Отечественная война 1812 г

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по курсу история России XIX века (8 класс)



1. Тема урока: «Отечественная война 1812г.».

2. Тип урока - повторительно-обобщающий.

3. Цели урока:

- образовательная: систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий Отечественной войны 1812 года, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия.

- развивающие: развить у учащихся умение логически мыслить, научить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свой выбор.

- воспитательные: воспитание чувств нравственности, уважения к прошлому, гражданственности и патриотизма; овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

4. Оборудование:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX века. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2001, с. 254

2. Карта «Отечественная война 1812г.».

3. Мультимедийная презентация.

4. Проектор, компьютер, экран.

5. Оформление доски:

Тема: «Отечественная война 1812г.».

Цель: создать целостную картину событий Отечественной войны 1812 года, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия.


Правила:

  1. Разделиться на команды по 5 человек;

  2. Организованно отвечать на поставленные вопросы, выполнять работу по карточкам совместно и слажено.

  3. За первое место каждому из команды ставится - «5», за второе и третье - «4».


Термины:


адъютант;

инфантерия;

ополчение;

флеши;

фураж;


Основные даты:

12 июня 1812г.;

22 июля 1812г.;

26 августа 1812г.;

2 сентября 1812г.;

12 октября 1812 г.;

25 декабря 1812г.






6. Ход урока- приветствие учащихся;

- проверка их явки и готовности к уроку;

- разъяснение темы урока.

- приветствие учителя;

- количество присутствующих;

- положительный настрой на работу на уроке.

2. Повторение изученного (17 мин.)

Задание 1. «Знатоки дат».

Перед вами 6 дат:

12 июня 1812г.;

22 июля 1812г.;

26 августа 1812г.;

2 сентября 1812г.;

12 октября 1812 г.;

25 декабря 1812г.

Что за события скрыты за ними?

А теперь давайте проверим правильность выполненного задания. (на мультимедийном проекторе демонстрация слайда с ответом).

Учащиеся выполняют задания, которые видят на слайде. Команда поднимает руку, которая первая справилась с заданием. После ответа всех команд, идет проверка правильности ответов.

Задание 2 «Юный картограф».

Какое сражение схематично изображено на карте? (демонстрирует карту)

Задание 3. «Знаменитые слова».

Продолжите фразу Наполеона: «Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я захвачу Киев …, захватив Москву …»

Обсуждают ответ в команде, после чего дают ответ. (Бородинское сражение)

Задание 4. «Юный литератор».

Из перечня имен выберете те, кому посвящены стихи:

М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай де Толли, Н.Н. Раевский, А.А. Аракчеев.

1. Надменный временщик,

И подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец

И друг неблагородный,

Неистовый тиран

Родной страны своей,

Взнесенный в важный сан

Пронырствами злодей!

(К.Ф. Рылеев.)

2. Когда все русские за родину стремились,

Он двинулся с мечем - и пал - и стихнул гром.

Герой! Отечество в тебе одном

Ста тысячи сынов лишилось!

(«Русский вестник», 1812г.)

3. … слава наших дней,

Хвала! Перед рядами

Он первый грудь против мечей

С отважными сынами.

(В.А. Жуковский)

А теперь давайте проверим правильность ответов.

Учащиеся слушают стихи и предлагают варианты ответов.

Задание 5. «Объясни учителю»

На доске представлены термины, которым ученики должны дать правильное определение:

адъютант;

инфантерия;

ополчение;

флеши;

фураж;

Участники объясняют термины.

Задание 6.

Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы Отечественной войны 1812 года.

Ученики выполняют задание учителя:

1 этап - июнь-июль (до Смоленска);

2 этап - август (от Смоленска до Москвы) - Бородинское сражение;

3 этап - сентябрь-октябрь (Кутузов в Тарутино, Наполеон - в Москве);

4 этап - середина октября - конец декабря (изгнание Наполеона).

3. Обобщение изученного (10мин.)

Учитель раздает карточки различными заданиями каждому ученику (дописать определение, выстроить важные событие в хронологической последовательности, решить историческую задачу или кроссворд, провести анализ источника и т.д.)

Ученики выполняют задания на карточках, после чего сдают их для проверки учителю.

Необходимо также повторить основные даты войны:

12 июня 1812г. - вторжение Наполеона в Россию;

22 июля 1812г. - соединение двух армий;

26 августа 1812г. - Бородинское сражение;

2 сентября 1812г. - оставление Москвы;

12 октября 1812г. - сражение под Малоярославцем;

25 декабря 1812г. - изгнание Наполеона из Москвы, манифест об окончании войны.

Ученики работают вместе с учителем.

Итак, нашествие на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Победа в отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.

Учащиеся формулируют свои выводы, и выделяют основное, что, по их мнению, имеет особое значение в изучаемой теме.

4. Физкультминутка (2 мин.)

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Выполняют упражнения за учителем.

5. Домашнее задание (3 мин.)

Прочитать четвертый параграф, выучить основные термины и даты, ответить на вопросы после параграфа.

Творческое задание: нарисовать карту хода войны 1812г.

Записывают в дневник.

6. Рефлексия (3 мин.)

Учитель выясняет, что запомнилось, что понравилось, затем характеризует работу учащихся.

Ученики делятся своими впечатлениями.

7. Подведение итогов (3 мин.)

Учитель выставляет оценки и их обосновывает, затем прощается с учениками.

Слушают учителя, прощаются, наводят порядок на рабочем месте.



© 2010-2022