- Преподавателю
- История
- Рабочая программа внеурочной деятельности краевед 8 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности краевед 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Косарева А.М. |
Дата | 30.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краевед» для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
-
Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
-
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
-
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
-
.Программы курса "ИСТОРИЯ СМОЛЕНЩИНЫ" (с древнейших времен до настоящего времени) для 8-9 классов, составители: Ластовский Г.А., Ильюхов А.А -Смоленск, 1995 г.
-
Обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году.
-
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ№ 1 города Сычевки Смоленской области для 5-9 классов на 2015 - 2020 уч. гг.
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ СШ №1 г.Сычевки Смоленской области. Составлена в соответствии с требованиями к структуре рабочей программы ФГОС ООО.
Внеурочная деятельность школьников в рамках занятий по данной программе организуется преимущественно по общекультурному направлению.
Настоящая программа создает условия для культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.
В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Необходимость программы кружка «Краевед» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.
Без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет важную роль. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Краевед» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Смоленской области, Сычевского района. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая их биографии, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Общая характеристика курса
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Учебно-познавательная компетенции - умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые редакторы, презентации);
Формирование информационной компетенции - владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять современные информационные технологии;
Формирование коммуникативной компетенции - владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, устное сообщение, уметь задать вопрос и пр.);
Формирование компетенции личностного совершенствования - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование культуры мышления и поведения
Кружок «Краевед» ведется в 8 классе первый год, преподавание осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный и обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Моделью образовательной деятельности краеведения предусматривается взаимодействие общего и дополнительного образования, воспитательной работы. Концептуальной основой модели является система ценностно-целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности.
Принципы образовательной деятельности:
-
субъективность восприятия;
-
самоактуализация;
-
дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;
-
право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;
-
разноплановость творческой деятельности.
МЕСТО ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Требования Федерального государственного образовательного стандарта к организации внеурочной деятельности учащихся реализуются через программы внеурочной деятельности, которые предусматривают проведение занятий кружка «Краевед» во второй половине дня.
Занятия проводятся для обучающихся 8 класса 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа. Количество часов в 1-ой четверти - 8 ч.; количество часов во 2-ой четверти - 8 ч.; количество часов в 3-й четверти - 10 ч.; количество часов в 4-ой четверти - 7 ч.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
-
групповая работа;
-
беседы, викторины;
-
коллективные творческие дела;
-
смотры-конкурсы, выставки;
-
экскурсии, поездки, походы;
-
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
-
вести устный диалог на заданную тему;
-
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
-
участвовать в работе конференций, чтений.
-
участвовать в работе конференций, чтений.
Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, флеш-носителях, рассказы взрослых, экскурсии.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; определять цель исследования, овладевать методикой сбора и оформления найденного материала; владеть научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
• с географией: работа с картами.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
-
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
работа в группе, работа в паре
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные
-
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
-
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Предметные результаты
В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
- осознавать значимость краеведения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
✒Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым понятием;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
⁖ Познавательные учебные умения:
- прогнозировать результаты поиска;
- отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написание рассказов о втеранах войны и труда;
- ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);
- составлять описание краеведческой находкии его паспорта;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
☺ Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение о проведенных беседах;
- участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
-
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
-
Планировать (составлять план своей деятельности);
-
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Содержание курса
Раздел I. История родного края (8 часов)
Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др.
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей местности (области, района, села). Основные населенные пункты района. Знаменитые места. Границы края, их условность и подвижность: родной дом - школа с ближайшими окрестностями - село; город - район - область. Родной край - часть России, частица мира.
История города. История школы. Ветераны педагогического труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы. Выдающиеся люди нашего города
Продукт: рассказ об учителе/выпускнике
Раздел II. Музей (5 часов)
Музей как сохранение культуры народа. Культура поведения в музее. Виды сбора информации. Работа школьного музея. «В музее».
Продукт: презентация «Школьный музей»
Раздел III. Экскурсионная работа (4 часов)
Что такое экскурсия? Правила проведения экскурсии в музее. «Я поведу тебя в музей…» (проведение тематической экскурсии).
Продукт: экскурсия по теме «Школьные годы чудесные»
Раздел IV. Домашний музей (8 часов)
Понятие генеалогическое древо. Схема генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей.
Продукт: генеалогическое дерево своей семьи
Моя семья в истории села. Я расскажу о своей семье. Семейный фотоальбом. История одной фотографии. Семейные традиции, реликвии. Любимые занятия в семье детей и взрослых. Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»
Продукт: выставка фотографий «Моя семья»
Раздел V. Вахта Памяти (9 часов)
Уголок Боевой Славы. Книга Памяти. Жители села в годы Великой Отечественной войны. Урок мужества. Мой дедушка - ветеран Великой Отечественной войны. Мой дедушка - ветеран Великой Отечественной войны. «Детство, опаленное войной». Моя бабушка/дедушка - труженик тыла. «Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты). Экскурсия к памятнику павших во время Великой Отечественной войны.
Продукт: письмо ветерану
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕЛ. Формирование «стартовой» мотивации к обучению.
Р. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.
П. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
К.Оформлять свои мысли в устной речи.
2-3
История города
2
Практическая работа творческого характера
Летопись моего города, «Улицы моего города»
Л.Формирование навыков творческой деятельности.
Р. Уметь работать самостоятельно и в группе
П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
4-5
История школы. Ветераны пед. труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы
2
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Летопись школы, рассказ об учителе, выпускнике
Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи.
П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
6-8
Выдающиеся люди нашего края
3
Составление литературной викторины, кроссвордов
Поэтический вечер «И вечно имя доброе живет»
Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.
Р.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст.
П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.
К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
Раздел II. Музей (5 часов)
1
Музей как сохранение культуры народа
1
Лекция с элементами беседы
Картинная галерея
Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
2
Культура поведения в музее
1
Урок-практикум
Свод правил поведения в музее
Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.
Р.Уметь работать с новыми понятиями.
П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.
К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
3
Виды сбора информации
1
Практическая работа в библиотеке, в компьютерном классе
Опрос населения, анкетирование
Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из прочитанных книг, создавать обобщения.
К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач
4
Работа школьного музея
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Словарь музееведа, самостоятельная экскурсия «Я экскурсовод»
Л.Формирование навыков творческой деятельности.
Р. Уметь работать самостоятельно и в группе
П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
5
«В музее»
1
Творческая работа
Сочинение, рисунки
Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.
Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.
Раздел III. Экскурсионная работа (4 часа)
1
Что такое экскурсия?
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Беседа, подготовка вопросов к собеседнику
Л. Формирование «стартовой» мотивации к обучению.
Р. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.
П. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
К.Оформлять свои мысли в устной речи.
2
Правила проведения экскурсии в музее
1
Практическая работа творческого характера
Составление своих правил поведения в музее
Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.
Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений
К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.
3-4
«Я поведу тебя в музей…»
2
Практическая работа творческого характера
Портфель экскурсовода
Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
П.Уметь ориентироваться во время экскурсии
К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения
Раздел IV. Домашний музей 8 часов)
1-2
Моя семья в истории города
2
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Моя родословная
Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из рассказов родственников, создавать обобщения.
К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.
3-4
Я расскажу о своей семье
2
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Проект
Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.
Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.
5
Семейный фотоальбом
1
Малая конференция
Исследование,
правила хранения фотографий, семейных реликвий: орденов, медалей и др.
Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.
Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений
К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.
6-7
История одной фотографии
2
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Рассказ по фотографии, находка особой фотографии, по которой можно рассказать об истории своей семьи
Л. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.
Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
П. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений
К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
8
Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Письмо потомкам
Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.
Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.
Раздел V. Вахта Памяти 9 часов)
1
Уголок Боевой Славы
1
Работа в группах
Презентация о школьном музее
Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
П.Уметь ориентироваться в музее
К. участвовать вэкскурсии; соблюдать правила общения
2
Книга Памяти
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Бессмертный полк, Виртуальная Книга Памяти по увековечиванию имен всех солдат Великой Отечественной войны
Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.
Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.
3-4
Жители города в годы Великой Отечественной войны
2
Малая конференция
Исследовательская работа
Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.
Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений
К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.
5
Урок мужества
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Сценарий урока мужества
Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.
Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.
6
Мой дедушка - ветеран Великой Отечественной войны
1
Практическая работа творческого характера
Оформление страницы Книги Памяти
Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
П.Уметь ориентироваться во время экскурсии
К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения
7
«Детство, опаленное войной»
1
Написание творческой работы
Создание страницы на сайте школьного музея о тружениках тыла
Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.
Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.
8
Моя бабушка/дедушка - труженик тыла
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Книжка о старшем поколении моей семьи
Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
П.Уметь ориентироваться во время экскурсии
К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения
9
«Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты)
Малая конференция
Исследовательская работа
Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.
Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений
К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.
ИТОГО:
34
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск,2008
Будаев Д.И., Ильюхов История Смоленщины XIX-XX века. Смоленск 2007
СТАРАЯ СЫЧЁВКА Владимир Каплинский Смоленск 2004
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция, газеты, журналы)
-
Конституция Российской Федерации;
-
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Печатные пособия (карты, схемы, таблицы…)
Архив школьного музея.
Архив (вещественные, письменные источники)
Цифровые образовательные ресурсы (программы, список сайтов...)
Экранно-звуковые пособия (презентации, видео…)
10