Эпоха Великих географических открытий

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Эпоха Великих географических открытий»


Задачи:

- выявить причины и значение ВГО на примере плаваний Х. Колумба, Васко да Гама, Фернандо Магеллана

- тренировать умение и навыки работы с историческими источниками и географической картой

- на основе личностного подхода сформировать собственное отношение к историческим событиям, учить ребят работать в группах, формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: презентация, рисунки для рефлексии, географические атласы.


Ход урока:

I. Организационный момент.

На экране эпиграф урока, учителя истории и географии начинают урок.

Звучит музыка морского прибоя.

А.Г.: «Есть исторические даты, ставшие как бы вехами на жизненном пути всего человечества. Одна из них - 12 октября 1492 года…

А.Ф.: начался отчет нового измерения во всемирной истории и мировой географии».

А.Ф.: - Что объединяет предметы география и математика?

(расчеты, масштабы и т.д.)

А.Г.: - Что объединяет предметы история и литература?

(любое из литературных произведений, так или иначе описывает эпоху, события, явления)

А.Ф.: - Что объединяет историю и географию?

(возможный вариант - путешествия, открытия, карты, мореплаватели…)

А.Г.: - Сегодня мы с вами будем говорить о мореплавателях, о путешествиях, об открытиях новых земель, о целой Эпохе Великих географических открытий.

А.Ф.: - А без чего, ребята, ни один корабль не сможет отправиться в путь? Какую единственную вещь берет с собой капитан, если корабль вдруг терпит крушение?

(бортовой журнал)

А.Г.: Перед вами лежат бортовые журналы, которые вам необходимо заполнить в течение нашего путешествия. Записали тему урока в бортовые журналы (записывают тему урока).

- Как вы думаете, в чем заключается наша задача сегодня?

(повторить путь великих мореплавателей)

А.Ф.: А ещё перед нами стоит задача выявить самую сплоченную и дружную команду, которая успешно пройдет это путешествие. Вы должны набрать как можно больше жетонов, по количеству которых мы определим самых успешных мореплавателей и самую крепкую команду.

А.Г.: Наша задача - повторить путь опытных мореходов, выявить причины и значение ВГО.

А.Ф.: три корабля отправляются в путь. Это каравеллы: «Виктория», «Санта-Мария», «Нинья». Наши каравеллы отправляются в первое путешествие вслед за Христофором Колумбом. В ваших бортовых журналах вы найдете таблицу, которую надо заполнить во время сообщений.

Сообщение Хайбуллина Линара: открытие Колумбом Америки.

Желая опередить португальцев, испанцы искали морской путь в Индию в западном направлении. В это время мореплаватели заинтересовались предположением древних ученых, что Земля имеет форму шара. Колумба утверждал, что, плывя на запад, можно добраться до Индии даже более коротким путем, чем путь вокруг Африки. А Индия представала для европейцев сказочной страной, обещавшей несметные богатства…

Христофор Колумб был первым европейским мореплавателем, который попытался добраться до Индии, плывя на запад. Он родился в Италии, близ Генуи, в семье ткача. В молодости Колумб участвовал в нескольких плаваниях, затем женился на на дочери португальского исследователя, работы которого, возможно, и заинтересовали Колумба возможностью открытия новых земель.

Поселившись в Испании 8 (!) лет Колумб добивался у королевского двора разрешения предпринять экспедицию через Атлантический океан на поиски морского пути в Индию. Наконец, король Фердинанд и королева Изабелла дали это согласие: мореплаватель назначался правителем всех открытых им стран и должен был получить десятую часть добычи.

Летом 1492 года три каравеллы «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» с командой 90 человек отплыли из Испании. Попутный ветер быстро гнал флотилию, проходили недели, но земля не показывалась… Матросы роптали и требовали возвращения домой. Но Колумб твердо шел вперед, через два с лишним месяца с корабля «Пинта» матросы увидели землю.

Испанские корабли пристали к маленькому острову, который в последствии назвали Сан-Сальвадор (Святой спаситель). Отсюда в поисках золота Христофор Колумб отправился на юг, здесь были открыты большие острова Куба и Гаити. Жители были простодушны и настроены дружелюбно. Они, по словам капитана, «с большой охотой отдавали всё, чем владели». Испанцы за безделушки, даже осколки битой посуды, отдавали ценные вещи.

К концу путешествия у Колумба из трех кораблей остался один - «Нинья», на котором и вернулся домой Христофор. Торжественно встреченный королевским двором, Колумб обещал привезти из новых путешествий огромные богатства.

Великий мореплаватель предпринял ещё три путешествия на запад. Он открыл много островов в Карибском море и исследовал часть материка, но ни золота, ни других сказочных богатств Колумб не нашел… Испанское правительство было разочаровано и лишило Христофора всех его званий. Имущество Колумба пошло на уплату его долгов, сделанных при снаряжении кораблей.

До конца своей жизни мореплаватель не знал, что открыл новый материк. Открытые земли он называл «Индией», а жителей - «индейцами». Это название так и закрепилось за коренными жителями Америки. И только итальянский путешественник - Америго Веспуччи доказал, что открытые земли - новый материк. Новый материк, был назван именем Америго - Америка.

А.Г.: следующий путешественник, за которым мы последуем, Фернандо Магеллан. Пока мы будем смотреть фильм, вы продолжите заполнять свои бортовые журналы. Просмотр фильма.

Физминутка. Тимур Ф.

А.Ф.: Следующее значимое путешествие в эпохе Великих географических открытий принадлежит Васко да Гаме. Вам предстоит ознакомиться с текстом, лежащем на столе и записать в бортовой журнал всё, что касается данного открытия.

«Португальский король отправил новую экспедицию на поиски морского пути в Индию во главе с Васко да Гамой. Его корабли были приспособлены для долгого плавания, снабжены лучшими картами и приборами, имели опытных матросов.

Через четыре с половиной месяца португальцы обогнули Африку и вышли к её восточному побережью. Они встретили в городах жителей, говоривших на арабском языке. В одном порту на португальские корабли было совершено нападение, но моряки отбили нападавших. Сильные бури и встречные течения затрудняли плавание. Матросы страдали от тропической жары, умирали от болезней. Васко да Гаме удалось найти опытного лоцмана (проводника в море), который провел корабли через Индийский океан.

В мае 1498 года португальские корабли бросили якоря у индийского города Каликут. Васко да Гама побывал на приеме раджи и, получив от него разрешение, приказал матросам закупать на берегу пряности, жемчуг и драгоценные камни.

Нагрузив корабли восточными товарами, пртугальцы двинулись в обратный путь. К концу двухлетнего плавания погибло две трети матросов. Но привезенный груз пряностей стоил в 60 раз дороже, чем обошлась организация экспедиции»

А.Ф.: Ребята, мы с вами заполнили первую часть бортового журнала, «путешественники». Ваша задача оценить насколько сложно и насколько легко было вам работать по каждому путешественнику. Тому путешественнику, который оказался для вас самым сложным, поставьте три звездочки, самому легкому - одну, и третьему - две звезды (Выявляем, какой канал у воспитанников развит лучше: слуховой, зрительный или кинетический)

А.Г.: Без чего не обходилось ни одно плавание в Средние века?

(пираты, приключения, нападения, перестрелки)

Сейчас вам предстоит перестрелка вопросами.

Домашнее задание

А.Г.: В бортовых журналах у вас есть таблица «Эпоха Великих географических открытий», в которой вам надо заполнить. (Приложение №3) Оценка будет выставлена по истории.

А.Ф.: Обозначить на картосхеме пути великих путешественников.

Предлагаем вам выполнить творческое задание по желанию: найти точки соприкосновения различных учебных предметов, в бортовом журнале всё записано.



© 2010-2022