, оптимистичный
Т - талантливый, трудолюбивый,
Слово учителя. Несомненно, что все люди, каждый, кто любит свою Родину, гордится её успехами, патриот. А особенно патриотом становится тот, кто совершил подвиг за Родину. И Русская культура всегда отражала этот процесс. Патриотизм - самая яркая особенность культуры Древней Руси. Главным мотивом древнерусского государства и его культуры был патриотизм. Выражался он в призыве к объединению народных сил против внешних врагов. Особенно ярко это можно рассмотреть на примере былин и вообще УНТ.
Ученик №1 (из первой группы)
Былины - это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Они были проникнуты идеей освобождения своей земли , её защиты от набегов воинственных племён.
Вот как об этом напевалось в былинах:
Вы постойте - тко за веру, за отечество,
Вы постойте - тко за славный стольный Киев - град,
не только ратные подвиги богатырей воспевал народ, но и труд земледельца - пахаря Микулы Селяниновича. Слайд № 5 (былинные герои)
Ученик № 2 (из второй группы)
Славна наша история именами патриотов: Дмитрий Донской и Александр Невский, солдаты и офицеры Великой Отечественной войны, герои - космонавты. Их образы не оставили равнодушными не только писателей, но и художников 18, 19 и 20 веков.
Слово учителя ИЗО.
Дорогие ребята! Сегодня с помощью такого вида искусства, как живопись, мы понаблюдаем за образами, взывающими к героическим страницам истории, к её лучшим началам в человеке - патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию, героизму и самоотверженности.
«Защита» произведений искусства. Слайд №6.
В конвертах вы найдёте подсказки к своим авторам и картинам, на обсуждение - 1 минута. Заслушиваем ответ - не более 3 мин. Слово об авторах, картинах. Презентация.
Слово учителя ИЗО.
Дорогие ребята! Сегодня с помощью такого вида искусства, как живопись, мы понаблюдаем за образами, взывающими к героическим страницам истории, к её лучшим началам в человеке - патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию, героизму и самоотверженности.
«Защита» произведений искусства. Слайд №6.
В конвертах вы найдёте подсказки к своим авторам и картинам, на обсуждение - 1 минута. Заслушиваем ответ - не более 3 мин. Слово об авторах, картинах. Презентация.
Задания первой группе.
Конверт № 1 Виктор Михайлович Васнецов. Слайды № 7, 8, 9.10 ( см. приложение)
Конверт № 2. Павел Дмитриевич Корин ( слайды №11,12,13)
Задания второй группе.
Конверт № 3. Михаил Иванович Авилов ( слайды №14,15,16)
Конверт № 4. Митроан Борисович Греков Греков ( слайды № 17, 18,19)
Слово учителя ИЗО.
Ребята, спасибо, что не остались равнодушными к заданиям, которые были вам заданы заранее, не остались безучастными к поднятой нами теме. Я бы хотела познакомить вас с творчеством ещё одного талантливого художника - Шилова Александра Михайловича. Потому что просто необходимо в год, предшествующий великой дате - 70 - летия Великой Отечественной Войны, коснуться подвига русского солдата, одолевшего фашизм, освободившего нашу Родину и Европу.
Далее о Шилове Слайды №20, 21,22
Учитель истории
Ребята! В завершение нашей работы хочу познакомить вас с одним из видов творчества - это создание синквейна. (слайд № 23)
Синквейн - (фр.) - стихотворение, состоящее из пяти строк, содержит информацию, выраженную по определённому алгоритму:
1 строка - название синквейна (на пройденную нами тему)
2 строка - два прилагательных
3 строка - три глагола
4 строка - фраза на тему синквейна
5 срока - существительное
Что должно получиться! (Образец)
1 группа
2 группа
1. Героическая тема.
2. Нравственная, необходимая.
3. Воспитывает, учит, развивает
4. Будем патриотами Отечества.
5. Это - сила!
1. Народный патриотизм.
2. Поучительный, значимый.
3. Изучаем, ценим, сохраняем.
4. Слава Героям Отечества!
5. Память.
Лучший вариант. ( слайд № 24)
1. Образ патриота в искусстве.
2. Непобедимого, сильного.
3. Рисует, раскрывает, акцентирует.
4. Искусство знает своих героев.
5. Духовность
Ребята! Спасибо за сотрудничество! Мне кажется, что эта тема - тема патриотизма не оставила среди вас никого равнодушного. Сделайте, пожалуйста, домашнее задание, оно - творческое, и на следующий урок мы обсудим ваши ответы.
До скорых встреч! Слайд 25
Учитель - А скажите, ребята, обязательно ли надо совершать какие - нибудь подвиги, чтобы тебя назвали патриотами?
Ученики - Конечно, необязательно. Ведь миллионы жителей нашей необъятной страны: это и учёные, и полярники, и врачи, и учителя, и инженеры и многие другие трудятся, как мы говорим, на благо Родины. Кропотливая работа по своей специальности, профессии, на первый взгляд, незаметная - и есть подвиг.
Учитель - А как вам стать патриотами?
Ученики. Надо хорошо учиться, беречь природу и памятники архитектуры, благоустраивать свой дворик, свой школьный двор, свой город; уважать государственные символы: флаг, герб, гимн. Создавать свою родословную, заниматься исследовательской работой. Уважать старшее поколение.
Спасибо за взаимодействие! До свидания!