Конспект урока по истории средних веков на тему Католическая церковь (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема «Католическая церковь в XI-XIII вв. Могущество папской власти»

Примерный план урока

Подготовительная работа к уроку

  1. Разделить класс на группы и дать следующие задания:

  1. Прочесть раздел соответствующего параграфа и каждому составить схему «Разделение церквей». Узнать об основных различиях католической и христианской церквей;

  2. Пользуясь дополнительной литературой, найти и изучить материал о римском папе;

  3. Выучить стихи по заданию учителя;

  4. Подготовить рассказ о еретиках и инквизиции.

Всем учащимся повторить соответствующий параграф и схему «Организация христианской церкви».

Цели урока:

  1. Выявить причины появления двух церквей, узнать о деятельности католической церкви, узнать о деятельности католической церкви, о ее роли в средние века, определить источники ее доходов и могущество римских пап;

  2. Развивать умение работать с дополнительной литературой, анализировать, обобщать и обосновывать правильность своих утверждений;

  3. Воспитывать заинтересованность к изучаемой теме и веротерпимость.

Оборудование:

1 компьютер, проектор

Ф. Шуберт «Аве Мария»;

Моцарт 7 ч. «Реквием».

На доске:

Словарь урока:

Религия кардинал

Церковь конклав

Молитва еретик

Монах индульгенция

Духовенство инквизиция

Мораль реликвии

Десятина реквием

Грех догма

Титул

Христианская церковь

Римский папа Константинопольский патриарх

1054

Власть

Доходы

Западная Восточная

Католическая Православная

(всемирная) ( «правильная»)

Могущество и доходы

Католической церкви

1 вмешивались во все сферы жизни; церковная десятина

2 безграничная власть папы; плата за обряды;

3 судьбы верующих в руках церкви и папы. Продажа индульгенций;

Продажа должностей;

Плата за прикосновения к реликвиям

(Эти колонки схемы закрыты временно)

Рисунок «Путь в Каноссу».

Надпись «Организация католической церкви» и к ней таблички у края доски: аббаты, епископы, верующие, священники, монахи, римский папа.

Сообщение темы и целей урока.

Работа у доски.

Ученик составляет и объясняет затем схему «Организация христианской церкви».

Работа со словами.

Повторяются изученные слова, значение новых терминов объясняется в ходе урока.

Решение логической задачи.

843, 630, 500, 800; ислам, «Суд божий», титул, вассалы; Мухаммед, Хлодвиг, Карл Великий.

Необходимо из каждой строки взять нужные слова и цифру, чтобы получилась историческая информация.

Что лишнее и почему?

  1. Мозаика, иконы, арабески.

  2. Аббат, архиепископ, халиф.

Работа над темой урока.

Учитель совместно с одной микрогруппой рассказывает о разделении церквей. Ученики демонстрируют свои схемы, а затем учитель вывешивает свою. Сообщает о том, что общее и различное существует у этих церквей.

Кто такая Дева Мария?

Католическая церковь наравне с Христом почитает Деву Марию.

Мария (Пресвятая Богородица, Дева Мария) - мать Иисуса Христа). Ангел возвестил ей, что она родит Сына Божьего, Мессию. Христиане оказывают ей глубочайшее почтение, в своих молитвах, обращенных к ней, просят о заступничестве. Установлен ряд христианских праздников в честь Марии.

Так вот, многие молитвы, посвященные ей, начинаются словами «Ave Maria», что означает «Радуйся Мария Благодатная», а заканчиваются словами «Святая Мария, мать Божья, молись за нас грешных ныне и в час нашей смерти. Аминь!»

Многие знаменитые композиторы на эту молитву написали музыку. Особенно знаменит гимн Богородице композитора Ф. Шуберта.

Прослушивание мелодии «Аве Мария» Ф. Шуберта.

Могущество папской власти

Сообщение второй микрогруппы о том, кто такой римский папа, как его избирают, какой властью он обладал на протяжении средних веков и ныне. В качестве дополнения можно представить материал о Григории VII и его противостоянии с Генрихом IV .

Демонстрация рисунка «Хождение в Каноссу» и сопровождение его рассказом третьей микрогруппы.

Григорий 7 (ок. 1020-1085)

Благодаря выдающимся способностям и известности Гильдебранд (что обозначает яркое пламя) в 1073 г. стал папой под именем Григория 7 (на престоле: 1073- 1085). Он торжественно объявил, что все цари земные являются ему подчиненными, так как мир принадлежит Христу, а управлять миром поручено папе как наместнику Христа. Папа есть царь царей, а римская церковь - мать церквей. Григорий приказал освободить духовенство от ленных обязанностей в отношении государей, но владения сохранить за церковью. Значительная часть Европы, превратившись в церковные имения, сделалась непосредственно зависимой от него, папы.

Все эти действия столкнули интересы Григория 7 с Германской империей. Генрих 4 отказался исполнить эти требования. Тогда папа поспешил отлучить его от церкви, объявил его низверженным с престола и разрешил всех его подданных от данной ему присяги в верности. Чувствуя, что с папой бороться трудно, Генрих отправился в Италию, где в Каноссе, замке его верной сторонницы маркграфини тосканской Матильды находился в это время папа. Прибыв туда, Генрих не был впущен в замок и в продолжении трех суток, в одежде кающегося и с босыми ногами, не принимая пищи, малодушно умолял папу его простить. После некоторого колебания Гильдебранд простил Генриха.

Выражение «ходить в Каносс» стало крылатым. Так стали говорить о том человеке, которому пришлось унижаться перед противником, как это произошло с Генрихом 4.

Католическая церковь и ее доходы

Коллективная работа учеников и учителя.

1Какова роль церкви в становлении государства?

2 На какие группы, как утверждала католическая церковь, бог разделил людей?

Во времена феодальной раздробленности церковь была сплоченной организацией. Она давала объяснения на непонятные вопросы, определяла каждому свое место в жизни. Люди верили, что вне церкви нет спасения, что без священников, их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай. Это позволяло церкви вмешиваться как в личную жизнь каждого, так и вдела стран и их правителей, так как в руках папы сосредоточилась неограниченная власть. Это позволяло католической церкви иметь и получать огромные богатства.

Работа учащихся в тетрадях

Давайте представим, что перед нами кошелек римского папы. На основе моего рассказа определите, что служило источниками доходов в католической церкви.

Запишите это в тетрадь, а после мы сравним с записью на схеме.

Проверка задания

Сообщение 4 микрогруппы о еретиках и инквизиции.

Учитель. Из Библии вы знаете, что Христос и его ученики жили в бедности и призывали к отказу от богатств. Однако верующие в жизни встречали совершенно обратное. Папы, епископы и аббаты жили в роскоши, участвовали в войнах, хотя им было это запрещено.

1Как вы думаете, мирились с этим верующие?

2 Сейчас прозвучат стихи. Подумайте, как бы в средние века назвали человека, который их сочинил или прочел их другим?

3 О каких источниках доходов церкви в нем сказано?

Он индульгенций короб с пылу с жару

Из Риму вез по шиллингу за пару.

В своем мешке хранил чудесный плат

Пречистой Девы и клочок холстины

От савана преславныя кончины.

Еще был крест в цветных камнях-стекляшках,

Была в мешке и поросячья ляжка,

С их помощью, обманщик и нахал,

В три дня он больше денег собирал,

Чем пастырь деревенский за полгода

Мог наскрести с голодного прихода.

4 Что же придумала католическая церковь в ответ на выступления еретиков?

Учитель. В средние века богатых и знатных людей после смерти отпевали в храмах. Звучала хоровая молитва, где начальным словом было слово реквием, что в переводе означало «Покой вечный дам им!». Еретиков же сожженных пепел рассеивали по ветру. Так пусть же сегодня в честь мучеников и героев прозвучит эта траурная песнь.

Слушание 7 части «Реквиема» Моцарта.

Формулирование вывода

С помощью учителя ученики делают вывод о могуществе паской власти и католической церкви и сравнивают с записью у учителя.

Обобщение по схеме «католическая церковь в 11-13 вв.»

Оценка ученического труда

Домашнее задание

По памяти воспроизвести схему «Католическая церковь в 11-13 вв.» в тетради, уметь ее воспроизводить. Составить 5 предложений с новыми словами. Соответствующий параграф прочесть.



© 2010-2022