- Преподавателю
- История
- Повторительно-обобщающий урок по теме Древний Восток
Повторительно-обобщающий урок по теме Древний Восток
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сальникова О.Н. |
Дата | 23.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Древний Восток
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: смешанная командная развивающая игра.
Форма организации ученой деятельности: групповая /командная/
Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.
Задачи:
-
Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
-
Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
-
Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;
- устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план,
схема, тезисы).
Коммуникативные УУД:
- излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
- организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения);
- различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
- преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:- аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Роль и место урока в курсе:
Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.
I Организационный момент
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
Приветствуют учителя
Организуют свое рабочее место
Личностные: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности
II Формулировка темы урока и целеполагание знаний
Демонстрация слайдов с изображение карт государств Древнего Востока
Давайте вспомним, с какими странами мы познакомились? -Сегодня мы с вами подведём итог, путешествуя по странам Востока. Будем перелистывать назад страницы наших знаний о Древнем Востоке. - Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Что нам необходимо повторить на уроке? (Страны Древнего Востока.) - Что нужно вспомнить? (Даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины.) -И что нужно закрепить? (Полученные знания о Древнем Востоке.)
Формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы
Личностные: мотивация к учебной деятельности.
Познавательные: закрепление и углубление знаний, полученных на предыдущем уроке.
Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.
Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформированную учителем; умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса.
III. Актуализация
Самостоятельное выполнение каждым обучающимся задания на новое знание.
Разминка «Кто быстрее».
Я задаю вопросы, а вы отвечаете очень быстро:
- Устройство для подъёма воды (шадуф) -
Служители храмов (жрецы) - Островки зелени (оазисы) - Мелкие предметы, которые защищали египтян от злых духов (амулеты) -
Гроб фараона (саркофаг) - Существо с телом льва и головой человека (сфинкс)
- Как называлась письменность у древних египтян? (иероглифы) - Как звали первого человека на Земле? (Адам)
- Какое прозвище получил город Ниневия? (логовище львов, город крови) -
Царь в Египте (фараон) - Священная книга христиан (Библия) -
Жрец в Индии (брахман) - Большое сильное государство (держава) -
Денежный сбор в пользу государства (налог)
-Индивидуальная работа с тестом, датами и текстом
( дифференциация)(Приложение №1)
-Работа с текстом (дифференциация )
Приложение №2
№.2 работа в парах
Выполняют задание в рабочих тетрадях маршрутный лист на каждом столе
Познавательные: применять полученные знания на практике.
Устные ответы на вопросы.
проверяют, оцениваю свою работу, выставляют отметку в лист самооценки.
Письменный ответ в рабочей тетради.
IV Усвоение знаний и способов действий.
Работа в группе
По алгоритму . Задание №3
Выступают с подготовленными сообщениями
Подготовка сообщений.
V закрепление материала урока, включение нового знания в систему знаний.
- Приступаем к сообщениям. Каждая группа делает свое сообщение,
Работа фронтально(кот в мешке) конкурс знатоков
Регулятивные: умение формулировать свои мысли.
Коммуникативные: умение воспринимать устную информацию.
Устные ответы.
VI Рефлексия.
- Где в жизни вам могут пригодиться полученные сегодня знания и умения?
- Оцените свою работу в паре. Выставьте отметки в лист самооценки. Поставьте итоговую отметку за урок.
Оценивают свою работу и работу партнера по паре.
Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: формирование собственного мнения.
Личностные: проявление эмоционального проявления к отметке.
Отвечают на вопросы.
VII Домашнее задание.
Домашнее задание: прочитать мифы о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре.
Повторно воспринимают задание, уточняют.
Регулятивные: уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.
Приложения
1.Конкурс Терминологическая разминка
-
Устройство для подъёма воды (шадуф).
-
Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
-
Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
-
Обязательные правила поведения (законы).
-
Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония).
-
Жрец в Индии (брахман).
-
Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты).
-
Большое сильное государство (держава).
-
Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
-
Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)
-
Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).
-
Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли(каналы).
-
Гробница египетских фараонов(пирамиды)
-
Древнеегипетский письменный знак(иероглифы)
-
Денежный сбор в пользу государства(налог)
Задание №3
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!
1 группа
2.
Климат
3.
Природа
4.
Крупные реки
5.
Занятия жителей
6.
Культурные достижения и их значение
Задание №3
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!
2 группа
2.
Климат
3.
Природа
4.
Крупные реки
5.
Занятия жителей
6.
Культурные достижения и их значение
Задание №3
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!
3 группа
п/п
Вопросы
Финикия
1.
Географическое положение
2.
Климат
3.
Природа
4.
Крупные реки
5.
Занятия жителей
6.
Культурные достижения и их значение
Задание №3
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!
4 группа
2.
Климат
3.
Природа
4.
Крупные реки
5.
Занятия жителей
6.
Культурные достижения и их значение
Задание №3
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!
5 группа
п/п
Вопросы
Китай
1.
Географическое положение
2.
Климат
3.
Природа
4.
Крупные реки
5.
Занятия жителей
6.
Культурные достижения и их значение
Задание №3
Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!
6 группа
п/п
Вопросы
Ассирийская держава
1.
Географическое положение
2.
Климат
3.
Природа
4.
Крупные реки
5.
Занятия жителей
6.
Культурные достижения и их значение
Конкурс № 4 «Кот в мешке»
По описанию нужно узнать предмет, который находится мешке.
-
Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
-
Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
-
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
-
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
-
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. "Ложку" клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы "Волшебство!". О каком изобретении идет речь? (компас)
-
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
-
Эту книгу евреи считали священной, а впоследствии эта книга стала священной у многих ныне живущих народов (Библия).
-
Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).
-
Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).
10.Их Родина - Индии, весь мир использует их, но почему - то все думают что их родители арабы./цифры/
11. Он состоял у финикийцев из 22 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали использовать остальные народы (алфавит).
12. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).
Конкурс мудрецов:
Конкурс мудрецов
1 группа .Найдите ошибки.
Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.
-
Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям, - то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу - горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутан-хамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...
-
Перестань выдумывать, - прервали рассказчика слушатели, - ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.
Опишите эти ошибки.
2 группа.
Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?
1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал.
2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его.
3. Ты как свинья, пожирающая собственных поросят.
5. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница.
3 группа. Ответьте на вопросы.
Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.
Приятель принял эти слова за шутку.
- Ну какой же ты выдумщик и враль!
-
Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
-
Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!
Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?
4 группа
Ответьте на вопросы.
На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - «папир», по-английски - «пэйпер», по-французски - «папье». По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.
Что это за слово? Какая страна является родиной первого материала для письма? Как его изготавливали?
5 группа
Ответьте на вопрос.
Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира... Все это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические повести и книги по истории. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, все вокруг выгорело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чем он читал, или же исторический факт.
Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека или она придумана писателями-фантастами
(Знание исторических личностей)
Задание: Назовите имя.
О ком идёт речь?
-
Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
-
Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).
-
Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).
-
Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).
-
Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания
(Ашшурбанапал).
-
Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).
-
При нём Китай стал единым государством и он стал его первым властелином (Цинъ Шихуан).
-
В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).
-
Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий/Будда/
-
Китайский мудрец/Конфуций/
Рефлексия.
Фамилия____________Имя____________
Сегодня подошло к концу ваше путешествие по странам Древнего Востока. Я помогу вам перейти границу с Западом если вы раскроете мне тайны древних цивилизаций. Вам придется выполнить сложные задания, но я уверена в том что вы легко справитесь с ними и мы продолжим увлекательное путешествие в историю. Вам будет нелегко, но если работать дружно, в команде, то вас ждёт успех. Для работы вам необходимо знать правила.
Правила работы в группе
-
Чтобы попросить слово, подними руку.
-
Говори по теме, понятно, кратко.
-
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
-
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
-
Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
-
Старайся найти наилучшее решение проблемы.
-
Поощряй других к участию в обсуждении.
-
Будь доброжелателен и терпим.
-
Соблюдай правило «трёх нельзя»:
- нельзя говорить: «всё уже сказали»;
- нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
- нельзя прятать за высказыванием дурное настроение. -
Правило уважения: когда говорит один - остальные слушают.
-
Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
-
Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой.
- работал весь урок активно, 9-10 баллов
- работал с помощью товарищей - 7-8 баллов
- не работал - 4-6 баллов
3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?
а). Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов
б). Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов
в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов
20