- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мишурина Т.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории.
(8 Б, В класс)
Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образца по истории, авторских программ А.А.Данилова, В.А.Клокова "История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней" и Л.Н.Алексашкина "Всеобщая история", локального акта общеобразовательного учебного учреждения МОАУ СШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов. Преподавание истории Нового времени предполагает использование учебника А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1800-1917 гг. - М.: «Просвещение», 2006. Преподавание истории России Данилов предполагает использование учебника А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
Цели учебного предмета:
1. выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
2. развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
3. формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
4. развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.
Задачи учебного предмета:
1.воспитание патриотизма, бережливого отношения к природе и памятникам старины, уважения к старшим;
2.воспитание уважения к культуре коренных народов Камчатки;
3.содействие социальной адаптации учащихся, их участию в современной жизни;
4.формирование базовых социальных компетенций: в сфере трудовой деятельности, в семейно-бытовой сфере, в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере отношений в многонациональном и поликультурном обществе;
5.формирование и развитие исследовательских умений.
Описание места учебного предмета:
Программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Согласно годовому календарному графику МАОУ «Средняя школа №33» программа реализуется на 68 часов. Контрольных работ - 8, из них диагностических - 3.
Тематическое планирование:
№ раздела
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
Теоретические занятия
Семинарские занятия, экскурсии и др.
Контрольные
1
Глава 1: Становление индустриального общества.
10
6
2
2
2
Глава 2: Строительство новой Европы.
9
7
1
1
3
Глава3:Страны Западной Европы на рубеже веков. Успехи и проблемы индустриального общества.
5
5
4
Глава 4:Две Америки.
4
2
1
2
5
Глава 5:Традиционные общества.
3
1
2
6
Глава 6.Россия в первой половине XIX века.
17
12
4
1
7
Глава 7: Россия во второй половине XIX века.
19
12
5
2
8
Итоговое повторение
1
итого
68
44
15
8
Содержание учебного предмета:
Глава 1: Становление индустриального общества 10часов:
Диагностическая проверочная работа. От традиционного общества к обществу индустриальному. Индустриальная революция: достижения и проблемы. Индустриальное общество. Наука в XIX веке. Искусство XIX века. Литература XIX века. Общественно-политические учения. ПОУ:«Становление индустриального общества».
Глава 2 : Строительство новой Европы 9 ч.: Консульство и образование наполеоновской империи. Падение империи Наполеона. Великобритания: сложный путь к величию. Франция Бурбонов и Орлеанов. Франция: революция 1848 г. Германия: на пути к единству. Италия в первой половине XIX века. Франко-прусская война. ПОУ: «строительство новой Европы».
Глава3:Страны Западной Европы на рубеже веков. Успехи и проблемы индустриального общества 5 ч.: Германская империя: борьба за место под солнцем. Великобритания : конец викторианской эпохи. Франция: третья республика. Италия во второй половине XIX века. От Австрийской империи к Австро-Венгрии.
Глава 4:Две Америки 4 ч.: США в XIXв.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Диагностическая проверочная работа. Латинская Америка в XIX веке.
Глава 5:Традиционные общества 3 ч.: Страны Востока в XIXв:Япония, Китай. Страны Востока в XIXв: Индия, Африка. Международные отношения: дипломатия или войны.
Глава 6:Россия в первой половине XIX века 16 ч.: Внутренняя политика Александра I. Внешняя политика Александра I 1801-1812. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского. Отечественная война 1812.Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 г. Общественные движения при Александре. Выступление декабристов. Николаевская Россия. Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. Внешняя политика Николая в 1821-1849гг.Крымская война 1853-1856гг.Общественные движения в годы правления Николая. Образование и наука. Русские первооткрыватели. Художественная культура. Быт и обычаи. ПОУ ««Россия в первой половине XIX века»
Глава 7: Россия во второй половине XIX века 19 ч.: Накануне отмены крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 60-70 гг. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Либеральное и консервативное общественное движение в 60-70-е гг.Зарождения революционного народничества и его идеи. Революционное народничество в 60-80-х гг. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Диагностическая проверочная работа. Внутренняя политика Александра III.Экономическое развитие в годы правления Александра. Появление новых течений в общественно-политической жизни в 1880-1890-х гг. Положение основных слоев общества. Внешняя политика. Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века. Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX века. ПОУ: «Россия во второй половине XIX века». Итоговое повторение по теме: «Россия в XIX веке»
Календарно-тематическое планирование
№ урока
в году
№ урока
в те
ме
Тема раздела
(кол-во часов)
Тема урока
Ко-во часов
Практическая часть
Код элементов содержания
КЭС
Элементы содержания
(знать)
Код предметных требований КПТ
Предметные требования
(уметь)
Дата проведения
Фактическое проведение
Корректировка
Глава 1: Становление индустриального общества 10ч.
1
1
Диагностическая проверочная работа
1
3.09
2
2
От традиционного общества к обществу индустриальному.
1
Умение анализировать исторические документы
6.09
3
3-4
Индустриальная революция: достижения и проблемы
2
Умение выделять главное
10.09
4
5
Индустриальное общество
1
Исторический диктант, урок-конференция
Описывать условия жизни, характеризовать.
12,09
5
6
Наука в XIX веке
1
Сравнительная таблица
Умение определять и объяснять понятия,
17,09
6
7
Литература XIX века
1
Сравнительная таблица
Умение работать с документами и искать ошибки в нем
19,09
7
8
Искусство XIX века
1
семинар
Умение выделять главное, сравнивать
24.09
8
9
Общественно-политические учения
1
Проектное моделирование,подготовка компьютерных презентаций
Умения анализировать, выделять главное
26.09
9
10
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Становление индустриального общества»
1
тест
Умения определения и объяснения понятий
1,10
Глава 2:Строительство новой Европы- 9ч.
10
1
Консульство и образование наполеоновской империи
1
лекция
Умение работать с историческими документами
3,10
11
2
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
1
Исторический диктант, беседы, комбинированный урок с элементами
Умение обобщать материал
8,10
12
3
Великобритания: сложный путь к величаю.
1
лекция
Умение анализировать, устанавливать межпредметные связи
10,10
13
4
Франция Бурбонов и Орлеанов.
1
Образное повествование с элементами беседы.
Умение самостоятельно работать с предложенным материалом
15,10
14
5
Франция: революция 1848 г.
1
комбинированный урок с элементами беседы.
Умение обобщать и систематизировать материал
17,10
15
6
Германия: на пути к единству.
1
Конспективное повествование.
Умение работать с исторической картой
22,10
16
7
Италия в первой половине XIX века
1
Исторический диктант, лекция.
Умение анализировать документы
24,10
17
8
Франко-прусская война
1
Урок-суд.
Умение работать со статистическими данными
12,11
18
9
Повторительно-обобщающий урок по теме: «строительство новой Европы».
1
тест
Умение анализировать иллюстративный материал
14,11
Глава 3:Страны Западной Европы на рубеже веков Успехи и проблемы индустриального общества-5 ч.
19
1
Германская империя: борьба за место под солнцем.
1
комбинированный урок с элементами беседы.
Умение объяснять понятия, характеризовать, объяснять причины.
19,11
20
2
Великобритания: конец викторианской эпохе.
1
Лабораторная работа с документами, решение проблемных задач.
Умение ставить и разрешать проблемы
21,11
21
3
Третья республика во Франции
1
Комбинированный урок с элементами лабораторной работы, комбинированный урок с элементами беседы.
Умение работать с документами
26,11
22
4
Италия во второй половине XIX века
1
комбинированный урок с элементами беседы.
Умение анализировать исторические документы, умение выделять главное, оперировать понятиями
28.11
23
5
От Австрийской империи к Австро-Венгрии.
1
комбинированный урок с элементами беседы.
Умение работать с контурными картами
3,12
Глава 4:Две Америки - 4 ч.
24
1
США в XIXв.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.
1
Контурная карта, лекция.
Умение рассказывать прочитанный материал
5.12
25
2
США: империализм и вступление в мировую политику.
1
комбинированный урок с элементами беседы.
Умение сравнивать и обобщать материал
10,12
26
3
Диагностическая проверочная работа
1
тест
Умение объяснять понятия
12,12
27
4
Латинская Америка в XIX веке.
1
семинар
Характеризовать и определять черты развития, умения высказывать
17,12
Глава 5: Традиционные общества в XIXвеке. 3 часа
28
1
Япония. Китай.
1
семинар
Умение анализировать исторические и литературные тексты
19,12
29
2
Индия. Африка.
1
Проектное моделирование,подготовка компьютерных презентаций
Умение анализировать исторические и литературные тексты
24,12
30
3
Международные отношения: дипломатия или войны.
1
Умение анализировать исторические и литературные тексты
Глава 1: Россия в первой половинеXIX века - 17 часов.
31
1
Внутренняя политика Александра I
1
Тест, лекция с элементами эвристической беседы.
2.1.7
Внутренняя политика в первой половине XIX в.
М.М. Сперанский
1.1
1.2
основные даты, этапы и ключевые события истории России
и мира с древности до наших дней
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
26,12
32
2
Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
1
Комбинированный урок с решением познавательных задач.
2.4
2.5
2.6
показывать на исторической карте территории расселения
народов, границы государств, города, места значительных
исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,
терминов
давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала,
фрагментов исторических источников
14,01
33
3
Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
7
Лекция с применением кластера.
2.1.7
Внутренняя политика в первой половине XIX в.
М.М. Сперанский
1.1
1.2
основные даты, этапы и ключевые события истории России
и мира с древности до наших дней
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
16,01
34
4
Отечественная война 1812 года
1
Образное повествование.
2.1.8
Отечественная война 1812 г.
2.4
2.5
2.6
показывать на исторической карте территории расселения
народов, границы государств, города, места значительных
исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,
терминов
давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала,
фрагментов исторических источников
21,01
35-36
5-6
Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Заграничные походы русской армии.
2
лекция
23,01
37
7
Политика правительства Александра I в 1815-1825 гг.
1
Исторический диктант,урок-лекция с элементами эвристической беседы.
2.1.7
Внутренняя политика в первой половине XIX в.
М.М. Сперанский
1.2
2.1
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
1.3 важнейшие достижения культуры и системы ценностей,сформировавшиеся в ходе исторического развития
соотносить даты событий отечественной и всеобщей
истории с веком
28,01
38
8
Общественные движения при Александре I.
1
ЭОР, комбинированный урок
2.1.9
Движение декабристов
30,01
39
9
Движение декабристов
1
Урок-лекция с элементами эвристической беседы.
2.1.9
Движение декабристов
4,02
40
10
Николаевская Россия
1
семинар
2.5
2.6
рассказывать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,
терминов
давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала,
фрагментов исторических источников
6,02
41
11
Социально-Экономическое развитие России в 20-50-е гг.
1
Аналитическая работа с текстом учебника, составления кластера.
2.1.11
Начало промышленного переворота
11,02
42
12
Внешняя политика Николая I
1
Урок-лекция с элементами эвристической беседы.
2.1.12
Присоединение Кавказа. Крымская война
2.4
2.5
2.6
показывать на исторической карте территории расселения
народов, границы государств, города, места значительных
исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,
терминов
давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала,
фрагментов исторических источников
13,02
43
13
Крымская война (1853 - 1856)
9
Контурная карта, комбинированный урок, частично поисковый метод.
Присоединение Кавказа. Крымская война
18,02
44
14
Общественное движение 1830-1850-х гг.
1
Исторический диктант, аналитическая работа с текстом учебника, сравнительная таблица.
2.1.10
Общественная мысль во второй четверти XIX в.
Официальная государственная идеология. Западники и
славянофилы
1.2
1.3
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,сформировавшиеся в ходе исторического развития
20,02
45
15
Наука и образование первой половины XIXвека. Русские первооткрыватели.
1
Сравнительная таблица, семинар
1.2
1.3
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,сформировавшиеся в ходе исторического развития
25,02
46
16
Художественная культура.Быт и обычаи.
1
Проектное моделирование,подготовка компьютерных презентаций
27,02
47
17
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века»
1
Тест, защита компьютерных проектов.
2.1
2.2
2.3
соотносить даты событий отечественной и всеобщей
истории с веком
определять последовательность и длительность
важнейших событий отечественной и всеобщей истории
использовать данные из исторических и современных
источников при ответе на вопросы, решении различных
учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников
4,03
Глава 2: Россия во второй половине XIX веке - 19 часов.
48
1
Накануне отмены крепостного права
1
Исторический диктант, лекция с элементами эвристической беседы.
2.2.1
Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена
крепостного права
1.1
1.2
2.1
2.2
2.3
основные даты, этапы и ключевые события истории России
и мира с древности до наших дней
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
соотносить даты событий отечественной и всеобщей
истории с веком
определять последовательность и длительность
важнейших событий отечественной и всеобщей истории
использовать данные исторических и современных
источников при ответе на вопросы, решении различных
учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников
11,03
49
2
Крестьянская реформа 1861 г.
1
Аналитическая работа с текстом учебника, составления кластера.
2.2.1
Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена
крепостного права
13,03
50
3
Либеральные Реформы 60-70-х гг.
1
Тест, комбинированный урок
2.2.1
Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена
крепостного права
18,03
51
4
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
1
Комбинированный урок с решением познавательных задач.
2.2.2
Завершение промышленного переворота.
Формирование классов индустриального общества
20,03
52
5
Либеральное и консервативное общественное движение в 60-70-е гг.
1
Лекция с элементами эвристической беседы
2.2.3
Общественные движения второй половины XIX в.
2.1
1.3
1.2
2.2
2.3
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,сформировавшиеся в ходе исторического развития
соотносить даты событий отечественной и всеобщей
истории с веком
определять последовательность и длительность
важнейших событий отечественной и всеобщей истории
использовать данные исторических и современных
источников при ответе на вопросы, решении различных
учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников
25.03
53
6
Зарождение революционного народничества и его идеи.
Революционное народничество в 60-80-х гг.
1
семинар
2.2.3
Общественные движения второй половины XIX в.
27,03
54
7
1
2.2.3
Общественные движения второй половины XIX в.
8,04
55
8
Диагностическая проверочная работа.
1
тест
2.3
2.2
2.1
соотносить даты событий отечественной и всеобщей
истории с веком
определять последовательность и длительность
важнейших событий отечественной и всеобщей истории
использовать данные исторических и современных
источников при ответе на вопросы, решении различных
учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников
10,04
56
9
Внешняя политика Александра II
1
ЭОР, Аналитическая работа с текстом учебника, составления кластера.
2.2.4
Россия в военно-политических блоках
2.6
2.5
2.4
показывать на исторической карте территории расселения
народов, границы государств, города, места значительных
исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,
терминов
давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала,
фрагментов исторических источников
15,04
57
10
Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.
1
Контурная карта , лекция
2.2.4
Россия в военно-политических блоках
17,04
58
11
Внутренняя политика Александра III
3
Лекция с элементами эвристической беседы
22,04
59
12
Социально-экономическое развитие России в 1880-1890-е гг.
1
Комбинированный урок с решением познавательных задач.
2.2.5
Промышленный подъем. Формирование монополий.
С.Ю. Витте
24,04
60
13
Появление новых течений в общественно-политической жизни в 1880-1890-х гг.
1
Тест, лабораторное занятие.
2.2.3
Общественные движения второй половины XIX в.
2.1
1.3
1.2
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,сформировавшиеся в ходе исторического развития
соотносить даты событий отечественной и всеобщей
истории с веком
29,04
61
14
Положение основных слоев общества.
1
защита компьютерных проектов.
6.05
62
15
Внешняя политика Александра III
4
Аналитическая работа с текстом учебника, составления кластера.
2.2.4.
Россия в военно-политических блоках
2.6
2.5
2.4
показывать на исторической карте территории расселения
народов, границы государств, города, места значительных
исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,
терминов
давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала,
фрагментов исторических источников
8,05
63
16
Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века
1
семинар
2.1
1.3
1.2
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,сформировавшиеся в ходе исторического развития
соотносить даты событий отечественной и всеобщей
истории с веком
13,05
64
17
Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX века
1
Семинар
15,05
65
18
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX века»
1
Урок-игра
2.1
2.2
2.3
соотносить даты событий отечественной и всеобщей
истории с веком
определять последовательность и длительность
важнейших событий отечественной и всеобщей истории
использовать данные исторических и современных
источников при ответе на вопросы, решении различных
учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников
20,05
66
19
Итоговое повторение по теме: «Россия в XIX веке»
1
тест
22,05
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
1.А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1800-1917 гг. - М.: «Просвещение», 2006.
2.А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1800-1917 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2011 г.
3.К.В. Волкова. Тесты по Новой истории. 8 класс - М.: «Экзамен», 2006
4.Поурочные разработки по новой истории 1800-1900 годы К.А. Соловьев 8 класс М 2009 г.
5.Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007;
6.Настенные карты по Новой истории.
7.Поурочные разработки: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014;
8.Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век.
9.Настенные исторические карты.
10.Поурочные разработки: Е.В. Колганова, Н.В. Сумарокова История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вако, 2011.
11. Компьютер
12. Видеопроектор
13.Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII- первой половинеXIX века.- М., 1994 г.
14. Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время»
15. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
16. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Учащиеся должны знать/понимать:
1.Основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, "оставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как к средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
2.Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до 1917 г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории 1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.).
3.Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
4.Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
5.Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
6.Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
7.Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
8.Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.
9.Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
10.Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.: присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
11.Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и
учащиеся должны уметь:
1.определять и объяснять понятия;
2.выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
3. рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
4. раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
5. анализировать исторические явления, процессы, факты;
6. обобщать и систематизировать полученную информацию;
7. давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
8. осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
9. определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
10. обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения своей личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений, с различными культурными ценностями, социальным положением.
24