Рабочая программа по истории 7 класса

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по истории России для 7 класса разработана на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по истории (базовый уровень), федерального государственного образовательного стандарта, федерального и регионального базисного учебных планов и авторской программе А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, определяет последовательность изучения разделов курса истории с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор контрольных работ, выполняемых учащимися.

Направленность программы по истории является воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к культуре и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, формирование ценностных ориентаций гражданина России, освоение норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном обществе.

В предлагаемой рабочей программе отводится время для реализации требований базового обучения, самостоятельной работы учащихся, позволяющих им приобрести опыт познавательной и практической деятельности, проведения уроков-семинаров и тематического контроля.

В курсе рассматривается история России XVII-XVIII.

Изучение истории направлено на достижение следующих целей:

-воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

-освоение знаний о важнейших событиях и хронологической последовательности;

-овладение элементарными методами исторического познания, умениями

работать с различными источниками исторической информации;

-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этносоциальными традициями;

-применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм, толерантного отношения к представителям других народов и стран

Задачи раздела «История России» (7 класс)

Обучения:

-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, нестандартные уроки контроля знаний.

-создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний по истории России в соответствии со стандартом исторического образования через систему из 40 уроков;

-способствовать формированию у школьников предметных и умений и навыков:

-умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

-умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

-умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

-умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

-умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

-умения работать с исторической картой;

-умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Развития:

- Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:

слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,

эстетических эмоций,

положительного отношения к учёбе,

умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания:

Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения истории средних веков ученик должен:

знать/понимать

-основные этапы и ключевые события история России XVII-XVIII;

- выдающихся деятелей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников;

уметь

-соотносить даты событий истории с веком;

- определять последовательность и длительность важнейших событий истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

УМК:

История России: Конец 16-18 век: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждение/ А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.-М.: Просвещение, 2007

История России. Конец 16-18 векю 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной/ авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2005



Содержание


РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII в.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое- положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 -1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

РОССИЯ В XVII в.

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. последствия Смуты. Усиление

роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы.

Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести. Автобиографические повести. Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.

Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697-1698 гг.

Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Цена и последствия реформ Петра I.

Внешняя политика Петра. Северная война. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский и Каспийский походы. Итоги внешней политики Петра I.

Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. Светская живопись.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

РОССИЯ В 1725-1762 гг.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Внешняя политика Направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741 -1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг.

РОССИЯ В 1762-1800 гг.

Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.

Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Итоговое обобщение Россия и мир на рубеже XVIII - XIX вв.

Календарно - тематическое планирование.

Тема II. РОССИЯ В XVII вв. (9 ч.)

5.

15.09

Экономическое и социальное развитие.

Бобыль,

Всероссийский рынок, мануфактура, мелкотоварное производство, наемный труд, предприниматель, промышленник, социальная база.

§4

6.

18.09

Сословия Российского общества.

Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне.

§5

7

22.09

Политический строй.

Центральное государственное управление, Боярская Дума, Соборное Уложение, волость, крепостничество, самодержавие, стан,

§6

8.

25.09

Власть и церковь.

Обновление церкви, церковная реформа, раскол, раскольники, старообрядцы, церковный собор, ревнители истинного благочестия, гари, протопоп.

§7

9.

29.09

Народные движения. § 8.

Денежная реформа, казацкий круг, станица, «домовитые казаки», «голытьба», «прелестные грамоты», самоуправление.

§8

10

2.10

Внешняя политика.

Шляхта, уния, рада, гетман, автономия, российское подданство, воссоединение, гетман.

§9

11.

6.10

Внешняя политика

Многонациональное государство, миграции, христианизация, ясак,

§9

12.

9.10

Образование и культура в 17 веке.

Парсуны, жития, сатирические повести, барокко, скоморохи, газеты.

§10

13.

13.10

Сословный быт. Обычаи и нравы.

Изразцы, парча, тафта.

§11

14.

16.10

Повторительно-обобщающий урок


Тема 3. Россия в первой четверти 18 века (9 часов)

15

20.10

Преобразования Петра 1

Местничество, стрелецкий бунт, благотворительность, «Вечный мир», «потешные» войска, маневры.

§12

16

23.10

Россия на рубеже веков.

Петр 1.

Регулярная армия, военно-морской флот, верфь, флаг, порт, генералиссимус, Великое посольство, местоблюститель, рекрутская повинность.

§13

17

27.10

Внешняя политика Петра 1

Внешняя политика, фельдмаршал.

§14

18

30.10

Внешняя политика Петра 1.

Генеральное сражение, полководческое и флотоводческое искусство, редуты, картечь, янычары, линейные корабли, штандарт, шхеры, галеры, абордаж, великая держава, империя, император.

§14

19

10.11

Экономические реформы Петра 1.

Реформы в промышленности, ссуды, цехи, купеческие компании, гильдии, меркантилизм, протекционизм, таможенные пошлины, экспорт, импорт, крепостные рабочие, «приписные», крестьяне, «посессионные», крестьяне.

§16

20

13.11

Преобразования центральных органов власти

Комплектование армии, устав, линейные корабли, фрегаты, галеры, Сенат, прокурор, коллегии, асессор, политический сыск,

Тайная канцелярия, губерния, губернатор, генерал-губернатор, провинция, дистрикт, магистрат, прибыльщик, «Табель о рангах», разряды

§15

21

17.11

Реформы в области культуры, науки и образования.

Ассамблея, гражданская азбука, «цифирные школы», Кунсткамера, экспедиция, Академия наук, светская реалистическая живопись, нация.

§18-19

22

20.11

Народные движения .

Перепись населения, ревизия, ревизские души, подушная подать, абсолютная монархия.

§17

23

24.11

Обобщающий урок


Тема 4. РОССИЯ В 1725 - 1762 ГОДАХ. ( 4 Ч.)

24

27.11

Дворцовые перевороты.

Фаворит, кондиции

§20-21.

25

1.12

Внутренняя политика России в 1725-1762 годах.

Гайдамаки, откуп, подряд.

§22

26

.

4.12

Внутренняя политика

27

8.12

Внешняя политика России

§23

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг (11ч.)


28

11.12

Екатерина II. § 24

Секуляризация, Манифест о вольности дворянской.

§24

29


30

15.12


18.12

Внутренняя политика Екатерины 2

Эпоха Просвещения, просвещенный абсолютизм, разделение властей, межевание земель, Уложенная комиссия, «Наказ», цензура, губернская реформа, городничий, жалованная грамота, дворянское собрание, городская дума.

§24

Внутренняя политика Екатерины 2

31

22.12

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева. .

Казачье войско.

§25

32.

25.12

Экономическое развитие .

Капитал, текстильная промышленность, вольнонаемные рабочие, черноземные и нечерноземные районы, бумажные деньги, колонисты

§26

33

12.01

Развитие общественной мысли


34

15.01

Павел 1 Внутренняя политика Павла 1 .

§27

35

19.01

Внешняя политика

Конфедерация, разделы Речи Посполитой, Новороссия, протекторат, эскадра.

§28

36.

22.01

Культура и быт во 2 половине 18 века

Мортира, регион, обсерватория, ритор, суппорт.

Барокко, классицизм, сентиментализм.

Колядки.

§29

37.

26.01

Культура и быт во 2 половине 18 века

38

29.01

Повторительно-обобщающий урок

39

2.02

Обобщающий урок

40

Резервный урок


© 2010-2022