Технологическая карта урока на тему Законы царя Хаммурапи

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

  1. Предмет: история

  2. Класс: 5 а

  3. Тема: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

  4. Результаты деятельности:

  • личностные (ЛР): формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям; давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и отдельно взятых законов; воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

  • метапредметные (МПР): формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве; развивать умения применять знания в новой учебной ситуации; отрабатывать навыки самостоятельной работы; развивать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и т.п.; развивать коммуникативные и творческие способности.

  • предметные (ПР): сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве; показать особенности законов и их социальную направленность; на примере действия законов отработать понятия «государство» и «закон».

5. Технология: проблемно - диалоговое обучение

6. Оборудование: презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, карточки с законами для работы в группах, разноцветные наклейки для рефлексии.

7. Источники информации: презентация учителя, учебник по Истории Древнего мира 5 класс Вигасин А.А., Годер Г.И.


Технологическая карта урока

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Система ценностных отношений

Сформированные УУД

Система предметных знаний (ЗУНы в предметной области), действия с предметным содержанием (опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)

Действия педагога

Действия обучающегося

Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

  1. организационный




  1. Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог)

  2. Познавательные (определение понятий, выделение главного)

Здравствуйте!

Итак друзья, внимание,

ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок.

Для начала давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке.

Задаёт вопросы

- Скажите пожалуйста, с какой древней страной мы познакомились на прошлом уроке? А какие у неё были названия? Как называли жителей это страны?

- Кто сможет выйти и показать нам эту страну на карте?

Открывает слайд №1 с картой

- Какие реки там протекали, куда они впадали, какой был климат и занятия населении?

- Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.

Мы вспомнили весь изученный материал. Молодцы! А теперь позвольте мне рассказать вам историю.

Садятся, настраиваются на урок.


Поднимают руки, отвечают по очереди на вопросы учителя.

  1. мотивирующий



  1. познавательные (анализ и построение логически обоснованного рассуждения, выделение главного, определение понятий, умение делать выводы);

  2. коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог)

В 1901 - 1902 годах французские археологи проводили раскопки в древнем городе Сузы. Там они обнаружили огромный чёрный двухметровый базальтовый столб.

Открывает слайд №2 с изображением столба

В верхней части столба был рельеф с изображением двух фигур. Ниже изображения со всех сторон столб был покрыт ровными рядами клинописи. Сегодня этот столб хранится как уникальный музейный экспонат в Лувре.

Задает вопросы

- Как вы думаете, что же это за столб?

- Кто изображён в его верхней части?

-Что на нём записано?

В Древнем Двуречье было много городов. Они воевали друг с другом за первенство. В конце концов победу одержал крупный и богатый город Вавилон.

Открывает слайд №3 с изображением Вавилона

Включает видеофрагмент

Расположен Вавилон в самом центре Двуречья на пересечении торговых путей. Название Вавилон означает «врата Бога». Это был важный экономический, политический и культурный центр, «первый мегаполис», население его составляло 150000 человек, привлекавший к себе путешественников и купцов со всего света. Великолепные храмы и дворцы были там построены. Самым могущественным и знаменитым царём Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 - по 1750 годы до н.э.

Открывает слайд №4 с изображением Хаммурапи

Слушают и смотрят.



Высказывают версии.



Смотрят и слушают.


  1. целеполагание

    1. регулятивные (определение цели, выдвижение версий, планирование деятельности, оценивание степени и способа достижения цели);

    2. коммуникативные (умение вступать в диалог)

На знаменитом чёрном столбе был изображён именно царь Хаммурапи и бог Шамаш, вручающий царю жезл божественной власти.

Учёным удалось сделать перевод клинописного текста на столбе. Это были законы древнего государства.

-Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?

- Что предстоит нам сегодня с вами узнать? Поставим цель.

Подводит итог сказанному.

Тема нашего урока сегодня «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Слайд № 5 название урока

Фиксирует задачи на доске:

1.Каким было правление Хаммурапи;

2. Какие законы он создал?

3. Помогли ли эти законы людям?



Высказывают версии. Определяют тему урока. Цели и задачи урока.


    1. Решение учебной задачи

      1. Коммуникативные (интеграция в группу сверстников, продуктивное взаимодействие и сотрудничество, умение вступать в диалог);

      2. Познавательные (действия постановки и решения проблемы);

      3. Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность);

      4. Личностные (смыслообразование, самоопределение)

Перед вами начало этого текста законов Хаммурапи, написанные на чёрном столбе. Предлагаю вам прочитать его и ответить на вопросы к нему.

Слайд № 6 с текстом задания

Давайте разберёмся, справедливыми ли на самом деле были законы. Перед вами тексты законов по темам:

  1. Группа «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи «

  2. Группа «Законы о праве собственности»

  3. Группа «Общественные отношения в вавилонском царстве»

  4. Группа «Законы о защите прав ребёнка»

  5. Группа «Преступления против людей»

Прочитайте их, обсудите, ответьте на вопросы, сделайте выводы. От каждой группы выберите того, кто будет отвечать за всю группу. Время на обсуждение 10 минут.

После обсуждения. А теперь давайте вернемся к тем задачам, которые мы ставили сегодня на урок. Как вы считаете, достигли ли мы их?


Работают с текстом на карточках. Отвечают на поставленные вопросы.


Читают законы. Отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы. Отвечают.


Отвечают по очереди, выражают свое мнение

    1. рефлексия

      1. Личностные (самоопределение, морально-этическая ориентация);

      2. Регулятивные (оценка, саморегуляция).

Перед вами «Дерево знаний». Но на нём нет листочков. Эти листочки у вас. Выберите один листочек определённого цвета. Предлагаю подойти сейчас и украсить дерево листочками.

Зелёный листочек означает: «На уроке мне было комфортно и всё понятно»

Розовый: «На уроке немного затруднялся, но всё понятно»

Синий: «На уроке было трудно, ничего не понял»

Выбирают листочек и клеят на «Дерево знаний»

    1. домашнее задаие

Прочитать § 14. Узнать, какое современное государство находится на Территории Вавилонского царства. Как называется сегодня его столица.

Записывают д/з в дневник



Законы Хаммурапи для работы в группах:


Первая группа

"Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи".


53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наёмную плату ( кирпичного мастера, плату ткача, плату камнереза, плату столяра, плату кожевника, плату плотника, плату корзинщика, плату строителя) в день он должен давать.

Вопросы:

  1. Чьи интересы защищали данные законы?

  2. Считаете ли вы справедливыми эти законы и почему?



Вторая группа

«Законы, защищающие права собственности»

59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина - 0,5 кг) серебра.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
259.Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль - 8,4 г.) серебра.
260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.


Вопросы:

  1. Какой основной вид наказания, согласно законам, должен был понести

человек, причинивший вред чужому имуществу?

  1. Считаете ли вы справедливыми данные законы и почему?



Третья группа:

«Общественные отношения при царе Хаммурапи»

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного подданного), то его должно убить.
19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
282. Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить (осудить) его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо.

251. Если бык человека бодлив и соседи заявят ему, что он бодлив, а тот не притупит ему рогов и не спутает своего быка, и этот бык забодает сына человека и причинит ему смерть, то он должен отдать 1/2 мины (1 мина - 0,5 кг) серебра.

252. Если погибший - раб человека, то он должен отдать 1/3 мины серебра.

Вопросы:

  1. На какие две основные категории делилось вавилонское общество?

  2. Какое отношение к рабам было в обществе?

  3. Справедливы ли по вашему были законы по отношению к рабам? Почему вы так думаете?

Четвертая группа:

«Защита прав ребёнка»

168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: "Я изгоню моего сына", то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
177. Если вдова (женщина, муж которой умер), имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужай должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении (то ест его бросили родители), и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду (родителями, бросившими его).
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

Вопросы:

  1. В чём заключалась, по вашему, защита прав ребёнка согласно законам?

  2. Считаете ли вы справедливыми данные законы относительно детей и почему?

Пятая группа:

«Преступления против людей»


6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы:

  1. Откуда произошло выражение «Око за око, зуб за зуб» и как вы понимаете смысл этого выражения?

  2. Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления были слишком суровые или они были вполне приемлемые для древнего общества?




© 2010-2022