«СЛАВЯНСКИЙ ПОСЁЛОК», конспект урока истории Отечества, 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДАТА:

КЛАСС: 7

ТЕМА:

«СЛАВЯНСКИЙ ПОСЁЛОК»

ЦЕЛЬ:

  • Формирование представлений у учащихся о жизни, труде и быте восточных славян до образования древнерусского государства.

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить учащихся с жизнью восточных славян;

  • Коррекция и развитие внимания посредством;

  • Воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к народу, его труду.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Поселение - место, где селились славяне, жилища славян; мазанка, изба, амбар, землянка; хозяйственные постройки: амбар

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Поселение, частокол, мазанка, землянка, лучина, лохань, изба, амбар, хлев, полати, кочерга, кадка, ухват, лук, стрелы, купец

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карта «Киевская Русь»

ТИП УРОКА:

Комбинированный





ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • Приветствие учащихся

Вот учитель входит в класс.

Что мы делаем сейчас?

Встали дружно.

Что нам нужно?

Вот учебник, вот тетрадь,

Их не надо открывать.

Знает каждый ученик,

Будет нужен и дневник.

Не забудьте про пенал,

Чтоб на парте он лежал.


  • Проверка готовности учащихся к уроку

  • 5 - ти минутное жужжащее чтение

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

Ребята о чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся:

На прошлом уроке мы говорили о родах и племенах восточных славян и их старейшинах.

Учитель:

Что такое род?

Учащиеся:

Род - это когда вместе живут несколько семей.

Учитель:

Что такое племя?

Учащиеся:

Племя составляло несколько общин.

Учитель:

Что такое вече?

Учащиеся:

Вече - это народное собрание.

Учитель:

Какие вопросы решали на вече?

Учащиеся:

На вече решали, заключать мир или нет, начинать войну или нет, как наказывать провинившихся,

Учитель:

Кого выбирали на вече?

Учащиеся:

На вече выбирали князя.

Учитель:

Кто такие знатные люди?

Учащиеся:

Знатные люди - это уважаемые и влиятельные люди.

Учитель:

Заполните пропуски:

I - II группа

Во главе общины стоял …………………………………… . На вече избирали военного начальника, который называется ………………………….. . У князя был отряд воинов. Этот отряд называется …………………………….. .

III группа

Во главе общины стоял …………………………………… . На вече избирали военного начальника, который называется ………………………….. . У князя был отряд воинов. Этот отряд называется …………………………….. .

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:

СТАРЕЙШИНА, КНЯЗЬ, ДРУЖИНА.


  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

Наши предки объединялись в роды и племена. Все славяне жили вместе, работали сообща, между собой были равны. Как же жили наши предки - славяне? Какие строили жилища. Как они его укрепляли? Вот такие вопросы нам предстоит сегодня выяснить.

Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Тема урока: «СЛАВЯНСКИЙ ПОСЁЛОК»

Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

Посмотрите на доску и прочитайте слова, которые нам сегодня встретятся при изучении новой темы:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

ПОСЕЛЕНИЕ - МЕСТО, ГДЕ СЕЛИЛИСЬ СЛАВЯНЕ

ЧАСТОКОЛ - ЗАБОР ИЗ ЗАОСТРЁННЫХ БРЁВЕН (КОЛОВ) ВОКРУГ СЛАВЯНСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

МАЗАНКА - ИЗБА, ПОСТРОЕННАЯ ИЗ ДЕРЕВА, ВЕТОК, ХВОРОСТА И ОБМАЗАННАЯ ГЛИНОЙ

ЗЕМЛЯНКА - ИЗБА, ПОЛ У КОТОРОЙ БЫЛ НА ПОЛТОРА МЕТРА НИЖЕ УРОВНЯ ЗЕМЛИ, А КРЫША ПОЧТИ КАСАЛАСЬ ЗЕМЛИ

ЛУЧИНА - ТОНКИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ (ЩЕПКИ)

ЛОХАНЬ - ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДИНА КРУГЛОЙ ИЛИ ОВАЛЬНОЙ ФОРМЫ С НЕВЫСОКИМИ КРАЯМИ

ИЗБА - ЖИЛИЩЕ СЛАВЯН

АМБАР - ДЕРЕВЯННАЯ ПОСТРОЙКА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЗЕРНА

ХЛЕВ - ДЕРЕВЯННАЯ ПОСТРОЙКА ДЛЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

ПОЛАТИ - ДЕРЕВЯННЫЙ НАСТИЛ РЯДОМ С ПЕЧЬЮ

КОЧЕРГА - ЖЕЛЕЗНЫЙ ПРУТ, СОГНУТЫЙ НА КОНЦЕ

КАДКА - ДЕРЕВЯННАЯ БОЧКА С ПРЯМЫМИ СТЕНКАМИ

УХВАТ - ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕРЕДВИГАНИЯ ГОРШКОВ В ПЕЧИ

ЛУК СО СТРЕЛАМИ - БОЕВОЕ И ОХОТНИЧЬЕ ОРУЖИЕ СЛАВЯН

КУПЕЦ - ТОРГОВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Учитель:

Славяне жили общинами, и свои жилища они строили на берегах рек и озёр, рядом с непроходимыми болотами, т.к. болота были естественной защитой славянских поселений от нашествия врагов и нападения диких зверей. Для своих поселений славяне выбирали высокие места для того чтобы во время весеннего разлива их жилища не затопило. Несколько жилищ с хозяйственными постройками и составляли славянское поселение. Поселение огораживалось общим забором, который делали из острых кольев и называли его частокол.

Учитель:

Где строили славяне свои жилища?

Учащиеся:

Славяне строили свои жилища на берегах рек, болот, озер.

Учитель:

Почему славяне строили свои жилища на берегах рек, болот, озёр.

Учащиеся:

Славяне строили свои жилища на берегах рек, болот, озёр потому что таким образом они защищали свои жилища от нападения врагов и диких животных.

Учитель:

Сейчас при самостоятельной работе с текстом учебника вам нужно выписать названия жилищ восточных славян.

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр.45

(работают самостоятельно)

Учитель:

Как назывались жилища восточных славян?

Учащиеся:

Жилища восточных славян назывались мазанка и землянка.

Учитель:

Чем отличается мазанка от землянки?

Учащиеся:

Мазанка строилась из хвороста или ивовых веток, которые переплетались между собой. Каркас изготавливали из жердей, а снаружи и внутри стены обмазывались глиной.

Пол в землянке строился ниже земли на 1,5 метра, крыша почти касалась земли. Крышу покрывали соломой или камышом. В землянке были низкие двери и высокий порог.

Учитель:

В избе из-за низких дверей и отсутствия окон было темно. Освещать избу приходилось лучиной. И чтобы не случилось в доме пожара, под лучину ставили лохань с водой. В лесах избы строили деревянными. Бревна пропитывались смолой и поэтому долго не гнили. Внутри избы центральное место занимала печь. В старину славяне называли печь «истопка» или «истба». Поэтому такое жилище стало называться «избой». Дым из печей выходил через специальное отверстие в дверях или стенах, т.к. не было трубы. Сены и потолок становились от сажи и копоти черными. От этого топка печей таким образом стала называться - топить печь по чёрному.

Учитель:

Объясните, почему славянское жилище называлось избой?

Учащиеся:

В старину славяне называли печь «истопка» или «истба». Поэтому такое жилище стало называться «избой».

Учитель:

Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 47 - 48 вам нужно выяснить, какие хозяйственные постройки были у восточных славян.

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр.47 - 48

Учитель:

Какие хозяйственные постройки были у восточных славян?

Учащиеся:

У восточных славян из хозяйственных построек были амбар и хлев.

Учитель:

Для чего нужны были хозяйственные постройки?

Учащиеся:

Амбар нужен был для хранения зерна.

Хлев для содержания домашних животных.

Учитель:

Поселения восточных славян были простыми и просторными как для жизни, так и для труда. Теперь мы с вами имеем представление о том, как выглядели изба, мазанка, для чего служили амбары, хлев и другие хозяйственные постройки.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель:

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся:

Сегодня на уроке мы познакомились с поселениями восточных славян.

Учитель:

Какое место выбирали восточные славяне для своего поселка?

Учащиеся:

Восточные славяне строили свои жилища на берегах озёр, болот и рек.

Учитель:

Как назывались жилища восточных славян?

Учащиеся:

Жилища восточных славян назывались мазанкой и землянкой.

Учитель:

Какие хозяйственные постройки были у восточных славян?

Учащиеся:

У восточных славян из хозяйственных построек были амбар и хлев.

Учитель:

Для чего нужны были хозяйственные постройки?

Учащиеся:

Амбар нужен был для хранения зерна.

Учитель:

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

I ГРУППА - СТР. 44 - 52 , ЧИТАТЬ,

II ГРУППА - СТР. 44 - 50 , ЧИТАТЬ,

III ГРУППА - СТР. 44 - 48 , ЧИТАТЬ,


































© 2010-2022