Рабочая программа история России 6 класс ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Юрьевская средняя общеобразовательная школа.


Согласовано:

заместитель директора по УВР _____ /Рубцова О.Н/

«____» _______ 20___ г

Утверждаю:

Директор школы:________/Зверева И.С./

приказ № __________ от «__________»



Рабочая программа

по истории России

6 класс









Учитель: Дорофеева Анастасия Сергеевна



Количество часов в неделю -2, всего 38








2016 -2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012 года, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897, в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, учебного плана МБОУ Юрьевская СОШ. Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Рабочая программа для 6 класса ориентирована на использование УМК:

  1. «История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. В двух частях. Москва, Просвещение, 2016.

  2. Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная шко-ла) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М. : Просвещение, 2016.

  3. Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс

  4. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс

  5. Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 6 класс.

  6. Тороп В.В. История России. Контурные карты. 6 класс.

Цели изучения истории:


  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.


Задачи изучения истории:


1. Формирование представлений об истории средних веков как части общемирового исторического процесса.

2. Показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет история входит в обязательную часть учебного плана школы. Данный предмет изучается с 5 класса и является базовым. В соответствии с УП МБОУ Юрьевская СОШ продолжительность учебного года в 6 классе составляет 34 недели. На основе федерального базисного учебного плана и примерной программы по истории в 6 классе на уроки истории отводится 68 часов в год. На историю России 38 часов, поэтому рабочая программа сокращена на 2 часа: 1 час по теме IV. Русские земли в середине XIII - XIV в. и 1 час теме V. Формирование единого Русского государства.

Система оценивания соответствует Положению « О системе оценивания основного общего образования в условиях ФГОС», принятом на заседании Педагогического совета и утвержденном Приказом №13/1-03-2014 от 06.03.2014г. Промежуточная аттестация проводится согласно приложению 1 к учебному плану МБОУ Юрьевской СОШ.

Общая характеристика учебного предмета

Разработка данного учебного курса является первым шагом на пути создания единой концепции непрерывного исторического образования, которая станет важным звеном в развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения.

Создание нового учебного курса отечественной истории опирается на предшествующий опыт, накопленный в данном направлении как за последние четверть века, так и в советский и досоветский периоды.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.

Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа.

Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Основы разработки содержания исторического образования определены важнейшими положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.







Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают::

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информа-цию в индивидуальной информационной среде, среде обра-зовательного учреждения, федеральных хранилищах обра-зовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках ино-странцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• оценивание поступков, человеческих качеств на осно-ве осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Бо-голюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV - начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.






Содержание учебного предмета

6 КЛАСС ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (38 ч)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.

Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.

Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.

Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э.

Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Образование государства Русь.

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.

Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой.

Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X - начале XII в.

Место и роль Руси в Европе.

Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.

Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.

Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства,

укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине ХII - начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель - самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе.

Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.

Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков.

в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.







Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.Раздел

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Тема I. Народы и государства

на территории нашей страны в древности

5 часов

Характеризовать достижения первобытного человека и их значение для развития человечества в древности.

Называть древнейшие стоянки человека на территории современной России.

Приводить примеры занятий, орудий труда людей, проживающих на территории России;

Сравнивать первобытного человека с современным.

Перечислять занятия первобытного человека;

Оценивать роль начала обработки металла.

Научаться рассматривать события в исторической хронологии;

Показывать территории современной России, где появился человек.

2

Тема II. Русь в IX - первой половине XII в.

11 часов

Характеризовать причины появления государства Русь.

Оценивать деятельность первых князей из династии Рюриковичей;

Называть причины и итоги принятия христианства; причины расцвета государства при Ярославе Мудром.

Приводить примеры особенностей развития Древней Руси при первых Рюриковичах.

Показывать на карте территорию Древнерусского государства.

Сравнивать теории происхождения Руси с точки зрения норманистов и антинорманистов.

Раскрывать значение новых терминов раздела.

3

Тема III. Русь в середине ХII - начале XIII в.

5 часов

Характеризовать политику русских князей в период феодальной раздробленности.

Оценивать вклад Руси в мировую культуру.

Называть причины начала феодальной раздробленности.

Рассказывать о государственном управлении в период феодальной раздробленности.

Показывать на исторической карте русские княжества в XII веке.

Выделять особенности государственного строя и экономики Руси.

4

Тема IV. Русские земли в середине XIII - XIV в.

9 часов

Оценивать участие Руси в битве на р. Калке.

Называть причины походов шведов на Русь.

Рассказывать об основных событиях татаро-монгольского нашествия и нашествия с Запада.

Показывать основные направления походов Батыя, Мамая на Русь на исторической карте.

Раскрывать значение новых терминов раздела, причины возвышения Москвы.

Выделять особенности государственного строя и экономики Руси.

Сравнивать культурные достижения России и Европы.

5

Тема V. Формирование единого Русского государства

8 часов

Оценивать участие Руси в битве на р. Калке.

Называть причины объединения русских земель в единое государство; причины междоусобной войны второй четверти XV века.

Рассказывать об устройстве Московского княжества в XV веке.

Показывать основные направления торговли Руси, земли вошедшие в Московское княжество при Иване III и Василии III.

Раскрывать значение новых терминов раздела.

Выделять особенности государственного строя и экономики Руси.

Сравнивать процесс объединения на Руси и в Европе.

Всего

38 часов

Материально - техническое обеспечение учебного процесса.

Материально-техническое обеспечение представлено в виде таблицы «Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «История» для 5 класса» и учебно-методического обеспечения по предмету.

Таблица «Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «История» для 5 класса.


Наименование

Количество

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок

1

3

Компьютер

1

4

Проектор

1

6

Акустическая система (колонки)

1

7

Комплект демонстрационных таблиц по истории Древнего мира

1

Учебно-методический комплекс:

  1. «История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. В двух частях. Москва, Просвещение, 2016.

  2. Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная шко-ла) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М. : Просвещение, 2016.

  3. Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс

  4. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс

  5. Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 6 класс.

  6. Тороп В.В. История России. Контурные карты. 6 класс.







Календарно-тематическое планирование


Дата

проведения

Тема

урока

Д/З

1

Наша Родина - Россия.

Введение.

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

Пар.1

3

Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Найти информацию из разных источников. УРОК-ПРОЕКТ

4

Образование первых государств

Пар. 2

5

Восточные славяне и их соседи

Пар.3

6

История заселения территории Красноярского края в древности

УРОК-ПРОЕКТ

7

Первые известия о Руси

Пар. 4 УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

8

Становление Древнерусского государства

Пар. 5

9

Становление Древнерусского государства

Пар. 5

10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Пар. 6

11

Русское государство при Ярославе Мудром

Пар.7 УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Пар. 8

13

Общественный строй и церковная организация на Руси

Пар. 9

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

Пар. 10

15

Повседневная жизнь населения

Пар. 11

16

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II

Индив.задания

17

Урок истории и культуры родного края в древности

УРОК- ПРОЕКТ

18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Пар. 12 УРОК-ДИСКУССИЯ

19

Владимиро-Суздальское княжество

Пар. 13

20

Новгородская республика

Пар. 14

21

Южные и юго-западные русские княжества

Материал для проектной деятельности

22

Повторительно-обобщающий урок по теме III

Индив. задания

23

Монгольская империя и изменение политической картины мира

Пар. 15

24

Батыево нашествие на Русь

Пар 16 ВИДЕО-УРОК

25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Пар. 17

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Пар. 18 УРОК-ЭКСКУРССИЯ

27

Литовское государство и Русь

Пар. 19

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Пар. 20

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Пар. 21

30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV в. Родной край в истории и культуре Руси

Пар. 22 УРОК-ВИКТОРИНА

31

Повторительно-обобщающий урок по теме IV

Индив.задания

32

Промежуточная аттестация

Индив.задания

33

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Пар. 23

34

Московское княжество в первой половине XV в.

Пар. 24

35

Распад Золотой Орды и его последствия

Пар. 25

36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Пар. 26

37

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Пар. 27

38

Урок истории и культуры родного края или повторительно-обобщающий урок по теме V

индив.задания

УРОК-ИГРА



© 2010-2022