- Преподавателю
- История
- «СЛАВЯНСКИЙ ПОСЁЛОК», конспект урока истории Отечества, 7 класс
«СЛАВЯНСКИЙ ПОСЁЛОК», конспект урока истории Отечества, 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Просвирнина Е.А. |
Дата | 21.04.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДАТА:
КЛАСС: 7
ТЕМА:
«СЛАВЯНСКИЙ ПОСЁЛОК»
ЦЕЛЬ:
-
Формирование представлений у учащихся о жизни, труде и быте восточных славян до образования древнерусского государства.
ЗАДАЧИ:
-
Познакомить учащихся с жизнью восточных славян;
-
Коррекция и развитие внимания посредством;
-
Воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к народу, его труду.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Поселение - место, где селились славяне, жилища славян; мазанка, изба, амбар, землянка; хозяйственные постройки: амбар
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Поселение, частокол, мазанка, землянка, лучина, лохань, изба, амбар, хлев, полати, кочерга, кадка, ухват, лук, стрелы, купец
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта «Киевская Русь»
ТИП УРОКА:
Комбинированный
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-
Приветствие учащихся
Вот учитель входит в класс.
Что мы делаем сейчас?
Встали дружно.
Что нам нужно?
Вот учебник, вот тетрадь,
Их не надо открывать.
Знает каждый ученик,
Будет нужен и дневник.
Не забудьте про пенал,
Чтоб на парте он лежал.
-
Проверка готовности учащихся к уроку
-
5 - ти минутное жужжащее чтение
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Ребята о чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке мы говорили о родах и племенах восточных славян и их старейшинах.
Учитель:
Что такое род?
Учащиеся:
Род - это когда вместе живут несколько семей.
Учитель:
Что такое племя?
Учащиеся:
Племя составляло несколько общин.
Учитель:
Что такое вече?
Учащиеся:
Вече - это народное собрание.
Учитель:
Какие вопросы решали на вече?
Учащиеся:
На вече решали, заключать мир или нет, начинать войну или нет, как наказывать провинившихся,
Учитель:
Кого выбирали на вече?
Учащиеся:
На вече выбирали князя.
Учитель:
Кто такие знатные люди?
Учащиеся:
Знатные люди - это уважаемые и влиятельные люди.
Учитель:
Заполните пропуски:
I - II группа
Во главе общины стоял …………………………………… . На вече избирали военного начальника, который называется ………………………….. . У князя был отряд воинов. Этот отряд называется …………………………….. .
III группа
Во главе общины стоял …………………………………… . На вече избирали военного начальника, который называется ………………………….. . У князя был отряд воинов. Этот отряд называется …………………………….. .
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
СТАРЕЙШИНА, КНЯЗЬ, ДРУЖИНА.
-
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Наши предки объединялись в роды и племена. Все славяне жили вместе, работали сообща, между собой были равны. Как же жили наши предки - славяне? Какие строили жилища. Как они его укрепляли? Вот такие вопросы нам предстоит сегодня выяснить.
Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «СЛАВЯНСКИЙ ПОСЁЛОК»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Посмотрите на доску и прочитайте слова, которые нам сегодня встретятся при изучении новой темы:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
ПОСЕЛЕНИЕ - МЕСТО, ГДЕ СЕЛИЛИСЬ СЛАВЯНЕ
ЧАСТОКОЛ - ЗАБОР ИЗ ЗАОСТРЁННЫХ БРЁВЕН (КОЛОВ) ВОКРУГ СЛАВЯНСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
МАЗАНКА - ИЗБА, ПОСТРОЕННАЯ ИЗ ДЕРЕВА, ВЕТОК, ХВОРОСТА И ОБМАЗАННАЯ ГЛИНОЙ
ЗЕМЛЯНКА - ИЗБА, ПОЛ У КОТОРОЙ БЫЛ НА ПОЛТОРА МЕТРА НИЖЕ УРОВНЯ ЗЕМЛИ, А КРЫША ПОЧТИ КАСАЛАСЬ ЗЕМЛИ
ЛУЧИНА - ТОНКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ (ЩЕПКИ)
ЛОХАНЬ - ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДИНА КРУГЛОЙ ИЛИ ОВАЛЬНОЙ ФОРМЫ С НЕВЫСОКИМИ КРАЯМИ
ИЗБА - ЖИЛИЩЕ СЛАВЯН
АМБАР - ДЕРЕВЯННАЯ ПОСТРОЙКА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЗЕРНА
ХЛЕВ - ДЕРЕВЯННАЯ ПОСТРОЙКА ДЛЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
ПОЛАТИ - ДЕРЕВЯННЫЙ НАСТИЛ РЯДОМ С ПЕЧЬЮ
КОЧЕРГА - ЖЕЛЕЗНЫЙ ПРУТ, СОГНУТЫЙ НА КОНЦЕ
КАДКА - ДЕРЕВЯННАЯ БОЧКА С ПРЯМЫМИ СТЕНКАМИ
УХВАТ - ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕРЕДВИГАНИЯ ГОРШКОВ В ПЕЧИ
ЛУК СО СТРЕЛАМИ - БОЕВОЕ И ОХОТНИЧЬЕ ОРУЖИЕ СЛАВЯН
КУПЕЦ - ТОРГОВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Учитель:
Славяне жили общинами, и свои жилища они строили на берегах рек и озёр, рядом с непроходимыми болотами, т.к. болота были естественной защитой славянских поселений от нашествия врагов и нападения диких зверей. Для своих поселений славяне выбирали высокие места для того чтобы во время весеннего разлива их жилища не затопило. Несколько жилищ с хозяйственными постройками и составляли славянское поселение. Поселение огораживалось общим забором, который делали из острых кольев и называли его частокол.
Учитель:
Где строили славяне свои жилища?
Учащиеся:
Славяне строили свои жилища на берегах рек, болот, озер.
Учитель:
Почему славяне строили свои жилища на берегах рек, болот, озёр.
Учащиеся:
Славяне строили свои жилища на берегах рек, болот, озёр потому что таким образом они защищали свои жилища от нападения врагов и диких животных.
Учитель:
Сейчас при самостоятельной работе с текстом учебника вам нужно выписать названия жилищ восточных славян.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр.45
(работают самостоятельно)
Учитель:
Как назывались жилища восточных славян?
Учащиеся:
Жилища восточных славян назывались мазанка и землянка.
Учитель:
Чем отличается мазанка от землянки?
Учащиеся:
Мазанка строилась из хвороста или ивовых веток, которые переплетались между собой. Каркас изготавливали из жердей, а снаружи и внутри стены обмазывались глиной.
Пол в землянке строился ниже земли на 1,5 метра, крыша почти касалась земли. Крышу покрывали соломой или камышом. В землянке были низкие двери и высокий порог.
Учитель:
В избе из-за низких дверей и отсутствия окон было темно. Освещать избу приходилось лучиной. И чтобы не случилось в доме пожара, под лучину ставили лохань с водой. В лесах избы строили деревянными. Бревна пропитывались смолой и поэтому долго не гнили. Внутри избы центральное место занимала печь. В старину славяне называли печь «истопка» или «истба». Поэтому такое жилище стало называться «избой». Дым из печей выходил через специальное отверстие в дверях или стенах, т.к. не было трубы. Сены и потолок становились от сажи и копоти черными. От этого топка печей таким образом стала называться - топить печь по чёрному.
Учитель:
Объясните, почему славянское жилище называлось избой?
Учащиеся:
В старину славяне называли печь «истопка» или «истба». Поэтому такое жилище стало называться «избой».
Учитель:
Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 47 - 48 вам нужно выяснить, какие хозяйственные постройки были у восточных славян.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр.47 - 48
Учитель:
Какие хозяйственные постройки были у восточных славян?
Учащиеся:
У восточных славян из хозяйственных построек были амбар и хлев.
Учитель:
Для чего нужны были хозяйственные постройки?
Учащиеся:
Амбар нужен был для хранения зерна.
Хлев для содержания домашних животных.
Учитель:
Поселения восточных славян были простыми и просторными как для жизни, так и для труда. Теперь мы с вами имеем представление о том, как выглядели изба, мазанка, для чего служили амбары, хлев и другие хозяйственные постройки.
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы познакомились с поселениями восточных славян.
Учитель:
Какое место выбирали восточные славяне для своего поселка?
Учащиеся:
Восточные славяне строили свои жилища на берегах озёр, болот и рек.
Учитель:
Как назывались жилища восточных славян?
Учащиеся:
Жилища восточных славян назывались мазанкой и землянкой.
Учитель:
Какие хозяйственные постройки были у восточных славян?
Учащиеся:
У восточных славян из хозяйственных построек были амбар и хлев.
Учитель:
Для чего нужны были хозяйственные постройки?
Учащиеся:
Амбар нужен был для хранения зерна.
Учитель:
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА - СТР. 44 - 52 , ЧИТАТЬ,
II ГРУППА - СТР. 44 - 50 , ЧИТАТЬ,
III ГРУППА - СТР. 44 - 48 , ЧИТАТЬ,