- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа по истории (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рогозина О.Ю. |
Дата | 15.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Городищенская ООШ»
Согласовано:
зам. директора по УВР
« » __________ 20__ г.
__________ О.А. Якоб
Утверждено:
« » __________ 20__ г.
Директор школы _______ М.В.Зайцева
Рабочая программа
по истории
6 класс
Составила учитель истории
Рогозина Оксана Юрьевна
Исилькуль, 2016
Пояснительная записка.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Актуальность.
Курс истории средних веков является составной частью курса всеобщей истории в рамках основной общеобразовательной школы и имеет прочные внутрипредметные и внутрикурсовые связи, например, с историей древнего мира и новой историей, историей России. Также имеются широкие межпредметные связи с курсами:
- обществознания
- литературы
- естественно-научного и эстетического циклов
Программа ориентирована на учебники:
- Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков»;
- Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова «История России».
Содержание учебного курса
История Средних веков
Введение 1ч.
Тема 1. Становление средневековой Европы (6-11 вв.) - 4ч.
Тема 2. Византийская империя и славяне (6-11 вв.) - 2ч.
Тема 3. Арабы в 6-11 вв.
Тема 4. Феодалы и крестьяне 2ч.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2ч.
Тема 6. Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы - 2ч.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (14-15 вв.)- 6ч.
Тема 8. Славянские государства и Византия в 14-15 вв. - 2ч.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века 3ч.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века - 2ч.
Итоговое повторение - 1ч.
История России
Введение 1ч.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности - 5ч.
Тема 2. Русь в 9 - первой половине 12 в. - 11ч.
Тема 3. Русь в середине 12 - начале 13в. - 5ч.
Тема 4. Русские земли в середине 13-14в. - 10ч.
Тема 5. Формирование единого Русского государства - 8ч.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -
учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении .
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
- основные периоды в истории Средневековья;
- место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий древней и средневековой России, Европы;
- существенные черты социального положения людей в России в древности и средние века;
- существенные черты политического устройства России;
Учащиеся должны уметь:
- работать с картами и атласами;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;
- соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Выпускник научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и в других странах ,памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории ;
- раскрывать характерные, существенные черты: а)экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах ; б) ценностей господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средневековья.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья;
- сравнивать события различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описание памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Календарно-тематическое планирование курса История Средних веков 6 класс 2ч. в неделю, всего 28ч.
Тема
Кол-во часов
Дата
Планируемые результаты
Домашнее задание
Личностные
Метапредметные
Предметные
1.
Введение. Живое Средневековье.
1
Освоение правил поведения на уроке.
Выполнение работы по предъявленному алгоритму, участие в диалоге, отражение в письменной форме своих решений.
Знать у уметь объяснять что изучает история Средних веков, исследовать место эпохи в истории с помощью «ленты времени».
С. 7-11
Тема 1. Становление средневековой Европы (6-11 вв.)
4ч.
2.
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8вв.
1
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Знать о религии в жизни средневекового человека. Устройство христианской церкви. Монашество на Востоке и на Западе.
П. 1-2, с. 12-26
3.
Возникновение и распад империи Карла Великого.
1
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества.
Умение обобщать факты.
Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения, расцвета и причины распада государства.
П.3, с. 27-32
4.
Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках.
1
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.
Владение умениями работать с учебной и дополнительной информацией.
Знать и уметь объяснять причины феодальной раздробленности, понятия: «феодальная лестница, «»вассал», «сеньор».
П. 4, с33-39
5.
Англия в раннее Средневековье.
1
Умение слушать учителя и своих одноклассников, высказываться в свое время и по теме.
Умение строить логическое рассуждение, умозаключение,
формулировать и обосновывать выводы.
Знать и уметь объяснять рыцари круглого стола, бритты, вторжение англов и саксов. Набеги норманнов. Государства норманнов.
П. 5, с. 40-45
Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 вв.
2ч.
6.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
1
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.
Умение находить в тексте нужную информацию; выявлять признаки указанного объекта или явления; умение строить устный ответ.
Знать причины сохранения и расцвета империи. Место императора.
Уметь составлять план, анализировать произведения искусства, выделять особенное и сравнивать с культурой Западной Европы.
П. 6-7, с. 47-59
7.
Образование славянских государств.
1
Ответственное отношение к учению
- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Выявлять причинно-следственные связи;
умение строить устный ответ.
Знать историю славянского алфавита. Уметь работать с картой и со схемой.
П. 8, с. 60-66
Тема 3. Арабы в 6-11вв.
1ч.
8.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
1
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.
Формирование и развитие компетент-ности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Уметь анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события. Уметь составлять план и хронологическую таблицу, работать с документами.
п. 9-10, с. 68-83
Тема 4. Феодалы и крестьяне.
2ч.
9.
Средневековая деревня и ее обитатели.
1
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Умение связно пересказывать текст учебника, отделять главное от второстепен-ного. Определять предпосылки, сущность и последствия, явления складывания феодаль-ных отношений.
П. 11, с. 87-93
10.
В рыцарском замке.
1
Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам, слушать учителя и одноклассников.
Овладение навыками сравнения; умение грамотно строить устный ответ.
Знать европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война как образ жизни. Мир турниров и гербов. Воспитание рыцаря. В замке. Рыцарскую культуру.
П. 12, с. 94-100
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
2ч.
11.
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.
1
- уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога;
- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию
-навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Умение давать характеристики объектам или явлениям; выявлять причинно-следственные связи; умение строить устный ответ.
Знать жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города. Устанавливать причинно-следственные связи, умение анализи-ровать материал, определять предпосылки, сущность и последствия.
П. 13, 15, индивидуальные сообщения
12.
Торговля в Средние века.
1
Освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.
Умение анализировать и обобщать факты.
Определять центры ремесла и торговли с помощью карты.
П. 14, с. 111-116
Тема 6. Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы.
2ч.
13.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
1
Получение опыта совместной работы; приобщение к ценностям мировой культуры через знакомство с историческими источниками.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Устанавливать причинно-следственные связи (раскола и ереси). Чётко формулировать понятия. Определять роль и место христианской церкви в жизни общества.
П. 16, с. 127-135
14.
Крестовые походы.
1
Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам; проявление интереса и уважения к чужой культуре; пони-мание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить.
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.
Знать о крестовых походах и их влияние на европейское общество. Упадок и конец крестоносного движения. Значение крестовых походов.
П. 17, с. 135-148
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 вв.)
6ч.
15.
Как происходило объединение Франции.
1
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.
Умение выполнять задание на основе заданного алгоритма.
Знать как возникли сословно-представительные монархии в европейских странах. Генеральные штаты во Франции.
П.18, с. 151-158
16.
Что англичане считают началом своих свобод.
1
Уважение прав и свобод человека.
Получать информации из специфического источника;
анализ полученной информации, умение делать выводы.
Знать о причинах могущества королевской власти в конце XI - XII в. Великой хартии вольностей, ее исторической роли. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
П. 19, с. 158-167
17.
Столетняя война.
1
Уважение прав и свобод человека.
Умение работать с учебной и дополнительной информацией.
Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн. Уметь определять роль личности в истории.
П. 20, с. 167-178
18.
Усиление королевской власти в конце 15 в. Во Франции и в Англии.
1
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Знать Бургундское государство в XV в. Борьба французских королей с бургундс-кими герцогами и завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы . Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре.
П. 21, с. 178-184
19.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
1
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Знать об объединении Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
П. 22, с 184-190
20.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 вв.
1
Освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.
Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделять сходство и различие.
П. 23, с. 191-197
Тема 8. Славянские государства и Византия в 14-15 вв.
2ч.
21.
Гуситское движение в Чехии.
1
Способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
обществе.
Владение устной монологической контекстной речью.
Знать и объяснять понятия «гуситы», «табориты».
П. 24, с. 200-207
22.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
1
Уважение прав и свобод человека.
Овладение навыками сравнения; умение активно применять уже полученные знания в новой ситуации.
Уметь устанавливать при чинно-следствен-ные связи и закономер-ности, системное понимание событий, связанных с падением Византии, усилением Османской империи.
П. 25, с. 208-213
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века.
3ч.
23.
Образование и философия. Средневековая литература.
1
Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам; проявление интереса и уважения к чужой культуре; понимание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить.
Анализировать и обобщать факты.
Знать школы и система образования. Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и философии. Рационализм и мистика.
П. 26, 27
24.
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.
1
Анализировать и обобщать факты.
Развивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями
П.28, 29
25.
Научные открытия и изобретения.
1
Представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы.
Знать роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний.
П. 30, с.243-249
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
2ч.
26.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
1
Проявление интереса и уважения к чужой культуре; понимание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить.
Представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы.
Умение составлять паспорт страны, сравнивать достижения народов, характеризовать религию.
п. 31, с. 252-264
27.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
1
П. 32, с. 265-275
Итоговое повторение.
1ч.
28.
Наследие Средних веков и истории человечества.
1
Получение опыта совместной работы; приобщение к ценностям мировой культуры через знакомство с ее артефактами.
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.
Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.
Составить кроссворд
Календарно-тематическое планирование курса «История России: от древней Руси к Российскому государству»
6 класс 2ч. в неделю, всего 40ч.
Введение.
1ч.
1.
Наша Родина - Россия.
1
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, и задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Объяснять своеобразие геополитического положения России;
Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России.
С. 6-8
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.
5ч.
2.
Древние люди и их стоянки на территории современной России.
1
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения.
Показывать на карте расселение древнего человека по территории России, стоянки древних людей
Описывать облик и орудия труда древних людей.
П. 1, с.10-14
3.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.
1
Ответственное отношение к учению
- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Умение находить в тексте нужную информацию; выявлять признаки указанного объекта или явления; умение строить устный ответ.
Показывать на карте районы древнего земледелия, скотовод-ства, ремесла на территории России;
Описывать условия жизни, занятия, социальную организацию племён, Приводить примеры распада первобытного строя.
С. 15-19
4.
Образование первых государств.
1
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи.
Выявлять причинно-следственные связи;
умение строить устный ответ.
Показывать древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья;
Раскрывать смысл понятий «государство», «народ»; Описывать жизнь народов древних государств.
П . 2, с.19-26
5.
Восточные славяне и их соседи.
1
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Умение давать характеристики объектам или явлениям; выявлять причинно-следственные связи; умение строить устный ответ.
Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество, колонизация;
Показывать на карте направления расселения славян, Рассказывать об условиях жизни восточных славян, Сравнивать подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигать гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях;
Называть и характеризовать орудия труда и оружие славян;
Описывать жилище славян.
П. 3, с. 26-33
6.
Повторение по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности».
1
Получение опыта совместной работы; приобщение к ценностям мировой культуры через знакомство с ее артефактами.
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.
Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.
Индивидуальные задания.
Тема 2. Русь в 9 - первой половине 12в.
11ч.
7.
Первые известия о Руси.
1
Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам.
Установление причинно-следственных связей; развивать: умение строить устный ответ; навыки конспективной записи материала.
Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;
Высказывать и аргументировать мнение о происхож-дении славян;
Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из варяг в греки»;
Описывать занятия, облик руссов;
П. 4, с. 36-39
8.
Становление Древнерусского государства.
1
Развивать трудолюбие и ответственность за свои действия. Формировать желание учиться.
Овладение навыками сравнения.
Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;
Показывать на карте крупнейшие восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;
Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства.
П. 5, с. 39-41
9.
Первые киевские князья.
1
Овладение навыками индивидуальной работы.
Овладение навыками сравнения; умение активно применять уже полученные знания в новой ситуации.
Сравнивать власть князя у восточнославянских племен в 9-10 вв. с властью европейских правителей, делать выводы.
П. 5, с.42-48
10.
Правление князя Владимира. Крещение Руси.
1
Получение навыков индивидуальной работы, ответственное отношение к учению;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Получать информации из специфического источника;
анализ полученной информации, умение делать выводы.
Раскрывать смысл понятий: митрополит, епископ;
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира;
Называть причины, дату принятия христианства на Руси.
Составлять краткую характеристику Владимира Святославовича;
Давать оценку значению принятия христианства на Руси;
П.6, с 49-54
11.
Русское государство при Ярославе Мудром.
1
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи.
Умение строить логическое рассуждение, умозаключение.
Раскрывать смысл понятий: династический брак, усобица; Состав-лять схему «Борьба за власть между сыновь-ями Владимира
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава; Сравнивать управление государ-ством при Ярославе и при предыдущих правителях.
П. 7, с.56-61
12.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
1
Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру.
Овладение навыками сравнения;умение грамотно строить устный ответ.
Раскрывать смысл понятий: княжеские усобицы, раздроблен-ность, ростовщик, устав; Показывать на карте территорию Руси при Ярославичах;
Сравнивать положение Руси при Ярославе Мудром и при Ярославичах;
Рассказывать о княжеских усобицах;
Высказывать мнение о значении Любеческого съезда князей.
П. 8, с.64-68
13.
Общественный строй и церковная организация на Руси.
1
Получение навыков индивидуальной работы, ответственное отношение к учению;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Получать информации из специфического источника;
анализ полученной информации, умение делать выводы.
Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд, люди, общество, митрополит, монастырь, резиденция, епископ;
Рассказывать о положении отдельных групп населения на Руси.
П.9, с.69-76
14.
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
1
Овладение навыками внима-тельного отношения к одноклассникам; проявление интереса и уважения к культуре; понимание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить.
Умение выполнять задание на основе заданного алгоритма.
Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность;
Описывать памятники древнерусского зодчества,
произведения древнерусского изобразительного искусства.
П. 10, с. 84-91
15.
Повседневная жизнь населения.
1
Мотивация учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога.
Строить логические рассуждения, установление причинно-следственных связей, осуществлять поиск информации.
Раскрывать смысл понятий: слобода, образ жизни; Решать проблемные задания;
Характеризовать образ жизни различных слоев древнерусского населения;
Участвовать в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы.
П. 11, с. 9397
16.
Место и роль Руси в Европе. Повторение.
1
Формирование ответственного отношения к учению.
Умение фиксировать информацию в виде схемы; развивать навыки работы с текстом; умение грамотно строить устный ответ.
Определять место Руси в системе европейских государств;
Характеризовать основные направления внешней политики Руси.
С. 77-81
17.
История и культура родного края в древности.
1
Овладение навыками индивидуальной работы.
Выполнять задания на основе заданного алгоритма; составлять собственные задания по предложенному образцу.
Знать историю и культуру родного края в древности.
Сделать презентации
Тема 3. Русь в середине 12 - начале 13 в.
5ч.
18.
Политическая раздробленность в Европе и на Руси.
1
Получение навыков сотрудничества и вежливого отношения к друг другу.
Фиксировать информацию в виде схемы; грамотно строить устный ответ;
умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления.
Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы
Показывать на карте крупнейшие княжества Руси XII- начала XIII вв.
Называть хронологичес-кие рамки периода раздробленности;
Называть и раскрывать причины и последствия раздробленности Высказывать и аргументировать мнение о характере взаимоотношений Руси со степью;
П. 12, с.100-107
19.
Владимиро-Суздальское княжество.
1
Овладение навыками совместной работы:
- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
- уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога.
Способность организовывать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
Показывать на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества;
Характеризовать особенности географического положения, социально-политического и культурного развития
Систематизировать информацию.
П. 13, с.108-115
20.
Новгородская республика.
1
Умение выстраивать аргументацию, приводить примеры.
Овладение навыками анализа и сравнения; умение грамотно строить устный ответ.
Раскрывать смысл понятий: республика, тысяцкий, владыка, посадник;Характеризовать особенности географического положения и социально-политического и культурного развития Новгородской земли;
Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник;
Анализировать документ
П. 14, с.117-121
21.
Южные и юго-западные русские княжества.
1
Овладение навыками индивидуальной работы.
Овладение навыками сравнения; умение активно применять уже полученные знания в новой ситуации.
Раскрывать смысл понятий: князь, боярин;
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития княжеств; Участвовать в работе группы.
С. 123-127
22.
Повторение по теме: «Русь в середине 12 - начале 13 в.»
1
Получение опыта совместной работы; приобщение к ценностям мировой культуры через знакомство с ее артефактами.
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.
Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.
Выполнить тест
Тема 4. Русские земли в середине 13-14 в.
10ч.
23.
Монгольская империя и изменение политической картины мира.
1
Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории.
Овладение навыками сравнения; умение активно применять уже полученные знания в новой ситуации.
Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей.Высказывать мнение о причинах поражения русско-половецких войск в битве на реке Калке;
Объяснять причины успехов монголов.
П. 15, с.4-10
24.
Батыево нашествие на Русь.
1
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Навыки анализа и сравнения;
навык участия в обсуждении проблемной учебной ситуации.
Показывать на карте направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление;
Составлять хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь;
Объяснять причины военных неудач русских князей.
П. 16, с.12-18
25.
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.
1
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Навыки анализа и сравнения;
навык участия в обсуждении проблемной учебной ситуации.
Рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище; Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель;
Составлять характеристику Александра Невского, используя дополнительные источники информации.
П. 17, с.19-25
26.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.
1
Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории.
Приобретение навыков синтеза; активное применение уже имеющихся знаний.
Показывать на карте границы, основные части, крупнейшие города Золотой Орды;
Раскрывать смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход»; Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды; Называть и характеризовать повинности населения русских земель;
Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.
П. 18, с. 27-33
27.
Литовское государство и Русь.
1
Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории.
Применение полученных знаний для анализа источника.
Характеризовать политику литовских князей; Объяснять причины быстрого роста территорий Литвы за счет русских земель;
Высказывать мнение о значении присоединения русских земель к Литве. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:
- отвечать на вопросы,
- анализировать высказывания историков, делать выводы.
П. 19, с. 35-40
28.
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.
1
Приобретение навыков определения собственной позиции.
Поиск и систематизация информации; умение представлять результаты своей деятельности в виде сообщения.
Выделять и называть следствия объединения земель вокруг Москвы;
Высказывать и аргументировать оценочное мнение деятельности Ивана Калиты.
П. 20, с.41-47
29.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
1
Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам; осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру.
Умение сравнивать; делать выводы.
Показывать на карте место Куликовской битвы; Высказывать
аргументированное суждение о значении Куликовской битвы;
Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша.
П. 21, с.48-55
30.
Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.
1
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур
П. 22, с.57-62
31.
Родной край в истории и культуре Руси.
1
Оценить вклад культуры родного края в историю государства.
Индивидуальные задания
32.
Повторение по теме: «Русские земли в середине 13-14 в».
1
Получение опыта совместной работы; приобщение к ценностям мировой культуры через знакомство с ее артефактами.
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.
Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.
Составить кроссворд
Тема 5. Формирование единого Русского государства.
8ч.
33.
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в.
1
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции.
Использование современных источников информации; умение представлять результаты своей работы в различных формах.
Раскрывать смысл понятий: централизация;
Показывать на исторической карте государства Европы и русские княжества;
Сравнивать главные причины централизации на Руси и в Европе.
П. 23, с.66-70
34.
Московское княжество в первой половине 15 в.
1
Общение и сотрудничество со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Умение фиксировать информацию в виде схемы.
Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди;
Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие;
Выделять главное в тексте учебника. Объяснять причины и последствия феодальной войны.
П. 24, с.71-77
35.
Распад Золотой Орды и его последствия.
1
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Выявление причинно-следственных связей, умение делать выводы.
Показывать на исторической карте новые государства на рубежах Руси;
Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие новых государств;
Объяснять причины и последствия распада Золотой Орды;
П. 25, с. 78-82
36.
Московское государство и его соседи во второй половине 15 в.
1
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний исторических персонажей.
Выявлять причинно-следственные связи; делать и обосновывать выводы; выдвигать гипотезы.
Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр;
Характеризовать политическое устройство русского государства при Иване III; Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства; Объяснять причины и последствия ликвидации ордынского ига;
П. 26, с.84-94
37.
Русская православная церковь в 15 - начале 16 в.
1
Получение навыков индивидуальной работы, ответственное отношение к учению;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Получать информации из специфического источника;
анализ полученной информации, умение делать выводы.
Определять роль православной церкви в становлении российской государственности;
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью;
Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим»;
Высказывать мнение о причинных появления ересей; Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей.
С. 96-100
38.
Человек в Российском государстве второй половины 15 в.
1
Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений;
умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру.
Активное применение уже имеющихся знаний; навыки сравнения.
Раскрывать смысл понятий: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии;
Характеризовать социальное развитие Русского государства XV века;
Объяснять причины и значение принятия судебника Иваном III.
С. 101-106
39.
Формирование культурного пространства единого Российского государства.
1
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний исторических персонажей.
Выявлять причинно-следственные связи; делать и обосновывать выводы; выдвигать гипотезы.
Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы данного периода; стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия .
П. 27, с.107-114
40.
Повторение по теме: «Формирование единого Русского государства».
1
Получение опыта совместной работы; приобщение к ценностям мировой культуры через знакомство с ее артефактами.
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.
Решать исторические задачи, выполнять тематические задания.
Индивидуальные задания.