• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по всеобщей истории Возникновение ислама и образование Арабского халифата

Конспект урока по всеобщей истории Возникновение ислама и образование Арабского халифата

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока всеобщей истории по теме

«Возникновение ислама и объединение арабов» 6 класс.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли новой религии в объединении арабов и возникновения нового государства.

Задачи урока:

Образовательные- сформировать у учащихся представление о новой мировой религии, зародившейся в VII веке - исламе.

Развивающие - способствовать развитию хронологических и картографических умений у школьников;

продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, умение работать с картой;

развивать у учащихся элементы самоконтроля

Воспитательные - способствовать развитию у учащихся нравственных ценностей на основе исламской морали

Оборудование: Карта «Арабы в VII-XI вв.», компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, магнитофон, раздаточный материал(текст исторического источника Ибн-Хосров «Сафар-Намэ, карточки).

Ход урока

1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность класса к занятию, отмечает отсутствующих.

2.Актуализация: (слайд 1) Мы продолжаем с вами, ребята, изучать историю как многообразие и единство мира. История всегда таинственна, интересна и увлекательна. Наше путешествие продолжается. Вы слышите эту волшебную мелодию? А сладостный голос Шахразады и её сказки «Тысяча и одна ночь»? На несколько часов истории, мы погрузимся в необыкновенный мир Ближнего Востока, где и сейчас живут заклинатели змей, факиры, возвышаются мечети и дует сухой и жаркий ветер пустыни. (Слова произносятся на фоне музыки)

На востоке граница Византии проходила рядом с территорией, на которой проживали племена арабов. В 630 -х гг. в жизни этих народов происходят «чудо»: незаметные раньше пустынные кочевники-арабы объединились в сильную военную державу - халифат. Их стали бояться многие государства. Чем объяснялись внезапные успехи арабов? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке. Тема сегодняшнего урока: «Возникновение ислама и объединение арабов»

3.Изучение новой темы

План (слайд 2)

  1. Условия жизни и занятия арабов.

  2. Биография пророка Мухаммеда

  3. Появление новой религии - ислама.

1)Условия жизни и занятия арабов. (слайд 3)

1.Комментированное чтение: Прочтите текст на стр.69, первый абзац.

Работа по карте «Арабы в 7 -11 вв.»

  • где издавна проживали арабы?

  • Какими морями омывается Аравийский полуостров?

  • Какую еще информацию о жизни арабов может дать нам карта? (Торговые пути, города, завоевательные походы)

Слово учителя: ..Аравия - одна из наиболее безводных стран мира. Большую часть полуострова занимают засушливые степи и труднопроходимые пустыни. В языке древних арабов не было даже слова «река».

2. Работа с историческим документом Ибн-Хосров «Сафар-Намэ». (текст источника раздается каждому ученику) (слайды 4-6)

Вопрос и беседа по документу.

  • Какие выводы о жизни и занятиях жителей Аравии можно сделать? (какой климат, почва, растительность, какие культуры выращивали)

3.Рассказ учителя: про основные занятия арабов (слайды 7-13)

Вопросы к классу:

-Назовите основные занятия арабов?

- Какие арабы занимались земледелием, а какие скотоводством?

- Занимались ли арабы торговлей? Что продавали и где продавали?

-Почему верблюд был неразлучным спутником бедуина?

Сделайте вывод о занятиях арабов?

4. Работа с литературными источниками: (слайды 14-15)

Учитель: Нам будет интересно узнать, как жили бедуины, какие отношения складывались между племенами. Сейчас я прочитаю вам отрывки стихотворений арабских поэтов, а вы сделаете умозаключения как знатоки истории.

1- В опасности племя моё
Я готов умереть
Враги угрожают, иду без боязни в сраженья…

Племена жили враждебно, часто воевали, но были храбрыми, смело защищали своих близких.

2-Мы мстим за убийство, своих соплеменников
И наше возмездие
Неотвратимо…

У них была кровная месть.

3- Того, кто дерзнёт
От рода отречься открыто,
Терзают клинки
И тяжёлые топчут копыта…

Преданы своему роду. Предательство - тяжкое преступление.

4-А я ведь друзей нахожу
И в убогих шатрах
И там, где в богатстве
Живёт не одно поколение…

Жизнь разная. Есть богатые и бедные.

Сделайте выводы:

Арабские племена часто воевали между собой, у них был обычай кровной мести, часть арабов разбогатела, иные были бедные. (слайд 16)

Физкультминутка (слайд 17)

2)Биография пророка Мухаммеда (опережающее индивидуальное задание для учащегося) (слайд 18-19)

5. Сообщение учащегося: «Краткая информация о Мухаммеде»

Для того, чтобы объединить арабов и защитить свою независимость житель Мекки Мухаммед основал новую религию - ислам. Он начал утверждать , что он слышит «Голос Бога» -Аллаха. Себя он стал называть «посланником Бога» - его Пророком. Мухаммед начал призывать арабов к объединению и прекращению вражды, к принятию единой веры. Богатых людей он призывал оказывать помощь нуждающимся и неимущим людям. Постепенно у Мухаммеда появилось много сторонников, их стали называть мусульманами, т.е. «покорными Богу». Но не все люди с пониманием отнеслись к нему. Нашлись и такие, которые отнеслись к нему враждебно. Поэтому в 622 году Мухаммед переселяется в г. Медину. Там он находит своих сторонников. Однако противостояние с Меккой заканчивается только к 630 году. К этому времени большинство арабов принимают ислам и признают власть Мухаммеда, который становится во главе Арабского государства и мусульманской церкви.

3)Появление новой религии - ислама.

6. Характеристика ислама: (слайд 20)

Учитель: Но что за религия такая «ислам» мы с вами пока не знаем. Для того, чтобы познакомится с понятиями ислама, я буду читать выдержки из священной книги мусульман Коран и стихи арабских поэтов, а вы постарайтесь дать характеристику религии.

1- Я не владею для себя не пользой не вредом, если этого не пожелает Аллах.

Всё в руках Аллаха.

2- Аллах ведает, что ты делаешь.

Бог видит всё и всех.

3- Аллах кого пожелает, того сбивает с пути, а кого желает, то помещает по прямой дороге.

Судьба человека в руках бога.

4- Не простая истина у мудреца.
Бедность и богатство - всё в руках творца
Человек, ведь ты в своей судьбе неволен
Так не суетись и малым будь доволен.

Не завидуй тем, кто богат, всё в руках бога.

5- Кто идёт войной на неверных, убитые на такой войне - в раю.

Религия за мир, однако же неверных можно убивать.

Законы мусульман: (слайд 21)

Учитель: Религия ислам создала правила поведения людей мусульман - шариат. Давайте запишем на доске, какие обязанности и запреты предполагались.

Обязанности: люби ближнего, уважай родителей, будь терпимым, мужественным, желай трудиться, плати долги, плати калым за жену, мужчина - главный, соблюдай пост, одну пятую доходов трать на милостыни, посетить Мекку, Медину, молиться 5 раз в день…

Запреты: не лги, не убей, не воруй, не пей вина, не ростовщичествуй, не играй в азартные игры, не больше 4-х жён можешь иметь, пятница - отдых…

Учитель: Сделайте выводы

Учащиеся: мусульманская религия похожа на другие религии, призывает к добру, плохое запрещает.

Учитель: Таким образом мы с вами можем сделать вывод, что новая религия ислам оказало огромное влияние не только на арабов, но и на другие народы.

7.Закрепление изученного материала. Разноуровневые задания (слайды 22-23)

8. Выставление оценок. Домашнее задание (слайд 24)

Дифференцированные задания

На «3»- Прочитать параграф №13, попытаться ответить на вопросы в конце параграфа.

На «4»- Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: «Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия ее населения?»

На «5»- составить кроссворд по теме «Возникновение ислама и объединение арабов»









© 2010-2022