Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок конспект по истории 8 класс.

Тема: Восстание декабристов.

Автор: Тюренок Екатерина Сергеевна учитель истории МБОУ «Дохновичская СОШ»


Тема: Восстание декабристов.

Цель: Раскрыть гражданский подвиг декабристов и причины, побудившие их подняться на восстание.

Задачи:

Образовательные: Урок призван научить школьников работать с различными источниками, компоновать информацию, выстраивать иллюстративный ряд, образно воссоздать события и исторические личности.

Развивающие: создать у учащихся яркий и впечатляющий образ выступления декабристов на Сенатской площади и помочь школьникам понять, что восстание - закономерный этап деятельности тайных обществ.

Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за лучших сынов Отечества.

Оборудование:

1.Цитаты: «Отчизне посвятим души прекрасные порывы»

А.С. Пушкин


«Это какие богатыри,

кованые воины-сподвижники,

вышедшие сознательно на

явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни

молодые поколения и очистить детей,

рожденных в среде палачества и рабовладения»

А.И.Герцен

2. портреты декабристов, картина «Восстание 14 декабря 1825г.»

Тип урока: интегрированный урок истории и литературы.

Ход урока.


  1. Организация класса.

План урока.


  1. Междуцарствие.

  2. Характерные черты декабристов.

  3. План заговорщиков

  4. Сенатская площадь.

  5. Следствие по делу о декабристах.

  6. Движение декабристов в оценке современников и потомков.


На доске эпиграф и портреты декабристов.

Мир ушедшим без возврата,

тем, кто отдал в час расплаты

кровь свою.

и на площади Сената

пал в бою (слайды 2-16)


Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)Конспект урока по истории Восстание декабристов (8 класс)

Вступительное слово учителя.

1. Междуцарствие. В России сложилась непростая династическая ситуация. Императорская чета была бездетна. В случае смерти Александра трон должен был перейти следующему по старшинству брату - Константину Павловичу. Но Константин отказывался принять императорский титул. Поэтому в 1823 году Александр 1 передал права на престол другому своему брату - Николаю Павловичу. Тайный манифест императора хранил архиепископ Московский Филарет.

Осенью 1825 года во время поездки в Крым император Александр 1 сильно заболел и неожиданно скончался 19 ноября 1825 года в городе Таганроге. В России возникла ситуация междуцарствия - в стране не было законного императора. Сначала Сенат, Синод, другие государственные учреждения и войска присягнули, как новому императору, Константину Павловичу. Но он отказался от престола. В начале декабря обнародовали манифест Александра 1. Тогда на 14 декабря 1825 года назначили присягу новому законному наследнику - Николаю Павловичу.

1.Активизация познавательного интереса.

Постановка проблемного вопроса.

14 декабря 1825 года в Петербурге часть офицеров- членов Северного общества вывели вверенные им воинские части на Сенатскую площадь.

На ваш взгляд, чем явились события 1825 года-восстанием, заговором или мятежом?


  1. Самостоятельная работа учащихся с источниками.

Задача: Составить характерную « анкету» декабриста.

Данные на экране:

  1. годы рождения: от 1775- до 1808г. самому старшему могло быть 50 лет, младшему 18 лет.

  2. Происхождение: 174 потомка дворянина, 19 князей, 13 графов,5 бояр, 3 из духовенства, 1 из купцов, 1 их крестьян.

  3. Образование: 72 человека закончили военные,38 гражданские учебные заведения,18 Московский университет,2 Петербургский, 4 Царскосельский,35 кадетские корпуса,22 Пажеский корпус,2 зарубежные, остальные получили домашнее образование.

  4. Служебное положение: 636 военных, из них 280 низших чинов, 8 генерал -майоров,49 полковников,66 на гражданской службе, имели чин от 3 до14 класса.

Анкета

возраст

происхожде-ние

образование

служ.полож.

участие в событиях

пол. симпа-тии

качества

личности

Н.М.Муравьев


П.И.Пестель


С.П.Трубецкой


И.Д.Якушкин


И.И.Пущин



.

3.Планы заговорщиков.

1.Сорвать присягу Николая 1

Диктатором восстания был С.Трубецкой. Он составил «Манифест к русскому народу» в котором выдвигались требования:

  1. свержение монархии

  2. отмена крепостного права

  3. создание временного правительства.

Его план был в следующем : Все они будут действовать тремя отрядами.

Первый под руководством А.И. Якубовича должен захватить царский дворец и изолировать царскую семью, второй- под руководством А.М. Булатова должен был захватить Петропавловскую крепость и пушки, третий- под руководством С.Трубецкого - выйти к Сенату, прервать присягу и подписать Манифест

  1. План был сорван отказом двух первых отрядов. Рано утром к Рылееву пришел П. Каховский и отказался убивать царя. Вот как развивались события по часам: 6часов утра: Капитан А.Якубович отказывается возглавить Гвардейский экипаж и идти на Зимний дворец, хотя это была главная сила восстания.9 часов утра. Полковник А.булатов отказался вывести войска из казарм.

  2. Так как разногласия разделили заговорщиков, то Рылеев, Якубович, Каховский, Пущин, Бестужев выработали собственный план: Штурмом взять Зимний дворец, арестовать Николая1 и его семью, а в случае сопротивления убить их.

Учитель: А что Николай1 ? Ждал когда начнется восстание? Или он не знал о планах заговорщиков?

Николай1 (читает учитель)

За несколько дней до восстания меня предупреждали о преступных намерениях Южного и Северного общества начальник главного штаба И. Дибыч и декабрист Я.Ростовцев. Я с тревогой ожидал предстоящие испытания, меня преследовали мысли о гибели, особенно беспокоила гвардия, ранним утром 14 декабря 1825 года я сказал генералу А.Х.Бенкендорфу: «Сегодня вечером нас обоих не будет более на свете, но по крайней мере мы умрем исполнив свой долг».

Учитель: Это были красивые хорошо образованные люди с блестящей карьерой военной и статской службы, у них казалось было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, уважение и почести в обществе. Что еще нужно для счастливой жизни? Что их заставило выступить против своего же сословия, против власти? Почему они объединились в ряды вольнодумцев?

Ученик в образе декабриста: И жили мы как у Христа за пазухой

и узнали мы почем

дома с оранжереями, с китайскими беседками

и с английскими парками.

Прислуги целый полк

ни в ком противоречия

кого хочу помилую,

кого хочу казню.

Закон -мое желание

Учитель: Итак, мы воссоздали облик декабристов и поколение в целом «Это было первое поколение дворян, которое различало понятия «государь» и «Отечество». Декабристы привнесли в общество высокий романтический настрой. Ценность мужской дружбы, серьезность образа жизни. У них был культ чести, они верили, что каждый человек из членов общества - великий человек.

Ученик 1: Декабристы, в основном участники Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии, возвращались на Родину в ожидании обновления России, освобождение крепостных, самоотверженно сражавшихся рядом с дворянами в армии . теперь казалось естественным вознаградить народ: дать ему волю, разрушить крепостничество и даровать право на участие в государственных делах. Но дома их встретила полная реакция, ужесточение крепостных порядков, издевательства.

Ученик 2: Государь, опасаясь европейского воспитания, не желал делиться властью. Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой великосветской жизни звали «первенцев свободы» к борьбе. М. Муравьев-Апостол писал: «Мы были сыны 1812 года. Порывом нашего сердца было жертвовать всем, даже жизнью, во имя любви к Отечеству»

Ученик 3: Будущие декабристы искали и находили ответы на терзавшие их вопросы в политических и философских сочинениях русских западных мыслителей. Вольнодумцы верили, что перемены в России возможны, готовы были бороться за них. Я решил опередить заговорщиков и в 7 часов утра привел к присяге членов Сената и Синода.

Сенатская площадь. (слайд 1)

Ранним утром 14 декабря 1825 года Николай1 ознакомил полковых генералов о своем праве на престол и ему присягнули на верность. Лейб гвардии Московский полк отказался присягнуть на верность новому царю и в знак протеста вышел на Сенатскую площадь. Сюда же прибыли Гренадерский Гвардейский полки. На площади произноси крики «Ура Константин!», «Хотим царя Константина!» Успокоить собравшихся отправились брат царя Михаил и митрополит Серафим из Зимнего дворца. На площади началась неразбериха, был убит генерал М.А. Милорадович, его убил самый активный заговорщик П.Г.Каховский. Николай 1 приказал разогнать толпу, и к вечеру многие зачинщики были арестованы.

На фоне картинки ученица.

Иди в огонь за честь Отчизны

за убежденья, за любовь

иди и гибни безупречно

умрешь не даром: дело прочно

когда под ним струиться кровь.

Веруйте в земное воскресенье

в потомках наше племя оживет

и чад моих святое поколенье

покроет Русь и процветет.

Учитель: А каковы просчеты декабристов?

  1. Поднятые на мятеж солдаты Московского полка, моряки Гвардейского экипажа опоздали к началу присяги Сената.

  2. Войска неоправданно долго простояли без действия на Сенатской площади

  3. Неявка руководителя Князя С.Трубецкого

  4. Несогласованность среди декабристов и не решительность их действий.

  5. Недостаточная поддержка союзников среди солдат и народа.

Учитель: Следствие по делу вел сам Николай 1 (слайд 18)

Ученик: Николай 1 лично вел следствие и суд над декабристами. Всего было арестовано 579 человек, виновными признали 289, 121 предали суду. Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по степени виновности. Пятерых- Пестеля, Рылеева, С. Муравьева- Апостола, М. Бестужева- Рюмина, П. Каховского- приговорили к мучительной смертной казни- четвертованием. Указом от 10 июля 1826 года Николай 1 смягчил приговор, четвертование заменил повешением. У каждого осужденного на груди висела табличка с надписью «Цареубийца».

Ученик: Осужденные по первому разряду (Н. Муравьев, Трубецкой, Пущин, Оболенский и др.) были приговорены к каторжным работам. На разные сроки приговорили около 100 человек, 9 офицеров разжалованы, тяжелая участь ждала и других осужденных, но на самое бесчеловечное наказание обрекли солдат: 178 прогнали через тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, немалое число солдат попали в действующую армию на Кавказ. В июле 1826 года осужденных начали отправлять на каторгу в Сибирь. Один день надежды был оплачен десятилетиями страданий. (слайды 17, 19, 20, 21)

Ученик: Декабристы в Сибири. Какими юными они уехали в Сибирь! Те немногие кому суждено было вернуться, возвращались в Россию седыми стариками.

Декабрист: «Мои убеждения привели меня на каторгу, к 30- ти летнему изгнанию, и тем не менее ни от одного слова я не откажусь.

Декабрист: «Моя старая ненависть к самодержавию, рабству пробудилась с тех пор, как я вернулся из Сибири в Пензенскую губернию»

Декабрист: «О нас в истории напишут. Из искры возгорится пламя»

Ученик: Веруйте в земное воскресенье

в потомках ваше племя оживет

и чад моих святое поколенье

Покроет Русь и процветет.

Подведение итога урока

Возвращаемся к нашему проблемному вопросу. Что такое 14 декабря 1825года - Восстание, Заговор или Мятеж?

А что вкладывается в слово выражение об эпохе:

«Дети 1812 года»,

«Дворянский авангард»

и у этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15 декабря

(П. Вяземский)

Каковы последствия восстания и его оценка.

  1. уничтожены или сгинули на ссылках незаурядные люди.

  2. заморожена общественная жизнь.

  3. в обществе установились страх и уныние.

  4. власть уничтожила все попытки предложить перемены.

Оценка:

- восстание или акт гражданского неповиновения.

- планы декабристов: утопия или упущенный шанс.

Рефлексия.

Домашнее задание: Подготовить рассказ от имени декабриста.

Учитель: Прав был А.И. Герцен, назвав их богатырями , вышедшими сознательно на явную гибель ради спасения своего Отечества. Честь, любовь к Родине и служение ей - это было делом всей их жизни, а не богатства, почести и звания! Они сознательно шли на Сенатскую площадь, зная чего это им будет стоить и сознательно проявили акт гражданского неповиновения царю и режиму. Благодарная Россия всегда будет помнить и гордиться своими лучшими сынами Отечества.


© 2010-2022