• Преподавателю
  • История
  • Урок по истории России 6 класс на тему Начало раздробления Древнерусского государства

Урок по истории России 6 класс на тему Начало раздробления Древнерусского государства

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начало раздробление Древнерусского государства.

Цель урока: Формирование у учащихся знаний о развитие Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII века, выявление причин и последствий политической раздробленности.

Задачи:

обучающие

  1. Формировать знания о причинах политической раздробленности Древнерусского государства;

  2. Узнать основные уделы, образовавшиеся в период политической раздробленности;

  3. Выяснить положительные и отрицательные последствия политической раздробленности.

развивающие:

  1. Способствовать развитию критического мышления учащихся;

  2. Формировать умения анализировать и делать выводы;

  3. Содействовать развитию творческих способностей учащихся;

воспитательные:

  1. Способствовать формированию информационной культуры;

  2. Развивать умения работы в группах, находить компромисс в решении; умение слушать друг друга

  3. Продолжить формирование чувства уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю

  4. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Ход урока.

Психологический настрой на работу

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок - урок, на котором вы сами поставите перед собой задачи, плодотворно поработаете и правильно сделаете вывод. Надеюсь, что вы будете активны, любознательны, и очень внимательны. Желаю вам успешной и интересной работы!

Ребята, закройте, пожалуйста, глаза. Сейчас я вам буду говорить неоконченные предложения, а вы будете их продолжать сами.

  1. На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё…(видят).

  2. Ушки внимательно слушают и всё…(слышат).

  3. Голова хорошо думает и…(соображает)

Молодцы! Итак, за работу!


  1. Определение темы и задач урока.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на кары на доске. Какие вы видите изменения территории древнерусского государства с X по XII вв? Когда это происходит? Как это называется? Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (Начало феодальной раздробленности древнерусского государства) Слайд №1

Учитель: 1054 год - смерть Ярослава Мудрого; раздел земель между сыновьями на уделы: Изяслав - Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль. Удел - - надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода. Слайд №2 Найдите эти города на карте в атласе. Слайд №3

Учитель: Как вы думаете, сохраняется ли при этом единство Руси? Что способствовало сохранению единства на Руси? (завещание Ярослава, «Русская Правда», христианство) Что угрожало единству Руси? (усобицы, отсутствие единой власти, ликвидация набегов кочевников)

Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке должны будем узнать? Давайте сформулируем задачи урока на сегодня.

Ученики: самостоятельно выводят задачи урока: Как жили сыновья Ярослава после его смерти; выявление причин и последствий политической раздробленности. Слайд №4

Изучение нового материала (осмысление)

Учитель: Слайд № 5 Первое время после смерти Ярослава его сыновья правили согласно его заветам. Даже создали новый свод законов - Правду Ярославичей, где предусматривалось наказание за покушение на княжескую собственность и на жизнь княжеских людей. Но каждый князь хотел получить самую хорошую, самую развитую землю. Начали они ссориться между собой. А потом между ними началась война за земли. Этим воспользовались кочевники (половцы, печенеги), они начали нападать на русские земли и разорять их. Слайд №6

1068 год - крупный поход половцев на Русь, разгром русской рати (войско) на р. Альте. (запись)

Изяслав отказался выполнять требование киевского веча и был изгнан из Киева. Слайд №7 Начинается новый виток борьбы за Киевский престол - княжеские усобицы. В 1078 году Всеволод становится киевским князем, а затем после его смерти в 1093 году князем в Киеве по старшинству становится сын Изяслава Святополк. Слайд №8

Учитель: Какие действия должны предпринять были князья, чтобы обезопасить себя от набегов половцев?

Учащиеся: объединить свои силы и решить эту проблему. «Один в поле не воин».

Учитель: Слайд №9 В 1097 году по инициативе князя Владимира Мономаха, который княжил в Переяславле, уже внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече. Найдите на карте г. Любеч.

Что же решили князья на Любеческом съезде?

Работа в парах: Для того, чтобы ответить на этот вопрос вам сейчас нужно будет поработать в парах с фрагментом документа того времени, который называется «Повесть временных лет». . Слайд №10

Заполните таблицу «Любечский съезд русских князей» Слайд №11

Дата проведения съезда

1097 г

Инициатор созыва съезда

Владимир Мономах

Решения съезда

1. вернуться к границам княжеств, их отцами установленным.

2. наказывать тех, кто тот договор нарушит. Клялись на на православном кресте и по-братски целовались

3. приняли правило: «Каждый да держит вотчину свою»

Прекратить усобицы, новый порядок организации власти

Значение съезда

Закрепляло раздел на Руси, объединение сил против половцев

Проверка таблицы: Слайд №11, 12

Учитель. Таким образом, Любеческий съезд закреплял принцип разделения Русской земли на отдельные княжества. Слайд №13

3. Правление Владимира Мономаха.

Учитель. Слайд №14 В 1113 году умер князь Святополк. Он не пользовался уважением у киевлян. При нём в должниках у ростовщиков оказалось много и знатных и незнатных людей. В Киеве начались беспорядки и киевляне пригласили князем Владимира Мономаха. Как вы думаете, почему?

Прослушайте сообщение о нём и ответьте на вопрос: Что сделал Владимир Мономах для Руси во время княжения в Киеве?

Сообщение о Владимире Мономахе (1113 - 1125гг) Слайд №15

Учитель: Владимир Мономах дал Руси новый свод законов «Устав Владимира Всеволодовича». Что же он содержал?

Задание классу: Откройте учебник на стр.82 и сформулируйте положения, содержащиеся в этом законе.

Ответы учащихся: слайд № 1. Запрет на превращение свободных людей в холопы.

2. Ограничение власти ростовщиков.

3. Право уходить закупу от господина для заработка, чтобы выплатить долг.

Слайд №16 Итак, Владимир Мономах подчинил своей власти всех русских князей и посадил своих сыновей по крупным русским городам.

В 1111 и 1116 гг он организовал успешные походы против половцев, после чего на южных границах Руси установилось относительное спокойствие.

Перед смертью он оставил своим детям завещание «Поучение Владимира Мономаха детям», наказывая жить мирно без усобиц.

Учитель: Но после его смерти и смерти его сына Мстислава вновь начались раздоры русских князей. В середине XII века Русь раскололась на 15 самостоятельных земель-княжеств. Началась феодальная раздробленность.(?) Феодальная раздробленность - распад государства на мелкие, во главе которых стоят феодалы (князья). Кто такие феодалы? Слайд №17 Рассмотрите карту в атласе и назовите на какие княжества распалась Киевская Русь? Как вы думаете, почему же князья не объединились, а решили жить отдельно друг от друга, каждый сам за себя?

Учащиеся: пытаются назвать причины раздробления государства.

Учитель: выслушав предложенные варианты, выводит причины раздробленности на экран. Предлагает решить тест. Выбрать из предложенного.

Самостоятельная работа учащихся. Слайд №18

Закрепление. Давайте сделаем вывод по нашей теме. Заполните пропуски Слайд №19

Домашнее задание Слайд №20

Рефлексия слайд №21

  1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок показался мне

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока для меня был

активно, пассивно

доволен, недоволен

коротким, длинным

не устал, устал

стало лучше, стало хуже

понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен

Очень приятно было работать с вами. Всем огромное спасибо.


© 2010-2022