Конспект урока Монгольское государство. Битва на реке Калке

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме: « Монгольская держава. Битва на реке Калке».

Цели урока:

Образовательные - сформировать общее представление обучающихся о монголо-татарском нашествии на Русь, понимание причин, хода и итогов нашествия и роли раздробленности русского государства в этом процессе.

Развивающие - умения работать с текстом, выделять в нем главные мысли, умения выделять причинно-следственные связи, развитие логического мышления, внимания и умения слушать, работать с исторической картой и иллюстративным рядом.

Воспитательные - умения работать в команде, чувство патриотизма и гордости за подвиги наших предков, чувства ответственности за свои поступки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии: основная - технология критического мышления, вспомогательные - технология группового обучения, игровые технологии

Оборудование: учебник (параграф 15), исторические документы, атлас, контурная карта, иллюстрации, опорная схема. Мультимедийная доска.

Структура урока

I. Постановка целей и задач.

II. Изучение нового материала.

1. Образование империя Чингисхана . Завоевания монголов.
2. Битва на Калке.
3. Причины поражений. Патриотизм русских людей.
III. Домашнее задание.


Предварительная подготовка.


  • Расставить парты и стулья для трех команд

  • Подготовить тексты для работы на уроке

  • Обучающиеся объединяются в команды





Ход урока.


Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы с вами на уроке будем говорить об очень трудных и очень важных событиях в истории нашей Родины. Они были настолько важны для наших далеких предков, что мы можем прочитать о них в летописях, литературных произведениях и даже в русских народных сказках и былинах. А теперь давайте вспомним, содержание сказок и былин. Скажите, пожалуйста, кто борется в русских былинах с врагами нашего народа? (Богатыри) Скажите, пожалуйста, а с кем чаще всего сражаются богатыри? (соловей-разбойник, чудовища, Змей Горыныч и другие; важен именно Змей Горыныч).

На доске учитель с помощью магнитов крепит 2 иллюстрации - Змея Горыныча и между ними иллюстрацию богатыря, сражающегося со змеем.

Учитель:

Многие современные ученые доказывают, что за этим сказочным Змеем Горынычем стоят настоящие реальные сражения наших далеких предков с очень сильным врагом. Звали этого врага - монголо-татары. Именно они напали на нашу Родину с Востока в XIII столетии, поэтому тема нашего сегодняшнего урока и звучит: «Монгольская империя. Битва на реке Калке».

Давайте мы с вами определимся с местом урока в теме « Земли Руси и Донецкий регион в ХIII-XIV веках». Наш сегодняшний урок в теме первый и с местом темы в курсе

Вопросы классу:

Посмотрите внимательно на тему урока и ответьте мне, что мы сегодня с вами должны сделать?

После этого урока вы сможете :

- объяснять, где и когда возникла Монгольская держава и кто ее создал;

- рассказать о системе управления Монгольским государством;

- называть территории захваченные монголами, указывать главную цель великого хана;

- рассказывать о битве на Калке и выделять причины поражения русско-половецкого войска;

- вы сможете давать определение понятиям: «патриот», «патриотизм».

Сегодня мы с вами будем работать в группах. Группы уже созданы.

Работать мы будем с опорной схемой, она перед вами. К концу урока мы должны ее заполнить.

Самостоятельная работа в группах

Ваша задача проработать материал учебника

Группа 1 пункт 1 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами.

Группа 2 пункт 2 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами.

Группа 3 пункт 3 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами.

1 группа: Работа с учебником

Кто такие монголо-татары, где жили, чем занимались? Почему их называли татарами? Когда и кем было создано Монгольское государство? Кто такой Чингиз-хан?

Учебник А.В.Торкунова История России, читать §15, пункт 1 (абзац 1,2,3), стр.4.

2 группа: Работа с учебником

Охарактеризовать "Систему управления у монголо-татар". Кто и как управлял монголо-татарами?

Учебник А.В.Торкунова История России, читать §15, пункт 1 (абзац 4), стр.4.

3 группа: Работа с учебником и раздаточным материалом

Ваша задача проработать материал учебника пункт 2 §15 и ответить на вопросы, которые перед вами.

Определить главную задачу войска Чингисхана.

Учебник А.В.Торкунова История России, читать §15, пункт 2 (абзац 1 ) стр.4.

Дать характеристику монгольского войска.

Характеристика войска

Монгольские воины были ловкими и беспощадными. Говорили, что они «имеют мужество льва, хитрость лисицы, хищность волка, боевой жар петуха».

На быстрых конях, вооруженные луками, кривыми саблями и копьями, одетые в шлемы и панцири из толстой кожи, воины Чингисхана стремительно бросались на противника. При осаде городов они применяли стенобитные машины в виде толстых бревен, подвешенных на цепях, а через стены вражеских крепостей бросали глиняные горшки с зажженной нефтью.

Как опустошительный ураган, пронеслись орды Чингисхана по Восточной Сибири, Китаю, Средней Азии. Они разрушали города и селения, уничтожали цветущие поля и сады.

Это интересно:

Монгольская конница сметала все на своем пути, а если какой-то город сопротивлялся, его население безжалостно вырезали, оставляя на месте домов одни пепелищ

Указать территории, которые завоевали монголы.

Учебник А.В.Торкунова История России, читать §15, пункт 2 (абзац 4 ) стр.5

Выступления групп

В ходе выступления каждой группы мы заполняем опорный конспект

Вывод: монголо-татары в начале ХIII века создали свое собственное военизированное государство. Главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.

Физкультминутка

2. Битва на Калке

Монголы в своих завоеваниях продвигались на запад, вторгаясь в половецкие степи.

Ролик

Монголы показали свою до этих пор никому невиданную жестокость: плененных князей они уложили наземь, накрыли дощатым помостом и стали праздновать победу в битве. В историю это событие вошло под названием «Пир на костях».

Каковы причины поражения Русско-половецкого войска? (несогласованность действий русских князей; отсутствие единого командования; незнание монгольской тактики ведения боя; недооценка противника)

Какой важный вывод должны были сделать русские князья после поражения в битве на Калке?

( что необходимо объединить усилия против общего врага. Но князья этого не сделали. Почему? Раздробленность. Потому что свои личные интересы поставили выше общественных, потому что они не были патриотами своей Родины. Дети, а кто такие патриоты?

Правильно, патрио́т - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Дети а что такое патриотизм?

Патриоти́зм - это любовь к своей Родине, гордость за ее достижения. Привязанность к земле, на которой родился.

Как вы считаете, быть патриотом сегодня, это важно, почему? А в этом классе есть патриоты. В чем проявляется ваш патриотизм? ( хорошо учится, слушаться родителей, помогать старшим…) Замечательно, есть кому строить молодую Республику.

Заполняем опорный конспект

IV.Рефлексия

Подведем итоги нашего занятия.

Посмотрите, заполнена ли наша опорная схема?

(да заполнена)

Значит, мы выполнили поставленные задачи.

Используя опорную схему, продолжите фразы: Я узнал….

Я понял… Я буду

Выставить оценки

VI. Домашнее задание

Прочитать §15, на стр. 11 выбрать вопросы на размышление.


© 2010-2022