Урок 4 по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей»

    1. Подготовка устного ответа по карточке № 3.

  1. Решение творческих задач с классом.

Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раско­пок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось устано­вить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя - 2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занима­лись охотой, ловили больше горных козлов, меньше - лошадей, мед­ведей и леопардов.)

Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного иска? (Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолю­дей -расколотая галька).)

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.

    1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяс­нять явления природы. На помощь приходит религия. - Что такое религия? Почему она появилась?

  1. Изучение новой темы

План

  1. Причины появления религии.

  2. Появление искусства.

На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Алътамира, ре­лигия, искусство.

  1. Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, ко­торое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успе­ха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди пове­рили в то, что у человека есть душа. Если человек спит - душа его встречается с душами других людей.

  1. Работа с дополнительной литературой.

.. .Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и доволь­но богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплек­сами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, на­конечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное... (Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. Ижевск, 1996. С. 131, 134.)

  1. Беседа по вопросам к тексту.

  • Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы по­лучить вещественные памятники, а значит, информацию.)

  • Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

  • Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.) - Так что же называется религией?

    1. Работа над новым понятием.

Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.

Запись делается на доске, учащимися - в тетради.

  1. Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина

О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)

  1. Работа в тетрадях.

Искусство - творческое отражение действительности.

  1. Закрепление изученного материала

    1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).

    2. Каким словом можно заменить следующие выражения:

  • Вера в богов и духов - ... (религия).

  • Изображения почитаемых богов и духов - ... (живопись).

  • Подарки богам и духам - ... (жертвоприношение).

  • Поражение копьями нарисованного животного - ... (колдов­ской обряд).

  • Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ... (оборотни).

  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появи­лась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».

Дополнительный материал

В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин - «палеолитические Венеры», как их шутя называют. I) этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее и вздутым животом, громадными мешками грудей - сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они и поражаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусст­ва: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечи­вали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к до­быче, источнику питания - тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как мно­гозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

(Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 15.)


© 2010-2022