Из опыта работы: применение технологий на уроках истории и обществознания

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ладанова Ольга Владимировна

учитель истории и обществознания,

МОУ-СОШ № 13 г.Клин, Московской области, РФ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования отличается реализацией системно - деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика - активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия - умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию универсальных учебных действий.

Говоря о педагогических технологиях, которые наиболее актуальны в рамках введения ФГОС ООО, среди прочих, чаще всего я использую технологию развивающего обучения, технологию проблемного обучения, игровые технологии и, конечно, проектную технологию. Проектная (как и исследовательская) деятельность стимулирует интерес учащихся, развивает познавательные навыки и умения самостоятельно конструировать свои знания, позволяет показать практические применение полученных знаний. Удобно, что метод проектов органично сочетается с групповым подходом к обучению, то есть способствует более активному развитию и коммуникативных навыков.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся, на мой взгляд, хорошо мотивирует их к изучению истории и обществознания. Кроме того, темы и исследования и проекта дети, чаще всего выбирают сами (или принимают участие в их формулировке).

В отличии от чисто исследовательской работы, результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом: в моей практике это и мультимедийная презентация, и разного рода альманахи, сборники, листовки, и карты, и путеводители и т.д. Безусловно. важным моментом является и представление работы. Результаты проектной деятельности учащиеся представляют не только на уроках, но и участвуют в волонтёрской деятельности, знакомя с выводами исследований учащихся школы, родителей. Важным этапом является и представление отдельных проектов на муниципальных и региональных конкурсах, участие в Конференциях.

И сама проектная деятельность и представление её результатов отлично развивают не только предметные, но и личностные и метапредметные УУД. На мой взгляд, именно использование проектной технологии позволяет каждому ребёнку реализовать себя. Это происходит потому, что результаты проектной деятельности на одну и ту же тему разных детей может быть абсолютно разным. Учащийся не боится делать выводы и представлять свой продукт, приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Приведу конкретные примеры проектной деятельности моих учащихся:Мультимедийный продукт,

статья,

волонтёрство

История

6

Россия и Вьетнам - есть ли что-то общее?

И

2 месяца

Сравнительно-сопоставительный анализ

История

6

Дети и война

И

4 месяца

Мультимедийный продукт

Альманах

История

7

Моя семья и война

Г

1 месяц

Мультимедийный продукт

Альманах

История

7

Наше Надеждино

Г

3 месяца

Мультимедийный продукт,

альманах, волонтёрство

Обществознание

6

Сказка о счастье (Право на счастье -что это такое?)

И

2 месяца

Сказка

Обществознание

7

Памятка покупателю

И

1 месяц

Листовка

Обществознание

7

Реклама

И

1 неделя

Плакат

Обществознание

7

Право на бабушку

И

3

месяца

Мультимедийный продукт,

Пакет рекомендаций, волонтёрство

Обществознание

7

Право на семью

И

4

месяца

Мультимедийный продукт,

Пакет рекомендаций, волонтёрство

Обществознание

6

Я и моё имя

И

4

месяца

Справочник

Обществознание

6

Есть ли жизнь без интернета

И

2 месяца

Справочник,

волонтёрство

Обществознание

6

Правила поведения в школе

Г

1 неделя

Альманах

Обществознание

5

Наша газета

Г

Урок

Газета

Обществознание

7

Права человека

Г

1 неделя

Агитбригада

Все проекты я разделяю, в первую очередь, на индивидуальные и групповые. Также я практикую и краткосрочные и долгосрочные проекты. Планируя проектную деятельность, изначально определяюсь с целью: это может быть и закрепление материала по теме, и расширение кругозора по предмету, и участие в конкурсах и Акциях. Для меня всегда важно, чтобы ребёнок почувствовал важность своего труда.

Проект "Дары древнего мира". Это индивидуальный среднесрочный проект, направленный на закрепление курса "История Древнего мира". Учащийся, выбрав тему, сам скорректировал себе задачу: выяснить, что из окружающих нас предметов было изобретено в Древнем мире. Кроме учебника, учащийся использовал интернет-ресурсы. Результатом его работы стала карта древнего мира, на которой он на конкретных территориях изобразил в виде надписей и картинок изобретения, которыми мы пользуемся сейчас. Продукт учащийся представил в классе на итоговом уроке-Конференции, а также на школьном Фестивале проектов.

Интерес у учащихся всегда вызывает проектная деятельность на уроках обществознания. Среди индивидуальных интересных проектов можно назвать следующие: "Памятка покупателю" и "Реклама".Тема "Экономика" очень сложна ( и поэтому менее интересна) для учащихся. Готовя рекламные проспекты (товар или услуга .выбираются самостоятельно; условие одно: это должно быть связано с учёбой),учащиеся изучают особенности продукта, его качества, изучают ассортимент ит.д. "Памятка покупателю" - более сложное исследование. Ученики должны сравнить аналогичные товары в разных торговых точках (цены, ассортимент, акции и т.д.). Результаты и первого и второго проектов выполняются в виде памяток, листовок и мультимедийных презентаций и представляется и учащимся и взрослым.

Иногда учащиеся становятся инициаторами исследований. Так при изучении зарубежной истории одна из учениц (уроженка Вьетнама) предложила подготовить проект, в котором попыталась найти общие черты в культуре и традициях России и Вьетнама. Этот проект был важен, в первую очередь, для ребёнка. Она хотела (и смогла это сделать) привлечь внимание одноклассников и учащихся школы к истории своей Родины.

Ещё одна ученица сказала, что дома у неё нет доступа к Интернету, но она справляется со всеми заданиями. Я предложила ей составить путеводитель "Есть ли жизнь без интернета?", в котором были бы отражены другие источники получения информации: библиотеки, музеи города с адресами, телефонами, графиками работы ит.д.,

Среди долгосрочных индивидуальных проектов можно отметить работу "Продукция ОАО "Медстекло" на службе у человека". Это долгосрочный проект, тема которого была не случайна: это производство - шефы нашей школы. Десятилетия мы активно сотрудничаем с ветеранами ОАО "Медстекло". В последнее время завод переживает не лучшие времена. Разорён музей. Проект -попытка привлечь внимание к удивительному производству. Результаты деятельности были представлены на Конфренции, направлены в Краеведческий музей города. С ОАО "Медстекло" связаны также проекты "Дети и война" ,"Наше Надеждино"

На уроках я большое внимание уделяю правовому воспитанию. Поэтому много проектов выполнены на тему "Право" .(Безусловно, с учётом возраста учащихся"). Среди наиболее интересных - "Право на семью", "Право на бабушку", "Я и моё имя", "Сказка о счастье". Все эти проекты, как правило, долгосрочные. При работе над проектом учащиеся не только изучают законодательную базу по данному вопросу, но также, проводят анкетирование и мониторинги учащихся и взрослых, обращаются с запросами в учреждения и структуры района (ОДН, отдел опеки и попечительства, центры "Семья", "Согласие", Дом-интернат для престарелых и инвалидов, Загс и т.д.). Результатом такой работы становится серьёзный анализ выбранной проблемы с учётом Клинского района, предлагаются выводы, сформулированные с учётом мониторингов и анкетирований. Эти работы стали интересны не только учащимся и родителям школы, но и общественности. Они привлекают внимание к проблемам, выявляют наиболее острые моменты.

Одним из самых ярких примеров представлений результатов проектной деятельности учащихся является волонтёрство. Я уже упоминала, что выводы и продукты работы дети представляют не только на уроках. Часто на основе своих исследований они готовят познавательные программы или проводят Акции с целью привлечь внимание, рассказать или научить. я использую это во время проведения тематических недель (Неделя истории, Неделя профилактики и т.д.) или дней (День принятия Декларации независимости, День Конвенции о правах ребёнка, исторические даты).

Преподавание истории и обществознания в условиях ФГОС ООО уже не может осуществляться по старому. Мне, как учителю предметнику, безусловно, тоже приходится перестраиваться, искать новые формы и методы. Однако ясно, что современные педагогические технологии действительно приносят результат. Каждый учитель, и я в том числе, учитывая особенности учащихся, применяет их на уроках в большей или меньшей степени.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

На мой взгляд проектная деятельность - один из самых удачных методов, развивающих ключевые компетенции, расширяющих кругозор учащихся, развивающих у них инициативность и творческий потенциал.

А главный результат - компетентность учащихся в области истории и обществознания.


© 2010-2022