Конспект урока для 10 класса на тему Промышленная революция

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 20. Промышленная революция

Цель: охарактеризовать предпосылки и последствия промышленной революции в Англии, выяснить особенности промышленной революции в других странах Европы; развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы; вызвать у учащихся аксиологическое отношение к новой морали буржуазного общества.

Тип урока: школьная лекция

1. Начало промышленной революции в Великобритании.

Пере­мены, происходившие в экономическом и социальном развитии Ев­ропы в XVI-XVIII вв., способствовали ускорению роста сельско­хозяйственного и промышленного производства. Наметилось и некоторое улучшение благосостояния людей, увеличилась средняя продолжительность их жизни. И всё же уровень благосостояния населения оставался низким: большинство жителей деревень и городов питались в основном хле­бом, носили полотняную одежду и грубую обувь вроде деревянных сабо. Лишь в самой передовой стране того времени - Великобри­тании, как с изумлением отмечали путешественники, даже прос­тые мастеровые ходили в шерстяной одежде, кожаной обуви и поч­ти каждый день ели на обед мясо.

Именно Великобритания во второй половине XVIII в. удивила современников оригинальными техническими изобретениями, приме­нение которых в промышленности обеспечило огромную экономию рабочей силы и повышение производительности труда.

Технический переворот первой затронул хлопчатобумажную про­мышленность. Эта отрасль зародилась в Великобритании благодаря моде на одежду из хлопчатобумажных тканей. Сырьё для неё (хлопок-сырец и пряжу) доставляли из Индии, причём в таких объёмах, что мануфактуры просто не справлялись с его переработкой. В 1733 г. британский ткач Джон Кэй изобрёл летучий челнок, увеличивший производительность ткацкого станка. Последствия превзошли все ожидания: на рынке стало не хватать пряжи. Поднять её производ­ство удалось благодаря новому изобретению. В 1765 г. Джеймс Харгривс сконструировал механическую прялку «Дженни».

Обе машины приводились в действие мускульной силой рабочего. Поэтому они вскоре перестали удовлетворять потребности быстро растущего производства. Их мощность пытались увеличить, исполь­зуя в качестве двигателя тягловых животных и водяное колесо. В 1769 г. Ричард Аркрайт запатентовал прядильную машину с гидравлическим приводом (ватермашина). Однако эти меры так и не позволили решить проблему создания мощного и удобного двигателя для машинной техники.

В итоге внимание изобретателей привлекла паровая машина. Прин­цип её работы был известен с давних пор, но конструкция нуждалась в усовершенствовании. В 1769 г. Джеймс Уатт запатентовал паровую машину простого действия, а в начале 80-х гг. - более совершенную машину двойного действия, а также передаточный механизм, позво­лявший превращать возвратно-поступательное движение поршня во вращательное. В 1785 г. первая из машин этой системы была уста­новлена на прядильной фабрике. Тем самым был дан мощный толчок развитию техники промышленного производства.

Подъём хлопчатобумажной промышленности способствовал тех­ническому перевороту в смежных отраслях. Широкое применение машин, а также парового двигателя увеличивало спрос на металл, который не могла удовлетворить металлургическая промышленность, традиционно использовавшая древесный уголь. В 1784 г. Генри Корт предложил новый, более производительный способ выплавки железа с использованием каменного угля - пудлингование. Это изобретение стимулировало подъём горнодобывающей промышленности, обеспечивавшей металлургические и текстильные предприятия основными видами сырья и топлива (железной рудой и каменным углем).

Технический переворот, охвативший в последней трети XVIII в. основные отрасли британской промышленности, положил начало важнейшему историческому явлению, получившему впоследствии название промышленной революции (или переворота). Так определя­ют глубокие перемены в технике и технологии промышленного про­изводства, средствах транспорта и связи, основанные на применении машин, которые влекут за собой важные экономические и социаль­ные последствия - возникновение новых форм организации про­мышленного производства, торговли и кредита, новой структуры об­щества.

2. Предпосылки промышленной революции.

Почему промышлен­ная революция началась именно в Великобритании? В этой стране она опиралась на важные предпосылки, в то время отсутствовавшие в большинстве других стран мира. Во-первых, в Великобритании раньше, чем где бы то ни было, восторжествовали принципы граж­данского равенства, свободы экономической деятельности, неприкосновенности личности и собственности, сложился свободный рынок капиталов, рабочей силы, товаров и услуг. Во-вторых, только в этой стране произошла аграрная революция, благодаря которой значи­тельно увеличилось предложение продуктов питания для городского населения и сырья для промышленности. Оживился и спрос на про­мышленные изделия: сельское население благодаря росту своих до­ходов стало покупать больше промышленных товаров - орудий тру­да, инвентаря, потребительских изделий. Высокая доходность сельского хозяйства, в свою очередь, способствовала накоплению в деревне капиталов, которые в дальнейшем вкладывались в промыш­ленные и торговые предприятия.

Однако наличие предпосылок свидетельствует лишь о возможнос­ти промышленной революции. Чтобы люди решились на техничес­кие и технологические новации, им нужны веские мотивы и стиму­лы. И такие мотивы у них действительно имелись.

Благодаря аграрной революции ремесленное и мануфактурное производство в XVIII в. не могло угнаться за спросом на промыш­ленные изделия: спрос увеличивался быстрее, чем росло производ­ство. Рассеянная мануфактура могла бы быстро увеличить выпуск продукции путём привлечения дополнительной рабочей силы, кото­рой раньше в любой европейской стране было с избытком. Но в Великобритании возникла нехватка рабочей силы. Аграрная ре­волюция привела к распространению интенсивных методов обработ­ки земли, требующих большего, чем раньше, количества рабочих рук. Она дала толчок развитию фермерских хозяйств, широко ис­пользующих труд наёмных работников-батраков. В этих условиях удовлетворить потребительский спрос британские предприниматели могли лишь посредством применения машин, заменяющих рабочие руки.

3. Особенности промышленной революции в других странах.

В странах континентальной Европы промышленная рево­люция отличалась некоторыми особенностями. Прежде всего ей не предшествовала аграрная революция, как в Великобритании, поэто­му она не получила со стороны сельского хозяйства той поддержки, в которой очень нуждалась.

На аграрное развитие западноевропейских стран большое влияние оказала Французская революция конца XVIII в. Под её ударами как в самой Франции, так и в соседних с ней государствах рухнул сеньориальный строй. На всех территориях, занятых революционными ар­миями, были безвозмездно отменены сеньориальные права и крестьян­ские повинности. Крестьяне, считавшиеся раньше держателями своих участков земли, стали их полноправными собственниками.

Но большое число мелких крестьянских хозяйств отличалось низ­кой производительностью труда и слабой товарностью производства. Поэтому сельское хозяйство долго оставалось маловосприимчивым к новым методам ведения хозяйства, примером которых служила Ве­ликобритания.

Влияние Французской революции почти не затронуло страны Восточной Европы. В начале XIX в. здесь по-прежнему преобладало дворянское землевладение, а значительная часть крестьян оставалась не только в поземельной, но и в личной зависимости от дворян-по­мещиков. Перемены в аграрном строе восточноевропейских стран произошли лишь в середине XIX в., когда окончательно была отме­нена личная зависимость крестьян. Помещичьи экономии, сумевшие приспособиться к новым экономическим условиям, постепенно пре­вратились в крупные высокорентабельные хозяйства. Усилилось и расслоение крестьянства, из которого выделилась группа мелких и средних собственников, напоминавших фермеров западноевропейско­го типа.

В Америке наиболее благоприятные условия для промышленной революции сложились в северных штатах США и Канаде, где в про­цессе освоения колонистами огромных пространств возникло боль­шое количество фермерских хозяйств. Североамериканские фермеры, в отличие от британских, были, как правило, не арендаторами, а собственниками земли, которую обрабатывали.

Однако в южных штатах США и в Латинской Америке ещё в XVII-XVIII вв. возникли большие поместья, в которых, применяя рабский труд, выращивали такие трудоёмкие культуры, как табак, хлопок, сахарный тростник, рис и др. В южных штатах США их на­зывали плантациями, в странах Латинской Америки - латифундия­ми. Большая часть их продукции шла на экспорт в европейские страны. Доходы от экспорта позволяли владельцам этих поместий за­купать промышленные изделия - орудия труда, оружие, одежду и т. д. за границей.

Поскольку в континентальных странах Европы и в Америке про­мышленная революция не могла в достаточной мере опереться на сельское хозяйство, она в гораздо большей степени, чем в Велико­британии, нуждалась в поддержке со стороны государственной влас­ти. В этом заключалась другая важная особенность промышленной революции в этих районах мира.

Основным инструментом поддержки промышленной революции была политика таможенного протекционизма. Такую политику правительства многих европейских государств проводили раньше, в XVII-XVIII вв., в соответствии с господствовавшей тогда теорией меркантилизма, или активного (т. е. положительного) торгового ба­ланса. Но тогда эта политика преследовала единственную цель - на­копление золота в государстве. Теперь же она рассматривалась как способ стимулирования крупной машинной индустрии у себя дома. Защищая внутренний рынок от иностранных, прежде всего британс­ких, товаров, правительства европейских стран стремились обеспе­чить наиболее благоприятные условия для подъёма собственного ма­шинного производства.

Лишь после того, как промышленная революция вступила в за­вершающую фазу, большинство государств континентальной Европы пошло на некоторое смягчение таможенного протекционизма, а за­тем и на его полную отмену. Начиная с 60-х гг. XIX в. отношения между странами Европы стали строиться на основе принципа свобо­ды торговли.

В то время как континентальная Европа отгородилась от изделий британской промышленности глухим забором таможенного протекци­онизма, большинство американских государств, пренебрегая интере­сами отечественного производства, наоборот, поощряло их импорт. В этом были заинтересованы плантаторы-рабовладельцы, которые вла­дели в своих странах основными рычагами власти. В США они ут­ратили ведущие позиции лишь после Гражданской войны 1861- 1865 гг., в результате которой было запрещено рабовладение. Тогда же произошёл и поворот в торговой политике к протекционизму. Од­нако в большинстве стран Латинской Америки латифундисты или их ставленники оставались у власти, хотя и были вынуждены отменить у себя рабство. Их политика мешала развитию машинного производ­ства.

Заимствование тех­нических достижений Великобритании было ещё одной отличительной особенностью промышленной революции в странах континентальной Европы и Америки. _

4. Революция в средствах транспорта.

Вслед за промышлен­ностью техническая революция развернулась и на транспорте. Нача­ло ей положили попытки использовать паровую машину как вспомо­гательный двигатель на речных судах при движении вверх по течению. В 1807 г. в коммерческий рейс из Нью-Йорка в Олбани по реке Гудзон вышел пароход «Клермонт», построенный Робертом Фултоном. В дальнейшем паровые двигатели начали устанавливать и на морские суда. Во второй четверти XIX в. появились паровые суда, корпус которых был изготовлен из металла. Это позволило постепен­но увеличить их грузоподъёмность до нескольких тысяч тонн, а к концу века - до нескольких десятков тысяч тонн. Благодаря крупнотонажным судам снизилась себестоимость морских перевозок. Ста­ло выгодно перевозить промышленное и сельскохозяйственное сырьё, топливо, готовые изделия на большие расстояния.

Революция в средствах сухопутного транспорта началась с попы­ток заменить конную тягу механической на рельсовых путях, кото­рые использовались на рудниках и шахтах для перемещения в ваго­нетках горной породы. Первый такой известный опыт был осуществлён в 1803 г. в Южном Уэльсе. В 1814 г. свой первый паровоз построил Джордж Стефенсон. В 1825 г. под его руководством в Юго-Западной Англии была сооружена железная дорога длиной свыше 56 км, пред­назначенная для перевозки угля. Эти события ознаменовали воз­никновение нового механического вида сухопутного транспорта - железнодорожного, - который вскоре стал играть главную роль в пассажирских и грузовых перевозках. В 1829 г. в первый рейс от­правился железнодорожный локомотив в США, в 1832 г. строится первая железная дорога во Франции, в 1835 г. - в Бельгии, в 1837 г. - в России.

5. Крупная машинная индустрия.

Промышленная революция со­провождалась глубокими переменами в экономической структуре об­щества. Возник новый тип промышленного предприятия - завод. Это было централизованное предприятие, на котором основные звенья технологического процесса были сосредоточены если и не под одной крышей, то, во всяком случае, на небольшой территории. От мануфактуры его отличал ряд важных признаков - применение ма­шин и высокопроизводительных технологий, высокая энергообеспе­ченность производства и соответственно большие затраты капитала. Именно поэтому заводскую промышленность в отличие от ремесла и мануфактуры называют крупной машинной индустрией.

Заводы первоначально использовали труд всего нескольких рабо­чих, самое большее полутора-двух десятков человек. Но за счёт бо­лее высокой производительности машин по сравнению с ручным трудом они выпускали продукции больше, чем мануфактуры, на ко­торых были заняты многие десятки и сотни рабочих. В то время ма­шины были относительно просты. Завести механизированное пред­приятие могли даже люди с небольшим капиталом - преуспевающие ремесленники и торговцы, зажиточные крестьяне. Их предприятия развивались в основном за счёт самофинансирования, т. е. они ин­вестировали в производство личные сбережения. Такие предприятия назывались семейными.

По мере появления более совершенных и дорогих машин пред­приниматели-заводчики были вынуждены привлекать дополнитель­ные средства. Для этого они воспользовались известной формой объ­единения капиталов - акционерной компанией. Однако создать та­кую компанию было непросто: во-первых, вкладчики боялись риска, ведь за убытки компании нужно было отвечать всем своим имуще­ством; во-вторых, создание акционерной компании было связано с длительной волокитой, поскольку требовалось получить специальное разрешение правительства. Чтобы преодолеть предубеждение вклад­чиков, была придумана её особая форма - товарищество (общество) с ограниченной ответственностью членов. Акционеры такой компа­нии несли ответственность лишь в размере своего пая, не подвергая опасности остальное имущество. И порядок создания компаний был упрощён. Начиная с середины XIX в. почти все крупные предприя­тия принимали юридическую форму акционерной компании с огра­ниченной ответственностью.

6. Фондовый, финансовый и товарный рынки.

Особенно привлекательными для вкладчиков были товарищества открытого типа, по­тому что их акции свободно котировались (продавались и покупались) на фондовой бирже. Благодаря промышленной революции фондовый рынок пережил своё второе рождение. Начиная с середины XIX в. он стал своеобразным барометром экономики: повышение цен на акции считалось хорошим прогнозом, их снижение - плохим.

Даже акционерные компании сталкивались с нехваткой средств для крупных инвестиций. Лишь в середине XIX в. возникают бан­ки, занимающиеся кредитованием промышленности. Средства для этого они получают, принимая на хранение сбережения простых граждан. Эти банки начинают конкурировать между собой за клиен­тов, желающих получить кредит. Так постепенно формируется ры­нок финансовых услуг, доступный широкому кругу предпринимате­лей.

Подъём крупной машинной индустрии привёл к большим переме­нам и на товарном рынке. Мощный импульс к развитию получила оптовая торговля. Как и раньше, она была сосредоточена на товар­ных биржах, где был выставлен не сам товар, а его образцы. Но ес­ли в XVI-XVIII вв. предметами биржевой торговли были главным образом продукты тропического земледелия (пряности, чай, кофе и пр.), то в XIX в. она охватила необыкновенно широкий круг то­варов, включая промышленное сырьё и топливо, потребительские изделия, продукты питания. Наряду с сельскохозяйственными бир­жами возникают биржи металлов, строительных материалов, тек­стильного сырья и др.

Что касается розничного рынка, то машинная индустрия букваль­но наводнила его своими изделиями. Это потребовало перехода к но­вым формам торговли, повышающим активность покупателей. В середине XIX в. стали возникать универсальные магазины, отка­завшиеся от узкой специализации и продававшие товары по фикси­рованным ценам. Они старались привлечь внимание покупателей броской рекламой, красочным оформлением витрин, высоким качеством обслуживания, разного рода скидками, наконец, периоди­ческими распродажами своих товарных запасов по сниженным ценам.

7. Завершение промышленной революции.

Промышленная рево­люция продолжалась несколько десятилетий. За это время машины, новейшие технологии и энергия пара в основных отраслях промыш­ленности, таких, как текстильная, металлургическая, машинострои­тельная, а также на транспорте решительно потеснили ручной труд и всякую рутину. Дедовские способы хозяйственной деятельности уступили ведущую роль передовому сектору экономики. В Велико­британии это произошло уже во второй четверти XIX в. В других странах Западной Европы промышленная революция завершилась в третьей четверти XIX в., в Восточной Европе и в Северной Амери­ке - спустя ещё четверть столетия. Однако в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки, промышленная революция так и не развернулась ввиду отсутствия для этого необходимых предпо­сылок. Здесь возникло небольшое количество механизированных предприятий, развивался паровой транспорт, но главным образом на средства и в интересах иностранных инвесторов, стремившихся овладеть местным рынком, распоряжаться его сырьевыми, энергетическими и трудовыми ресурсами.

* Вопросы и задания

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: промышленная революция, таможенный протекционизм, меркантилизм, машинная индустрия.

2. Чем были обусловлены и связаны между собой изобретения в хлопчатобумажной промышленности? Почему именно эта отрасль промышленности первой внедрила машины в производство?

3. Составьте логическую схему «Предпосылки промышленной рево­люции в Англии». Почему она началась именно в этой стране?

4. Почему промышленная революция повлекла за собой революцию в средствах транспорта?

5. В чём состояли преимущества завода перед мануфактурой?

6. Что такое фондовые биржи? Когда и в связи с какими события­ми они возникли в Европе?

Домашнее задание: § 17


© 2010-2022