План-конспект урока по истории на тему Память о них жива

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока «Память о них жива»

Подготовила: Учитель: Посух Н.П

МБОУ СОШ № 27 г. Новошахтинска Ростовской области

Оформление: плакаты

План-конспект урока по истории на тему Память о них живаПлан-конспект урока по истории на тему Память о них жива

План-конспект урока по истории на тему Память о них живаПлан-конспект урока по истории на тему Память о них жива

План-конспект урока по истории на тему Память о них живаПлан-конспект урока по истории на тему Память о них жива

План-конспект урока по истории на тему Память о них жива

Оборудование: компьютер, классная доска, фотографии, презентация.

Цель урока: определить основные качества и обязанности военнослужащего как защитника Отечества.

Привлечь внимание учащихся к проблеме бывших военнослужащих, погибших или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане и Чеченской войне.

Обоснование проблемы: отсутствие у молодежи знаний о последствиях советско-афганской и чеченской войн.

Задачи:

Образовательная задача: дать понятие, что такое воинский долг и патриотизм. познакомить школьников с последствиями советско-афганской и чеченской войны в процессе исследования данной проблемы;

Развивающие задачи: познакомить с героическим прошлым нашего Отечества и развивать у учащихся чувство личной ответственности за его защиту. продолжить развить навыки исследовательской деятельности в процессе изучения исторически значимых событий России;

Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории;

воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы локальных войн;

прививать уважение к военнослужащим.

Сопутствующие задачи: привлечь внимание молодежи к историческим событиям России; активизировать участие школьников в общественной жизни страны.

Форма проведения урока: отчет учащихся по теме исследования с использованием компьютерных технологий

Этапы:

I. Организационный момент

II. Защита проекта « Память о них жива!»

III. Исследовательская работа

. Отчет о работе со средствами массовой информации и Интернет-ресурсами

Ход занятия

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Учитель: Тема нашего урока « Память о них жива». 15 февраля 2014 года исполнилось 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Афганская война - это не простая и во многом драматичная история. Взаимоотношения между Афганистаном и Россией существуют на протяжении нескольких столетий. В последние десятилетия противоречиво переплелись традиционно дружественные отношения народов этих двух стран и их вооружённое противостояние, искренняя взаимопомощь друг другу и грубейшие просчёты политиков, и ещё многое, многое другое. Но сегодня мы хотим поговорить еще об одной из проблем афганской войны - мы не помним бывших советских военнослужащих, погибших или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. Мы даже не утруждаем память вспомнить тех, кто прошел боевые действия в Чечне, а ведь они живут рядом с нами!

Целый год ученик нашей школы работал над проектом « Память о них жива!. Работу по исследованию данной проблемы мы не оставили. В течение этого периода мы продолжали свои исследования, разделившись на группы. Первая группа делала работу по воинам, погибшим в Афганистане, вторая- по ребятам из нашей школы, погибшим в Чечне.

Цель занятия - подвести итог результатов нашей исследовательской работы.

Сегодня мы вновь возвращаемся к событиям этой страшной войны. Но прежде, чем мы увидим и услышим результат вашей работы, я предлагаю послушать Гурюк Ю. с защитой проекта « Память о них жива!». Юля напомнит нам то, с чего мы начинали.

II. Защита проекта с использованием презентации

Ученик 9 класса защищает проект « Память о них жива»

В восемнадцатую годовщину вывода советских войск из Афганистана, в стенах Государственной Думы РФ должна была открыться фотовыставка «Не забывай нас, Родина!». На ней 250 фотографий наших солдат и офицеров. Они и сегодня остаются на том берегу реки Пяндж: кто живым, кто мертвым, в плену у душманов или просто сгинувшие без вести . Существует моральная сторона этой проблемы. Мир с осуждением смотрит на пребывание наших солдат в Афганистане. Но не стоит забывать о том, что юные солдаты дали присягу на верность Родине и до конца выполняли свой долг. Мы должны уважать всех, кто мужественно сражался, не жалея собственной жизни, и склонить головы перед памятью тех, кто не вернулся с далеких полей сражений. Для прошедших Афганистан, эта война - часть их жизни, вычеркнуть которую никто не вправе. Все это, безусловно, говорит о важности и актуальности афганской проблемы сейчас и, по крайней мере, в ближайшем будущем. Выбирая советско-афганскую войну темой для своего проекта, мы хотим привлечь внимание общества к проблеме памяти о советских военнослужащих, погибших или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. Мы хотим, чтобы наше поколение, поколение наших детей, внуков знало о войне только из книг. Мы за мирное будущее, мы за мир на Земле.

Сегодня афганскую войну называют крупнейшей внешнеполитической ошибкой Советского руководства. В гражданский конфликт различных политических сил оказался вовлеченным Ограниченный контингент советских войск, вступивших по приказу советского руководства СССР 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана. Тогда еще никто не знал, во что выльется этот конфликт.

«А мальчики не в чем не виноваты,
Ни в том, что родились в 60-м
Ни в том, что на планете нет покоя
Ни в том, что не сдавались в плен без боя».

Матери, рожавшие сыновей в мирные 60-е, не могли предполагать, что в мирные 80-е их сыновья, отправляясь на боевую операцию и возвращаясь с нее, будут буднично говорить о себе: «Уходим на войну», «Пришли с войны». Если бы мать могла, она прикрыла бы его от пуль и осколков, первой прошла бы по тропам, начиненными минами, напоила бы сына водой, умыла бы его лицо, измученное знойным ветром и пылью. Но ничего этого она не могла сделать. Могла только ждать. Афганская война самая долгая война в истории Советского Союза, но осталась в сердцах незаживающим ожогом памяти. Не извлеченные осколки, не долеченные раны, не вернувшиеся друзья, останутся с нами, пока ходит по земле поколение, вынесшее и выстрадавшее эту войну. Советские воины, выполняя приказ, проявили себя, как мужественные защитники интересов мира и дружбы, взаимопомощи. Они показали себя беззаветно преданными сынами родного Отечества.

Афганистан - это наша боль, это наши слезы, это наша гордость, это наша слава и вечная память. По официальным данным, в этой необъявленной войне погибли около 14 тыс. советских солдат, ранены 35 тыс. . , пропали без вести или попали в плен более 300 человек. В ней участвовали и Новошахтинцы, наши ребята, которые учились в школе № 27

Волик Василий Васильевич

План-конспект урока по истории на тему Память о них жива

Капитан Волик Василий Васильевич, командир разведроты погиб в Демократической республике Афганистан, выполняя свой интернациональный долг. Посмертно награжден орденом «Красной звезды».

Василий Волик родился 8 мая 1955 года в семье шахтера. Украинец.

В 1962 году поступает в школу № 27 города Новошахтинска. В школе учится хорошо. Спортсмен. Увлекался волейболом. Получает золотой знак ГТО по легкой атлетике. Уже в 10 классе изучал автодело. Экзамены по автоделусдал на «отлично» и получил водительские права в 1972 году.

Классный руководитель Комиссарова Лидия Семеновна всегда вспоминала о нем, как об одном из лучших учеников школы.

После окончания школы в 1972 году Вася поехал в город Ульяновск поступать в танковое училище. Он сдал все экзамены, но из-за большого роста (186 см) не был зачислен. И тогда Волик В.В. поступает в Ташкентское общевойсковое командное училище имени В. И. Ленина в 1972 году.

Заканчивает училище в 1976 году по специальности «Командная тактика мотострелковых войск», получив звание лейтенанта.

Служит в Иркутске Забайкальского военного округа. Будучи курсантом в 1975 году, Волик женится в Ташкенте на Ларисе Викторовне, а в 1976 году рождается сын Сережа. После службы в городе Иркутск Волик В. В. Служит пять лет в Монголии.

Волик уже капитан- командир разведроты в мотострелковых войсках. Он пользуется большим уважением. О нем пишут в печати «На боевом посту» за четвертое августа 1981 года большая статья.

Служит капитан Волик В.В. Командиром разведроты в Демократической республике Афганистан. За время прохождения службы проявил себя как храбрый, дисциплинированный командир, знающий и умеющий делать свое дело.

И вот наступает роковой случай для капитана Волика В. В. одиннадцатого июня 1984 года. На легковой автомашине УАЗ группа командиров из четырех человек и одного солдата- водителя натолкнулись на засаду душманов, которые выследили движущуюся по горной дороге автомашину и прицельным огнем из пулеметов расстреляли всех в упор.

В музее Краснознаменного Туркестанского военного округа города Ташкент, проспект Горького, дом 98, хранятся личные вещи капитана Волика Василия Васильевича, его документы, письма.

Сын- Сережа Волик закончил 11 классов и пошел по стопам своего отца. Он учился в городе Ташкенте в том же училище, что и отец.

Жена- Лариса Викторовна долгое время жила в городе Ташкент по улице Испанская №2 , где работала детским врачом, заведовала детским отделением больницы.

Похоронен капитан Волик Василий Васильевич 23 июня 1984 года на городском кладбище в городе Новошахтинске, на могиле установлено надгробье.

Память о капитане Волике Василие Васильевиче увековечена на века. Его именем названа улица в городе Новошахтинске, а на дом, где он жил установлена мемориальная доска.

Капитан Волик Василий Васильевич награжден:

  1. Медалью «За безупречную службу»

  2. Медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа»

  3. Медалью «60 лет Вооруженных сил СССР»

  4. Орден «Красной звезды» посмертно.


Письмо солдата.

Сегодня мне прислали письмецо.

Написано оно на двух страницах.

В конверте- фотография с лицом

Родного сына с западной границы.

Он пишет: «... Мне живется хорошо.

Присягу принял, пять значков имею,

Здесь целый полк товарищей нашел,

Учусь на командира, не болею.

Был на ученье. Не забыть вовек,

Какая все ж у нас, отец, силища!

А главное- наш русский человек,

Он прост, умен, со всеми дружбу ищет.

К нам как-то в гости приходил поляк.

Таких, как он, поверь, на свете нету.

Когда подмок на дождике табак,

Мы с ним одну курили сигарету.

Из котелка вдвоем мы ели кашу.

И пили чай вдвоем из котелка...

Учение скрепило дружбу нашу-

Интернационального полка.

Вот так мы и живем. Жду писем ваших.

Как там невеста? Посещает Вас?

Поклончик от меня моей Любаше.

Приеду скоро в мой родной Донбасс.

Срок службы пролетит- и не заметишь.

Разъедутся домой полка сыны.

И ты, родной мой папа, сына встретишь,

Ведь главное, чтоб не было войны.

Пусть светит солнце мирное над нами

Шахтер спокойно в свой забой идет,

А бабушка в морщинах с сединами

Пусть внукам колыбельную поет.

Пусть мир забудет муки и страданья,

Рожденные проклятою войной..

Здоровья вам желаю. До свиданья.

Всем Александр. Тебе же Саня твой»

Павел Перескулов

Учитель: Прошло всего 16 лет с начала трагедии в Афганистане, а для России вновь настали нелегкие времена. Очень сложной и тяжелой оказалась проблема целостности многонациональной Российской Федерации. Первые глотки свободы оживили прежние межэтнические обиды и старые счеты между народами. Обострилась национальная рознь на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии, где она порой переходила в кровавые столкновения.

В результате долгих переговоров центральному правительству удалось уладить спорные вопросы. Исключением стала Чечня - ее лидеры наотрез отказались от каких-либо компромиссов и в одностороннем порядке провозгласили полную государственную независимость, что не было предусмотрено в Конституции Российской Федерации. Этот факт дал центральным властям повод применить силу. В декабре 1994 года в Чечню были введены войска.

Учащийся.

К стеклам бинокля плотнее прижмись, чтоб впереди разглядеть
Линию ту, где кончается жизнь и начинается смерть.
Смерть, позабыв, ты ползешь в кустах медленно, но вперед,
К линии, где кончается страх и подвиг начало берет.

В октябре 1996 г. 60 сотрудников ОМОН направляются в служебную командировку в Чеченскую республику, г. Грозный, где в течение двух месяцев осуществляют охрану Представительства МВД России в Чеченской республике и Центральной комендатуры г. Грозный.

Федеральные войска столкнулись с жестоким сопротивлением. К исходу лета 1996 года в Чечне погибло около 100 тысяч военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тысяч человек получили ранения и контузии.

( 3 мальчика выходят поочередно вперед, взяв за руку девочку , и читают на фоне музыки и видеоролика) 9 КЛАСС

Учащийся1 :

Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне, если я пропаду на чужой стороне
Если я пропаду на ненужной войне, ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне.
Пусть в былом не сбылось, не сложилось у нас, я вернусь! Если снайпер подарит мне шанс
Если ночь захлестнет его мертвой петлей, если нет - значит, гнить мне в могиле сырой.

Учащийся 3:

Дан приказ. Полыхает кровавый рассвет. И неважно, что мне сорока еще нет.
И неважно, что я не хочу убивать. Я - солдат. Чтобы выжить, я должен стрелять.
И неважно, что я не хочу умирать. Я солдат, значит, должен приказ выполнять.
Косит смерти коса и врагов и друзей, каждый час здесь за два в бесконечности дней.

Учащийся 1:

Сквозь прицел я смотрю на цветы на лугу. * Жаль, что их я тебе подарить не могу.
Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне, если я пропаду на чужой стороне.
Если я пропаду на ненужной войне, как о друге хорошем взгрустни обо мне.

Учащийся 2:

Из земли, изувеченной язвами мин, изможденные, злые, как черти,
Ветераны боев возвращаются в мир на правах победителей смерти.

И не скажут нам метрики сколько вам лет. Так случилось - на высях сожженных
Прикоснулись вы к вечному миру, где нет победителей и побежденных.

И, преследуя солнце, вы рветесь домой к вашим семьям, по вам тосковавшим,
А над выжженной солнцем чеченской землей ваши души вселяются в павших.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.

Учащийся 2: Всех военнослужащих объединяло одно: любовь к Родине, желание избавить её от ненавистных захватчиков, мужественно, умело, не щадя своей жизни, стойко перенося все трудности военной службы. Вечная память нашим ребятам, погибшим в Чечне

Горкуша Денис Геннадьевич.

План-конспект урока по истории на тему Память о них жива

Горкуша Денис Геннадьевич родился в городе Новошахтинске 18 февраля 1984 года. В 1990 году поступил в 1 класс в школу № 27. За время обучения показал себя прилежным учеником. Особые успехи показал при изучении литературы, истории, географии, где ярко проявлялась его гражданская позиция, патриотические чувства к Родине.

Как впоминает классный руководитель, Киреева Любовь Николаевна, Денис был довольно шустрым мальчиком, но никогда не отказывался от выполнения общественных обязанностей. На протяжении нескольких лет был физоргом класса, принимал активное участие в спортивных мероприятиях класса и школы, был победителем школьного соревнования «А ну-ка, парни! »

Горкуша Денис был очень общительным, эмоциональным, неравнодушным к чужим проблемам человеком. Всегда был готов прийти на помощь, даже малознакомым людям. По словам Любовь Николаевны, Денис с уважением относился к старшим и одноклассникам, пользовался заслуженным авторитетом у товарищей и учителей.

После окончания девяти классов Денис продолжил обучение в

СПТУ № 58 . Коллектив училища отзывался о Денисе как о трудолюбивом, ответственном учащемся.

Прямо после училища Денис был призван в ряды Российской Армии.

В армии Горкуша Денис Геннадьевич попал во внутренние войска, где их сразу перебросили в Чеченскую республикую. Он был убит при выполнении служебного долга.


Рыжков Максим Александрович.

План-конспект урока по истории на тему Память о них жива

Рыжков Максим родился 10 мая 1980 года. У Александра Васильевича и Натальи Тихоновны Рыжковых он был третьим ребенком . В большой семье, где было шестеро детей , было очень нелегко: старшие дети всегда заботились о младших. В памяти сестры Ольги, с которой они были самыми близкими друзьями, остались воспоминания о том, что Максим был шустрым, веселым, всегда что-то придумывал. Один раз даже залез в работающий холодильник, спрятался, а потом не мог открыть захлопнувшуюся дверь. Нашли его уже после того, как услышали стук внутри холодильника. И таких детских историй, шуточных приключений в его жизни было много. Он никогда не унывал, не отступал перед проблемами, жил по принципу: все преодолеем.

В 1986 году Максим пошел в первый класс в школу № 27. Его класс был экспериментальным, первые шестилетки. И Максим заверил своих домашних: буду учиться на пятерки.

Вспоминает В. В. Пономарева, первая учительница: «Я помню всех своих ребятишек, Максим не исключение. Рыженький, чубчик торчком, крупные блестящие глазенки. Он был очень, ласковым. Бывало, подойдет, прижмется ко мне, а погладишь его по голове, скажешь, как ты хорошо сегодня написал, он вовсе растает. Он уже с самого начала знал в жизни больше других детей. Помню, ломался стульчик, а он, в отличие от других ребятишек, сразу сообразил, что и как надо сделать. Сам маленький, а отремонтировал . Ему что ни поручи, он обязательно сделает.он умел искренне радоваться похвале, просто и по-доброму воспринимал, когда его за что-то пожуришь».

Вспоминает Л. П. Ломинова, классный руководитель: «Я взяла их класс в пятом. За все годы моей работы с ними я никогда не видела на лице Максима удрученности, всегда веселый, неунывающий. Зная, что в семье не все было благополучно, я видела, что это у него защитная реакция, что в душе у него совсем другие чувства. Он никогда не жаловался, всегда говорил: все хорошо, все нормально. В хозяйственных вопросах ему не было равных в классе, в работе ему можно было доверить абсолютно все. По жизненному опыту он был старше своих одноклассников. В школу он приходил и после того, как перестал учиться. На дискотеках все обращали внимание, как он красиво танцевал....»

из-за материальных трудностей в семье Максим в 15 лет пошел работать на шахту им. В. И. Ленина. Потом уехал на Украину, работал там в сельском хозяйстве. Потом снова вернулся в Новошахтинск.

14 мая 1998 года Максим был призван в ряды Российской Армии, попал служить во внутренние войска- в спецназ, в городе Калач-на-Дону Волгоградской области. На службу он не жаловался, как не жаловался никогда на трудную жизнь.. В 1999 году Максим поехал в командировку в город Кизляр, где пробыл полтора месяца. 30 августа он с другими ребятами ехал в машине, следовавшей за танком. Внезапно прямое попадание в танк - осколком от удара Максим был убит, во всяком случае так рассказали его семье.

Похоронен Максим Рыжков 2 сентября 1999 года в городе Новошахтинске. Личные вещи Максима не вернули, а у родных остались на память о нем лишь письма и вечная непроходящая боль.

Что может быть страшнее, чем война ?!

Лишь слезы да страданья несет она.

И счастье разбивае у людей,

Любимых разлучая и друзей.

Как смерч, врываясь в мирные дома,

Их рушит яростно, не ведая сама,

Что веру в разум убивает

И души пламенем отчаянья сжигает.

Чем оправдать детей невинных муки,

Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,

Надежд, ласкавших жизнь, крушенье

И мира варварское разрушенье?

В сердцах наших будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны.



Анатолий Анатольевич Черепнин.

План-конспект урока по истории на тему Память о них жива

Анатолий Анатольевич Черепнин родился в городе Новошахтинске 2 марта 1983 года. Семья у Анатолия была большой, многдетной и очень дружной. Мама- Ольга Михайловна и папа- Анатолий Алексеевич всю свою жизнь посвятили детям.

В 1990 году мама привела Анатолия в 1 класс школы № 27. В школе для него было все необычно, но он сразу освоился.

В школе дела шли довольно успешно, шли годы, менялись учителя. Классный руководитель- Киреева Любовь Николаевна вспоминает о Толике как о хорошем ученике, тихом, спокойном мальчике, который очень любил трудиться, всегда добросовестно выполнял свою работу. Спокойный, выдержанный, рассудительный Анатолий помогал выполнять физическую работу и в школе и дома.

После школы Анатолий учился и работал. В 2003 году Черепнина Анатолия Анатольевича призвали в ряды Российской Армии. Анатолий попал по распределению в Казачьи Лагери Ростовской области- войска специального назначения отряд «Росич». Вот здесь и пригодилось выдержка и мужество Анатолия. Он никогда не жаловался на службу в Армии, а наоборот, когда закончил служить подписал контракт с ГРУ в 2005 году.

На долю Анатолия выпало немало испытаний на прочность. Первая командировка в Чеченскую республику состоялась в 2005 году, сразу после заключения контракта. В 2006 году его отправили туда во второй раз. После двух командировок Толик возвратился целым и невредимым, но третья командировка закончилась для него фатально.

27 апреля 2007 года, находясь в Чеченской республике в третий раз, выйдя без прикрытия на вертолете с группой военных, Анатолий Черепнин погиб. Вертолет сбили, когда тот находился в воздухе.

12 мая 2007 года Черепнина Анатолия Анатольевича хоронили на городском кладбище города Новошахтинска. На похоронах присутствовали военные, были друзья, учителя.

Черепнину Анатолию Анатольевичу за боевые заслуги перед Отечеством вручен «Орден мужества» (посмертно)

. Для оставшихся в живых, Афганистан и Чеченская республика - боль и скорбь, правда и ложь, одновременно далёкое и близкое, потому как не заглушить в памяти все, что пережито на её не такой уж гостеприимной земле.

15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, - завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. Колонны бронетехники 40-й армии по мосту Пяндж катили домой. Последним по мосту прошел командарм Герой Советского Союза Борис Громов и на весь мир сказал в телекамеры: « За моей спиной нет ни одного нашего солдата». На самом деле стало известно, что позади Громова остались сотни его подчиненных. Тридцать два утонули при форсировании горных рек в ходе боевых операций. Тела девятерых из-за плотного вражеского огня не удалось эвакуировать с поля боя. Тридцать пять погибли в плену. Двадцать два после 1992 года вернулись в Россию. Еще про восемьдесят ничего не известно и поныне. Но семьдесят два бывших советских солдата, по данным компетентных органов, и теперь удерживаются в зоне свободных кочевых племен. Без нашей помощи им никогда не вернуться домой. Нельзя сказать, что их никто не ищет. Ищет Комитет воинов-интернационалистов. Ищет общероссийская организация «Боевое братство». Ищет военный журналист полковник Евгений Кириченко. Вместе с Рашидом Керимовым из Комитета воинов-интернационалистов дважды с риском для жизни ездил в Афганистан. Они ищут и находят, но проблема еще не решена. Созданная в 90-х годах правительственная комиссия по делам военнопленных и пропавших без вести практически прекратила работу. Первыми обеспокоились не мы - американцы. Они сейчас фактически хозяйничают в Афганистане и поэтому имеют больше возможностей, чем наши. Свидетельства той войны - там на каждом шагу. Пентагон, в котором подобные программы имеют ранг государственных, готов делиться с Москвой полученными данными о советских военнопленных.

Комитет воинов-интернационалистов в своей деятельности исходит из принципа, что Россия объявившая себя правопреемницей Советского Союза, не оставляет своих солдат - ни живых, ни мертвых. Вся поисковая работа комитета осуществляется исключительно на добровольные пожертвования ветеранских организаций, частных лиц. Государство на эту деятельность средств не выделяет. Между тем согласно решениям международной Женевской конференции 1949 года, под которыми подписалось и правительство нашей страны каждый военнослужащий имеет право возвращения на Родину, и оно должно быть обеспечено государством. Однако до сих пор между Россией и Афганистаном нет соответствующего соглашения о проведении поисков, эксгумации и возвращения на Родину останков защитников Отечества. Отсутствие международных договоренностей в этой области делает нелегитимным не только поисковую работу, но даже само присутствие в Афганистане сотрудников Комитета. Пока все до единого солдата, живыми или мертвыми, не вернутся домой, будет болью отзываться в сердцах наших людей эта война.

В декабре1989 года 2 съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении советско-афганской войны и признал грубой политической ошибкой участия в ней советских войск. Сегодня много ведется разговоров вокруг афганской темы. Но никому не дано права перечеркнуть эту страницу истории нашего народа. Тысячи и тысячи советских парней достойно выполнили на афганской земле свой долг. Только в минуты испытаний, когда воедино сливалось дыхание жизни и смерти, им довелось сделать единственный выбор, продиктованный чувством долга, совести, боевого товарищества, братства.

Работая над этой темой, мы хотим обратиться к сверстникам. Мы - люди, мы - разные. По-разному сложились, и будут складываться наши судьбы. Пусть понятия: долг солдата, честь мужчины, верность присяге и боевой дружбе будут для всех нас не пустыми словами. Вынося уроки из этой войны, мы надеемся, что мы вступим в эпоху мира и согласия и навсегда сможем уберечься от ужасов войны.

2. Работа со средствами массовой информации и Интернет-ресурсами

Учитель: На осенних каникулах ребята нашей школы посетили городскую библиотеку. Что удалось найти, мы сейчас узнаем от них.

Коновалова К: Наша группа решила отследить информацию по этой проблеме в газетах и журналах, изданных в последние два года. С этой целью мы посетили Новошахтинскую библиотеку, просмотрели подшивки газет и журналов. Нам удалось найти интересующий нас материал в газете «Труд» от 3 мая 2007 года. Статья называется «Восставшие в аду Бадабера». В этой стать говорится о судьбе солдат и офицеров, бывших военнопленных, которых разыскивает Комитет по делам воинов-интернационалистов. Возглавляет этот комитет Герой Советского Союза Руслан Аушев. Главная задача, которую он ставит перед каждой поисковой экспедицией, выезжающей в Афганистан, - установить имена героев, поднявших восстание в душманском плену на территории Пакистана в лагере Бадабер. 26 апреля 1985 года советские военнопленные, находившиеся в этом лагере, захватили огромный арсенал моджахедов и сутки вели неравный бой. А когда кончились патроны, подорвали себя, завоевав свободу ценою жизни. Число участников восстания и их имена доподлинно не знал никто. Предполагалось, что очевидцев этого подвига не осталось в живых. Журналистам удалось найти не только очевидцев тех событий, но и самих участников. На Родине их долгие годы считали погибшими, они о себе молчали. Может ребятам внушили, что их семьи будут преследовать власти тогдашнего СССР? Но один из немногих вернулся домой, на Родину. Это Носиржон Рустамов. Он говорит, что вернуться домой ему помогла материнская любовь, которую ощущал все эти годы. За него молились сразу две матери - Ганиева Энахон, которая его родила, и Мамаджонова Ойдинса, которая его воспитала.

Также в газете «Труд» мы обратили внимание на статью «Третий тост», в которой рассказывается о том, что инвалид-колясочник, воин-афганец Сергей Мартынов на 273-м километре трассы Волгоград - Каменск строит храм в память о погибших друзьях. Сейчас на этом месте стоит памятник воинам-афганцам, не вернувшимся с войны. Это место посещают также родственники тех, кто не знает, где покоятся останки пропавших родных на войне. К сожалению, в просмотренных нами газетах и журналах, не было сведений, о том, кто конкретно найден или кого вернули на Родину из известного нам списка. Мы и дальше будем отслеживать необходимую информацию.

Учитель: Может быть девочкам, искавшим информацию в интернете, удалось обнаружить интересующую нас информацию

Каткова М: Занимаясь исследованием нашей проблемы, мы решили искать необходимую информацию в интернете. Нам удалось найти много интересных фактов, в том числе и о тех 250 человек, числящихся в списках пропавших без вести. Нас привлекла статья, Аблазова Валерия Ивановича «Афганская арена. Плен и безвестие». Что мы узнали? Пленение советских военнослужащих в период афганской войны носило единичный, исключительный и чрезвычайный характер. Из общего количества пропавших без вести и попавших в плен советских военнослужащих около 30% в боевых действиях военнослужащие, чьи тела не были найдены ( упал в ущелье, утонул, взорвался в воздухе и др. ), около 40% были убиты при пленении или погибли в плену и только 30% считались оставшимися в живых до вывода войск из Афганистана. Душманы вели постоянную охоту за советскими военнослужащими. Практически все захваченные душманами военнослужащие в момент пленения были вне подразделения по служебным или неслужебным делам или несли службу ночью в карауле. Анализ причин и обстоятельств, записанных в индивидуальных документах на 290 военнослужащих, при которых они попали в плен или пропали без вести, а также количество военнослужащих, попавших в плен и пропавших без вести по годам и, приведен в таблицах.

Сведения о ВП и БВП в Афганистане 1979-1989 гг.

Причины, обстоятельства, при которых
военнослужащий пропал без вести, попал в плен

Количество

Захвачен в плен

55

Пропал

44

Покинул часть (вышел, отправлен из расположения части)

40

Отлучился, пропал с поста

34

Отстал, оторвался от колонны

15

Сдался в плен, перешел к противнику

4

Погиб, тело не найдено

27

Утонул, упал в воду

39

Не известно

32

Всего

290

Год

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

Кол-во

57

24

55

41

48

37

15

8

5

Афганские военные разведчики и спецслужбы добывали информацию о количестве и местах содержания пленных и делились ею с советской стороной. Они содействовали этой работе и после вывода советских войск из Афганистана. Репатриация пленных как после вывода советских войск из Афганистана, так и после прихода оппозиции не проводилась. Руководители оппозиции даже после прихода к власти в Афганистане утверждали, что они не располагают сведениями о наличии и местах содержания военнопленных. Розыск и возвращение каждого пленника из Афганистана требовали комплексного подхода, объединения усилий организаций, политических и общественных деятелей многих государств, включая содействие ООН.

Учитель: Ребята, мы проделали с вами большую работу. Где можно использовать этот материал? (проектная деятельность, внеклассное мероприятие, вечер встречи с воинами-афганцами, оформление альбома)

Учитель: Перевернем еще одну страницу нашей истории. Я думаю, что вы не забудете то, о чем мы говорили на нашем уроке. Потому что нам нужна всем - правда, чтобы понять и оценить то, что случилось на этих двух войнах. Впереди нам нужна - память, чтобы помнить и знать всех, кто не вернулся оттуда. Не забывать, что каждый из них до конца выполнил свой долг и достоин нашей памяти. Нам нужна - человечность, чтобы матери и отцы тех, кто не вернулся, не чувствовали себя одинокими.

Звучит музыка

Служить России - таков завет отцов
"Служу России!" - таков ответ сынов
"Служу России!" - как клятва и обет.
Служить России - нам долга выше нет
Беречь покой родимой мать - земли,
Чтоб не могли топтать ее враги,
Покой и мир одной большой семьи,
Что наши предки вместе собрали.

Мы все твои, Россия, сыновья,
Твоя защита, армия твоя
Позволь смиренно голову склоняя,
Просить о чести, защищать тебя.
Благословенна будь страна вовек,
Пусть счастлив будет каждый человек,
За счастье близких, милых и родных,
Не пожалеем жизней мы своих.

Благодарю за работу и внимание.











IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Позови меня, Отчизна. - Саратов: Приволж.Кн.Изд-во, 1989г

2. Труд, 2007г. № 26, 2008г.

3. Комсомольская правда, 2007г.15.02.

4. Интернет-ресурсы


© 2010-2022