Повторительно-обобщающий урок по теме Древний Восток

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Древний Восток

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: смешанная командная развивающая игра.

Форма организации ученой деятельности: групповая /командная/

Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.
Задачи:
  1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
  2. Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
  3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

- устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план,

схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

- организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

- преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:- аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Роль и место урока в курсе:

Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.





I Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

Личностные: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

II Формулировка темы урока и целеполагание знаний

Демонстрация слайдов с изображение карт государств Древнего Востока

Давайте вспомним, с какими странами мы познакомились? -Сегодня мы с вами подведём итог, путешествуя по странам Востока. Будем перелистывать назад страницы наших знаний о Древнем Востоке. - Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Что нам необходимо повторить на уроке? (Страны Древнего Востока.) - Что нужно вспомнить? (Даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины.) -И что нужно закрепить? (Полученные знания о Древнем Востоке.)

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

Познавательные: закрепление и углубление знаний, полученных на предыдущем уроке.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.

Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформированную учителем; умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса.

III. Актуализация








Самостоятельное выполнение каждым обучающимся задания на новое знание.

Разминка «Кто быстрее».

Я задаю вопросы, а вы отвечаете очень быстро:

- Устройство для подъёма воды (шадуф) -

Служители храмов (жрецы) - Островки зелени (оазисы) - Мелкие предметы, которые защищали египтян от злых духов (амулеты) -

Гроб фараона (саркофаг) - Существо с телом льва и головой человека (сфинкс)

- Как называлась письменность у древних египтян? (иероглифы) - Как звали первого человека на Земле? (Адам)

- Какое прозвище получил город Ниневия? (логовище львов, город крови) -

Царь в Египте (фараон) - Священная книга христиан (Библия) -

Жрец в Индии (брахман) - Большое сильное государство (держава) -

Денежный сбор в пользу государства (налог)

-Индивидуальная работа с тестом, датами и текстом

( дифференциация)(Приложение №1)

-Работа с текстом (дифференциация )

Приложение №2

.2 работа в парах








Выполняют задание в рабочих тетрадях маршрутный лист на каждом столе

Познавательные: применять полученные знания на практике.

Устные ответы на вопросы.



проверяют, оцениваю свою работу, выставляют отметку в лист самооценки.





Письменный ответ в рабочей тетради.

IV Усвоение знаний и способов действий.

Работа в группе

По алгоритму . Задание №3

Выступают с подготовленными сообщениями

Подготовка сообщений.

V закрепление материала урока, включение нового знания в систему знаний.

- Приступаем к сообщениям. Каждая группа делает свое сообщение,


Работа фронтально(кот в мешке) конкурс знатоков

Регулятивные: умение формулировать свои мысли.

Коммуникативные: умение воспринимать устную информацию.

Устные ответы.

VI Рефлексия.

- Где в жизни вам могут пригодиться полученные сегодня знания и умения?

- Оцените свою работу в паре. Выставьте отметки в лист самооценки. Поставьте итоговую отметку за урок.

Оценивают свою работу и работу партнера по паре.

Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные: формирование собственного мнения.

Личностные: проявление эмоционального проявления к отметке.

Отвечают на вопросы.

VII Домашнее задание.

Домашнее задание: прочитать мифы о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре.

Повторно воспринимают задание, уточняют.

Регулятивные: уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.





Приложения

1.Конкурс Терминологическая разминка

  1. Устройство для подъёма воды (шадуф).

  2. Фантастические сказания о богах и героях (мифы).

  3. Скульптура льва с головой человека (сфинкс).

  4. Обязательные правила поведения (законы).

  5. Поселение людей, переселившихся в другую страну (коло­ния).

  6. Жрец в Индии (брахман).

  7. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты).

  8. Большое сильное государство (держава).

  9. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).

  10. Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)

  11. Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).

  12. Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли(каналы).

  13. Гробница египетских фараонов(пирамиды)

  14. Древнеегипетский письменный знак(иероглифы)

  15. Денежный сбор в пользу государства(налог)



































Задание №3

Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!

1 группа

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение



Задание №3

Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!

2 группа

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение









Задание №3

Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!

3 группа



п/п

Вопросы

Финикия

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение









Задание №3

Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!

4 группа

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение



















Задание №3

Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!

5 группа



п/п

Вопросы

Китай

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение







Задание №3

Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!

6 группа



п/п

Вопросы

Ассирийская держава

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение













Конкурс № 4 «Кот в мешке»

По описанию нужно узнать предмет, который находится мешке.

  1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).

  2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).

  3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)

  4. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)

  5. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. "Ложку" клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы "Волшебство!". О каком изобретении идет речь? (компас)

  6. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)

  7. Эту книгу евреи считали священной, а впоследствии эта кни­га стала священной у многих ныне живущих народов (Библия).

  8. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).

  9. Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, уклады­вали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).

10.Их Родина - Индии, весь мир использует их, но почему - то все думают что их родители арабы./цифры/

11. Он состоял у финикийцев из 22 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали использовать остальные народы (алфавит).

12. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).

Конкурс мудрецов:

Конкурс мудрецов

1 группа .Найдите ошибки.

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «ма­шины времени» побывал в Древнем Египте.

  • Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям, - то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщики довезли меня по Нилу до перво­го порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу - горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в ко­торой, как это всем известно, похоронен фараон Тутан-хамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...

  • Перестань выдумывать, - прервали рассказчика слушатели, - ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

Опишите эти ошибки.

2 группа.

Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?


1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал.

2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его.

3. Ты как свинья, пожирающая собственных поросят.

5. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуть­ся: ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница.


3 группа. Ответьте на вопросы.

Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

- Если бы ты только знал, - рассказывал он прия­телю, - какая удивительная страна Индия! Там на кус­тах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

  • Не хочешь - не верь! Я видел собственными гла­зами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точ­но с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжима­ют сок из тростника и уваривают его на огне. Сок ста­новится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

  • Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встре­тил недоверие и удивление?

4 группа

Ответьте на вопросы.

На многих языках слова, обозначающие бумагу, зву­чат сходно. Например, по-немецки бумага - «папир», по-английски - «пэйпер», по-французски - «папье». По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Какая страна является родиной первого материала для письма? Как его изготавливали?

5 группа

Ответьте на вопрос.

Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим биб­лиотекам мира... Все это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические повести и книги по исто­рии. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библи­отека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, все вокруг выго­рело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чем он читал, или же исторический факт.

Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека или она придумана писателями-фан­тастами

(Знание исторических личностей)

Задание: Назовите имя.

О ком идёт речь?

  1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, сар­кофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).


  1. Это один из самых любимых богов египтян. Именно он на­учил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).


  1. Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).


  1. Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).


  1. Он был одним из последних ассирийских царей, очень обра­зованным человеком. Именно по его приказу была собрана библио­тека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания

(Ашшурбанапал).


  1. Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).


  1. При нём Китай стал единым государством и он стал его пер­вым властелином (Цинъ Шихуан).


  1. В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).


  1. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий/Будда/



  1. Китайский мудрец/Конфуций/













Рефлексия.

Фамилия____________Имя____________

Сегодня подошло к концу ваше путешествие по странам Древнего Востока. Я помогу вам перейти границу с Западом если вы раскроете мне тайны древних цивилизаций. Вам придется выполнить сложные задания, но я уверена в том что вы легко справитесь с ними и мы продолжим увлекательное путешествие в историю. Вам будет нелегко, но если работать дружно, в команде, то вас ждёт успех. Для работы вам необходимо знать правила.

Правила работы в группе

  1. Чтобы попросить слово, подними руку.

  2. Говори по теме, понятно, кратко.

  3. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.

  4. Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.

  5. Критически отнесись к мыслям, а не к людям.

  6. Старайся найти наилучшее решение проблемы.

  7. Поощряй других к участию в обсуждении.

  8. Будь доброжелателен и терпим.

  9. Соблюдай правило «трёх нельзя»:
    - нельзя говорить: «всё уже сказали»;
    - нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
    - нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.

  10. Правило уважения: когда говорит один - остальные слушают.

  11. Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.

  12. Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.



2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой.

- работал весь урок активно, 9-10 баллов

- работал с помощью товарищей - 7-8 баллов

- не работал - 4-6 баллов

3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?

а). Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов

б). Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов


в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов





20



© 2010-2022