- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)
Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюренок Е.С. |
Дата | 11.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок конспект по истории 8 класс.
Тема: Восстание декабристов.
Автор: Тюренок Екатерина Сергеевна учитель истории МБОУ «Дохновичская СОШ»
Тема: Восстание декабристов.
Цель: Раскрыть гражданский подвиг декабристов и причины, побудившие их подняться на восстание.
Задачи:
Образовательные: Урок призван научить школьников работать с различными источниками, компоновать информацию, выстраивать иллюстративный ряд, образно воссоздать события и исторические личности.
Развивающие: создать у учащихся яркий и впечатляющий образ выступления декабристов на Сенатской площади и помочь школьникам понять, что восстание - закономерный этап деятельности тайных обществ.
Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за лучших сынов Отечества.
Оборудование:
1.Цитаты: «Отчизне посвятим души прекрасные порывы»
А.С. Пушкин
«Это какие богатыри,
кованые воины-сподвижники,
вышедшие сознательно на
явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни
молодые поколения и очистить детей,
рожденных в среде палачества и рабовладения»
А.И.Герцен
2. портреты декабристов, картина «Восстание 14 декабря 1825г.»
Тип урока: интегрированный урок истории и литературы.
Ход урока.
-
Организация класса.
План урока.
-
Междуцарствие.
-
Характерные черты декабристов.
-
План заговорщиков
-
Сенатская площадь.
-
Следствие по делу о декабристах.
-
Движение декабристов в оценке современников и потомков.
На доске эпиграф и портреты декабристов.
Мир ушедшим без возврата,
тем, кто отдал в час расплаты
кровь свою.
и на площади Сената
пал в бою (слайды 2-16)
Вступительное слово учителя.
1. Междуцарствие. В России сложилась непростая династическая ситуация. Императорская чета была бездетна. В случае смерти Александра трон должен был перейти следующему по старшинству брату - Константину Павловичу. Но Константин отказывался принять императорский титул. Поэтому в 1823 году Александр 1 передал права на престол другому своему брату - Николаю Павловичу. Тайный манифест императора хранил архиепископ Московский Филарет.
Осенью 1825 года во время поездки в Крым император Александр 1 сильно заболел и неожиданно скончался 19 ноября 1825 года в городе Таганроге. В России возникла ситуация междуцарствия - в стране не было законного императора. Сначала Сенат, Синод, другие государственные учреждения и войска присягнули, как новому императору, Константину Павловичу. Но он отказался от престола. В начале декабря обнародовали манифест Александра 1. Тогда на 14 декабря 1825 года назначили присягу новому законному наследнику - Николаю Павловичу.
1.Активизация познавательного интереса.
Постановка проблемного вопроса.
14 декабря 1825 года в Петербурге часть офицеров- членов Северного общества вывели вверенные им воинские части на Сенатскую площадь.
На ваш взгляд, чем явились события 1825 года-восстанием, заговором или мятежом?
-
Самостоятельная работа учащихся с источниками.
Задача: Составить характерную « анкету» декабриста.
Данные на экране:
-
годы рождения: от 1775- до 1808г. самому старшему могло быть 50 лет, младшему 18 лет.
-
Происхождение: 174 потомка дворянина, 19 князей, 13 графов,5 бояр, 3 из духовенства, 1 из купцов, 1 их крестьян.
-
Образование: 72 человека закончили военные,38 гражданские учебные заведения,18 Московский университет,2 Петербургский, 4 Царскосельский,35 кадетские корпуса,22 Пажеский корпус,2 зарубежные, остальные получили домашнее образование.
-
Служебное положение: 636 военных, из них 280 низших чинов, 8 генерал -майоров,49 полковников,66 на гражданской службе, имели чин от 3 до14 класса.
Анкета
возраст
происхожде-ние
образование
служ.полож.
участие в событиях
пол. симпа-тии
качества
личности
Н.М.Муравьев
П.И.Пестель
С.П.Трубецкой
И.Д.Якушкин
И.И.Пущин
.
3.Планы заговорщиков.
1.Сорвать присягу Николая 1
Диктатором восстания был С.Трубецкой. Он составил «Манифест к русскому народу» в котором выдвигались требования:
-
свержение монархии
-
отмена крепостного права
-
создание временного правительства.
Его план был в следующем : Все они будут действовать тремя отрядами.
Первый под руководством А.И. Якубовича должен захватить царский дворец и изолировать царскую семью, второй- под руководством А.М. Булатова должен был захватить Петропавловскую крепость и пушки, третий- под руководством С.Трубецкого - выйти к Сенату, прервать присягу и подписать Манифест
-
План был сорван отказом двух первых отрядов. Рано утром к Рылееву пришел П. Каховский и отказался убивать царя. Вот как развивались события по часам: 6часов утра: Капитан А.Якубович отказывается возглавить Гвардейский экипаж и идти на Зимний дворец, хотя это была главная сила восстания.9 часов утра. Полковник А.булатов отказался вывести войска из казарм.
-
Так как разногласия разделили заговорщиков, то Рылеев, Якубович, Каховский, Пущин, Бестужев выработали собственный план: Штурмом взять Зимний дворец, арестовать Николая1 и его семью, а в случае сопротивления убить их.
Учитель: А что Николай1 ? Ждал когда начнется восстание? Или он не знал о планах заговорщиков?
Николай1 (читает учитель)
За несколько дней до восстания меня предупреждали о преступных намерениях Южного и Северного общества начальник главного штаба И. Дибыч и декабрист Я.Ростовцев. Я с тревогой ожидал предстоящие испытания, меня преследовали мысли о гибели, особенно беспокоила гвардия, ранним утром 14 декабря 1825 года я сказал генералу А.Х.Бенкендорфу: «Сегодня вечером нас обоих не будет более на свете, но по крайней мере мы умрем исполнив свой долг».
Учитель: Это были красивые хорошо образованные люди с блестящей карьерой военной и статской службы, у них казалось было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, уважение и почести в обществе. Что еще нужно для счастливой жизни? Что их заставило выступить против своего же сословия, против власти? Почему они объединились в ряды вольнодумцев?
Ученик в образе декабриста: И жили мы как у Христа за пазухой
и узнали мы почем
дома с оранжереями, с китайскими беседками
и с английскими парками.
Прислуги целый полк
ни в ком противоречия
кого хочу помилую,
кого хочу казню.
Закон -мое желание
Учитель: Итак, мы воссоздали облик декабристов и поколение в целом «Это было первое поколение дворян, которое различало понятия «государь» и «Отечество». Декабристы привнесли в общество высокий романтический настрой. Ценность мужской дружбы, серьезность образа жизни. У них был культ чести, они верили, что каждый человек из членов общества - великий человек.
Ученик 1: Декабристы, в основном участники Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии, возвращались на Родину в ожидании обновления России, освобождение крепостных, самоотверженно сражавшихся рядом с дворянами в армии . теперь казалось естественным вознаградить народ: дать ему волю, разрушить крепостничество и даровать право на участие в государственных делах. Но дома их встретила полная реакция, ужесточение крепостных порядков, издевательства.
Ученик 2: Государь, опасаясь европейского воспитания, не желал делиться властью. Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой великосветской жизни звали «первенцев свободы» к борьбе. М. Муравьев-Апостол писал: «Мы были сыны 1812 года. Порывом нашего сердца было жертвовать всем, даже жизнью, во имя любви к Отечеству»
Ученик 3: Будущие декабристы искали и находили ответы на терзавшие их вопросы в политических и философских сочинениях русских западных мыслителей. Вольнодумцы верили, что перемены в России возможны, готовы были бороться за них. Я решил опередить заговорщиков и в 7 часов утра привел к присяге членов Сената и Синода.
Сенатская площадь. (слайд 1)
Ранним утром 14 декабря 1825 года Николай1 ознакомил полковых генералов о своем праве на престол и ему присягнули на верность. Лейб гвардии Московский полк отказался присягнуть на верность новому царю и в знак протеста вышел на Сенатскую площадь. Сюда же прибыли Гренадерский Гвардейский полки. На площади произноси крики «Ура Константин!», «Хотим царя Константина!» Успокоить собравшихся отправились брат царя Михаил и митрополит Серафим из Зимнего дворца. На площади началась неразбериха, был убит генерал М.А. Милорадович, его убил самый активный заговорщик П.Г.Каховский. Николай 1 приказал разогнать толпу, и к вечеру многие зачинщики были арестованы.
На фоне картинки ученица.
Иди в огонь за честь Отчизны
за убежденья, за любовь
иди и гибни безупречно
умрешь не даром: дело прочно
когда под ним струиться кровь.
Веруйте в земное воскресенье
в потомках наше племя оживет
и чад моих святое поколенье
покроет Русь и процветет.
Учитель: А каковы просчеты декабристов?
-
Поднятые на мятеж солдаты Московского полка, моряки Гвардейского экипажа опоздали к началу присяги Сената.
-
Войска неоправданно долго простояли без действия на Сенатской площади
-
Неявка руководителя Князя С.Трубецкого
-
Несогласованность среди декабристов и не решительность их действий.
-
Недостаточная поддержка союзников среди солдат и народа.
Учитель: Следствие по делу вел сам Николай 1 (слайд 18)
Ученик: Николай 1 лично вел следствие и суд над декабристами. Всего было арестовано 579 человек, виновными признали 289, 121 предали суду. Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по степени виновности. Пятерых- Пестеля, Рылеева, С. Муравьева- Апостола, М. Бестужева- Рюмина, П. Каховского- приговорили к мучительной смертной казни- четвертованием. Указом от 10 июля 1826 года Николай 1 смягчил приговор, четвертование заменил повешением. У каждого осужденного на груди висела табличка с надписью «Цареубийца».
Ученик: Осужденные по первому разряду (Н. Муравьев, Трубецкой, Пущин, Оболенский и др.) были приговорены к каторжным работам. На разные сроки приговорили около 100 человек, 9 офицеров разжалованы, тяжелая участь ждала и других осужденных, но на самое бесчеловечное наказание обрекли солдат: 178 прогнали через тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, немалое число солдат попали в действующую армию на Кавказ. В июле 1826 года осужденных начали отправлять на каторгу в Сибирь. Один день надежды был оплачен десятилетиями страданий. (слайды 17, 19, 20, 21)
Ученик: Декабристы в Сибири. Какими юными они уехали в Сибирь! Те немногие кому суждено было вернуться, возвращались в Россию седыми стариками.
Декабрист: «Мои убеждения привели меня на каторгу, к 30- ти летнему изгнанию, и тем не менее ни от одного слова я не откажусь.
Декабрист: «Моя старая ненависть к самодержавию, рабству пробудилась с тех пор, как я вернулся из Сибири в Пензенскую губернию»
Декабрист: «О нас в истории напишут. Из искры возгорится пламя»
Ученик: Веруйте в земное воскресенье
в потомках ваше племя оживет
и чад моих святое поколенье
Покроет Русь и процветет.
Подведение итога урока
Возвращаемся к нашему проблемному вопросу. Что такое 14 декабря 1825года - Восстание, Заговор или Мятеж?
А что вкладывается в слово выражение об эпохе:
«Дети 1812 года»,
«Дворянский авангард»
и у этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15 декабря
(П. Вяземский)
Каковы последствия восстания и его оценка.
-
уничтожены или сгинули на ссылках незаурядные люди.
-
заморожена общественная жизнь.
-
в обществе установились страх и уныние.
-
власть уничтожила все попытки предложить перемены.
Оценка:
- восстание или акт гражданского неповиновения.
- планы декабристов: утопия или упущенный шанс.
Рефлексия.
Домашнее задание: Подготовить рассказ от имени декабриста.
Учитель: Прав был А.И. Герцен, назвав их богатырями , вышедшими сознательно на явную гибель ради спасения своего Отечества. Честь, любовь к Родине и служение ей - это было делом всей их жизни, а не богатства, почести и звания! Они сознательно шли на Сенатскую площадь, зная чего это им будет стоить и сознательно проявили акт гражданского неповиновения царю и режиму. Благодарная Россия всегда будет помнить и гордиться своими лучшими сынами Отечества.